НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г.Тулы (Тульская область) от 09.01.2019 № 2-94/19

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 января 2019 года г. Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Орловой И.А.,

при секретаре Свечниковой А.В.,

с участием представителя истца Кошелева А.В. по доверенности Бурдиной Г.А.

представителя ответчика ГУ-УПФ РФ в г.Туле Тульской области (межрайонное) по доверенности Щербакова Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-94/19 по иску Кошелева Александра Владимировича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области (межрайонное) об обязании произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, взыскание судебных расходов,

установил:

Кошелев А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области (межрайонное) об обязании произвести возврат излишне уплаченных взносов на обязательно пенсионное страхование, взыскание судебных расходов. В обоснование заявленных требований указал, что в 2014-2015г.г. осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. За период осуществления предпринимательской деятельности им были произведены перечисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями в Пенсионный фонд РФ в г. Туле.

Согласно налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2014 год (форма 3-НДФЛ) сумма дохода ИП Кошелева А.В. составила 87 949 133 рублей 57 копеек, сумма расходов 87 440 155 рублей 89 копеек, следовательно, величина дохода для определения размера страховых взносов, составила 508 977 рублей 68 копеек.

Ответчик выставил требования об уплате страховых взносов в фиксированном размере от дохода, не превышающего 300 000 рублей в 2014 году в размере 8 198 рублей 42 копейки (за период с 11 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года).

Также ответчиком были выставлены требования об уплате страховых взносов, превышающих 300 000 рублей, в размере 125 500 рублей.

Всего Истцом было оплачено требования по страховым взносам за 2014 г. в размере 133 698,42 рублей.

Данная сумма была полностью уплачена истцом. А именно: фиксированный размер 8198,42 рублей уплачен 19 декабря 2014 года, что подтверждается чек-ордером от 19.12.2014, выпиской о списке платежей от 13.11.2018 за период с 01.01.2014 по 31.12.2014, выданной ГУ УПФР по г. Туле в Тульской области, страховые взносы свыше 300 000 рублей в размере 125 500 рублей уплачены 31.03.2015, что подтверждается чек-ордером от 31.03.2015, а также банковской выпиской за период с 01.01.2015 по 31.12.2016 гг., выданной ГУ УПФР в г. Туле по Тульской области.

Указал, что расчет страховых взносов, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, будет следующий:

фиксированный размер + (87 949 135,57-87 440 155,89) - 300 000) *1% = 8198,42 + 2089,78=10 288,2 рублей.

Сумма переплаты: 133 698,42 - 10 288,2 = 123 410,22 рублей.

Согласно налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2015 год (форма 3-НДФЛ) сумма дохода ИП Кошелева А.В. составила 111 881 384 рубля, сумма расходов 111 137 228,09 рублей, следовательно, величина дохода для определения размера страховых взносов, составила 744 155 рублей 91 копейка.

Ответчик выставил требования об уплате страховых взносов в фиксированном размере от дохода, не превышающего 300 000 рублей в 2015 году в размере 14 410 рублей 16 копеек.

Также ответчиком были выставлены требования об уплате страховых взносов, превышающих 300 000 рублей, в размере 130 275 рублей 06 копеек.

Всего Истцом было оплачено требования по страховым взносам за 2015 г. в размере 144 685,76 рублей.

Данная сумма была полностью уплачена истцом. А именно: фиксированный размер 14410,16 рублей уплачен 14 декабря 2015 года, что подтверждается выпиской о списке платежей от 13.11.2018 за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, выданной ГУ УПФР по г. Туле в Тульской области, страховые взносы свыше 300 000 рублей в размере 130275,06 рублей уплачены 29 марта 2016 года, что подтверждается чек-ордером от 29.03.2016, а также выпиской о списке платежей от 13.11.2018 за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, выданной ГУ УПФР по г. Туле в Тульской области.

Указал, что расчет страховых взносов, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, будет следующий:

фиксированный размер + (111 881 384 - 111 137228,09) - 300 000) *1% = 14 410,16 + 4441,56 = 18 851 рубль 72 копейки.

Сумма переплаты: 144 685,76 - 18 851,72 = 125 834,04 рублей.

Общая сумма переплаты за период 2014-2015г.г.: 123410,22+125834,04=249244,26 рублей.

Ссылаясь на Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П и полагая, что ему неверно исчислена сумма страховых взносов, подлежащая уплате за 2014-2015 г.г., что привело к излишней уплате страховых взносов. Сумма в размере 249244,26 руб. не должна была им уплачиваться, в связи, с чем подлежит возврату. Кошелев А.В. обратился к ответчику с требованием о перерасчете страховых взносов. Однако получил отказ.

На основании изложенного просил обязать ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле Тульской области (межрайонное) произвести возврат излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 249244,26 руб. Взыскать в его пользу расходы на судебное представительство в размере 30 000 руб.

В ходе рассмотрения дела стороной истца уточнены исковые требования в части суммы подлежащей, как возврат излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 245043,62 руб.

Истец Кошелев А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном порядке, в письменном заявлении, адресованном суду, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца Кошелева А.В. по доверенности Бурдина Г.А. поддержала заявленные исковые требования, просила удовлетворить с учетом уточнений и обязать ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле Тульской области (межрайонное) произвести возврат излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 245043,62 руб.

Представитель ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Туле Тульской области (межрайонное) по доверенности Щербаков Т.И. в судебном заседании представил письмо, в котором указал, что общая сумма излишне уплаченных Кошелевым А.В. денежных средств за 2014-2015 г.г. составляет 245043,62руб. Также представил письменные возражения, в которых просил суд снизить судебные расходы до разумных пределов и полагал, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку заявленные обстоятельства имели место быть до Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П.

Представитель третьего лица Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области Румянцева Л.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась в установленном порядке, в письменном заявлении, адресованном суду, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя инспекции.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ судом рассмотрено дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения представителя истца Кошелева А.В. по доверенности Бурдиной Г.А., представителя ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Туле Тульской области (межрайонное) по доверенности Щербакова Т.И. изучив письменные материалы гражданского дела, суд считает требования истца Кошелева А.В. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: а) организации; б) индивидуальные предприниматели; в) физически лица, не признаваемые 4 индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее – плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Согласно ч. 3 ст. 5 Закона о страховых взносах, если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориями плательщиков страховых взносов, указанных в ч. 1 настоящей статьи или в федеральном законе о конкретном виде обязательно социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию. Статьей 18 Закона о страховых взносах (в редакции, действующей в спорный период) предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о страховых взносах (в редакции, действовавшей в спорный период) плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

В силу ч. 1.1 ст. 14 Закона о страховых взносах размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Согласно п.п. 1 и 4 ч. 8 ст. 14 Закона о страховых взносах в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом, в частности, для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, - в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации.

В свою очередь, подп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ определено, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исчисление и уплату налога производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

При этом при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (п. 1 ст. 221 НК РФ).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.11.2016 № 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда» разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Из материалов дела следует, что Кошелев А.В. будучи индивидуальным предпринимателем в 2014-2015 г.г. производил исчисление и уплату страховых взносов с суммы дохода свыше 300 000 руб. исходя из суммы полученного дохода без учета произведенных расходов.

Данное обстоятельство привело к тому, что истцом за 2014-2015 г.г. были излишне уплачены страховые взносы в общей сумме 249244,26 руб. Расчет произведен истцом исходя из разницы между размерами фактически уплаченных и подлежащих уплате за 2014-2015 г.г. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с учетом величины произведенных расходов, связанных с извлечением дохода (подробный расчет страховых взносов приведен истцом в заявлении) и ответчиком в справке от 25.12.2018г.

Суд отмечает, что возражений относительно произведенного истцом расчета ответчиком не заявлено, а напротив подтверждено представленным расчетом.

Ответчиком представлено письмо, в котором указано, что по учетным данным доход Кошелева А.В. за 2014г. по декларации 3-НДФЛ составляет 508978 руб., за 2015г. – 744156 руб. С учетом того, что остаток денежных средств в размере 4200,64 руб. засчитан в счет уплаты фиксированного платежа за 2015 год, в связи, с чем общая сумма излишне уплаченных денежных средств за 2014-2015 г.г. составляет 245043,62 руб. (249244,26-4200,64).

На основании ч. 5 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1- ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительного того, соответствует ли Конституции Российской Федерации смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной практикой, выраженная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлении по делу о проверке по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционности закона, примененного в конкретном деле, или о проверке по запросу суда конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления Конституционного Суда Российской Федерации. По смыслу ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде 7 Российской Федерации» содержащиеся в мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации выводы по вопросу толкования и применения действующего законодательства являются обязательными и учитываются судами при рассмотрении споров, вытекающих их применения соответствующих законов.

Применительно к статье 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решения Конституционного Суда Российской Федерации являются одним из источников права. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 27-П вступило в силу 02.02.2016. Таким образом, выводы по вопросу толкования и применения действующего законодательства, изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 27-П, являются обязательными и подлежат учету судом. Учитывая вышеизложенное, ответчик неправомерно отказал истцу в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015г., в связи с чем решение ГУ-УПФР в г.Туле, изложенное в письме от 22.11.2018г. №44 подлежит признанию недействительным. В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 250-ФЗ) органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют передачу налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам, образовавшихся на 1 января 2017 года, в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно ст.20 Закона № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении 8 изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передаче налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное страхование за 2014-2015 г.г. должно быть принято ГУ – УПФР в городе Туле Тульской области (межрайонное). При таких обстоятельствах, суд считает возможным возложить на ГУ – УПФР в городе Туле Тульской области (межрайонное) обязанность по принятию решения о возврате Кошелеву А.В. излишне уплаченных страховых взносов за отчетный (расчетный период), истекшие до 1 января 2017 года.

Определяя сумму, подлежащую возврату истцу Кошелеву А.В., как излишне уплаченную, суд исходит из расчета, представленного истцом и представителем ответчика и определяет сумму к возврату в размере 245043,62 руб., с учетом оплаты фиксированного платежа за 2015г. в размере 4200,64 руб.

Согласно требованиям ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В силу ст.94 Гражданского процессуального кодекса РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг представителей; другие признанные судом необходимыми расходы.

В силу закона, ч.1 ст.100 Гражданского процессуального кодекса РФ предоставляет суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела.

Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Именно поэтому в ч.1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.

Из договора на оказания юридических услуг по судебному представительству от 30.11.2018г., заключенного между Кошелевым А.В. и Мироновым А.В., усматривается, что стоимость юридических услуг составляет 30 000 рублей.

Согласно трудовому договору № 8 от 12.03.2018г. Жидкова Г.А. (Бурдина) является работником ИП Миронов Александр Викторович.

Согласно свидетельству о заключении брака . Жидковой Г.А. присвоена фамилия – Бурдина.

Истец Кошелев А.В. оплатил данные услуги в полном объеме, что подтверждается квитанцией серии АВ № 000246 от 03.12.2018г. на сумму 30000 рублей.

С учетом сложности настоящего дела, требований разумности, суд полагает возможным взыскать с ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области (межрайонное) в возмещение расходов на оказание юридических услуг 8 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь положениями статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Кошелева Александра Владимировича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области (межрайонное) об обязании произвести возврат излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование, взыскание судебных расходов, удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Туле Тульской области (межрайонное) принять решение о возврате Кошелеву Александру Владимировичу излишне уплаченных страховых взносов за 2014-2015 г.г. в размере 245043,62 руб.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) в пользу Кошелева Александра Владимировича в возмещение расходов на представителя в размере 8000 руб.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Орлова И.А.