НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г.Тулы (Тульская область) от 07.06.2021 № 2А-442/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Советский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Наумкиной О.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вознюк Е.А.,

с участием

представителя административного соответчика Фененко Н.П. по доверенности Бонадыченко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело (производство № 2а-442/2021) по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области к автономной некоммерческой организации «Центр правовой помощи «Советник» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц и возложении обязанностей по ликвидации на учредителей,

у с т а н о в и л:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области обратилось в суд с административным иском к автономной некоммерческой организации «Центр правовой помощи «Советник» по вышеизложенным основаниям, мотивируя свои исковые требования тем, что указанная организация зарегистрирована в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 10 по Тульской области 18.11.2002 (ОГРН 1027100746650). Адрес местонахождения организации – г.Тула, ул.Сойфера, д.20А. Сведениями о номерах телефонов, факсов, адресах электронной почты данной организации Управление не располагает. Лицо, имеющее право действовать от имени организации без доверенности – генеральный директор ФИО1

В соответствии со ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, уставным целям и законодательству Российской Федерации.

В результате анализа информации от 03.11.2020 , поступившей от ФИО1, Управлением установлено, что, в нарушение ч.7 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Организация своевременно не сообщила об изменении сведений, указанных в п.1 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени Организации, сведения о месте нахождения постоянно действующего руководящего органа, по которому осуществляется связь с юридическим лицом), не представило соответствующие документы для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

В адрес организации истцом были вынесены предупреждения от 10.11.2020, от 16.12.2020 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации. Однако нарушения организацией устранены не были, предупреждения не обжаловались.

Указывая, что неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации, и, что по этим же основаниям юридическое лицо может быть ликвидировано по иску государственного органа, которому дано право на предъявление требования о ликвидации юридического лица, предоставленного по закону в случае осуществления юридическим лицом деятельности с неоднократными нарушениями закона, и таким органом является по отношению к административному ответчику Управление Министерства юстиции Российский Федерации по Тульской области, административный истец просил автономную некоммерческую организацию «Центр правовой помощи «Советник» ликвидировать и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.

В заявлении, поступившем в суд 13.04.2021, административный истец исковые требования уточнил, просил ликвидировать автономную некоммерческую организацию «Центр правовой помощи «Советник», возложив обязанности по ее ликвидации на ее учредителей, мотивировав свои требования тем, что 08.04.2021 в Управление поступило заявление Михеевой Н.В. с просьбой о приостановлении решения вопроса о прекращении деятельности организации, поскольку решением Советского районного суда г.Тулы от 24.11.2020 ответчика обязали выплатить денежные средства в пользу Михеевой Н.В.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, в представленном заявлении просили о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддерживают.

Представитель ответчика автономной некоммерческой организации «Центр правовой помощи «Советник» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом по адресу регистрации юридического лица.

Определением суда от 22.04.2021 года к участию по делу в качестве административного соответчика привлечен учредитель автономной некоммерческой организации «Центр правовой помощи «Советник» Фененко Н.П.

Административный соответчик Фененко Н.П. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного соответчика Фененко Н.П. по доверенности Фененко Р.Н. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного соответчика Фененко Н.П. по доверенности (в порядке передоверия) Бонадыченко А.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения административных исковых требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области к автономной некоммерческой организации «Центр правовой помощи «Советник» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, просил отказать в иске в части возложения обязанности по ликвидации организации на ее учредителей, указывая, что учредители не несут ответственности по обязательствам созданной ими некоммерческой организации, а также в связи с тем, что один из учредителей организации ООО «данные изъяты» исключен из ЕГРЮЛ, а сведения о втором учредителе ООО «данные изъяты» недостоверные, в связи с чем, возложение обязанности только на одного учредителя Фененко Н.П., не основано на законе, приведет к нарушению его прав. Указывал также, что все документы по финансовой и хозяйственной деятельности организации находятся у бывшего генерального директора организации ФИО1, что сделает невыполнимым решение суда о возложении обязанности по ликвидации организации на учредителей.

Определением суда от 08.04.2021 года к участию по делу в качестве заинтересованного лица была привлечена Михеева Н.В.

Заинтересованное лицо Михеева Н.В. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, в ранее представленных возражениях, просила в удовлетворении административных исковых требований Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области к автономной некоммерческой организации «Центр правовой помощи «Советник» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц отказать.

В силу п.1 ст.165.1 ГК РФ уведомления, извещения или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

По смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п.36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 09.07.2020) "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации".

При изложенных обстоятельствах, суд по основаниям, предусмотренным ст.150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.

Выслушав представителя административного соответчика по доверенности Бонадыченко А.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705.

Пунктом 2 указанного Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов определены Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Некоммерческой организацией в соответствии пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 61 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает общие основания для ликвидации юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, к числу которых, среди прочего, отнесено: осуществление юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (подпункт 3 пункта 3).

Согласно пункту 7 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п.п. «в», «в.2», «л» ч.1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (в редакции от 27.10.2020) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения о юридическом лице: адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица; сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.

В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд (п.п.5 п.5 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Судом установлено, что автономная некоммерческая организация «Центр правовой помощи «Советник» зарегистрирована в качестве юридического лица 18.11.2002 и внесена в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1027100746650.

Согласно Уставу автономная некоммерческая организация «Центр правовой помощи «Советник», сокращенное наименование АНО ЦПП «Советник», является некоммерческой организацией, создана в целях оказания физическим и юридическим лицам консультационных услуг в сфере юриспруденции, услуг в сфере права: оказание правовой помощи гражданам и организациям, оказание социальной поддержки и защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов.

В выписке из ЕГРЮЛ от 16.02.2021, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, указан ФИО1, учредителями: общество с ограниченной ответственностью «данные изъяты», общество с ограниченной ответственностью «данные изъяты» и Фененко Николай Пантелеймонович.

Согласно приказу от 24.10.2020 генерального директора АНО «ЦПП «Советник», он прекращает свои полномочия с 24.11.2020 года, в связи с тем, что трехлетний срок полномочий генерального директора истек и не был продлен учредителем организации.

На основании обращения ФИО1 10.11.2020 года и 16.12.2020 Управлением Министерства юстиции РФ по Тульской области административному ответчику АНО «ЦПП «Советник» были вынесены предупреждения о необходимости устранения нарушений закона до 15.12.2020 года и 18.01.2020 года, однако в нарушение п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" предупреждения не были направлены административному ответчику по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а вручены ФИО1

В предупреждении от 10.11.2020 указано, что в нарушение ч.7 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» организация своевременно не сообщила об изменении сведений, указанных в п.1 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени Организации, сведения о месте нахождения постоянно действующего руководящего органа, по которому осуществляется связь с юридическим лицом), не представило соответствующие документы для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Предупреждение было вручено ФИО1 10.11.2020 года.

В предупреждении от 16.12.2020 , как и в первоначальном, указано на нарушение АНО «ЦПП «Советник» ч.7 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», выразившем в том, что организация своевременно не сообщила об изменении сведений, указанных в п.1 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени Организации, сведения о месте нахождения постоянно действующего руководящего органа, по которому осуществляется связь с юридическим лицом), не представило соответствующие документы для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц. Предупреждение 16.12.2020 также было вручено ФИО1, полномочия которого как генерального директора АНО «ЦПП «Советник» прекращены, на основании вышеуказанного приказа от 24.10.2020 года с 24.11.2020 года.

Таким образом, предупреждения с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, в адрес АНО «ЦПП «Советник» уполномоченным органом, административным истцом Управлением Министерства юстиции по Тульской области фактически направлены не были.

Поскольку предупреждения административным истцом в установленном порядке АНО «ЦПП «Советник» направлены не были, доводы административного истца о неоднократном непредставлении административным ответчиком сведений, предусмотренных ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», не подтверждены представленными суду доказательствами.

Кроме того, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года N 14-П по делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 ГК Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных ими последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм юридическое лицо, в том числе, некоммерческую организацию, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. При этом характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушение действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Между тем, нарушения закона, указанные в административном исковом заявлении в виде непредставления АНО «ЦПП «Советник» сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени организации и сведений о месте нахождения постоянно действующего органа, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, к таким нарушениям по своему характеру отнесены быть не могут, поскольку неустранимыми не являются, возможность устранения допущенных нарушений не утрачена.

Суд полагает, что такая мера реагирования как ликвидация юридического лица в данном случае явно несоразмерна допущенному нарушению.

Суд также учитывает, что деятельность учредителя АНО «ЦПП «Советник» - ООО «данные изъяты» прекращена, организация исключена из ЕГРЮЛ 22.01.2020 года, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 31.05.2021 года.

Согласно сообщению УФНС России по Тульской области от 31.05.2021 сведения о втором учредителе АНО «ЦПП «Советник» - ООО «данные изъяты» в ЕГРЮЛ отсутствуют.

При этом, из сообщения УФНС России по Тульской области от 24.03.2021 следует, что налоговая и бухгалтерская отчетность АНО «ЦПП «Советник» за 2020 год в налоговый орган представлена.

Кроме того, решением Советского районного суда г.Тулы от 24.11.2020 года, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Тульского областного суда от 31.03.2021 года с АНО «ЦПП «Советник» в пользу Михеевой Н.В. взысканы денежные средства в размере 40000 руб., неустойка в размере 40000 руб., компенсация морального вреда в размере 5000 руб., штраф в размере 42500 руб.

Таким образом, исходя из общеправовых принципов юридической ответственности и установленных ч.3 статьей 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, решение о ликвидации юридического лица не будет являться мерой, необходимой для защиты прав и законных интересов как АНО «ЦПП «Советник», так и Михеевой Н.В.

При изложенных обстоятельствах административный иск Управления Министерства юстиции РФ по Тульской области к АНО «ЦПП «Советник» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, суд признает необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области в удовлетворении административного искового заявления к автономной некоммерческой организации «Центр правовой помощи «Советник» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, и возложении обязанностей по ликвидации на учредителей, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение составлено 21.06.2021.

УИД № 71RS0028-01-2021-000458-08