НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Спасского районного суда (Приморский край) от 14.12.2016 № 2А-2132/16

№2а-2132/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 декабря 2016 года г. Спасск-Дальний

Спасский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Сивер Н.А.,

при секретаре судебного заседания Смотровой В.В.,

с участием представителя административного истца Межрайонной инспекции ФНС по <адрес>Марченко С.Ю.,

административного ответчика Шевандронова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС по <адрес> к Шевандронову С.В. о взыскании налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год и пени,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец МИ ФНС по <адрес> обратился в суд к административному ответчику Шевандронову С.В., ссылаясь на то, что согласно сведениям Спасского отдела Росреестра по <адрес>, в инспекцию согласно пункту 9.1. статьи 85 Кодекса, на территории округа Спасск<адрес>Шевандронов С.В. является владельцем имущества: здание, строение, сооружение по <адрес>, в <адрес>, в <адрес>.

В соответствии со ст.1 Закона РФ № 2003-1 от 09.12.1991 года (в ред. от 02.11.2013 г.) «О налогах на имущество физических лиц» “плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения”. Налоговой базой признается инвентаризационная стоимость такого имущества.

Согласно ст. 3 Закона РФ № 2003-1 от 09.12. 1991 года (в ред. от 29.06.2012 г.) «О налогах на имущество физических лиц», «ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости».

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на имущество: лиц на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Согласно п. 10 ст. 5 Закона РФ № 2003-1 от 09.12. 1991 года (в ред. от 29.06.2012 г.) «О налогах на имущество физических лиц» направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог не более чем за три налоговых предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения уведомления.

Согласно направленного в адрес ответчика налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ. должнику надлежало оплатить налог на имущество лиц за ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме <сумма 1>. После получения налогового уведомления в установленный законодательством, налог на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ г. должник не уплатил.

Согласно ст. 75 НК РФ предусмотрена уплата пени за несвоевременную оплату налога на физических лиц в сумме <сумма 2> за период образования недоимки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Сумма пени рассчитана инспекцией исходя из сумм недоимки по налогам, сложившейся на дату расчета пени, а так же из текущей недоимки, подлежащей взысканию по заявлению.

Обоснование к начислению пени, а именно, несвоевременность уплаты налога на физических лиц, подтверждается выпиской из КРСБ (информационный ресурс инспекции), приложенной к иску.

Налоговым кодексом РФ установлен обязательный досудебный порядок взыскания пени, заключающийся в направлении налогоплательщику требований на уплату налогов и пени - ст. 69, п. 2 ст. 48 НК РФ.

В соответствии со ст. 45, 48, 69 НК РФ в связи с неуплатой налогов и пени, в адрес должника направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ с предложением уплатить налоги и пени. Требование направлялось плательщику заказным письмом, что подтверждается копией почтовых отправлений (прилагается). Согласно императивной норме закона (п. 6 ст. 69 НК РФ), требования считаются полученными налогоплательщиками по истечении шести дней с даты направления заказного письма, следовательно, досудебный порядок урегулирования спора инспекцией соблюден. После получения требований задолженность ответчик не погасил

В порядке ст. 48 НК РФ, в пределах шести месяцев со дня, установленного для требований об уплате налога и пени инспекция обратилась в суд за взысканием по налогам и пени с заявлением на выдачу судебного приказа на взыскание налогов и пени, но судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ был отменен определением об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ.

До настоящего времени задолженность ответчиком не погашена.

На основании изложенного, просит взыскать с Шевандронова С.В. в пользу бюджета задолженность в общей сумме <сумма 3>., из них: налог на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме <сумма 1>.; пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц: за период действия недоимки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <сумма 2>.

В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной инспекции ФНС России по <адрес> исковые требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные выше.

Административный ответчик Шевандронов С.В. в судебном заседании и в письменных возражениях административный иск не признал и показал, что в соответствии с п. 2 ст. 5 Закона , налог на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. В соответствии с пунктом 9.1 статьи 85 НК РФ сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налога на имущество физических лиц, представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный технический учет, ежегодно до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года. Таким образом, на законодательном уровне было определено, что сведения об инвентаризационной стоимости, используемые для исчисления налога на имущество физических лиц, налоговый орган должен был применять именно те, что были предоставлены ему соответствующим органом до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года. Следовательно, административный истец, по его мнению, обязан был использовать только те сведения для исчисления налога на имущество ответчика по нежилым помещениям, принадлежащим ответчику и расположенным по адресу: <адрес>, кадастровый , которые были ему предоставлены Ростехинвентаризацией до ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из норм действующего законодательства, у налоговых органов отсутствуют правовые основания для применения в целях налогообложения инвентаризационной стоимости, представленной после ДД.ММ.ГГГГ, включая применение таких сведений при выявлении ошибок в ранее представленных сведениях. Для целей исчисления налога используются только данные, предоставленные до ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, не могут быть использованы данные предоставленные позднее ДД.ММ.ГГГГ, включая применение таких данных при выявлении ошибок, ранее поданных в налоговый орган, ни уполномоченные органы, ни неуполномоченные органы не вправе направлять после ДД.ММ.ГГГГ сведения об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, полагает административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В силу пункта 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Согласно пункту 6 статьи 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК РФ.

Пунктом 1 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

До 1 января 2015 года действовал Закон Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 2003-1).

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 284-ФЗ), в соответствии с которым Налоговый кодекс Российской Федерации дополняется новой главой "Налог на имущество физических лиц". С указанной даты утрачивает силу Закон N 2003-1.

Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 года, осуществляются в порядке, установленном НК РФ, с учетом положений Закона N 2003-1, действующего до дня вступления в силу Закона N 284-ФЗ (часть 1 статьи 3 Закона N 284-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона N 2003-1 и статьи 400 НК РФ (в ред. Закона N 284-ФЗ) физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, признаются плательщиками налога на имущество физических лиц.

В силу пункта 11 статьи 5 Закона N 2003-1 перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога.

Согласно пункту 3 статьи 409 НК РФ направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Из материалов дела усматривается, Шевандронов С.В. является владельцем имущества, в частности здания, строения, сооружения по <адрес> (кадастровый ).

За ДД.ММ.ГГГГ. административному ответчику был исчислен налог на имущество физических лиц,с учётом переплат, в размере <сумма 1>, из которых <сумма 4> в отношении здания, строения, сооружения по <адрес> с кадастровым номером , исходя из инвентаризационной стоимости <сумма 5>, предоставленное письмом Отделением Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Межрайонной ИФНС России по <адрес>Шевандронову С.В. направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество физических лиц в сумме <сумма 1>, со сроком оплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание представитель административного истца представил уточненное административное исковое заявление, согласно которому, срок уплаты данного налога указан ошибочно, и подлежал уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, в установленный срок ответчик не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов.

Поскольку оплата налога на имущество физических лиц не поступила, истец в порядке ст. 48 НК РФ обратился к мировому судье судебного участка судебного района <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности по налогу и пени на имущество.

Судебным приказом от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи судебного участка участка судебного района <адрес> с Шевандронова С.В. была взыскана задолженность по налогу и пени на имущество. В связи с поступившими от ответчика Шевандронова С.В. возражениями указанный судебный приказ был отменен определением мирового судьи судебного участка 58 судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Не оплачивая налога на имущество физических лиц в сумме <сумма 1> в отношении здания, строения, сооружения по <адрес> с кадастровым номером , административный ответчик Шевандронов С.В. в судебном заседании указал на то, что при расчете налога Межрайонная ИФНС России по <адрес> не имела права применять инвентаризационную стоимость объекта, полученную в ДД.ММ.ГГГГ году, инвентаризационная стоимости неоднократно менялась.

Оценивая данный довод административного ответчика, суд исходит из следующего:

В силу п. 2 ст. 5 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц " (в ред. 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ) налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

Вместе с тем, Федеральным законом № 306-ФЗ от 02.11.2013 г. в п. 2 ст. 5 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц " внесены изменения, согласно которым налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01.03.2013 г., с учетом коэффициента-дефлятора.

Положения Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц " (в ред. Федерального закона № 306-ФЗ от 2 ноября 2013 г.) применяются, начиная с исчисления налога на имущество физических лиц за 2013 год.

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 85 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года) сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налога на имущество физических лиц, представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный технический учет, ежегодно до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года.

С 1 января 2013 года государственный учет объектов капитального строительства осуществляется Росреестром. При этом в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости, производится их государственная кадастровая оценка (глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").

Согласно положениям части 3 статьи 44 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровые инженеры осуществляют в установленном Законом N 221-ФЗ порядке кадастровую деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства с 1 января 2013 года. При этом с 1 января 2013 года и до 1 января 2014 года эту кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, которые до 31 декабря 2012 года имели право осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости.

Таким образом, с 1 января 2013 года и до 1 января 2014 года организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации (БТИ) вправе осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости и, соответственно, выдавать справки об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, предоставлять данные сведения в налоговые органы для исчисления налога.

Между тем, согласно Закону Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (действовавшего в спорный период) для целей исчисления налога на имущество физических лиц применяется инвентаризационная стоимость объектов недвижимого имущества (жилых домов, квартир, дач, гаражей, прочих строений, помещений, сооружений).

Минфином России в своих Письмах от 1 марта 2013 года N 03-05-04-01/6108, от 6 августа 2013 года N 03-05-04-01/31566, от 26 сентября 2013 года N 03-05-04-01/39954 по вопросу исчисления налога на имущество указано, что в целях постепенного перехода к осуществлению государственного кадастрового учета объектов капитального строительства Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" до 1 января 2013 года был установлен переходный период, в течение которого государственный учет объектов капитального строительства осуществлялся органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, а также подведомственными органу кадастрового учета государственными бюджетными учреждениями.

По смыслу приведенных выше норм закона налоговый орган не производит расчет инвентаризационной стоимости недвижимого имущества, а использует информацию, полученную от уполномоченного органа, в том числе посредством автоматизированных информационных систем, посредством автоматического приема сведений об инвентаризационной стоимости имущества.

Иной порядок расчета при определении суммы налога на имущество физических лиц действующим законодательством не предусмотрен, налоговый орган не влияет на поступающие к нему в обработку данные об инвентаризационной стоимости недвижимости.

В случаях определения налоговой базы из инвентаризационной стоимости объекта, исчисляемой с учетом коэффициента-дефлятора, налоговый орган может лишь использовать последние данные об инвентаризационной стоимости, представленные в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 г. (ст. 404 НК РФ). Возможности пересмотра (изменения) данных об инвентаризационной стоимости этой статьей не предусматривается.

Как достоверно установлено в судебном заседании налог на здание, строение, сооружение по <адрес>, в <адрес> с кадастровым номером исчислен исходя из сведений, полученных в ДД.ММ.ГГГГ году - из инвентаризационной стоимости <сумма 5>, предоставленное письмом Отделением Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. , между тем, согласно имеющимся в материалах дела сведений из того же источника - Отделение Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по <адрес>, инвентаризационная стоимость того же объекта недвижимости, сообщения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, составляет <сумма 6>.

Проанализировав приведенные выше правовые нормы, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что при расчёте налога Межрайонная ИФНС России по <адрес> не имела права применять инвентаризационную стоимость объекта, полученную в ДД.ММ.ГГГГ году, кроме того, суд учитывает, что сведения об инвентаризационной стоимости спорного объекта недвижимости, полученные из одного источника в один и тот же период, противоречивы, в связи с чем, в удовлетворении требований МИ ФНС по <адрес> к Шевандронову С.В. о взыскании налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год и пени следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административно искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к Шевандронову С.В. о взыскании налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год и пени – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца через Спасский районный суд.

Судья Н.А. Сивер