НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г.Томска (Томская область) от 29.07.2022 № 2-2274/2022

...

2-2274/2022

70RS0004-01-2022-002921-43

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июля 2022 года Советский районный суд г. Томска в составе

Председательствующего судьи Цыгановой Е.А.,

при секретаре Жарниковой А.В.,

с участием

истца Гусаковской М.М., ее представителя Дегтяренко В.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года),

представителя ответчика Бакшеева В.О., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску Гусаковской М.М. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области о признании решения Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности восстановить в очереди на получение единовременной социальной выплаты на покупку или строительство жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Гусаковская М.М. обратилась в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области (сокращенное наименование - УМВД России по Томской области), в котором просила признать незаконным и отменить решение Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия Гусаковской М.М. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязать УМВД России по Томской области восстановить на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В обоснование исковых требований Гусаковская М.М. указала, что работала в органах внутренних дел Томской области, имеет стаж работы для выплаты единовременного пособия 16 лет 5 месяцев 28 дней. На основании приказа УМВД России по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ уволена со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе. В связи с отсутствием собственного жилья ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет на улучшение жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ администрация городского округа ЗАТО Северск Томской области передала квартиру по адресу: в собственность истцу и членам ее семьи по 1/9 доли в праве собственности. ДД.ММ.ГГГГ она принята на учет на получение единовременной социальной выплаты на покупку или строительство жилого помещения. Решением Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ снята с учета на основании пп. «б» п.19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты. С указанным решением истец не согласна, поскольку с момента постановки на учет ее жилищные условия не изменились, собственного жилья она по-прежнему не имеет. Гусаковская М.М. отказалась от приватизации жилого помещения по адресу: , так как не являлась членом семьи своих родителей на момент приватизации, имела свою семью. Квартира по адресу: приватизирована на всех членов семьи, что нельзя расценивать как намеренное ухудшение жилищных условий, а являлось реализацией права всех членов семьи на жилище. При постановке на учет в Центральную жилищно-бытовую комиссию УМВД России по Томской области предоставлялись документы, подтверждающие указанные обстоятельства. Считает, что право на получение единовременной социальной выплаты должно быть за ней сохранено, так как все документы, подтверждающие наличие оснований для получения единовременной выплаты, своевременно представлены ею по запросу комиссии.

Участвуя в судебном заседании, истец Гусаковская М.М., ее представитель исковые требования поддержали. Истец дополнительно пояснила, что на учете состояла с супругом, как членом ее семьи. На момент вынесения оспариваемого решения в квартире по адресу: 133 проживали истец с супругом, дочь ФИО5 с внуком ФИО15, внучка ФИО6, сын ФИО26 с супругой ФИО7 и внучкой ФИО8 Те же лица указаны в акте обследования, который предоставлялся истцом по запросу Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Томской области. Ее супруг ФИО9 не отказывался в 2015 году от принятия наследства после смерти своей матери. Наследство приняла сестра супруга, так как она осуществляла уход за матерью, проживала с ней в , а также помогала в содержании имущества. Супруг истца же не проживал с матерью с 1984 года, материальной помощи ей не оказывал, в связи с чем не принял наследство, но отказ от него не писал. Полагает, что не могла ухудшить свои жилищные условия на будущее, отказавшись от приватизации квартиры родителей в 2004 году. Кроме того, считает, что в случае установления намеренности ухудшения жилищных условий предусмотренный пятилетний срок истек, в связи с чем у ответчика не имелось оснований для снятия истца с учета.

Представитель ответчика Бакшеев В.О. в судебном заседании иск не признал, полагал оспариваемое решение Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Томской области законным и обоснованным по основаниям, изложенным в возражениях на иск, указав, что потребность жилой площади на ДД.ММ.ГГГГ составляла 25,2 кв.м. Квартира по адресу: предоставлялась родителям истца, последняя проживала в ней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако от приватизации в 2004 году отказалась, что являлось намеренным ухудшением жилищных условий. Кроме того, в октябре 2012 г. квартира по адресу: , площадью 75,6 кв.м. приватизирована истцом на 9 человек по 1/9 доли в праве собственности, что позволяет сделать вывод о намеренном создании истцом мнимой нуждаемости в улучшении жилищных условий. Также мать супруга истца умерла ДД.ММ.ГГГГ, однако ФИО9 не принял наследство после ее смерти, что явилось намеренным ухудшением жилищных условий. В указанных условиях, решение ЦЖБК УМВД России по Томской области о снятии Гусаковской М.М. с учета на получение единовременной социальной выплаты законно, поскольку обеспеченность жилой площадью на каждого члена семьи оставляет более 15 кв.м, что превышает учетную норму, предусмотренную п.2 ч.2 ст.4 Федерального закона от 19.07.2021 № 247-ФЗ, соответственно, основания состоять на учете для получения единовременной выплаты у истца отсутствуют. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные сторонами письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 1 статьи 1 данного закона, здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признаётся при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:

1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м;

3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

6) проживает в общежитии;

7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учётом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ).

Частью 6 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ предусмотрено, что право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее – Правила).

Пунктом 8 названных Правил предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.

По смыслу нормативных положений части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ, применяемых в системной взаимосвязи с пунктом 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учёту подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.

Право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 настоящих Правил, имевшегося у них на день увольнения (п.14 Правил).

В случае изменения жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учёт для получения единовременной выплаты, он представляет в комиссию документы, подтверждающие такие изменения (пункт 23 Правил).

В соответствии с пунктом 24 указанных Правил, если основания для получения сотрудником единовременной выплаты утрачены, комиссия принимает решение о снятии сотрудника с учета. Соответствующие изменения вносятся в книгу учёта в день принятия правового акта.

Судом установлено, следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, что Гусаковская М.М. работала в органах внутренних дел Томской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

На основании приказа УМВД России по г. Томску от ДД.ММ.ГГГГ... Гусаковская М.М. уволена со службы в органах внутренних дел с 30.108.2012 по п.2 ч.1 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, установленного статьей 88 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ).

Согласно выписке из приказа УМВД России по г. Томску от ДД.ММ.ГГГГ на дату увольнения стаж службы в органах внутренних дел в календарном исчислении для выплаты единовременного пособия составил 16 лет 5 месяцев 28 дней, общий трудовой стаж – 33 года 03 месяца 20 дней.

Гусаковская М.М. состоит на пенсионном учете в ОПО ЦФО УМВД России о Томской области, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ Гусаковская М.М. состояла в списках учета на улучшение жилищных условий по УВД МВД России в г. Северск. За период службы в УМВД России по ЗАТО Северск жилое помещение для проживания не предоставлялось. Указанные обстоятельства подтверждаются справкой УМВД России по ЗАТО Северск Томской области от ДД.ММ.ГГГГ

В период службы в органах внутренних дел ДД.ММ.ГГГГ Гусаковская М.М. обратилась в Центральную жилищно-бытовую комиссию УМВД России по Томской области (далее – ЦЖБК УМВД) с заявлением о постановке на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с приложением необходимых документов. На момент обращения стаж службы в органах внутренних дел составлял 15 лет 07 месяцев 26 дней, что подтверждается заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, справкой УМВД России по ЗАТО Северск Томской области от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании решения ЦЖБК УМВД России по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ, протокола Гусаковская М.М. поставлена на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

При постановке Гусаковской М.М. на учёт жилищно-бытовая комиссия исходила из того, что Гусаковская М.М. проживает в четырехкомнатной квартире по адресу: , площадью 75,6 кв.м., принадлежащей на праве общей долевой собственности по 1/9 доли Гусаковской М.М., ФИО9, ФИО14, ФИО5, ФИО6, ФИО13, ФИО8, ФИО11, ФИО12 Иных помещений, занимаемых по договору социального найма, принадлежащих на праве собственности (доли в собственности на жилые помещения). Гусаковская М.М. не имеет.

На основании имеющихся в материалах учетного дела документов Центральная жилищно-бытовая комиссия УМВД России по Томской области приняла решение от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Гусаковской М.М. с учёта на получение единовременной социальной выплаты на покупку или строительство жилого помещения.

При этом ответчик, руководствуясь положением подпункта «б» пункта 19 Правил предоставления единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, счел, что истец утратила основания получения единовременной выплаты, исходя при этом из того, что в 2004 году истец отказалась от приватизации муниципальной квартиры по адресу: . Также Гусаковская М.М. проживает в квартире по адресу: , принадлежащей на праве общей долевой собственности по 1/9 доли Гусаковской М.М., ФИО9, ФИО14, ФИО5, ФИО6, ФИО13, ФИО8, ФИО11, ФИО12 По данному адресу зарегистрированы и проживают ФИО13, ФИО14, ФИО5, а также проживают без регистрации внук истца ФИО15, внучка истца ФИО6 В условиях отсутствия документов, подтверждающих передачу указанного жилого помещения семье истца, стоит полагать, что квартира предоставлена на семью в составе 5 человек. Кроме того, приватизация квартиры по адресу: за месяц до принятия на учет на девять человек дает основание полагать, что действия истца направлены на создание мнимой нуждаемости в улучшении жилищных условий. Супруг истца ФИО9 в 2015 году отказался от принятия наследства после смерти матери ФИО16, состоящего из 1/3 долей в праве собственности в жилых домах по адресу:, что рассмотрено как намеренное ухудшение жилищных условий. Потребность в жилой площади:42 кв.м. (норма площади жилого помещения на семью из двух человек) – 30,24 кв.м. (предполагаемая доля истца и ее супруга на семью из пяти человек) – 17,55 кв.м. (отказ от приватизации истцом) – 23,75 кв.м. (отказ от наследства супруга Гусаковской М.М.) = 0 (-29,54 кв.м.), в связи с чем принято решение о снятии истца с учета.

Оценивая обоснованность принятия ответчиком оспариваемого решения от 09.03.2022 и разрешая возникший между сторонами спор по существу, суд руководствуется положениями ч.2 ст.1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ, согласно которым членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются:

1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником;

2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день его гибели (смерти);

3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;

4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Кроме того, при реализации жилищных прав сотрудников органов внутренних дел подлежат учету и общие нормы законодательства жилищного законодательства, которыми регулируются отношения по пользованию жилыми помещениями, находящимися в собственности граждан либо занимаемыми по договору социального найма.

В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Частью 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г.№ 247-ФЗ предусмотрено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

Согласно приведенной норме перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.

Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ).

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по 05.09.1997Гусаковская М.М. была зарегистрирована в трехкомнатной квартире общей площадью 70,2 кв.м. по адресу, предоставленной родителям истца на праве социального найма.

При проведении приватизации вышеуказанной квартиры ДД.ММ.ГГГГ Гусаковская М.М. от участия в ней отказалась, право собственности на указанное жилое помещение зарегистрировано за ФИО17, ФИО18 по 1/2 доли (основание: договор передачи ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован Администрацией ЗАТО Северск Томской области, свидетельства о государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ).

По адресу: зарегистрированы и до настоящего времени проживают ФИО17 (брат истца), ФИО18, ФИО19 (мать истца), что подтверждается справкой АО «Единый расчетно - консультационный центр» от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пп. «б» п. 19 Правил, сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.

Необходимым условием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты является несовершение им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия были сотрудником совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным кодексом.

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Из системной взаимосвязи приведенных норм следует, что необходимым условием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты является несовершение им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия были сотрудником совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Как установлено судом, отказ от приватизации жилого помещения Гусаковской М.М. был совершен ДД.ММ.ГГГГ, то есть, до постановки Гусаковской М.М. на учет, что не имеет правового значения при решении вопроса о снятии Гусаковской М.М. с учета.

При этом оформлять или не оформлять жилое помещение в частную собственность - это право, а не обязанность граждан.

Кроме того, истец в судебном заседании пояснила, что на момент приватизации квартиры по адресу: членом семьи своих родителей не являлась, имела свою семью, проживала отдельно.

Также судом учитывается, что в силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

Таким образом, приватизировав ДД.ММ.ГГГГ квартиру по адресу: на всех членов своей семьи по 1/9 доли, проживающих в указанной квартире, Гусаковская М.М. реализовала их право на приобретение эти помещения в общую долевую собственность, предусмотренное ст. 11 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Кроме того, приватизация квартиры по адресу: произведена до постановки на учет Гусаковской М.М. в Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Томской области.

Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умерла мать супруга истца ФИО9ФИО16, что подтверждается свидетельством о смерти VI-ИК от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о рождении II-ДШ от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО16 на праве собственности принадлежали 1/3 доля в праве общей долевой собственности земельный участок, 1/3 доля в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу:площадью 84,1 кв.м.; 1/3 доля в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу:площадью 58,4 кв.м.

Согласно справке нотариуса Химкинского нотариального округа ФИО20 от ДД.ММ.ГГГГФИО21 является единственным наследником, обратившимся к нотариусу после смерти матери ФИО16, других наследников нет.

Суд приходит к выводу, что отказ супруга истца от наследства в данном случае не может рассматриваться как совершение намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, поскольку не предусмотрен перечнем таких действий, установленных в ч. 7 ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», учитывая, что в силу статьи 1152 Гражданского кодекса РФ для приобретения наследства наследник должен его принять, а отказавшись от наследства, наследник его не принял и, следовательно, у него не возникло право собственности на это имущество, что не может быть расценено как отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи.

В соответствии со статьями 1157, 1158 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ в принятии наследства является правом лица, зависит исключительно от волеизъявления гражданина, которое не может быть поставлено в вину гражданина и не может свидетельствовать о намеренном ухудшении своих жилищных условий.

Как пояснила в судебном заседании Гусаковская М.М., ее супруг не писал отказ от принятия наследства.

Кроме того, исходя из ч. 1 ст. 36 Семейного кодекса РФ имущество, полученное одним из супругов в наследство, является его личной собственностью и не подлежит разделу в случае расторжения брака.

Довод представителя ответчика о том, что при наличии справки о зарегистрированных в квартире по адресу: в составе пяти человек и отсутствии документов, подтверждающих передачу указанного жилого помещения семье истца, Центральная жилищно-бытовая комиссия УМВД России по Томской области обоснованно руководствовалась данными сведениями при определении обеспеченности истца и установила, что обеспеченность составляет 15,12 кв.м. на одного человека, опровергается имеющимися в материалах дела документами, а также объяснениями истца, данными в судебном заседании.

Так, согласно представленному Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Томской области акту проверки жилищных условий заявителя от ДД.ММ.ГГГГ в квартире по адресу: проживают Гусаковская М.М., ФИО9, ФИО22, ФИО14, ФИО5, ФИО15, ФИО6

Гусаковская М.М. в судебном заседании пояснила, что на момент вынесения оспариваемого решения в квартире проживали она с супругом, дочь ФИО5 с детьми ФИО15, ФИО6, сын ФИО14 с супругой ФИО7 и детьми ФИО2, ФИО8

Указанный акт проверки жилищных условий заявителя от ДД.ММ.ГГГГ содержится в материалах учетного дела Гусаковской М.М, соответственно, задолго до проведения заседания ДД.ММ.ГГГГ комиссия располагала сведениями о количестве проживающих в квартире гражданах и не могла учитывать, что в квартире по адресу: проживают пять человек.

Также судом учитываются положения п. 5 ч. 7 ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся в том числе, действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей.

Учитывая, что вмененные истцу действия по намеренному ухудшению жилищных условий произведены в 2004, 2012 и 2015 годах, срок для снятия Гусаковской М.М. с учета истек.

При таких обстоятельства, с учетом совокупности представленных доказательств, суд полагает, что истец необоснованно снята с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку ее обеспеченность жилой площадью менее учетной нормы (15 кв.м на одного члена семьи), предусмотренной п.2 ч.2 ст.4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ, в связи с чем решение Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Томской области от 09.03.2022 в указанной части нельзя признать законным.

С учетом изложенного, требование истца о признании незаконным решения Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Томской области от 09.03.2022 в части снятия Гусаковской М.М. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения подлежит удовлетворению.

В целях восстановления нарушенного права истца на УМВД России по Томской области следует возложить обязанность восстановить Гусаковскую М.М. на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом первоначальной постановки на учет с 24.12.2012.

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд руководствуется положениями ч.1 ст.98 ГПК РФ, согласно которым стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В силу положений ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

При предъявлении настоящего иска в суд уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., что подтверждается чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ.

Данные расходы иначе как необходимые расценены быть не могут, поскольку понесены истцом для защиты своего нарушенного права и явились основанием для инициирования судебного процесса об оспаривании решения ЦЖБК УМВД России по Томской области, а потому с учетом удовлетворения исковых требований подлежат возмещению истцу за счет ответчика в полном объеме в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 98, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск Гусаковской М.М. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области о признании решения Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности восстановить в очереди на получение единовременной социальной выплаты на покупку или строительство жилого помещения, удовлетворить.

Признать незаконным решение Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия Гусаковской М.М. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Обязать УМВД России по Томской области восстановить Гусаковскую М.М. на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом первоначальной постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с УМВД России по Томской области в пользу Гусаковской М.М. расходы по оплате госпошлины 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья ...

...

...

...

...

Мотивированный текст решения изготовлен 08.08.2022.