НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г.Тулы (Тульская область) от 26.01.2017 № 2-131/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 января 2017 года г. Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе

председательствующего Бездетновой А.С.,

при секретаре Жадик А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-131/2017 по иску Погудина А.А. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области о выплате средств пенсионных накоплений,

у с т а н о в и л :

Погудин А.А. обратился в суд с иском к ГУ-УПФР в г. Туле о выплате средств пенсионных накоплений. В обоснование заявленных требований ссылался на то, что являлся участником программы софинансирования пенсий, и в ДД.ММ.ГГГГ им были уплачены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты>. В специальной части его индивидуального лицевого счета застрахованного лица размер денежных средств пенсионных накоплений определен в соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (в редакции, действовавшей до 01.01.2015 г.). Производя уплату дополнительных страховых взносов он полагал, что в соответствии с указанным Законом от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ ему будет определен и выплачен размер взноса на софинансирование пенсионных накоплений исходя из увеличенной в четыре раза суммы дополнительных страховых выплат, а именно <данные изъяты>. Однако по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ ему была выплачена единовременная выплата средств пенсионных накоплений в размере <данные изъяты>. В выплате оставшихся <данные изъяты> ответчик отказал по причине установления ему пенсии с учетом норм Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Считает отказ необоснованным, поскольку на момент формирования указанных накоплений он являлся получателем пенсии (с 16.05.2011 г.) в соответствии со ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которая ему была назначена со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Данный Закон не предусматривает положений о порядке исчисления размера пенсии, в связи с чем размер пенсии может быть исчислен либо по нормам Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», либо по нормам Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». По наиболее выгодному варианту ему пенсия была исчислена по нормам Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». По достижении 60 лет он за установлением трудовой пенсии не обращался. Просил суд обязать ГУ-УПФР в г. Туле выплатить ему средства пенсионных накоплений с учетом четырехкратного софинансирования пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, в размере <данные изъяты>.

В судебном заседании истец Погудин А.А. и его представитель по заявлению Погудина В.М. заявленные исковые требования поддержали и просили удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ-УПФР в г. Туле по доверенности Морозова А.А. в судебном заседании заявленные истцом требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, ссылаясь на отсутствие законных оснований для выплаты истцу пенсионных накоплений с учетом четырехкратного увеличения, так как он являлся получателем трудовой пенсии по старости.

Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства и материалы пенсионного дела истца, суд приходит к следующему.

Статьей 2 Федерального закона от 30.11.2011 N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ) (далее - Закон N 360-ФЗ) определены следующие виды выплат за счет средств пенсионных накоплений: единовременная выплата средств пенсионных накоплений (далее - единовременная выплата); срочная пенсионная выплата; накопительная пенсия.

Застрахованное лицо имеет право обратиться за назначением выплат за счет средств пенсионных накоплений, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, к тому страховщику, у которого застрахованное лицо на день обращения за назначением соответствующей выплаты формирует пенсионные накопления (пункт 1 статьи 3 Закона N 360-ФЗ).

Размер выплат, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета либо на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица на день, с которого назначается соответствующий вид выплат, но не менее суммы гарантируемых средств, определяемой в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" (пункт 3 статьи 3 Закона N 360-ФЗ).

Согласно Правилам единовременной выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионных накоплений застрахованным лицам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2009 N 1047 (в редакции, действующей в спорный период), Территориальный орган Фонда в течение 1 месяца со дня получения заявления и документов, в том числе представленных в соответствии с пунктом 4 (2) настоящих Правил: определяет на основании выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица подлежащую выплате сумму средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части этого счета на день вынесения решения о назначении единовременной выплаты, затем выносит решение о назначении единовременной выплаты или мотивированное решение об отказе в ее назначении по формам, утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Из материалов пенсионного дела истца следует, что ДД.ММ.ГГГГ истцом, вступившим в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, уплачены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ., а в ДД.ММ.ГГГГ истцом были перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ Всего за все периоды было уплачено <данные изъяты>

Согласно выписке из специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица Погудина А.А. о его дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии, данные дополнительные страховые взносы софинансированы с применением государственной поддержки в порядке, установленном ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 56-ФЗ.

По заявлению истца от ДД.ММ.ГГГГ ему была произведена единовременная выплата средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, в сумме <данные изъяты>. в соответствии с решением от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратился за единовременной выплатой средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о выплате <данные изъяты>., то есть без учета четырехкратного размера взносов, софинансированных с применением государственной поддержки.

Истец полагает, что в связи с произведенным с государственной поддержкой софинансированием дополнительных страховых взносов, уплаченных им на формирование накопительной части трудовой пенсии, в результате чего размер дополнительных страховых взносов увеличивается в 4 раза, ему должна была быть произведена выплата еще <данные изъяты>., которую он и просил обязать выплатить ответчика.

Давая оценку заявленным истцом требованиям, суд находит их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральным законом от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" в целях стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации") определен порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, установлен порядок и условия уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений.

Так, в соответствии со ст. ст. 3-5 указанного Федерального закона № 56-ФЗ участниками правоотношений по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, застрахованным лицом и/или его работодателем могут производиться платежи в целях формирования пенсионных накоплений.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ государственная поддержка формирования пенсионных накоплений состоит во взносах на софинансирование формирования пенсионных накоплений, осуществляемых за счет средств Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета, и передаваемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в пользу застрахованного лица, уплатившего дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Статьей 10 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (в редакции, действующей в спорный период) предусмотрено, что поступающие в Пенсионный фонд Российской Федерации суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателя до их отражения в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица инвестируются в порядке, установленном для инвестирования страховых взносов на финансирование накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (часть 1).

Дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, взносы работодателя, а также доход от их инвестирования отражаются Пенсионным фондом Российской Федерации в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Из частей 1, 2, 3 статьи 12 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ следует, что право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, имеют застрахованные лица, вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года. При этом застрахованные лица, вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии после дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", имеют право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в случае, если на день подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии они не являются получателями ни одного из видов пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации либо ежемесячного пожизненного содержания, выплачиваемого пребывающему в отставке судье, за исключением лиц, которые являются получателями пенсий в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений осуществляется в течение 10 лет начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию. Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений предоставляется в текущем календарном году застрахованным лицам, уплатившим в предыдущем календарном году дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию в сумме не менее 2 000 рублей.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более <данные изъяты> рублей в год.

В силу части 2 той же статьи 13 Федерального закона № 56-ФЗ (в редакции от 12.03.2014 г., действовавшей до 01.01.2015 г.) размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, достигших возраста, установленного пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и не обратившихся за установлением ни одной из частей трудовой пенсии, определяется исходя из увеличенной в четыре раза суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 48 000 рублей в год.

Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений рассчитывается Пенсионным фондом Российской Федерации с учетом условий предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений, определенных настоящим Федеральным законом, в отношении каждого застрахованного лица на основании данных индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования. Взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений включаются в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц (п. 3, 4 ст. 13 Федерального закона № 56-ФЗ).

Исходя из смысла вышеприведенных положений Федерального закона от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ (в редакции от 12.03.2014 г., действовавшей до 01.01.2015 г.) правом на государственную поддержку софинансирования формирования пенсионных накоплений обладают застрахованные лица, вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии после 01.10.2008 г., в случае, если на день подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии они не являются получателями ни одного из видов пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации либо ежемесячного пожизненного содержания, выплачиваемого пребывающему в отставке судье, за исключением лиц, которые являются получателями пенсий в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Как следует из материалов дела и установлено судом, Погудин А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, с ДД.ММ.ГГГГ являлся получателем трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а с 16.05.2014 г. – трудовой пенсии по старости на общих основаниях.

Данный Закон РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 не предусматривает порядка расчета пенсий, назначаемых со снижением общеустановленного пенсионного возраста, в связи с чем при назначении пенсии по нормам указанного Закона расчет пенсии может быть произведен как по нормам Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», либо по нормам Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Из материалов пенсионного дела истца Погудина А.А. следует, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости на общих основаниях со снижением общеустановленного пенсионного возраста, и расчет назначенной ДД.ММ.ГГГГ пенсии истцу произведен по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с выплатой базовой и страховой частей трудовой пенсии.

Данное обстоятельство подтверждается материалами пенсионного дела истца и подробным расчетом его пенсии, представленном в ответе на запрос от ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, на момент участия истца в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в ДД.ММ.ГГГГ истец фактически являлся получателем базовой и страховых частей трудовой пенсии, из буквального содержания поданного им заявления ДД.ММ.ГГГГ обращался за получением именно трудовой пенсии, в связи с чем не имел права на размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений исходя из увеличенной в четыре раза суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченной им за истекший календарный год.

Доводы истца и его представителя о том, что определение размера пенсии, назначенной с ДД.ММ.ГГГГ было произведено вне его выбора, противоречит поданному ДД.ММ.ГГГГ заявлению о назначении трудовой пенсии. Кроме того, на протяжении всего периода с ДД.ММ.ГГГГ истец фактически получал начисленную трудовую пенсию, включающую в составе расчета базовую и страховую часть, заявлений о переходе на социальную пенсию не подавал.

Утверждение представителя истца о том, что в отсутствие заявления о назначении частей трудовой пенсии не имеется препятствий для произведения выплат софинансированных с применением государственной поддержки сумм пенсионных накоплений, противоречит вышеприведенным положениям законодательства.

То обстоятельство, что фактически произведен учет софинансированных с применением государственной поддержки сумм пенсионных накоплений истца с применением четырехкратного размера начислений, и размер его страховых взносов в этом размере учтен на его индивидуальном лицевом счете, что подтверждается выпиской от ДД.ММ.ГГГГ, не может являться основанием в силу вышеприведенных положений законодательства для выплаты сумм пенсионных накоплений с учетом данных страховых взносов, что не умаляет пенсионных прав истца, поскольку увеличение суммы страховых взносов в порядке ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ производится из средств Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета, и передаваемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в пользу застрахованного лица, уплатившего дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, и истец своими средствами в данном процессе не участвует.

Таким образом, утверждение истца о том, что безосновательно начисленные ему суммы пенсионных накоплений, учтенные на его индивидуальном лицевом счете подлежат выплате ему, противоречит вышеприведенным положениям законодательства, более того, нарушает конституционное право на равноправие, закрепленное в статьях 18 и 19 Конституции РФ.

К тому же, положениями ст. 15.1 Федерального закона от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ предусмотрена возможность корректировки сведений о суммах дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений и дохода от их инвестирования.

В связи с изложенным заявленные истцом требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь положениями ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении иска Погудина А.А. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области о выплате средств пенсионных накоплений отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий А.С. Бездетнова.