НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г.Тулы (Тульская область) от 17.06.2011 № 2-985

                                                                                    Советский районный суд г. Тулы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Советский районный суд г. Тулы — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июня 2011 года города Тулы

Советский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего судьи Якушевой С.И.,

при секретаре Бобылевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2-985/11 по иску Карпова Александра Васильевича к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на получение ежемесячной компенсационной выплаты на уход, взыскании задолженности по ежемесячной компенсационной выплате на уход,

у с т а н о в и л:

Карпов А.В. обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на получение ежемесячной компенсационной выплаты на уход, взыскании задолженности по ежемесячной компенсационной выплате на уход.

В обоснование заявленных требований сослался на то, что с 26.09.1987 г. по 20.12.1987 г. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в период работ по ликвидации на ЧАЭС получил увечье, в связи, с чем с 01 марта 1993 года признан инвалидом II группы, а с июля 1997 года - инвалидом I группы с утратой трудоспособности на 100% и с надобностью в постоянном постороннем уходе.

С июля 1997 года к его пенсии начали доплачивать надбавку на уход, а с 01.01.2002 года указанную надбавку на уход ему перестали выплачивать.

Он неоднократно обращался в органы Пенсионного фонда с вопросом, почему его лишили указанной выше надбавки, но только с 01.08.2007 года ему возобновили выплату надбавки на уход.

В июле 1997 года, когда он впервые представил документы для назначения ему как инвалиду I группы с утратой трудоспособности на 100% и с надобностью в постоянном постороннем уходе, действовал Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 1994г. № 551, во исполнение которого постановлением Правительства РФ от 25 мая 1994 г. № 549 был установлен порядок предоставления компенсационных выплат не работающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, эта компенсация, как и ранее получаемая им надбавка на уход перечислялась вместе с пенсией на счет инвалида.

По его мнению, сотрудники органа пенсионного обеспечения обязаны были разъяснить ему новый порядок получения компенсационных выплат за постоянный уход за истцом, поскольку это возлагается на них пунктом 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утверждённого Постановлением Верховного Совета пой Федерации от 27.12.1991 №2122-1.

Считает, что действиями (бездействием) ответчиков было нарушено его право на получение денежной компенсации на уход за ним и ему причинён материальный ущерб в сумме 22 237 руб. 49 коп.

На основании изложенного, просил суд признать за ним право на получение денежной компенсации на уход за период с 01.01.2002 года по 31.07.2007 года. Взыскать с Управления Пенсионного Фонда (ГУ) в городе Туле в его пользу задолженность по уплате надбавки за уход в сумме 22 237 руб. 49 коп, а также понесенные судебные расходы в сумме 5 000 руб.

В судебном заседании истец Карпов А.В.. заявленные требования поддержал, просил иск удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика по доверенностям Морозова А.А.. и Фалдина А.В. заявленные истцом требования не признали, ссылаясь на то, что для назначения компенсационной выплаты в орган ПФР представляются: заявление лица, осуществляющее уход заявление нетрудоспособного гражданина о согласии на осуществление за ним уход, справка органа ПФР, что нетрудоспособному гражданину не назначалась пенсия, справка службы занятости о неполучении им пособия по безработице, заключение лечебного учреждения о нуждаемости в постороннем уходе.

Савкина С.А. обратилась с заявлением 29.08.07г. и с 01.08.07г. к пенсии Карпова А.В. была установлена компенсационная выплата, предусмотренная законом.

Между тем, до 29.08.2007г. с заявлением ни истец, ни лицо, осуществляющее уход, в органы ПФР не обращались для установления компенсационных выплат, а потому у Карпова А.В. не возникло право на получение денежной компенсации на уход за период с 01.01.2002 года по 31.07.2007 года.

Выслушав мнения участников процесса, изучив письменные материалы дела, в том числе, пенсионное дело истца, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 26.09.1987 г. по 20.12.1987 г. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в период работ по ликвидации на ЧАЭС получил увечье, в связи, с чем с 01 марта 1993 года признан инвалидом II группы, а с июля 1997 года - инвалидом I группы с утратой трудоспособности на 100% и с надобностью в постоянном постороннем уходе.

С 1997 года к пенсии Карпова А.В. выплачивалась надбавка на уход.

С 01.01.2002 года, то есть, с момента вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», которым установление надбавки на уход не было предусмотрено, указанная надбавка на уход истцу не выплачивалась.

В июле 1997 года, когда Карпов А.В. впервые представил документы для назначения ему как инвалиду I группы с утратой трудоспособности на 100% и с надобностью в постоянном постороннем уходе ежемесячная компенсационная выплата с 01.08.2007г. к пенсии Карпова А.В. была истцу установлена.

Таким образом, право на ежемесячную компенсационную выплату неработающим нетрудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы, было реализовано Савскиной С.А., ухаживающей за Карповым А.В. с 01.08.2007 года, а потому к пенсии истца была установлена компенсационная выплата в размере 500 рублей.

Карпов А.В. обращался в органы пенсионного обеспечения с заявлениями, в которых просил разъяснить о причинах не выплаты ему с 2002 года надбавки на уход, а также с просьбой выплачивать ему данную надбавку.

В ответ на данные обращение истцом были получены ответы из УПФ РФ в г. Туле о том, что с момента вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» установление надбавки на уход не предусмотрено и истцу выплачивается взамен данной выплаты повышенная базовая часть пенсии.

Давая оценку правильности выводов УПФ РФ (ГУ) в г. Туле, о правомерности исчисления пенсии истца в рамках указанных выплат, суд приходит к следующему.

Так, частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации установлено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Принцип социального государства, относящийся к основам конституционного строя Российской Федерации, обязывает публичную власть надлежащим образом осуществлять государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты на основе общепринятых в правовом и социальном государстве стандартов и гуманитарных ценностей. Такой подход согласуется с Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (статьи 3, 18, 26 и 27), указывающей на необходимость оказания государствами-участниками надлежащей помощи родителям и законным опекунам, в том числе через систему социального обеспечения, в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей в целях обеспечения ребенку (детям) такой защиты и заботы, которые необходимы для его (их) благополучия.

Законом РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», утратившим силу с 01 января 2002 года, устанавливалась единая система республиканских государственных пенсий в Российской Федерации, обеспечивалась стабильность достигнутого уровня пенсионного обеспечения и повышения его по мере роста благосостояния трудящихся. Статьей 26 указанного Закона устанавливались правовые основания назначения гражданам пенсии при наступлении инвалидности.

Как ранее действовавшим законодательством о государственных пенсиях, так и ныне действующей ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», предусмотрено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно ст. 30 Закона № 173-ФЗ производится оценка пенсионных прав застрахованных лиц путём их конвертации (преобразования) в расчётный пенсионный капитал. Назначение и перерасчет трудовой пенсии граждан в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с учетом имеющегося стажа и заработка каждого пенсионера осуществляется индивидуально.

Пунктами 7,11 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета пенсии, утвержденных Постановлением Минтруда и социального развития РФ № 17 от 27 февраля 2002 года, Пенсионным Фондом РФ № 19пб от 27.02.2002 года, регулируется процедура обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению (кроме пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим) в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", процедура рассмотрения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации этих обращений, определяют порядок назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода (перевода) с одной пенсии на другую. В соответствии с приведенными Правилами под обращением за пенсией следует понимать подачу гражданином заявления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, как о назначении пенсии, так и перерасчете пенсии, переводе с одной пенсии на другую, что свидетельствует о том, что данный пункт Правил применяется как в отношении обращения за назначением трудовой пенсии, так и за ее перерасчетом.

Между тем, в период с июля 1997 года по декабрь 2001 года включительно в соответствии с частью первой статьи 38 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" к пенсии Карпова А.В. была установлена надбавка на уход, предусмотренная пунктом «а» части первой статьи 21 данного Закона.

В силу статьи 45 данного Закона РФ пенсия устанавливается на тот срок, на который определена инвалидность.

С изменением действующего законодательства, т. е. с вступлением в силу Федерального закона от 15 декабря 2001г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не была предусмотрена надбавка на уход и в этой связи Крпову А.В. выплачивалась повышенная базовая часть пенсии.

В июле 1997 года, когда Карпов впервые представил документы для назначения ему как инвалиду I группы с утратой трудоспособности на 100% и с надобностью в постоянном постороннем уходе, действовал Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 1994г. № 551, во исполнение которого постановлением Правительства РФ от 25 мая 1994 г. № 549 был установлен порядок предоставления компенсационных выплат не работающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.

Указом Президента РФ от 26.12.2006г. № 1455 « О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы, ребенком - инвалидом в возрасте до 18 лет, а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.

Согласно п.8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 343 от 04.06.2007г. определено, что компенсационная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением с заявлением и всеми необходимыми документами в орган, осуществляющий выплату пенсии, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату.

Для назначения компенсационной выплаты в орган ПФР представляются: заявление лица, осуществляющее уход заявление нетрудоспособного гражданина о согласии на осуществление за ним уход, справка органа ПФР, что нетрудоспособному гражданину не назначалась пенсия, справка службы занятости о неполучении им пособия по безработице, заключение лечебного учреждения о нуждаемости в постороннем уходе.

При таких обстоятельствах, лицо, осуществляющее уход за Карповым А.В., -Савкина С.А., обратилась с заявлением в орган пенсионного обеспечения 29.08.2007 года и с 01.08.2007 года к пенсии истца была установлена ежемесячная компенсационная выплата, предусмотренная законом.

Таким образом, судом установлено, что до 29.08.2007 г. с заявлением ни истец, ни лицо, осуществляющее уход в органы ПФР, не обращались для установления приведенных компенсационных выплат.

Более того, суд обращает внимание на то, что компенсационная выплата выплачивается лицам, осуществляющим уход за инвалидами, а потому право на назначение и получение данной выплаты возникает у такового лица, в данном случае у Савкиной С.А., а не у Карпова А..В. как о том, он ставит вопрос в исковых требованиях, при этом, именно данное лицо, осуществляющее уход, должно обратиться за ее назначением с заявлением и всеми необходимыми документами в орган, осуществляющий выплату пенсии, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела не было добыто доказательств обращения истца Карпова А.В. с 2002 года по 2007 год, либо лица, осуществляющего за ним уход, в пенсионный орган по вопросу назначения ежемесячной компенсационной выплаты, не нашло своего подтверждение такое обращение и по имеющимся в деле документам.

При таких обстоятельствах, суд считает, что каких-либо нарушений пенсионных прав истца со стороны УПФ РФ (ГУ) в г. Туле не усматривается, в связи с чем, заявленные Карповым А.В. требования о признании за ним права на получение ежемесячной компенсационной выплаты с 01.01.2002 года по 31.07.2007 года и как следствие взыскании задолженности по данным выплатам за указанный период удовлетворению не подлежат.

Давая оценку доводу истца о том, что по его мнению, сотрудники органа Пенсионного фонда обязаны были разъяснить ему новый порядок получения компенсационных выплат за постоянный уход за истцом, поскольку это возлагается на них пунктом 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утверждённом Постановлением Верховного Совета пой Федерации от 27.12.1991 №2122-1, суд не может признать его состоятельным, поскольку истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что сотрудники УПФ не разъясняли Карпову А.В. в устной форме о существующем порядке получения компенсационных выплат, данное утверждение истца носит голословный порядок, при этом, в своих заявлениях Карпов А.В. обращался за восстановлением своего права на получение надбавки на уход, а не на получение ежемесячной компенсационной выплаты, а потому ответчиком и давались истцу письменные разъяснения по поводу именно надбавки на уход.

При этом, суд принимает во внимание, что истец в своих заявлениях о назначении ему надбавки на уход, которую он получал до 2002 года, ссылался на Указ Президента РФ от 17.03.1994 года № 551, который утратил силу на основании Указа Президента от 26.12.2006 года № 1455, на Постановления Правительства РФ от 25.05.1994 года № 549 и от 21.09.2000 года № 707, которые утратили силу на основании постановления Правительства РФ от 04.06.2007 года № 343, при этом, пункт 3 Постановления Правительства РФ от 25.05.1994 года № 549 «О порядке предоставления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» также предусматривал установление компенсационной выплаты с месяца подачи документов, необходимых для ее установления.

А поскольку Карпов А.В. до 29 августа 2008 года с заявлением, а также лицо, осуществляющее уход, не обращались, правовых оснований у ответчика для установления указанной компенсационной выплаты более ранней дате не имелось, индексация компенсационной выплаты законодательством не предусмотрена, изменение ее размера производится на основании принимаемых Президентом РФ Указов.

По вопросу именно надбавки на уход, а не компенсационной выплаты на уход органами пенсионного обеспечения истцу разъяснялось, что нормами ФЗ № 173 –ФЗ таковой надбавки к пенсии не предусмотрено с 01.01.2002 года, однако наличие первой группы инвалидности при третьей степени ограничения к трудовой деятельности учтено непосредственно в размере пенсии.

Также не может быть принят во внимание и довод истца о том, что с января 2002 года по август 2007 года он неоднократно обращался в органы Пенсионного фонда с вопросом о выплате ему надбавки на уход, но ему объяснили, что в связи с изменением законодательства надбавка к пенсии на уход ему не полагается, поскольку по новому Закону размер его пенсии увеличен в два раза, этими ответами он был введён в заблуждение, поскольку не обладает юридическими познаниями, однако, по мнению суда, данные обстоятельства не имеют правового значения для разрешения возникшего спора, более того, из каждого заявления Карпова А.В. усматривается, что его заявления четко и мотивированно изложены со ссылками на Конституцию РФ, Указы Президента, Постановления Правительства РФ, что позволяет усомниться в правовой неграмотности Карпова А.В.

Наряду с этим, суд принимает во внимание, что действующее законодательство не предусматривает обязанности органа пенсионного обеспечения извещать граждан о возникновении у них права на пенсию, доказательств обратного истец не представил суду.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что вопрос о праве гражданина на пенсию может быть рассмотрен органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, только при наличии на то волеизъявления со стороны этого гражданина, выраженного посредством обращения в данный орган с заявлением об установлении пенсии, либо перевода с одного вида пенсии на другую и т.д.

Законодатель предоставил право Правительству РФ определять порядок принятия нормативных правовых актов, касающихся процедуры пенсионного обеспечения. Во исполнение правительственного Постановления Минтруд России и Пенсионный фонд России утвердили вышеприведенные Правила.

Изложенное, а также анализ представленных истцом доказательств по заявленным требованиям, позволяет суду прийти к выводу об отсутствии достаточных объективных данных, подтверждающих доводы Карпова А.В., о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных им требований.

Руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований Карпова Александра Васильевича к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на получение ежемесячной компенсационной выплаты на уход, взыскании задолженности по ежемесячной компенсационной выплате на уход – отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья С.И.Якушева