РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Наумкиной О.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вознюк Е.А.,
с участием
представителя административного соответчика Фененко Н.П. по доверенности Бонадыченко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело (производство № 2а-442/2021) по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области к автономной некоммерческой организации «Центр правовой помощи «Советник» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц и возложении обязанностей по ликвидации на учредителей,
у с т а н о в и л:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области обратилось в суд с административным иском к автономной некоммерческой организации «Центр правовой помощи «Советник» по вышеизложенным основаниям, мотивируя свои исковые требования тем, что указанная организация зарегистрирована в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 10 по Тульской области 18.11.2002 (ОГРН 1027100746650). Адрес местонахождения организации – г.Тула, ул.Сойфера, д.20А. Сведениями о номерах телефонов, факсов, адресах электронной почты данной организации Управление не располагает. Лицо, имеющее право действовать от имени организации без доверенности – генеральный директор ФИО1
В соответствии со ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, уставным целям и законодательству Российской Федерации.
В результате анализа информации от 03.11.2020 №, поступившей от ФИО1, Управлением установлено, что, в нарушение ч.7 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Организация своевременно не сообщила об изменении сведений, указанных в п.1 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени Организации, сведения о месте нахождения постоянно действующего руководящего органа, по которому осуществляется связь с юридическим лицом), не представило соответствующие документы для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.
В адрес организации истцом были вынесены предупреждения № от 10.11.2020, № от 16.12.2020 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации. Однако нарушения организацией устранены не были, предупреждения не обжаловались.
Указывая, что неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации, и, что по этим же основаниям юридическое лицо может быть ликвидировано по иску государственного органа, которому дано право на предъявление требования о ликвидации юридического лица, предоставленного по закону в случае осуществления юридическим лицом деятельности с неоднократными нарушениями закона, и таким органом является по отношению к административному ответчику Управление Министерства юстиции Российский Федерации по Тульской области, административный истец просил автономную некоммерческую организацию «Центр правовой помощи «Советник» ликвидировать и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.
В заявлении, поступившем в суд 13.04.2021, административный истец исковые требования уточнил, просил ликвидировать автономную некоммерческую организацию «Центр правовой помощи «Советник», возложив обязанности по ее ликвидации на ее учредителей, мотивировав свои требования тем, что 08.04.2021 в Управление поступило заявление Михеевой Н.В. с просьбой о приостановлении решения вопроса о прекращении деятельности организации, поскольку решением Советского районного суда г.Тулы от 24.11.2020 ответчика обязали выплатить денежные средства в пользу Михеевой Н.В.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, в представленном заявлении просили о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддерживают.
Представитель ответчика автономной некоммерческой организации «Центр правовой помощи «Советник» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом по адресу регистрации юридического лица.
Определением суда от 22.04.2021 года к участию по делу в качестве административного соответчика привлечен учредитель автономной некоммерческой организации «Центр правовой помощи «Советник» Фененко Н.П.
Административный соответчик Фененко Н.П. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного соответчика Фененко Н.П. по доверенности Фененко Р.Н. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного соответчика Фененко Н.П. по доверенности (в порядке передоверия) Бонадыченко А.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения административных исковых требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области к автономной некоммерческой организации «Центр правовой помощи «Советник» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, просил отказать в иске в части возложения обязанности по ликвидации организации на ее учредителей, указывая, что учредители не несут ответственности по обязательствам созданной ими некоммерческой организации, а также в связи с тем, что один из учредителей организации ООО «данные изъяты» исключен из ЕГРЮЛ, а сведения о втором учредителе ООО «данные изъяты» недостоверные, в связи с чем, возложение обязанности только на одного учредителя Фененко Н.П., не основано на законе, приведет к нарушению его прав. Указывал также, что все документы по финансовой и хозяйственной деятельности организации находятся у бывшего генерального директора организации ФИО1, что сделает невыполнимым решение суда о возложении обязанности по ликвидации организации на учредителей.
Определением суда от 08.04.2021 года к участию по делу в качестве заинтересованного лица была привлечена Михеева Н.В.
Заинтересованное лицо Михеева Н.В. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, в ранее представленных возражениях, просила в удовлетворении административных исковых требований Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области к автономной некоммерческой организации «Центр правовой помощи «Советник» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц отказать.
В силу п.1 ст.165.1 ГК РФ уведомления, извещения или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
По смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п.36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 09.07.2020) "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации".
При изложенных обстоятельствах, суд по основаниям, предусмотренным ст.150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
Выслушав представителя административного соответчика по доверенности Бонадыченко А.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705.
Пунктом 2 указанного Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).
Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов определены Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Некоммерческой организацией в соответствии пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Статья 61 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает общие основания для ликвидации юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, к числу которых, среди прочего, отнесено: осуществление юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (подпункт 3 пункта 3).
Согласно пункту 7 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.п. «в», «в.2», «л» ч.1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (в редакции от 27.10.2020) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения о юридическом лице: адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица; сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд (п.п.5 п.5 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Судом установлено, что автономная некоммерческая организация «Центр правовой помощи «Советник» зарегистрирована в качестве юридического лица 18.11.2002 и внесена в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1027100746650.
Согласно Уставу автономная некоммерческая организация «Центр правовой помощи «Советник», сокращенное наименование АНО ЦПП «Советник», является некоммерческой организацией, создана в целях оказания физическим и юридическим лицам консультационных услуг в сфере юриспруденции, услуг в сфере права: оказание правовой помощи гражданам и организациям, оказание социальной поддержки и защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов.
В выписке из ЕГРЮЛ от 16.02.2021, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, указан ФИО1, учредителями: общество с ограниченной ответственностью «данные изъяты», общество с ограниченной ответственностью «данные изъяты» и Фененко Николай Пантелеймонович.
Согласно приказу № от 24.10.2020 генерального директора АНО «ЦПП «Советник», он прекращает свои полномочия с 24.11.2020 года, в связи с тем, что трехлетний срок полномочий генерального директора истек и не был продлен учредителем организации.
На основании обращения ФИО1 10.11.2020 года и 16.12.2020 Управлением Министерства юстиции РФ по Тульской области административному ответчику АНО «ЦПП «Советник» были вынесены предупреждения о необходимости устранения нарушений закона до 15.12.2020 года и 18.01.2020 года, однако в нарушение п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" предупреждения не были направлены административному ответчику по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а вручены ФИО1
В предупреждении от 10.11.2020 № указано, что в нарушение ч.7 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» организация своевременно не сообщила об изменении сведений, указанных в п.1 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени Организации, сведения о месте нахождения постоянно действующего руководящего органа, по которому осуществляется связь с юридическим лицом), не представило соответствующие документы для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.
Предупреждение было вручено ФИО1 10.11.2020 года.
В предупреждении от 16.12.2020 №, как и в первоначальном, указано на нарушение АНО «ЦПП «Советник» ч.7 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», выразившем в том, что организация своевременно не сообщила об изменении сведений, указанных в п.1 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени Организации, сведения о месте нахождения постоянно действующего руководящего органа, по которому осуществляется связь с юридическим лицом), не представило соответствующие документы для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц. Предупреждение 16.12.2020 также было вручено ФИО1, полномочия которого как генерального директора АНО «ЦПП «Советник» прекращены, на основании вышеуказанного приказа от 24.10.2020 года с 24.11.2020 года.
Таким образом, предупреждения с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, в адрес АНО «ЦПП «Советник» уполномоченным органом, административным истцом Управлением Министерства юстиции по Тульской области фактически направлены не были.
Поскольку предупреждения административным истцом в установленном порядке АНО «ЦПП «Советник» направлены не были, доводы административного истца о неоднократном непредставлении административным ответчиком сведений, предусмотренных ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», не подтверждены представленными суду доказательствами.
Кроме того, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года N 14-П по делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 ГК Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных ими последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм юридическое лицо, в том числе, некоммерческую организацию, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. При этом характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушение действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Между тем, нарушения закона, указанные в административном исковом заявлении в виде непредставления АНО «ЦПП «Советник» сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени организации и сведений о месте нахождения постоянно действующего органа, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, к таким нарушениям по своему характеру отнесены быть не могут, поскольку неустранимыми не являются, возможность устранения допущенных нарушений не утрачена.
Суд полагает, что такая мера реагирования как ликвидация юридического лица в данном случае явно несоразмерна допущенному нарушению.
Суд также учитывает, что деятельность учредителя АНО «ЦПП «Советник» - ООО «данные изъяты» прекращена, организация исключена из ЕГРЮЛ 22.01.2020 года, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 31.05.2021 года.
Согласно сообщению УФНС России по Тульской области от 31.05.2021 сведения о втором учредителе АНО «ЦПП «Советник» - ООО «данные изъяты» в ЕГРЮЛ отсутствуют.
При этом, из сообщения УФНС России по Тульской области от 24.03.2021 следует, что налоговая и бухгалтерская отчетность АНО «ЦПП «Советник» за 2020 год в налоговый орган представлена.
Кроме того, решением Советского районного суда г.Тулы от 24.11.2020 года, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Тульского областного суда от 31.03.2021 года с АНО «ЦПП «Советник» в пользу Михеевой Н.В. взысканы денежные средства в размере 40000 руб., неустойка в размере 40000 руб., компенсация морального вреда в размере 5000 руб., штраф в размере 42500 руб.
Таким образом, исходя из общеправовых принципов юридической ответственности и установленных ч.3 статьей 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, решение о ликвидации юридического лица не будет являться мерой, необходимой для защиты прав и законных интересов как АНО «ЦПП «Советник», так и Михеевой Н.В.
При изложенных обстоятельствах административный иск Управления Министерства юстиции РФ по Тульской области к АНО «ЦПП «Советник» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, суд признает необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области в удовлетворении административного искового заявления к автономной некоммерческой организации «Центр правовой помощи «Советник» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, и возложении обязанностей по ликвидации на учредителей, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено 21.06.2021.
УИД № 71RS0028-01-2021-000458-08