НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г.Тулы (Тульская область) от 31.08.2023 № 2-15

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 августа 2023 года город Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе

председательствующего Свиридовой О.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Хаулиной Е.А.,

с участием представителя истца Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области по доверенности Филатовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 71RS0028-01-2023-001649-56 (производство № 2-1585/2023) по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области к Струковой Марине Борисовне о взыскании незаконно полученных сумм социальных выплат,

установил:

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области обратилось в суд с иском к Струковой М.Б. о взыскании незаконно полученных сумм социальных выплат, указав в обоснование заявленных требований, что Струкова М.Б. является получателем страховой пенсии по старости и федеральной социальной доплаты в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О государственной помощи», право на получение которой согласно действующему законодательству имеют граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации и являющиеся получателями пенсии.

Между тем, в декабре 2022 года ответчику стало известно, что с 2013 года Струкова М.Б. проживает и осуществляет трудовую деятельность на территории Эстонской Республики.

Истец просил взыскать в ответчика Струковой М.Б. незаконно полученную федеральную доплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 732810,64 рублей, единовременную денежную выплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5000 рублей и единовременную денежную выплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10000 рублей.

Представитель истца Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области по доверенности Филатова Е.Н. в судебном заседании доводы искового заявления поддержала по изложенным в нем основаниям, просила его удовлетворить, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.

Ответчик Струкова М.Б. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена в установленном законом порядке, в письменных возражения исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, сославшись на ошибку ответчика при осуществлении соответствующих выплат, поскольку она Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области в заблуждение не вводила, периодически бывает на территории Российской Федерации, осуществляя трудовую деятельность на территории другого государства. Просила отложить судебное заседание на ДД.ММ.ГГГГ в связи с выполнением обязательств трудового договора в другой стране.

Рассмотрев ходатайство ответчика об отложении судебного заседания, суд определил в его удовлетворении отказать, с учетом процессуальных сроков рассмотрения дел, установленных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Поскольку ответчик о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, рассматривать иск в ее отсутствие не просила, а представитель истца в судебном заседании не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства, суд, руководствуясь частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика в порядке заочного производства.

Выслушав объяснения представителя истца Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области по доверенности Филатовой Е.Н., изучив материалы гражданского дела, руководствуясь положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязанности доказывания обстоятельств по заявленным требованиям и возражениям каждой стороной, об отсутствии ходатайств о содействии в реализации прав в соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также требованиями статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об определении судом закона, подлежащего применению к спорному правоотношению, суд по существу спора приходит к следующему.

Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права по своей воле и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.

Как установлено пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В соответствии с пунктами 1-2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно пункту 1 стать 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной помощи» установлено, что общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной помощи» федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 2016 года № 385-ФЗ «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию» гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации и являющимся по состоянию на 31 декабря 2016 года получателями пенсий, которые назначены в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотам наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также иных пенсий, выплата которых производится Пенсионным фондом Российской Федерации, осуществляется единовременная денежная выплата в размере 5 тысяч рублей.

Единовременная денежная выплата производится в январе 2017 года органами, осуществляющими соответствующее пенсионное обеспечение, на основании документов, содержащихся в выплатном или пенсионном деле, без подачи гражданами заявления об осуществлении единовременной денежной выплаты.

Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 2021 года № 486 «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию» право на единовременную денежную выплату имеют граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации и являющиеся по состоянию на 31 августа 2021 года получателями пенсий, которые назначены в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также иных пенсий. Единовременная денежная выплата осуществляется в сентябре 2021 года территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании документов, содержащихся в выплатном или пенсионном деле, без подачи гражданами заявления об осуществлении единовременной денежной выплаты в размере 10000 рублей.

Исходя из изложенного, право на федеральную доплату имеют пенсионеры, которые проживают (пребывают) на территории Российской Федерации, не осуществляют работу, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», и общая сумма материального обеспечения которых меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации, в которых пенсионеры проживают. Право на единовременную денежную выплату имеют граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации и являющиеся получателями пенсии.

В соответствии с пунктом 12 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной помощи» пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежа обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращении ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлена ответственность физических и юридических лиц за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для назначения и выплаты страховой пенсии.

Согласно пункту 5 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменений размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ответчик Струкова М.Б. с 23 сентября 2013 года является получателем страховой пенсии по старости и федеральной социальной доплаты в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной помощи». Также в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 2016 года № 385-ФЗ «О единовременно денежной выплате гражданам, получающим пенсию» и Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию» Струковой М.Б. была выплачена единовременная денежная выплата в размере 5000 рублей и 10000 рублей.

В заявлении о назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ Струкова М.Б. указала, что не работает. Также ответчик была предупреждена о необходимости извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или ее прекращении.

Между тем, согласно формуляра об обращении за пенсией и формуляра о пенсионном стаже, поступивших в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ из Департамента социальной страхования Эстонской Республики, с 2013 года Струкова М.Б. проживает и осуществляет трудовую деятельность на территории Эстонской Республики.

Не представление Струковой М.Б. сведений о выезде за пределы Российской Федерации и осуществления трудовой деятельности на территории другого государства привело к незаконной выплате федеральной социальной доплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 732810,64 рублей, единовременной денежной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5000 рублей и единовременной денежной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10000 рублей.

Представленный истцом расчет указанных доплат судом проверен и признан арифметически верным, соответствующим произведенным Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области социальных выплат.

Согласно пункту 2 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2003 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии или прекращение ее выплаты, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, виновные лица возмещают причиненный ущерб Пенсионному фонду Российской Федерации в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

В силу статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов субъектов гражданских правоотношений.

Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Судебной защите подлежит нарушенное право (пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должно действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса. При этом избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.

Тем самым гражданское законодательство исходит из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

Проанализировав вышеизложенные конкретные обстоятельства в совокупности с приведенными нормами материального права, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку истцом в адрес ответчика не были представлены сведения об отсутствии факта постоянного проживания на территории Российской Федерации, при тех обстоятельствах, что при назначении страховой пенсии Струкова М.Б. сослалась на факт постоянного проживания на территории Российской Федерации, что явилось основанием для начисления соответствующих социальных выплат.

Возражения ответчика судом отклоняются, как основанные на ошибочном понимании норм действующего законодательства, поскольку именно на пенсионера возложена обязанность безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежа обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращении ее выплаты, что Струковой М.Б. выполнено не было.

В соответствии с частью 2 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям.

Как следует из пункта 5 разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» при предъявлении иска совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие) распределение судебных издержек производится с учетом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор, и фактического процессуального поведения каждого из них. Если лица, не в пользу которых принят судебный акт, являются солидарными должниками или кредиторами, судебные издержки возмещаются указанными лицами в солидарном порядке.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Истец при подаче иска в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.

Исходя из размера удовлетворенных судом исковых требований и положений пункта 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, размер подлежащей уплате государственной пошлины будет составлять 10 678 рублей, которую суд считает необходимым взыскать с ответчика.

Рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании исковых требований, руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области к Струковой Марине Борисовне о взыскании незаконно полученных сумм социальных выплат удовлетворить.

Взыскать со Струковой Марины Борисовны <данные изъяты> в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области (ОГРН 1027100742712, ИНН 7106015458, КПП 710601001) следующие незаконно полученные суммы социальных выплат:

- федеральную доплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 732810 (семьсот тридцать две тысячи восемьсот десять) рублей 64 копейки;

- единовременную денежную выплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5000 (пять тысяч) рублей;

- единовременную денежную выплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10000 (десять тысяч) рублей.

Взыскать со Струковой Марины Борисовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в доход муниципального образования город Тула государственную пошлину в размере 10678 (десять тысяч шестьсот семьдесят восемь) рублей.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий