НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г.Тулы (Тульская область) от 22.03.2019 № 2-430/19

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 марта 2019 года г. Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Бездетновой А.С.,

при секретаре Болошенко С.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-430/2019 по иску Войтовой Елены Викторовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Туле о назначении страховой пенсии,

у с т а н о в и л :

Войтова Е.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Туле о назначении страховой пенсии.

В обоснование заявленных требований истица сослалась на то, что она 29.06.2017 г. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Туле с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением ею медицинской деятельности. Однако решением УПФ РФ в г. Туле от 17.08.2017 г. № 4177 в назначении таковой пенсии ей было отказано в связи с отсутствием у нее требуемого 30-летнего специального стажа работы в качестве медицинского работника.

При этом, ответчиком не приняты к зачету в специальный стаж периоды:

- работы с 03.10.1990 г. по 07.11.1994 г. (с учетом 64 к.д. дней отпуска без сохранения заработка в 1994г.) в должности медицинской сестры по массажу культурно-оздоровительного комплекса НПО «Тулачермет», так как наименование учреждения «Научно-производственное объединение «Тулачермет» не предусмотрено Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. № 464,

- с 24.01.2001 г. по 23.03.2001 г., с 04.09.2007 г. по 04.10.2007 г., с 03.04.2012 г. по 04.05.2012 г., с 07.09.2016 г. по 06.10.2016 г. - нахождения на курсах повышения квалификации, так как не предусмотрены Правилами от 11.07.2002 г. № 516, с чем истец не согласна.

Просила признать право за ней право на страховую пенсию, включив в специальный стаж вышеназванные периоды нахождения на курсах повышения квалификации, обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию как медицинскому работнику с момента ее обращения в УПФ РФ в г. Туле.

В судебное заседание истица Войтова Е.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась в установленном порядке. В письменном заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ее представитель по доверенности ДеловА.С. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Туле по доверенности Макарцев К.А. иск не признал, указав, что истице правомерно было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку на момент ее обращения в УПФ РФ в г.Туле, она не имела специального тридцатилетнего медицинского стажа. Правомерно не приняты к зачету в специальный стаж периоды работы с 03.10.1990 г. по 07.11.1994 г. (с учетом 64 к.д. дней отпуска без сохранения заработка в 1994г.) в должности медицинской сестры по массажу культурно-оздоровительного комплекса НПО «Тулачермет», так как наименование учреждения «Научно-производственное объединение «Тулачермет» не предусмотрено Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, с 24.01.2001 г. по 23.03.2001 г., с 04.09.2007 г. по 04.10.2007 г., с 03.04.2012 г. по 04.05.2012 г., с 07.09.2016 г. по 06.10.2016 г. - нахождения на курсах повышения квалификации, так как не предусмотрены Правилами от 11.07.2002 г. № 516 На основании изложенного, просил в удовлетворении иска отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел, суд приходит к следующему.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ г. Тулы от 17.08.2017 г. № 4177 в назначении истице страховой пенсии отказано в связи с отсутствием у нее требуемого 30-летнего специального стажа работы в качестве медицинского работника.

При этом не приняты к зачету в специальный стаж периоды работы с 03.10.1990 г. по 07.11.1994 г. (с учетом 64 к.д. дней отпуска без сохранения заработка в 1994г.) в должности медицинской сестры по массажу культурно-оздоровительного комплекса НПО «Тулачермет», так как наименование учреждения «Научно-производственное объединение «Тулачермет» не предусмотрено Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, с 24.01.2001 г. по 23.03.2001 г., с 04.09.2007 г. по 04.10.2007 г., с 03.04.2012 г. по 04.05.2012 г., с 07.09.2016 г. по 06.10.2016 г. - нахождения на курсах повышения квалификации, так как не предусмотрены Правилами от 11.07.2002 г. № 516.

Между тем, со всеми указанными выводами УПФ РФ (ГУ) г. Туле, согласиться нельзя.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В силу п.п.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном назначении страховой пенсии по старости истцу, осуществлявшей лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения следует применять за периоды по 31 октября 1999 г. включительно - Список профессий и должностей, утвержденный Постановлением от 06.09.1991 г. N 464, за периоды с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, в отношении последующих периодов - список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии же с пунктом 4 указанных Правил в случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в Списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результата суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

Из трудовой книжки истицы, приказов о приеме и увольнении, копии личной карточки и справки № 12-ОУП от 18.05.2017 г. следует, что Войтова Е.В. работала в НПО «Тулачермет» в должности медицинской сестры по массажу с 03.10.1990 г. по 07.11.1994 г.

Согласно представленным суду документам, в том числе, штатным расписаниям НПО «Тулачермет» на предприятии был организован культурно-оздоровительный комплекс, в штате которого значились: начальник, методист по физической культуре, медсестра и медсестра по массажу.

Давая оценку доводам истицы о необходимости включения в подсчет ее специального стажа периода работы с 03.10.1990 г. по 07.11.1994 г. в должности медицинской сестры по массажу культурно-оздоровительного комплекса НПО «Тулачермет», суд находит их не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Перечнем учреждений, организацией и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", действовавшим до 01.01.1992 в разделе "наименование учреждений" предусмотрены больничные учреждения всех типов и наименований, здравпункты, в разделе "наименование должностей" - должности медицинских сестер, фельдшеров, всех независимо от наименования должности.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", действовавшим до 01.11.1999, работа среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности включалась в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.

Отнесение учреждения к числу лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений производилось в соответствии с действующими Номенклатурами.

Согласно Информационному письму Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.2000 г. N 3948/1-17 и Пенсионного фонда РФ от 29.09.2000 г. при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 г. и дающего право на пенсию за выслугу лет применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 15.10.1999 г. N 377, Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 03.11.1999 г. N 395.

НПО «Тулачермет» (впоследствии реорганизованный в том числе, в АО «Полема»), организованный в его структуре культурно-оздоровительный комплекс не являлись учреждением здравоохранения и не были поименованы в Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 22 июля 1982 г. N 715, в Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г. N 395, в Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 3 июня 2003 г. N 229, в Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 октября 2005 г. N 627.

В действующей в настоящее время Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N 529н, культурно-оздоровительные комплексы предприятий в качестве учреждений здравоохранения также не указаны.

Доводы истца о том, что по характеру деятельности культурно-оздоровительный комплекс следует отнести к категории «здравпункты», соотносимые с функциями цехового оздоровительного комплекса, организуемого в соответствии с Методическими рекомендациями по организации цеховых и межцеховых комплексов на промышленных предприятиях, утвержденными Минздравом СССР 27.01.1987 г., являются несостоятельными.

Так, в соответствии с Методическими рекомендациями по организации цеховых и межцеховых комплексов на промышленных предприятиях, утвержденными Минздравом СССР 27.01.1987 г., в цехах промышленных предприятий могут создаваться цеховые оздоровительные комплексы с целью послетрудовоговосстановления, оздоровления и нивелирования профессиональных вредностей. Комплекс должен состоять из помещений со звукоизоляцией и экранами относительной защиты от магнитных и электромагнитных полей, а также иметь герметическую дверь для наименьшего попадания загрязненного воздуха из цеха. Это будет способствовать повышению терапевтического эффекта и созданию оздоровительных условий на промышленных предприятиях непосредственно вблизи от рабочих мест.

Комплекс должен содержать: кабинет медперсонала иэкспресс-диагностики; блок механических тренажеров; комплекс спортивно-игровых тренажеров-автоматов (СИТАК), блок психофизической активации (ПФА), восстановительный блок (термогидрокомплекс), комнату отдыха слечебнымкоктейль-баром, блокпсихорегуляции(ПР); аппаратную, выполняющую функции управления реабилитационными программами. Штатное расписание составляется с учетом специфики работы ЦОК и на основании Приказов МЗ СССР N 826 от 09.11.1966 и N 1440 от 21.12.1984, а также приложений к ним, регламентирующих нагрузку врачей и медсестер. В зависимости от степени оснащенности цеховых оздоровительных комплексов штаты включают в себя единицы врача и 2 или 1 единицу медицинских сестер.

Из представленного штатного расписания НПО «Тулачермет», включающего культурно-оздоровительный комплекс, где работала истица в спорный период, следует, что ни должность врача, как это предусмотрено для цеховых оздоровительных комплексов, ни должность фельдшера, как это предусмотрено для здравпунктов, в данном комплексе предусмотрена не была, при этом сведений о содержании функций данного культурно-оздоровительного комплекса, его медицинском оснащении суду не представлено.

В связи с изложенным у суда отсутствуют основания для отнесения организованного в спорный период работы истицы культурно-оздоровительного комплекса НПО «Тулачермет», реорганизованного в АО «Полема», к числу лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь любого вида.

При таких обстоятельствах само по себе наименование должности истицы как медсестра не может являться основанием для включения спорного периода ее работы в культурно-оздоровительном комплексе НПО «Тулачермет» в специальный стаж медицинской деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку у суда отсутствуют основания для отнесения ее деятельности в спорный период к работе, связанной с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда медицинских работников, в том числе, учитывая также степень их воздействия в связи с выполнением такой работы в условиях полной занятости, поскольку наличие указанных условий дает право работнику на льготное пенсионное обеспечение.

Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований в части включения в подсчет специального стажа медицинской деятельности периода работы с 03.10.1990 г. по 07.11.1994 г. (с учетом 64 к.д. дней отпуска без сохранения заработка в 1994г.) в должности медицинской сестры по массажу культурно-оздоровительного комплекса НПО «Тулачермет», не имеется, и в удовлетворении иска в данной части должно быть отказано.

Вместе с тем, суд не может согласиться с выводами ГУ-УПФР в г. Туле относительно оценки периодов с 24.01.2001 г. по 23.03.2001 г., с 04.09.2007 г. по 04.10.2007 г., с 03.04.2012 г. по 04.05.2012 г., с 07.09.2016 г. по 06.10.2016 г. - нахождения на курсах повышения квалификации.

Факт работы истицы в период 14.11.1994 г. по день обращения за назначением пенсии в должностях медицинской сестры участковой, медицинской сестры поликлиники, медицинской сестры кабинета физиотерапии, старшей медицинской сестры отделения восстановительного лечения ГУЗ «Городская больница № 11 г. Тулы» подтверждается как данными трудовой книжки истицы, так и льготно-уточняющей справкой № 24 от 29.06.2017 г., ответчиком не оспаривается, и данные периоды приняты в зачет специального стажа истца за исключением периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 11 названного Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

В соответствии с данными Правилами в страховой стаж включаются (засчитываются): периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - застрахованные лица), при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - страховые взносы).

При подсчете страхового стажа подтверждаются, в том числе, периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

К уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений.

Таким образом, для включения спорного периода в страховой стаж истцу необходимо было доказать осуществление трудовой деятельности, будучи застрахованным лицом, в том числе и по смыслу Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" осуществление необходимых отчислений в Пенсионный фонд РФ, либо в налоговые органы.

Кроме того, в соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с положениями ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан № 5487-1 от 22.07.1993 г. установлено, что медицинские работники могут быть допущены к практической медицинской деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения. Они проходят испытания, проводимые профессиональными медицинскими комиссиями и ассоциациями, каждые пять лет.

Правилами п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 г. № 499 установлено, что требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации работников юридического лица, осуществляющего медицинскую деятельность.

К тому же, согласно приказу Минздрава РФ от 15.10.1999 г. № 377 разряды оплаты труда по Единой тарифной сетки устанавливаются с учетом квалификационной категории в течение 5 лет со дня издания приказа органа (учреждения) здравоохранения о присвоении квалификационной категории. В случае отказа специалиста от очередной переаттестации, присвоенная ранее квалификационная категория утрачивается с момента истечения пятилетнего срока.

В связи с изложенным, отсутствуют основания для отказа во включении в специальный стаж истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 24.01.2001 г. по 23.03.2001 г., с 04.09.2007 г. по 04.10.2007 г., с 03.04.2012 г. по 04.05.2012 г., с 07.09.2016 г. по 06.10.2016 г. в том же порядке исчисления стажа, который применялся к исчислению периода работы, то есть в отношении указанных периодов в календарном исчислении.

В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку у истца отсутствует специальный стаж требуемой продолжительности ни на дату ее обращения за назначением пенсии, ни на дату рассмотрения дела, досрочная страховая пенсия не может быть ей назначена.

В связи с этим, поскольку требование о включении периодов в специальный стаж не является самостоятельным требованием, направленным на защиту нарушенного права на пенсионное обеспечение, а является обоснованием основного требования о назначении пенсии, в связи с чем окончательный расчет специального стажа на будущее время судом произведен быть не может. Таким образом, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения требования истца о назначении досрочной страховой пенсии, ее требования о включении в специальный стаж спорных периодов не подлежат отдельному разрешению судом.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении иска Войтовой Елены Викторовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Туле о назначении страховой пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий А.С. Бездетнова