Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 октября 2023 года город Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Дорохиной А.О.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстолыткиной А.Ю.,
с участием истца Зубковой Н.Г., представителя истца Миронова Е.В., представителя ответчика по доверенности Тихонова А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело УИД № 71RS0028-01-2023-001293-57 (производство №2-1337/2023) по иску Зубковой Натальи Григорьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области о назначении страховой пенсии,
у с т а н о в и л :
Зубкова Н.Г. обратился в суд с иском, в процессе рассмотрения дела уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к ОСФР по Тульской области о назначении страховой пенсии, ссылаясь на то, что 21.09.2022г. она обратился в ОПФР по Тульской области с заявлением о назначении страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Между тем, решением от 03.11.2022г. № 220001229735/395807/22 в назначении пенсии ей было отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа, при этом приняты периоды трудовой и иной деятельности: с 23.02.1988 по 12.03.1992 (4 года 20 дней) – период работы в Щучинской центральной районной аптеке №3 в должности фармацевта аптеки №93; с 29.07.2021 по 31.12.2021 (05 месяцев 02 дня) – период работы в ООО «Фармпланета»; с 06.08.1983 по 05.02.1985 (1 год 06 месяцев) – период ухода за ребенком 06.08.1983 года рождения до достижения им возраста 1,5 лет, итого 5 лет 11 месяцев 22 дня.
С данным решением истец не согласилась, что явилось причиной обращения с исковым заявлением.
Зубкова Н.Г. осуществляла трудовую деятельность в Республике Казахстан. При этом в зачет стажа не приняты периоды работы и иной деятельности: 01.09.1980 по 02.07.1982 период учебы в медицинском училище; с 02.08.1982 по 29.01.1985 период работы в Центральной районной аптеке №3 Казахской ССР; с 30.01.1985 по 22.02.1988 период работы в Щучинской городской поликлинике Казахской ССР; с 13.03.1992 по 16.06.1994 период работы в Щучинской центральной аптеке №3 Республики Казахстан (Аптека №93); с 17.06.1994 по 23.01.1995 период работы в АО «Айлант» Республики Казахстан; с 24.01.1995 по 25.12.1998 период работы в аптеке МЧП «ЛУиЗ» Республики Казахстан; с 01.12.1998 по 29.04.2002 период работы в Щучинской центральной районной больнице Республики Казахстан; с 24.05.2002 по 07.05.2021 период работы у ИП Ляпиной Л.Г. Республики Казахстан, а также с ДД.ММ.ГГГГ по 10.11.1991 период ухода за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения до достижения ребенком полутора лет.
Просила суд, с учетом уточненных исковых требований, признать незаконным решение ответчика от 03.11.2022, обязать ответчика включить в подсчет страхового стажа периоды работы: с 02.08.1982 по 29.01.1985 период работы в Центральной районной аптеке №3 Казахской ССР; с 30.01.1985 по 22.02.1988 период работы в Щучинской городской поликлинике Казахской ССР; с 13.03.1992 по 16.06.1994 период работы в Щучинской центральной аптеке №3 Республики Казахстан (Аптека №93); с 17.06.1994 по 23.01.1995 период работы в АО «Айлант» Республики Казахстан; с 24.01.1995 по 25.12.1998 период работы в аптеке МЧП «ЛУиЗ» Республики Казахстан; с 01.12.1998 по 29.04.2002 период работы в Щучинской центральной районной больнице Республики Казахстан; с 24.05.2002 по 07.05.2021 период работы у ИП Ляпиной Л.Г. Республики Казахстан, а также с ДД.ММ.ГГГГ по 10.11.1991 период ухода за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения до достижения ребенком полутора лет, с 01.09.1980 по 02.07.1982 период учебы в медицинском училище и назначить ей страховую пенсию с 21.09.2022г.
В судебном заседании истец Зубкова Н.Г. и ее представитель на основании п.6 ст.53 ГПК РФ Миронов Е.В. заявленные исковые требования с учетом уточнений поддержали, просили удовлетворить их по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили включить в подсчет страхового стажа периоды работы в Республики Казахстан, которые документально подтверждены и обязать ответчика назначить пенсию.
Представитель ответчика ОСФР по Тульской области по доверенности Тихонов А.О. заявленные истцом требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, материалы гражданского и пенсионного дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 21.09.2022г. истец обратилась в ОПФР по Тульской области с заявлением о назначении страховой пенсии на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ОПФР по Тульской области 03.11.2022г. № 220001229735/395807/22 в назначении пенсии ей было отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа, при этом приняты периоды трудовой и иной деятельности: с 23.02.1988 по 12.03.1992 (4 года 20 дней) – период работы в Щучинской центральной районной аптеке №3 в должности фармацевта аптеки №93; с 29.07.2021 по 31.12.2021 (05 месяцев 02 дня) – период работы в ООО «Фармпланета»; с 06.08.1983 по 05.02.1985 (1 год 06 месяцев) – период ухода за ребенком 06.08.1983 года рождения до достижения им возраста 1,5 лет, итого 5 лет 11 месяцев 22 дня.
В зачет страхового стажа не приняты периоды работы: с 02.08.1982 по 29.01.1985 период работы в Центральной районной аптеке №3 Казахской ССР; с 30.01.1985 по 22.02.1988 период работы в Щучинской городской поликлинике Казахской ССР; с 13.03.1992 по 16.06.1994 период работы в Щучинской центральной аптеке №3 Республики Казахстан (Аптека №93); с 17.06.1994 по 23.01.1995 период работы в АО «Айлант» Республики Казахстан; с 24.01.1995 по 25.12.1998 период работы в аптеке МЧП «ЛУиЗ» Республики Казахстан; с 01.12.1998 по 29.04.2002 период работы в Щучинской центральной районной больнице Республики Казахстан; с 24.05.2002 по 07.05.2021 период работы у ИП Ляпиной Л.Г. Республики Казахстан, а также период учебы в медицинском училище с 01.09.1980 по 02.07.1982.
Между тем, с данными выводами ответчика согласиться нельзя, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ социальное обеспечение по возрасту гарантируется каждому. Государство в силу ст. 2 и ст. 7 Конституции РФ обязано обеспечить права граждан. Согласно ст. 15 Конституции РФ, она имеет высшую юридическую силу, Законы и иные правовые акты, применяемые на территории РФ, Конституции противоречить не должны.
Статья 19, ч. 2 ст. 55 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.04 г. N 2-П при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", может производиться по нормам действовавшего на 31.12.01 г. правового регулирования.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
На момент обращения истца к ответчику за назначением пенсии, к числу международных договоров относилось Соглашение стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", которым урегулированы вопросы пенсионного обеспечения граждан, переселившихся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию после распада СССР, в ст. 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Настоящее Соглашение распространялось на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения (ст. 5 Соглашения).
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (ст. 6 Соглашения).
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года.
С целью максимального соблюдения прав граждан, прибывших либо прибывающих в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, на пенсионное обеспечение распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, согласно которым необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации; при этом документы, выданные на иностранном языке, принимаются для указанных целей при условии, если верность их перевода засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации (ч. 4). Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР; при этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках указанного Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ; периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации; при этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
20.12.2019 года между Республикой Арменией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, которое вступило в силу с 1 января 2021 года.
Соглашением предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию с соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории после вступления в силу данного Соглашения, то есть после 1 января 2021 года.
Относительно стажа работы до 1 января 2021 года Соглашением предусмотрены переходные положения, согласно которым пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.
С 01 января 2002 года вступил в силу федеральный закон "О трудовых пенсиях в РФ" от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ (не применяется с 01.01.2015). В силу ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно ст. 10 вышеуказанного Федерального закона N 173-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Аналогичные положения содержатся в ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Ранее действующий Закон РФ "О государственных пенсиях в РФ" (от 20.11.1990 N 340-1) не содержал положений, определяющих условием назначения трудовой пенсии уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Таким образом, при определении права на пенсию и исчислении ее размера, периоды работы с 01 января 1991 года по 31 января 2001 гола, приобретенные на территории государств-участников Содружества Независимых Государств, учитываются до 01 января 2002 года независимо от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 года - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 года и с 1 января 2002 года - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из Республики Казахстан, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2019 г.) по общему правилу право на страховую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначалась при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначалась при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий, в том числе в Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ) предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных Приложением 6 к указанному федеральному закону).
В настоящем случае право на назначение пенсии у истца Зубковой Н.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, возникло.
Зубкова Н.Г. осуществляла трудовую деятельность в Республике Казахстан. При этом в зачет стажа не приняты периоды работы: с 02.08.1982 по 28.01.1985 период работы в Центральной районной аптеке №3 Казахской ССР; с 29.01.1985 по 22.02.1988 период работы в Щучинской городской поликлинике Казахской ССР; с 13.03.1992 по 16.06.1994 период работы в Щучинской центральной аптеке №3 Республики Казахстан (Аптека №93); с 17.06.1994 по 23.01.1995 период работы в АО «Айлант» Республики Казахстан; с 24.01.1995 по 25.12.1998 период работы в аптеке МЧП «ЛУиЗ» Республики Казахстан; с 01.12.1998 по 29.04.2002 период работы в Щучинской центральной районной больнице Республики Казахстан; с 24.05.2002 по 07.05.2021 период работы у ИП Ляпиной Л.Г. Республики Казахстан.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Как следует из трудовой книжки истца, Зубкова Н.Г. осуществляла трудовую деятельность с 02.08.1982 по 28.01.1985 в Центральной районной аптеке №3 Казахской ССР, в должности санитарки, затем с 01.11.1982 переведена в аптеку №17 пос.Боровое принята на должность И.О. заведующего киоском, 20.12.1982 переведена на должность И.О. заведующего фармацевта аптеки №89 с.Щорс, 29.01.1985 переведена в городскую поликлинику; с 29.01.1985 по 22.02.1988 в Щучинской городской поликлинике Казахской ССР в должности инструктора, 23.04.1986 переведена на должность фармацевта раздаточного пункта районной больницы и с 22.02.1988 уволена переводом в аптеку №93; с 23.02.1988 по 16.06.1994 в Щучинской центральной аптеке №3 Республики Казахстан в должности фармацевта Аптеки №93 и с 16.06.1994 уволена переводом в АО «Айоант»; с 17.06.1994 по 23.01.1995 в АО «Айлант» Республики Казахстан в должности фармацевта и с 23.01.1995 уволена; с 24.01.1995 по 25.12.1998 в аптеке МЧП «ЛУиЗ» Республики Казахстан в должности фармацевта и с 25.12.1998 уволена; с 01.12.1998 по 29.04.2002 в Щучинской центральной районной больнице Республики Казахстан в должности фармацевта и с 29.04.2002 уволена; с 24.05.2002 по 07.05.2021 у ИП Ляпиной Л.Г. Республики Казахстан в должности фармацевта, заведующей и с 07.05.2021 уволена, трудовой договор прекращен, все периоды работы имеют ссылки на приказы о приеме и увольнении и печати организации.
Сделанные записи об указанных периодах работы согласуются со сведениями о работе, содержащимися в представленных в материалы дела, выписке из приказа №111 от 02.08.1982 Щучинской центральной районной аптеки №3 согласно которому Зубкова Н.Г. принята на должность санитарки (уборщицы помещений); выписке из приказа №49 от 01.11.1982 Щучинской центральной районной аптеки №3 (Аптека №17) согласно которому Зубкова Н.Г. назначена на должность и.о. заведующего киоском – фармацевта; выписке из приказа №146 от 05.11.1982 Щучинской центральной районной аптеки №3 согласно которому Зубкова Н.Г. переведена в Аптеку №17 пос.Боровое с 01.11.1982; выписке из приказа №165 от 24.12.1982 Щучинской центральной районной аптеки №3 согласно которому Зубкова Н.Г. назначена на должность и.о. заведующей – фармацевта аптекой №89 с.Щорс; выписке из приказа №6 от 29.01.1985 Щучинской центральной районной аптеки №3 согласно которому Зубкова Н.Г. – и.о. заведующей аптеки №89 с.Щорс переведена в городскую поликлинику.
Согласно архивной справке от 12.05.2021 о трудовом стаже по личному составу Щучинской горполиклиники г.Щучинск Щучинского района Зубкова Н.Г. согласно приказа №16 от 10.11.1985 принята на должность инструктора по санпросветработе в госполиклинику, согласно приказа №25 от 23.02.1988 уволена переводом в аптеку №93 с 22.02.1988.
Согласно выписке из приказа №15-П от 24.09.1997 ТОО «Центральная аптека» в состав Щучинской центральной районной аптеки №3 входили аптеки №3,№17,№21,№32,№33,№44,№55,№66,№68,№85,№89,№93 – с 24.09.1997 перерегистрация предприятия ТОО «Центральная аптека».
Согласно выписке из приказа №5 от 23.05.2002 Зубкова Н.Г. принята на должность фармацевта в аптеку ИП Ляпиной Л.Г., на основании приказа №1 от 03.01.2004 переведена на должность заведующей отделом готовых лекарственных форм аптеки, согласно приказа №8 от 07.05.2021 трудовой договор расторгнут, согласно справке работодателя ИП Ляпиной Л.Г. взносы за работника уплачены в накопительный пенсионный фонд ЕНПФ с 24.05.2002 по 07.05.2021.
Давая оценку представленным доказательствам, суд приходит к выводу о том, что указанные спорные периоды работы истца полностью подтверждаются как данными ее трудовой книжки, так и дополнительно представленными архивными сведениями, выданными на основании первичных данных соответствующих работодателей, в связи с чем оснований ставить под сомнение записи в трудовой книжке истца оснований не имеется. То обстоятельство, что в трудовой книжке истца заверенные печатью, текст в оттиске не четко читается не может ставить под сомнение имеющиеся в ней записи и умалять ее права на надлежащее пенсионное обеспечение, указанные периоды из подсчета страхового стажа истца не могут быть исключены, поскольку они подтверждены архивными сведениями, соответствующими записям в трудовой книжке.
Из выше изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В материалы дела представлена выписки из индивидуального пенсионного счета Зубковой Н.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за период с 11.04.1998 по 14.06.2021 компетентного органа Республики Казахстан – Пенсионный фонд "БжЗк" Акционерное общество «Единый накопительный пенсионный фонд» (АО «ЕНПФ») об уплате обязательных пенсионных взносов, согласно которым за период с 11.04.1998 по 14.06.2021 уплачены обязательные пенсионные взносы за работника Зубкову Н.Г. организациями работодателей.
Данные доказательства удовлетворяют требованиям относимости и допустимости и могут быть приняты в качестве доказательства в обоснование заявленных истцом требований.
На основании ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с ч.3 ст.196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости включения в страховой стаж истца периодов ее работы с 02.08.1982 по 28.01.1985 в Центральной районной аптеке №3 Казахской ССР, с 29.01.1985 по 22.02.1988 в Щучинской городской поликлинике Казахской ССР, с 13.03.1992 по 16.06.1994 в Щучинской центральной аптеке №3 Республики Казахстан (Аптека №93), с 17.06.1994 по 23.01.1995 в АО «Айлант» Республики Казахстан, 24.01.1995 по 25.12.1998 в аптеке МЧП «ЛУиЗ» Республики Казахстан, с 01.12.1998 по 29.04.2002 в Щучинской центральной районной больнице Республики Казахстан, с 24.05.2002 по 07.05.2021 у ИП Ляпиной Л.Г. Республики Казахстан.
В соответствии со справкой ОСФР по Тульской области, представленной на запрос суда при включении периодов работы с 02.08.1982 по 28.01.1985, с 29.01.1985 по 22.02.1988, с 13.03.1992 по 16.06.1994, с 17.06.1994 по 23.01.1995, 24.01.1995 по 25.12.1998, с 01.12.1998 по 29.04.2002, с 24.05.2002 по 07.05.2021 в Республике Казахстан страховой стаж Зубковой Н.Г. составит 36 лет 6 месяцев 18 дней с учетом ранее принятых периодов, у Зубковой Н.Г. право на пенсию возникает 21.09.2022 с учетом даты первичного обращения за пенсией 21.09.2022.
Также суд приходит к выводу, что не имеется оснований для удовлетворения требования истца о включении в подсчет страхового стажа периода отпуска по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поскольку указанный период зачтен пенсионным органом, как работа с 23.02.1988 по 12.03.1992 в Щучинской центральной аптеке №3. При осуществлении оценки пенсионных прав ответчиком был учтен период осуществления истцом трудовой деятельности, то есть период отпуска по уходу за ребенком учтен в страховой стаж в качестве работы. Страховой стаж исчисляется в календарном порядке, при исчислении страхового стажа действующим пенсионным законодательством не предусмотрен дополнительный учет совпадающих периодов нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком, включенных ответчиком в страховой стаж, как периоды работы.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных ст. 11 и ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.
Пунктом 48 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии», предусмотрено, что в случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной деятельности с иными периодами органом, осуществляющим пенсионное обеспечение при установлении пенсии в страховой стаж застрахованного лица включается (засчитывается) период, учет которого дает право на страховую пенсию и (или) на определение величины индивидуального пенсионного коэффициента в более высоком размере.
Подпунктом "и" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 N 590, действующего в спорный период, было предусмотрено, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре.
При этом при назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте "и", засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к".
Таким образом не имеется оснований для включения в страховой стаж истца периода учебы с 01.09.1980 по 02.07.1982 в Медицинском училище, как не соответствующему подпункту "и" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 03 августа 1972 г. N 590, поскольку данному периоду не предшествовала работа и как следует из трудовой книжки, до начала обучения в училище Зубкова Н.Г. не работала.
Федеральным законом от 11.06.2022 года N 175-ФЗ, вступившим в законную силу 30.06.2022 года, РФ денонсировано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения, при этом действие указанного Соглашения прекращено только с 01.01.2023 года.
Таким образом, суд учитывает, что на момент возникновения права 21.09.2022 на установление пенсии по старости в соответствии с ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ у Зубковой Н.Г., ДД.ММ.ГГГГ Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения, подписанного в г. Москве 13.03.1992 года не утратило силу.
Данное Соглашение денонсировано Федеральным законом от 11.06.2022 г. N 175-ФЗ и его действие прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками только с 01.01.2023 г. и таким образом оно подлежит применению к спорным правоотношениям, имевшим место в период его действия. При этом, учитывая, что истцом представлены надлежащие, отвечающие требованиям допустимости, относимости и достаточности, доказательства осуществления им в спорный период работы на территории Республики Казахстан.
Таким образом, из анализа перечисленных выше документов, общепризнанных принципов и норм международного права, буквального толкования положений статьи 6 Соглашения следует, что приобретенный трудовой (страховой) стаж на территории любого из государств - участников Соглашения учитывается независимо от времени его приобретения, в данном случае в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации иЗубкова Н.Г. как гражданка Российской Федерации имеет право на назначение страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, частью которого являлось Соглашение от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы. Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (абзац третий п. 2, абзац четвертый п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. N 10-П).
В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку при включении периодов с 02.08.1982 по 28.01.1985 в Центральной районной аптеке №3 Казахской ССР, с 29.01.1985 по 22.02.1988 в Щучинской городской поликлинике Казахской ССР, с 13.03.1992 по 16.06.1994 в Щучинской центральной аптеке №3 Республики Казахстан (Аптека №93), с 17.06.1994 по 23.01.1995 в АО «Айлант» Республики Казахстан, 24.01.1995 по 25.12.1998 в аптеке МЧП «ЛУиЗ» Республики Казахстан, с 01.12.1998 по 29.04.2002 в Щучинской центральной районной больнице Республики Казахстан, с 24.05.2002 по 07.05.2021 у ИП Ляпиной Л.Г. Республики Казахстан в страховой стаж Зубковой Н.Г. для назначения страховой пенсии по старости на 21.09.2022 г. страховой стаж составит – 36 лет 6 месяцев 18 дней, суд также считает необходимым возложить на ответчика обязанность назначить Зубковой Н.Г. пенсию с даты обращения, то есть с 21.09.2022.
Кроме того, суд считает, что требования истца о признании незаконным решения ОПФР по Тульской области от 03.11.2022г. № 220001229735/395807/22 не подлежат удовлетворению, поскольку требования законодательства для Фонда и его территориальных органов являются обязательными для исполнения, право толкования положений законодательства фонду не предоставлено, при этом доводы истца о периодах работы в спорный период времени нашли свое достоверное подтверждение при рассмотрении данного гражданского дела в суде и включены периоды работы в подсчет страхового стажа по решению суда, на основании совокупности собранных по делу доказательств.
Руководствуясь положениями ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л :
иск Зубковой Натальи Григорьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области о назначении страховой пенсии удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области включить в страховой стаж Зубковой Натальи Григорьевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, периоды работы: с 02.08.1982 по 28.01.1985 в Центральной районной аптеке №3 Казахской ССР, с 29.01.1985 по 22.02.1988 в Щучинской городской поликлинике Казахской ССР, с 13.03.1992 по 16.06.1994 в Щучинской центральной аптеке №3 Республики Казахстан (Аптека №93), с 17.06.1994 по 23.01.1995 в АО «Айлант» Республики Казахстан, с 24.01.1995 по 25.12.1998 в аптеке МЧП «ЛУиЗ» Республики Казахстан, с 01.12.1998 по 29.04.2002 в Щучинской центральной районной больнице Республики Казахстан, с 24.05.2002 по 07.05.2021 у ИП Ляпиной Л.Г. Республики Казахстан и обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области назначить Зубковой Наталье Григорьевне пенсию с 21 сентября 2022 года.
В удовлетворении остальной части требований Зубковой Натальи Григорьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 12.10.2023.
Председательствующий