НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г.Томска (Томская область) от 31.12.2018 № 2А-522/2018

...

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2018 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи К.А. Деминой,

при ведении протокола секретарем Е.С. Корощенко

с использованием средств аудиозаписи,

с участием:

административного истца Пимоновой Т.В., паспорт

представителя административного ответчика ИФНС России по г.Томску – Пономарева В.В. по доверенности от 09.01.2018 года (сроком по 31.12.2018 года), удостоверение

представителя заинтересованного лица УФНС России по Томской области – Роговой А.Б. по доверенности от 09.01.2018 года (сроком по 31.12.2018 года), удостоверение

представителя заинтересованного лица ГУ – УПФ РФ по г.Томску – Слабожаниной Н.В. по доверенности от 09.01.2018 года (сроком по 31.12.2018 года), удостоверение

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске

административное дело №2а-522/2018

по административному исковому заявлению Пимоновой Т.В.

к ИФНС России по г.Томску

о признании незаконным решения №6980 от 05.10.2017 года об отказе в зачете (возврате) суммы налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца,

заинтересованные лица: УФНС России по Томской области, ГУ – УПФ РФ в г.Томск Томской области

УСТАНОВИЛ:

Пимонова Т.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России по г.Томску о признании незаконным решения №6980 от 05.10.2017 года об отказе в зачете (возврате) суммы налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены УФНС России по Томской области, ГУ – УПФ РФ в г.Томск Томской области.

В обоснование административного иска указано, что Пимонова Т.В., как адвокат, является плательщиком страховых взносов на ОПС. На основании требования об уплате недоимки от 15.09.2015 года она произвела уплату недоимки по страховым взносам на ОПС за 2014 год в размере 3 727 рублей 81 копеек, что составляет 1% от суммы полученного дохода. Между тем, до 2016 года данный взнос взимался без учета суммы расходов, понесенных плательщиком взносов в целях извлечения дохода. Согласно налоговой декларации за 2014 год сумма расходов истца за 2014 год превысила сумму доходов, что исключало необходимость уплаты указанного взноса. 10.02.2017 года Пимонова Т.В. обратилась в ГУ – УПФ РФ в г.Томск Томской области с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, на которое 27.02.2017 года принято решение об отказе в его удовлетворении. В связи с этим, 28.09.2017 года истец обратилась в ИФНС России по г.Томску с заявлением о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов. Обжалуемым решением от 05.10.2017 года в удовлетворении данного заявления также отказано со ссылкой на то, что налоговым законодательством не предусмотрено проведение зачетов излишне уплаченных страховых взносов за отчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года, в счет погашения задолженности по страховым взносам. Решением УФНС России по Томской области от 22.12.2017 года решение налогового органа от 05.10.2017 года оставлено без удовлетворения. Между тем, решение от 05.10.2017 года является незаконным, поскольку, исходя из положений пункта 1.1 статьи 78 НК РФ, статьи 22.2 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», норм ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» №250-ФЗ от 03.07.2016 года, при наличии переплаты за 2014 год по единому КБК, предназначенному для учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии, указанная переплата подлежит зачету по заявлению плательщика в установленном статьей 78 НК РФ порядке. Поскольку оспариваемое решение должно являться предметом оценки суда исходя из буквального его содержания, доводы налогового органа об отсутствии у него полномочий на зачет не могут приниматься судом во внимание (л.д.3-5, 89).

ИФНС России по г.Томску и УФНС России по Томской области в отзывах на иск считают его не подлежащим удовлетворению. По мнению ответчика и заинтересованного лица, Федеральными законами №243-ФЗ и №250-ФЗ не предусмотрен зачет сумм излишне уплаченных страховых взносов, которые были установлены законом №212-ФЗ по отчетным (расчетным) периодам, истекшим до 01.01.2017 года, в счет предстоящих платежей по страховым взносам, установленных главой 34 НК РФ. Статьей 21 Федерального закона №250-ФЗ предусмотрен возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года, при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года, и по решению органов ПФР и ФСС РФ (л.д.41-42, 43-45).

ГУ – УПФ РФ в г.Томск Томской области в письменных пояснениях указало, что перерасчет обязательств индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов, сформированных до 02.12.2016 года (требования по которым были направлены территориальным органом ПФР до 02.12.2016 года) следует производить в отношении индивидуальных предпринимателей, не исполнивших (частично исполнивших) указанные требования по состоянию на 01.01.2017 года в случае обращений индивидуальных предпринимателей в территориальный орган ПФР по данному вопросу. В случае, если указанные требования по состоянию на 01.01.2017 года исполнены индивидуальными предпринимателями в полном объеме, перерасчет обязательств индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов, сформированных до 02.02.2016 года, следует производить на основании судебного решения (л.д.87).

В судебном заседании административный истец поддержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении. Дополнительно указала, что ее право на зачет проистекает из общих положений налогового законодательства, предусматривающего возможность обратиться как за возвратом, так и за зачетом соответствующего платежа. Нормативное регулирование, относящиеся к индивидуальным предпринимателем, на нее не распространяется, поскольку соответствующим статусом она не обладает.

Представители ответчика и заинтересованных лиц просили в иске отказать ввиду его необоснованности. Пояснили, что полномочиями на зачет, о котором просит истец, ИФНС России по г.Томску не обладает, в связи с чем в решении верно указано на то, что это не предусмотрено налоговым законодательством. Более того, налогоплательщик обратилась в налоговый орган с заявлением о проведении зачета на основании пункта 1.1 статьи 78 НК РФ, который начала действовать с 01.01.2017 года, но в отношении взносов, совершенных истцом в 2014 году. То есть, налогоплательщик фактически просит применить закон к правоотношениям, которые возникли до введения его в действие, что недопустимо и налоговым законодательством не предусмотрено.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 46 Конституции РФ, положениям главы 22 КАС РФ, пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд гражданином или организацией.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Как следует из материалов дела, Пимонова Т.В. 10.02.2017 года обратилась в ГУ – УПФ РФ в г.Томск Томской области с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов в размере 3 727 рублей 81 копеек (л.д.6-7).

Решением ГУ – УПФ РФ в г.Томск Томской области от 27.02.2017 года в удовлетворении данного заявления отказано (л.д.8).

В последующем, 28.09.2017 года истец обратилась в ИФНС России по г.Томску с заявлением о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов на основании пункта 1.1 статьи 78 НК РФ (л.д.9).

Решением от 05.10.2017 года в удовлетворении данного заявления отказано со ссылкой на то, что налоговым законодательством не предусмотрено проведение зачетов излишне уплаченных страховых взносов за отчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года, в счет погашения задолженности по страховым взносам. В соответствии со статьей 21 ФЗ от 03.07.2016 года №250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года, принимается соответствующими органами ПФ РФ, ФСС (л.д.10).

Решением УФНС России по Томской области от 22.12.2017 года решение налогового органа от 05.10.2017 года оставлено без удовлетворения (л.д.11-12, 13-15).

Оценивая основания для отказа Пимоновой Т.В. в осуществлении зачета сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов на основании пункта 1.1 статьи 78 НК РФ, суд исходит их следующего.

Согласно ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование» №243-ФЗ от 03.07.2016 года (далее – Федеральный закон №243-ФЗ), с 01.01.2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование от ПФ РФ и ФСС РФ переданы налоговым органам.

В связи с состоявшейся передачей указанных полномочий, с 01.01.2017 года между налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов РФ разграничены полномочия администраторов доходов бюджета в части контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) этих страховых взносов, проверки расчетов (уточненных расчетов), представленных за истекшие до 01.01.2017 года отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, взыскания недоимки по указанным страховым взносам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, а также принятия решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона №250-ФЗ, решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года, принимается соответствующими органами ПФ РФ, ФСС РФ в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

В случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, указанный в части 1 настоящей статьи срок исчисляется со дня завершения органом ПФ РФ, органом ФСС РФ камеральной проверки указанного расчета.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года.

На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган ПФ РФ, орган ФСС РФ направляют его в соответствующий налоговый орган.

Обращаясь в ИФНС России по г.Томску, Пимонова Т.В. в качестве основания для проведения зачета налоговым органом указала пункт 1.1. статьи 78 НК РФ, согласно которому сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Между тем, пункт 1.1 статьи 78 НК РФ был введен Федеральным законом №243-ФЗ, который вступил в силу и подлежит применению к правоотношениям сторон, возникшим с 01.01.2017 года.

Переплата по страховым взносам, о праве на зачет в отношении которой заявляет истец, возникла у Пимоновой Т.В. за отчетный период 2014 года, что признавалось всеми участниками процесса (л.д.67-86).

Таким образом, обращаясь в ИФНС России по г.Томску с заявлением о зачете сумм излишне уплаченных в 2014 году страховых взносов, пеней и штрафов по пункту 1.1. статьи 78 НК РФ, налогоплательщик фактически просила применить к правоотношениям, возникшим в 2014 году положения закона, вступившего в силу с 01.01.2017 года без оговорки о том, что он распространяет свое действие на правоотношения, сложившиеся до вступления его в законную силу. Между тем, как верно указано в решении ИФНС России по г.Томску №6980 от 05.10.2017 года, налоговым законодательством такая возможность не предусмотрена.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает основания для удовлетворения требований Пимоновой Т.В. о признании незаконным решения №6980 от 05.10.2017 года об отказе в зачете (возврате) суммы налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении иска Пимоновой Т.В. к ИФНС России по г.Томску о признании незаконным решения №6980 от 05.10.2017 года об отказе в зачете (возврате) суммы налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья К.А. Демина

...

...

...

...

...

...

...