НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г.Тулы (Тульская область) от 22.06.2022 № 2-1358/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июня 2022 года город Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Бездетнова А.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Жигало И.В.,

с участием истца Попова М.М., представителя ответчика Фалдиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело УИД № 71RS0028-01-2022-001584-41 (производство № 2-1358/2022) по иску Попова М.М. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области (далее ГУ-ОПФР по Тульской области) о признании права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста,

у с т а н о в и л :

Попов М.М. обратился в суд с иском к ГУ-ОПФР по Тульской области о признании права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста. В обоснование иска ссылался на то, что ДД.ММ.ГГГГ он, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста на основании ст. 28.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Решением от ДД.ММ.ГГГГ в назначении такой пенсии истцу было отказано ввиду недостижения возраста выхода на пенсию исходя из принятых к учету периодов проживания в зоне радиоактивного загрязнения. С данными выводами истец не согласен, поскольку в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по дату обращения за назначением пенсии он проживал и состоял на регистрационном учете по адресу: <адрес>, которая до ДД.ММ.ГГГГ относилась к территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. В том числе, ответчиком не было учтено, что в период службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проживал в <адрес> по месту своего жительства в период предоставленного ему срочного отпуска, что в соответствии с примечаниями к ст. 32-35 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» дает право на первоначальное снижение пенсионного возраста на 1 год. Просил суд с учетом уточнений признать его право на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года с установлением факта проживания его в зоне радиоактивного загрязнения <адрес> период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика назначить ему страховую пенсию со снижением общеустановленного пенсионного возраста, взыскать судебные расходы в виде уплаченной за подачу искового заявления госпошлины.

В судебном заседании истец Попов М.М. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ-ОПФР по Тульской области по доверенности Фалдина А.В. в судебном заседании заявленные истцом требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, полагала, что решение от ДД.ММ.ГГГГ вынесено обоснованно, поскольку на дату обращения за назначением пенсии право отсутствует.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет; страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально -экономическим статусом (пункт 8).

Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 10 названного Федерального закона, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Исходя из примечания к ст.ст. 32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория г. Ефремова Тульской области отнесена к зоне с льготным социально-экономическим статусом. Согласно Распоряжения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582, данная территория к зонам радиоактивного загрязнения не отнесена.

Таким образом, территория <адрес> относилась к зонам радиоактивного загрязнения (зона с льготным социально-экономическим статусом) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 7 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и" пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденного Постановлением Минтруда РФ и ПФР от ДД.ММ.ГГГГпа, к заявлению о назначении пенсии по старости граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, должны быть приложены документы о проживании или работе в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

П. 100 Перечня от ДД.ММ.ГГГГн указано, что в качестве документов, подтверждающих проживание и работу в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, принимаются: удостоверения установленного образца, документы, подтверждающие проживание в указанных зонах (регистрация по месту жительства или месту пребывания).

Как следует из паспорта истца Попова М.М., он, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес> по месту жительства, что также подтверждается ответом из ОАСР УВМ УМВД России по <адрес>. Судом также установлено, следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной АО ОЕИРЦ, и не оспаривается ответчиком, что Попов М.М. был зарегистрирован по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривается ответчиком.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 376-ФЗ) местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Статьей 2 этого же Закона место жительства было определено как жилой дом, квартира, служебное помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 указанного Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (статья 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").

Однако понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных как в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"), так и в других нормативных актах.

При этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, а также видом такой регистрации, поскольку согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (Определение Конституционного Суда РФ от 04.03.2004 г. № 146-О).

Основанием для отказа ответчика в назначении пенсии на льготных условиях послужило то обстоятельство, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имела место срочная военная служба истца. В связи с этим к зачету ответчиком приняты только периоды проживания, совпадающие с периодами работы истца в том же населенном пункте, за исключением вышеназванного периода.

Суд не может согласиться со всеми указанными выводами.

Согласно данным военного билета , справки из <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, истец проходил срочную военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

При этом из архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФГКУ Минобороны РФ «Центральный архив Центрального военного округа», приказом командира войсковой части 68545-Щ от ДД.ММ.ГГГГ сержанту Попову М.М. был предоставлен краткосрочный отпуск с ДД.ММ.ГГГГ на 16 суток по ДД.ММ.ГГГГ с выездом в <адрес>, ему было выдано ВПД до <адрес> и обратно, продпутевые деньги сроком на 6 суток и денежная компенсация взамен продпайка на 10 суток. Также в приказе командира той же войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ значится, что полагать прибывшим … сержанта Попова М.М. 30 мая из краткосрочного отпуска, на довольствие поставить с ДД.ММ.ГГГГ.

Из пояснений в судебном заседании истца Попова М.М., подтвержденных допрошенными по делу свидетелями ФИО8, ФИО9, следует, что с рождения по настоящее время он проживает в квартире по адресу: <адрес>, снимался с регистрационного учета по этому адресу только на период прохождения срочной военной службы по призыву, однако фактически место жительства истца не изменялось. В период предоставленного ему краткосрочного отпуска он прибывал по месту своего жительства со своей семьей, ни в какое другое место не отлучался. По прибытии в отпуск и по убытии из отпуска он становился на учет в местном военкомате, однако за прошествием лет документ об этом получить не представляется возможным.

Давая оценку представленным доказательствам, суд приходит к выводу о том, что они последовательны и непротиворечивы между собой, в совокупности подтверждают утверждения истца о факте его проживания на территории <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

То обстоятельство, что истец не был в указанный период зарегистрирован по месту жительства, связано лишь с действовавшим в этот период Постановлением Совета Министров СССР от 28.08.1974 № 677 «Об утверждении Положения о паспортной системе в СССР», в соответствии с п. 30 которого лица, призываемые на военную службу, подлежат выписке по получении ими повестки о явке на сборный пункт.

При этом, как следует из представленных документов, непосредственно после возвращения с военной службы ДД.ММ.ГГГГ истец сразу снова был зарегистрирован по своему месту жительства. В соответствии с действующим в настоящее время законодательством, Правилами регистрации и снятия граждан России?скои? Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах России?скои? Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в период прохождения военной службы по призыву снятию с регистрационного учета по месту жительства граждане не подлежат и как военнослужащие, проходящие военную службу по призыву по месту службы регистрационному учету не подлежат (кроме проходящих военную службу по контракту и офицеров).

При таких обстоятельствах период прохождения военной службы по призыву фактически не означает изменения места жительства гражданина, и данное обстоятельство при установлении факта проживания в период военной службы по призыву по своему месту жительства в период кратковременного отпуска не может служить основанием для ограничения прав истца.

Таким образом, истцом представлены доказательства, подтверждающие факт его проживания в <адрес>, в том числе, в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах имеются основания для включения в подсчет периодов проживания истца в зоне радиоактивного загрязнения периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть с учетом периодов, учтенных ответчиком, у истца имеется право на снижение пенсионного возраста за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом на 1 год по первоначальной величине снижения общеустановленного пенсионного возраста и на 2 года в связи с последующим проживанием и работой в той же зоне с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что дает право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на, соответственно, 2 года, что в сумме составляет 3 года.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» трудовая (страховая) пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Из пенсионного дела Попова М.М. следует, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ-ОПФР по Тульской области с заявлением о назначении пенсии, приложив необходимые документы, требуемого возраста он, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достиг ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем пенсия ему может быть назначена с даты наступления права на пенсию.

В силу положений ст. 98 ГПК стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

При этом, по смыслу положений ст. ст. 101-103 ГПК РФ вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом при вынесении решения по делу либо после постановления решения, которым разрешается спор по существу либо утверждается мировое соглашение.

С учетом уплаты истцом госпошлины суд при удовлетворении заявленных им неимущественных требований полагает взыскать в его пользу с ответчика эти расходы в полном объеме.

Руководствуясь положениями ст. ст. 192-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд:

р е ш и л :

исковые требования Попова М.М. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области (далее ГУ-ОПФР по Тульской области) о признании права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста удовлетворить.

Признать за Поповым Михаилом Михайловичем право на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ в по Тульской области назначить Попову М.М. пенсию со снижением общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по Тульской области в пользу Попова М.М. судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Советский районный суд г. Тулы в течение месяца с момента провозглашения путем подачи жалобы в Советский районный суд г. Тулы.

Председательствующий