НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Спасского районного суда (Рязанская область) от 13.11.2017 № 2А-408/17

2а-408/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 ноября 2017 года г. Спасск-Рязанский

Спасский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи Линевой Ю.А.,

при секретаре Суворовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №6 по Рязанской области к Радионову Сергею Викторовичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России №6 по Рязанской области обратилась в суд с административным иском к Радионову С.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени, в обоснование исковых требований указав, что на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС №6 по Рязанской области состоит в качестве налогоплательщика Радионов С.В. и в соответствии с п.1 ст.23 НК РФ обязан уплачивать законно установленные налоги.

Согласно сведениям, поступившим из ГИБДД в порядке п. 4 ст. 85 НК РФ на административного ответчика зарегистрированы следующие транспортные средства:

автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак: <данные изъяты>, Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN: , год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: <данные изъяты>, Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN: , год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.

автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак: <данные изъяты>, Марка/Модель:<данные изъяты>, VIN: , год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ.

- автомобиль легковой, Государственный регистрационный знак: <данные изъяты>, Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN: , год впуска ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.

Названные транспортные средства являются объектами налогообложения транспортным налогом (ст. 358 НК РФ), мощность двигателя - налоговой базой (ст. 359 НК РФ), а административный ответчик - налогоплательщиком транспортного налога (ст. 357 НК РФ).

Налоговым периодом по транспортному налогу признаётся календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ). Ставки налога, порядок и сроки его уплаты установлены Законом Рязанской области от 22.11.2002 №76-03 «О транспортном налоге на территории Рязанской области». Уплата налога производится вне зависимости от того, эксплуатируется транспортное средство или нет (п. 2 ст. 4 указанного Закона). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы, налоговой ставки, с учётом коэффициента, определяемого как отношение числа месяцев (в том числе неполных), в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (п. 2 и 3 ст. 362 НК РФ). Уплата налога производится в бюджет по месту нахождения транспортного средства не более чем за три налоговых периода на основании налогового уведомления. Налоговое уведомление направляется налогоплательщику налоговым органом не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п. 1 и 3 ст. 363 НК РФ) в срок не позднее 30 дней до наступления срока платежа (п. 2 ст. 52 НК РФ). Срок уплаты транспортного налога 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ).

Радионову С.В. 23.09.2016 г. было направлено налоговое уведомление №78469052 с указанием расчёта суммы транспортного налога, подлежащего уплате в бюджет в размере 7591 руб. за 2015 год.

В связи с неуплатой налога в установленные НК РФ сроки, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени.

Налоговым органом в отношении Радионова С.В. было выставлено требование от 21.12.2016 № 30126 об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме, начисленной на сумму недоимки, пени в размере 48,08 руб.

До настоящего времени обязанность по уплате транспортного налога и пени административным ответчиком не исполнена.

Неисполнение в добровольном порядке административным ответчиком требований контрольного органа об уплате названных обязательных платежей явилось основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогам (ст. 48 НК РФ).

До настоящего времени административный ответчик не исполнил в добровольном порядке Требование об уплате налога, тем самым не выполнил в установленный срок указанные обязанности, возложенные на него действующим законодательством.

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ налоговые органы вправе предъявить требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица в порядке искового производства.

Согласно п. 2 ст. 286 КАС РФ налоговые органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Согласно абз. 3 п. 1 ст. 48 НК РФ административное исковое заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

В соответствии со статьей 333.36 гл.25.3 Налогового кодекса РФ государственные органы освобождаются от обязанности уплаты госпошлины при обращении к мировым судьям.

На основании изложенного, Межрайонная ИФНС №6 по Рязанской области просит взыскать с Радионова С.В. недоимку по транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 7591 руб. за 2015 год, пени в размере 48,08 руб. на общую сумму 7639,08 рублей; возложить на административного ответчика уплату почтовых расходов в сумме 43,50 руб., согласно пункту 6 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства (издержки, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами).

В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №6 по Рязанской области не явился, о дне и времени слушания дела уведомлены судом своевременно и надлежащим образом, уважительности причин неявки в судебное заседание не представили, с заявлением об отложении слушания дела не обращались.

Административный ответчик Радионов С.В. в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела уведомлен судом своевременно и надлежащим образом, уважительности причин неявки в судебное заседание не представил, с заявлением об отложении слушания дела не обращался.

В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административного истца и административного ответчика.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 357 НК РФ плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Исходя из смысла ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены Законом Рязанской области от 22.11.2002 N 76-ОЗ "О транспортном налоге на территории Рязанской области".

В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.

В силу п.2 и п.3 ст.52 Налогового кодекса РФ, обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. Не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.

Согласно п. 4 ст. 52 Налогового кодекса РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с п.4 ст.57 Налогового кодекса РФ, в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В силу п.6 ст.58 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Статья 363 Налогового кодекса РФ регламентирует порядок и сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей по транспортному налогу. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно ст.45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу п.1 и п.2 ст.69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В соответствии со ст.70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.

Судом установлено, что административный ответчик Радионов С.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ владел на праве собственности грузовым автомобилем <данные изъяты>, VIN: год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, мощность двигателя <данные изъяты> л.с.; с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время легковым автомобилем ФИО4, VIN , год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, мощность двигателя <данные изъяты> л.с.; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. грузовым автомобилем <данные изъяты>, VIN: , год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, мощность двигателя <данные изъяты> л.с.; с ДД.ММ.ГГГГ. и по настоящее время легковым автомобилем <данные изъяты>, VIN: , год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, мощность двигателя <данные изъяты> л.с., что подтверждается сведениями по транспортному налогу физических лиц и не оспаривалось стороной административного ответчика.

На основании сведений, полученных налоговым органом из ГИБДД УМВД по Рязанской области (л.д.8), Радионову С.В. исчислен транспортный налог за 2015 год в размере 7591 рубль, в том числе:

- за автомобиль <данные изъяты>, VIN: , государственный регистрационный знак <данные изъяты> в размере 3354 рубля. Транспортный налог подлежит уплате за 2015 год – <данные изъяты> (налоговая база) х 32 (налоговая ставка) х 12 месяцев (период владения ответчиком данным автомобилем) : 12 месяцев (количество месяцев в году) – (0 (переплата) + 0 (частичная оплата)) = 3354 рубля;

- за автомобиль <данные изъяты>, VIN , государственный регистрационный знак <данные изъяты> в размере 170 рублей. Транспортный налог подлежит уплате за 2015 год – <данные изъяты> (налоговая база) х 20 (налоговая ставка) х 1 месяц (период владения ответчиком данным автомобилем) : 12 месяцев (количество месяцев в году) – (0 (переплата) + 0 (частичная оплата)) = 170 рублей;

- за автомобиль <данные изъяты>, VIN: , государственный регистрационный знак <данные изъяты> в размере 2047 рублей. Транспортный налог подлежит уплате за 2015 год – <данные изъяты> (налоговая база) х 23 (налоговая ставка) х 12 месяцев (период владения ответчиком данным автомобилем) : 12 месяцев (количество месяцев в году) – (0 (переплата) + 0 (частичная оплата)) = 2047 рублей;

- за автомобиль <данные изъяты>, VIN: , государственный регистрационный знак <данные изъяты> в размере 2020 рублей. Транспортный налог подлежит уплате за 2015 год – <данные изъяты> (налоговая база) х 20 (налоговая ставка) х 12 месяцев (период владения ответчиком данным автомобилем) : 12 месяцев (количество месяцев в году) – (0 (переплата) + 0 (частичная оплата)) = 2020 рублей.

23.09.2016 года Межрайонной ИФНС №6 в адрес административного ответчика Радионова С.В. заказным письмом направлено налоговое уведомление №78469052 от 13.09.2016г. на уплату транспортного налога в размере 7591 рубль (л.д.9-12).

27.12.2016 года административному ответчику Радионову С.В. административным истцом направлено требование №30126 об уплате налога и пени, начисленных по состоянию на 21.12.2016 года, в котором предложено в срок до 20.02.2017 года уплатить транспортный налог в размере 7591 рубль и пени в размере 48 рублей 08 копеек (л.д.13,14).

18 мая 2017 года мировым судьей судебного участка №38 Спасского районного суда Рязанской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Радионова С.В. транспортного налога и пени в размере 7639 рублей 08 копеек, который определением мирового судьи судебного участка №38 Спасского районного суда Рязанской области от 06.06.2017 года был отменен, в связи с поступлением возражений от ответчика Радионова С.В. (л.д.28).

Рассматриваемый в настоящее время иск налоговая инспекция подала 13.09.2017г.

Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что заявление о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, сроки обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженностей по транспортному налогу и пеней административным истцом не пропущены.

За административным ответчиком Радионовым С.В. числится задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 7 591 рублей.

Доказательств оплаты указанной недоимки по транспортному налогу в размере 7591 руб. за 2015 год в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, стороной административного ответчика суду не представлено.

На данную задолженность налоговой инспекцией начислены пени в размере 48,08 руб., что подтверждается расчетом пени, который проверен судом, признан правильным и административным ответчиком не оспаривался.

Что касается представленной в материалы дела административным ответчиком Радионовым С.В. копии справки об инвалидности №5988865 от 16.04.2009 года, суд приходит к следующему.

Положения ст.23 НК РФ во взаимосвязи с нормами п.п.3 п.1 ст.21 НК РФ предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие, что основания, с появлением которых законодательство о налогах и сборах связывает наличие у налогоплательщика права на налоговую льготу, действительно возникли.

Согласно п.30 ст.10 Закона Рязанской области (ред. от 30.11.2016) "О налоговых льготах" (принят Постановлением Рязанской областной Думы от 29.04.1998 N 68) (вместе с "Положением о порядке предоставления налоговых льгот") освобождаются от уплаты авансовых платежей по транспортному налогу в текущем налоговом периоде налогоплательщики - организации и уплаты транспортного налога по итогам налогового периода налогоплательщики - организации и физические лица: инвалиды всех категорий, имеющие в собственности легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил включительно или мотоциклы (мотороллеры) с мощностью двигателя до 45 лошадиных сил включительно (льгота предоставляется на одну единицу из указанных транспортных средств по выбору налогоплательщика).

Таким образом, право на налоговую льготу носит заявительный характер.

Из представленных Межрайонной ИФНС РФ №6 по Рязанской области сведений №22-03/11302 от 07.11.2017 года следует, что Радионов С.В. с заявлением о предоставлении налоговой льготы на транспортное средство, находящиеся у него во владении в спорный период времени, не обращался, обратного административным ответчиком суду не представлено.

Таким образом, учитывая, что административный ответчик, будучи плательщиком транспортного налога, своевременно и в полном объеме свою обязанность по уплате налога за 2015 год и пени не исполнил, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований административного истца о взыскании с ответчика задолженности по транспортному налогу в сумме 7591 руб., а также пени в размере 48,08 руб. за 2015 год.

В соответствии с ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Поскольку административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме, то в силу приведенной выше нормы закона суд считает необходимым взыскать с административного ответчика Радионова С.В., в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 400 руб.

Согласно п. 6 ст.106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами.

Стороной истца были понесены судебные расходы, связанные с направлением административного искового заявления ответчику в сумме 43,50 руб., что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 18.09.2017г. и не оспаривается административным ответчиком.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.46, 157, 175-180, 227, 293, 294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №6 по Рязанской области удовлетворить.

Взыскать с Радионова Сергея Викторовича задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 7 591 (семь тысяч пятьсот девяносто один) рубль, пени за просрочку уплаты транспортного налога в размере 48 (сорок восемь) рублей 08 копеек.

Взыскать с Радионова Сергея Викторовича государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 (четыреста) рублей.

Взыскать в Радионова Сергея Викторовича почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами в размере 43 (сорок три) рубля 50 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Спасский районный суд Рязанской области в течение месяца со дня вынесения решения.

Судья Ю.А. Линева