НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г.Томска (Томская область) от 28.12.2016 № 2А-3989/2016

№ 2а-3989/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 декабря 2016 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Перелыгиной И.В.,

при секретаре На дату публикации решение не вступило в законную силу.

с участием представителя административного истца заместителя Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области Гуслова Е.А., действующего на основании удостоверения, представителя административного ответчика администрации Города Томска Виденко М.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия 1 год, диплома, представителя заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства Томской области Маткина В.Е., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, диплома,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску Томского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Города Томска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности выполнить действия,

УСТАНОВИЛ:

Томский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском (с учетом заявления об уточнении формулировок от ДД.ММ.ГГГГ) в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Города Томска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по проведению в границах муниципального образования “Город Томск” лесоустройства, разработке и утверждению лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов, лесничеств и лесопарков, расположенных в границах муниципального образования “Город Томск” и не относящихся к землям государственного лесного фонда, организации осуществления в соответствии с разработанным лесохозяйственным регламентом мер пожарной безопасности в лесах в границах муниципального образования “Город Томск”, за исключением земель государственного лесного фонда, а также по представлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о землях муниципального образования “Город Томск”, занятых городскими лесами. Одновременно просит возложить на администрацию г.Томска обязанности по проведению в границах муниципального образования “Город Томск” лесоустройства, разработке и утверждению лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов, лесничеств, лесопарков, расположенных в границах муниципального образования “Город Томск” и не относящихся к землям государственного лесного фонда, организации осуществления в соответствии с разработанным лесохозяйственным регламентом мер пожарной безопасности в лесах в границах муниципального образования “Город Томск”, за исключением земель государственного лесного фонда, а также по представлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о землях муниципального образования “Город Томск”, занятых городскими лесами.

В обоснование административных исковых требований указано, что Томской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка, установлено, что согласно сведениям публичной кадастровой карты, размещенной на официальном сайте органа кадастрового учета, в границах муниципального образования “Город Томск” расположены лесные насаждения. По информации администрации Города Томска площадь зеленых насаждений составляет 9 756 га. Расположенные в границах муниципального образования “Город Томск” территории, покрытые лесом, учтены в Генеральном плане и правилах землепользования и застройки путем закрепления их в градостроительных зонах Р-1 и Р-2, имеющих особые регламенты использования с ограничениями различных видов хозяйственной деятельности. Кроме того, на озеленённых территориях созданы 70 особо охраняемых природных территорий местного значения, занимающих 3,6 % площади города. В 2016 году на территории муниципального образования “Город Томск” комиссией по сохранению зеленых насаждений и ландшафтов в г.Томске согласована вырубка (снос) 58 440 экземпляров и подрезка 4 809 экземпляров деревьев породы тополь, ива, берёза, клён и другие. Ссылаясь на положения ст.ст. 42, 46 Конституции РФ, ст.ст. 1,3,4,6, 68, 70, 84, 87, 98, 102 Лесного Кодекса РФ, ст. 7 Земельного Кодекса РФ, ст. 35 Градостроительного Кодекса РФ, ст.ст. 3, 4 Федерального закона №7-ФЗ “Об охране окружающей природной среды”, ст.ст. 14, 16 Федерального закона №131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”, пункты 3,5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 №516, ст. ст. 1, 10, 15 Федерального закона №221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”, ст. 63 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 №42, ст.ст. 8, 40 Устава Города Томска просит признать незаконным бездействие администрации, возложить обязанность выполнить действия, указывая, что оспариваемое бездействие нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал административные исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске, а также в дополнительных письменных пояснениях прокурора, в которых выражено не согласие с пропуском срока на оспаривание бездействия, указано, что сведения о бездействии администрации поступили в прокуратуру Томской области из Департамента лесного хозяйства по СФО 19.09.2016, иск предъявлен 17.11.2016. Дополнительно пояснил, что в августе и сентябре 2000 года Томский лесхоз Томского управления лесами передал администрации Города Томска более семи тысяч гектаров лесного фонда, администрацией Города Томска была начата, но не закончена работа по лесоустройству городских лесов муниципального образования “Город Томск”. В настоящее время переданный лесной фонд в установленном порядке не поставлен администрацией на учёт, лесоустройство городских лесов не проведено, что негативно влияет на сохранение и воспроизводство данного природного ресурса.

Представитель ответчика исковые требования не признала в полном объеме, поддержала доводы письменных отзывов, согласно которым прокурором не представлено доказательств наличия в муниципальной собственности лесных участков, в отношении которых возможно проведение испрашиваемых истцом мероприятий. Более того, в государственном лесном реестре Томской области отсутствует информация о площади и границах городских лесов муниципального образования “Город Томск”, а также о передаче земель лесного фонда под организацию городских парков. Таким образом, на территории муниципального образования “Город Томск” отсутствуют зеленые насаждения, отнесенные в установленном порядке Департаментом лесного хозяйства Томской области к защитным, либо иным лесам. Отметила, что иск прокурора является беспредметным, невозможно наложить обязанность совершить действия в отношении несуществующих правовых категорий. Следовательно, Департаментом лесного хозяйства Томской области должно быть определено количество лесничеств, лесопарков, их границы, только в случае выполнения данных мероприятий может быть поставлен вопрос о проведении лесоустройства, разработке лесоустроительного регламента, предоставлении в компетентный орган сведений о землях, занятых городскими лесами, организации осуществления мер пожарной безопасности. Указала, что лесоустроительный регламент является нормативно-правовым актом, прокурор не вправе вмешиваться в компетенцию органа местного самоуправления и понуждать последний принимать нормативный акт. Отметила, что требование прокурора об организации мер пожарной безопасности не конкретизированы, пожарная безопасность зеленых насаждений администрацией соблюдается. Акцентировала внимание суда, что городские леса не являются объектом лесоустройства, поэтому даже если бы они находились в муниципальной собственности Города Томска, законные основания для возложения обязанности на администрацию Города Томска провести их лесоустройство, отсутствуют. Пояснила, что приказом Рослесхоза от 11.09.2008 №249 “Об определении количества лесничеств на территории Томской области и установлении их границ” определено, что на территории Томской области создается 21 лесничество, в отношении которых утверждены границы. Приказами Департамента лесного хозяйства № 75 и №76 от 31.07.2014 утверждены лесохозяйственные регламенты Томского и Тимирязевского лесничества. Более того на территории Города Томска существует 131 особо охраняемая природная территория областного значения. Зеленые насаждения города находятся под защитой градостроительных регламентов зон рекреационного назначения и требований закона относительно особо охраняемых природных территорий. Отметила, что прокурором пропущен срок на обращение с административным исковым заявлением.

Представитель заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства Томской области полагал требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, поддержал доводы письменного отзыва по делу, согласно которому администрация города Томска в нарушение требований Решения Думы г.Томска от 27.11.2007 №687, которое содержит указание на то, что в границах города должны быть созданы лесопарки и городские леса, не предпринимает мер к лесоустройству территорий. Требования пожарной безопасности в лесах регламентированы специальным нормативным правовым актом – Правилами пожарной безопасности в лесах, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 №417, в соответствии с которыми приказом Рослесхоза от 27.04.2013 №174 утверждены нормативы противопожарного обустройства лесов, создание пунктов сосредоточения средств противопожарного инвентаря и т.п. Заинтересованным лицом выражено согласие с позицией прокурора о длящемся бездействии администрации Города Томска, которое может угрожать экологической безопасности на соответствующих территориях. Отмечено, что Департамент лесного хозяйства Томской области в отношении лесов муниципального образования “Город Томск” имеет только полномочия по ведению государственного лесного реестра. К компетенции федерального органа государственной власти РФ в области лесных отношений (Рослесхоза) законодательно отнесены полномочия по определению количества лесничеств на территории РФ и установление их границ. Отметил, что лесные насаждения находятся в ведении собственника муниципального образования. Ни органы государственной власти субъекта, ни РФ не вправе вмешиваться в компетенцию собственника и реализуют свои полномочия на определение количества, границ лесничеств, ведение государственного лесного реестра только по заявлению органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, находит административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях предусмотренных законом.

Согласно ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном Кодексом, суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов.

В соответствии с ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Согласно ст.5 Закона РФ от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 09.02.2009) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» для обращения в суд с жалобой устанавливается срок в три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права.

В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административное исковое заявление об оспаривании незаконного бездействия подано в суд ДД.ММ.ГГГГ. Так как оспариваемое бездействие является длящимся и имеет место, по мнению административного истца, в том числе, на момент обращения в суд, административным истцом срок на подачу административного иска не пропущен. Судом не принимает довод представителя ответчика о том, что прокурор, обладая контрольно-надзорными функциями, имел возможность получить сведения о состоянии лесоустройства своевременно, так как организация надзорной деятельности органов прокуратуры находится в исключительной компетенции самого правоохранительного органа. Более того, настоящее административное заявление подано прокурором в рамках проверки, проведенной по сообщению Департамента лесного хозяйства по СФО, поступившему в органы прокуратуры ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, срок на подачу административного искового заявления не пропущен.

Суд, определяет значимые по делу обстоятельства, подлежащие доказыванию (опровержению) и оценке: соответствие (несоответствие) оспариваемых решений, действий, бездействия закону; нарушение решениями, действиями, бездействием прав и свобод гражданина (неопределенного круга лиц); полномочия органа (должностного лица) на принятие оспариваемого решения.

Согласно ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В силу п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Конституции РФ лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.

В силу ст. 3 Лесного Кодекса РФ лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны и воспроизводства лесов (лесные отношения).

Частью 2 статьи 4 Лесного Кодекса РФ предусмотрено, что от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

В соответствии с п.25 ч.1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, защиты, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов городского округа.

Уставом Города Томска, принятым Решением думы Города Томска № 1475 от 04.05.2010, предусмотрено, что к компетенции администрации Города Томска относится использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, осуществление муниципального лесного контроля в границах городского округа.

В силу ст. 84 Лесного Кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится, в том числе: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Таким образом, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента, организации противопожарных мероприятий, подаче документов в кадастровый орган в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления – администрация Города Томска.

Оценивая доводы представителя администрации Города Томска об отсутствии у административного ответчика полномочий по проведению лесоустройства, разработки и утверждению лесоустроительного регламента, организации осуществления мер пожарной безопасности в лесах муниципального образования “Город Томск”, как ввиду отсутствия объектов лесоустройства, так и отсутствия обязанности совершать действия, требуемые прокурором, суд приходит к следующему.

В силу ст. 5 Лесного Кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Согласно ст. 7 Лесного Кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Лесной Кодекс РФ в статье 23 установил, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков.

Лесничества и лесопарки также располагаются на землях (часть 3 статьи 23):

1) обороны и безопасности, на которых расположены леса;

2) населенных пунктов, на которых расположены городские леса;

3) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра (часть 4 статьи 23).

Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 23).

Согласно ст. 67 Лесного Кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Лесоустройство включает в себя:

-проектирование лесничеств и лесопарков;

-проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;

-закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;

-таксацию лесов;

-проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (часть 1 статьи 68 Лесного Кодекса РФ).

Согласно статье 102 Лесного Кодекса РФ к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 настоящего Кодекса.

С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов, в том числе:

1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

2) леса, расположенные в водоохранных зонах;

3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:

а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

в) зеленые зоны;

в.1) лесопарковые зоны;

г) городские леса;

д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов, и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Согласно п.17 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516, защитные леса выделяются на землях лесного фонда и землях иных категорий в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и других полезных функций лесов с одновременным использованием, совместимым с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

На основании анализа вышеприведенных норм, суд не соглашается с позицией административного ответчика о том, что объектом лесоустройства может являться лишь лесной участок, расположенный в границах сформированного лесничества, либо лесопарка. В силу прямого указания закона лесоустройство включает в себя проектирование защитных (в том числе городских) лесов. Довод представителя ответчика основан на неверном толковании закона.

В ходе судебного производства установлено следующее.

Согласно ответу администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время территории, покрытые зелеными насаждениями, защищены Генеральным планом и правилами землепользования и застройки, путем закрепления их в градостроительных зонах Р-1, Р-2, имеющих особые регламенты использования. Реализация мер пожарной безопасности осуществлялась в соответствии с Планом проведения организационно-технических и превентивных мероприятий по защите населения и территорий муниципального образования “Город Томск” от природных пожаров, утвержденного постановлением администрации города Томска №161 от 09.03.2016.

Согласно ответу администрации Города Томска от 10.11.2016 согласно паспорту муниципального образования “Город Томск” площадь зеленых насаждений составляет 9 756 га. На территории Города Томска городские леса не оформлены, инвентаризация лесов не проведена.

Согласно ответу Департамента лесного хозяйства Томской области от ДД.ММ.ГГГГ в государственном лесном реестре Томской области отсутствует информация о площади и границах городских лесов, парков муниципального образования “Город Томск”. Кроме того, в период с 1996 по 2008 году часть бывшего Городского лесничества Томского лесхоза (кварталы ) выведена из состава земель лесного фонда.

В соответствии с оргпроектом решений “О порядке использования городских лесов” совещания от 20.08.1998, утвержденного директором департамента недвижимости администрации Города Томска, комиссионно приняты решения, направленные на принятие на баланс администрации Города Томска 7064 га лесов. 04.09.1998 департаментом недвижимости администрации Города Томска издан приказ №1194 “О создании комиссии для подготовки документов по порядку передачи городских лесов”.

Суду представлены акты на передачу лесов предприятиям, организациям и учреждениям министерств и ведомств, за которыми закреплены леса от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Томский лесхоз Томского управления лесами передает, а администрация Города Томска принимает лесной фонд общей площадью 4 877 га, в том числе леса первой группы 4877 га, от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Томский лесхоз Томского управления лесами передает, а администрация Города Томска принимает лесной фонд общей площадью 2 474, 25 га, в том числе леса первой группы 419,35 га, леса второй группы – 2054,9 га.

Согласно приложениям к актам администрации передавались леса, входящие в состав городского, кудровского, богашевского, рыбаловского, вершининского, корниловского лесничеств. Согласно актам их приложением также являлись материалы лесоустройства, документы на осуществление лесных пользований, техническая документация, книги отвода и приемки земель гослесфонда, книги учета лесных культур, книга рубок ухода за лесом и т.д.

Согласно ответам на судебные запросы в ОГКУ “Томсклес”, департамент недвижимости администрации города Томска данные документы не сохранились в наличии, суду представлены быть не могут.

Суд не принимает ко вниманию довод представителя административного ответчика об отсутствии полномочий на принятие лесного фонда у должностных лиц департамента недвижимости администрации Города Томска, так как значение по делу имеет факт наличия, либо отсутствие в ведении администрации объектов лесоустройства. Правомерность действий органа местного самоуправления в 2000 году при принятии лесного фонда предметом судебного спора и, соответственно, судебной оценки не являются.

Административным истцом суду представлен Проект организации и ведения лесного хозяйства в лесах г.Томска, разработанный ДГУП “Томская лесоустроительная экспедиция” ФГУП “Запсиблеспроект” Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Согласно данному проекту общая площадь муниципального образования “Город Томск” составила 25 210 га, из них земли лесного фонда -28%. В разделе “Организация территории. Характер лесоинвентаризационных работ” отмечено, что большинство лесов муниципального образования “Город Томск” входили в состав городских лесов и лесов зеленой зоны г.Томска Томского гослесхоза и были неоднократно пройдены лесоинвентаризациями. Первые лесоустроительные работы проводились в 1933-1935 годах. Последний раз земли, входившие в государственный фонд Томского лесхоза, как и городские леса, были лесоустроены по 1 разряду Томской аэрофотолесоустроительной экспедицией Сибирского государственного лесоустроительного предприятия. Настоящая лесоинвентаризация лесного фонда муниципального образования “Город Томск” выполнена в 2002 году ДГУП “Томская лесоустроительная экспедиция” ФГУП “Запсиблеспроект” Министерства природных ресурсов Российской Федерации на оснвоании договора от ДД.ММ.ГГГГ между исполнителем услуги и Департаментом недвижимости администрации Города Томска, а также решений первого лесоустроительного совещания от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно схеме лесов г.Томска, окрашенной по функциональным зонам (страница 56 проекта), отражены все функциональные зоны лесов Города Томска, подавляющее число которых граничит с территориями лесничеств (Томского, Тимирязевского).

В соответствии с отчетом о состоянии, восстановительном потенциале и стратегии рационального использования городских лесов г.Томска, утвержденном заместителем директора ООО “СибТехПроект” ДД.ММ.ГГГГ, сотрудниками кафедры лесного хозяйства и ландшафтного строительства Томского государственного университета и экологического отделения ИМКЭС СО РАН проведено обследование городских лесов Города Томска, определены объемы, организация и технология рубок ухода, лесовосстановительные работы в городских лесах.

Согласно пояснениям свидетеля Д.Г.В., последний являлся начальником отдела городских лесов администрации Города Томска в течение периода с 2001 по 2010 годы, в 2010 году отдел был упразднен. Свидетель показал суду, что в 1997 году начал действовать Лесной Кодекс РФ, введенный в действие Федеральным законом от 29.01.1997 №22-ФЗ, предусмотревший передачу городских лесов органам местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых находились леса, из ведения федеральных лесничеств, как было предусмотрено "Основами лесного законодательства Российской Федерации" утв. ВС РФ 06.03.1993 N 4613-1). Ввиду необходимости проведения данных работ, на базе администрации был создан отдел городских лесов, сотрудники которого непосредственно занимались организацией передачи лесов от Томского лесхоза Томского управления лесами администрации Города Томска, были определены территории лесного фонда, расположенные на землях города, составлены необходимые документы, организована передача лесного фонда, заказаны услуги по проведению лесоустройства, которые были оказаны в установленном порядке, однако, документация не получила итогового утверждения должностными лицами органов местного самоуправления. В течение всего периода существования отдела осуществлялась работа по организации постоянных рубок ухода по проекту лесоустройства, из бюджета ежегодно выделялись необходимые средства. На кадастровый учет лесные участки поставлены не были ввиду отсутствия финансирования, данный вопрос постоянно поднимался перед руководством администрации, однако, положительные результаты достигнуты не были. Впоследствии, как предположил свидетель, ввиду невыгодности для администрации наличия городских лесов, наличия существенных законодательных ограничений при распоряжении лесным фондом, от идеи правового оформления статуса городских лесов на территории Города Томска, отказались, отдел был распущен.

Согласно Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск", утвержденных Решением Думы г. Томска от 27.11.2007 N 687 муниципальное образование “Город Томск” включает в себя территориальные зоны Р-1 Зона городских парков, скверов, бульваров, садов, Р-2 Зона лесопарков и городских лесов, лугопарков и зон отдыха, данные зоны отнесены к рекреационным. Согласно разделу 4.4 Генерального Плана в природный комплекс Томска включены, в том числе, леса зеленой зоны, городские леса.

Администрацией г.Томска суду предоставлен картографический материал с описанием на территориальные зоны Р-1 и Р-2.

Суд отмечает, что расположение данных зон во многом совпадает со схемой расположения городских лесов, подготовленной в порядке незавершенной процедуры лесоустройства в 2002 году.

Согласно спискам особо охраняемых территорий от 13.11.2016, представленных администрацией г.Томска по запросу прокуратуры, на территории муниципального образования “Город Томск” расположены: лесопарк “Солнечный” общей площадью 2 209 448 кв.м., лесопарковая зона в районе ОКБ общей площадью 885 771 кв.м., березовая роща в пос. Светлом общей площадью 76 955 кв.м., сосновый бор в районе психиатрической больницы (лесопарковая зона в районе “Сосновый бор”) общей площадью 498 736 кв.м., березовая роща в районе психиатрической больницы (лесопарковая зона в районе “Сосновый бор”) общей площадью 47 365 кв.м., сосновый бор и березовая роща с поймой р.Малая Киргизка в районе психиатрической больницы (лесопарковая зона в районе “Сосновый бор”) общей площадью 163 790 кв.м., лесной массив у п.Геологов общей площадью 126 346 кв.м., сосновый бор с.Дзержинского общей площадью 140 693 кв.м., кедровник в пос.Аникино общей площадью 44 088 кв.м., заварзинская лесная дача (кедровник) общей площадью 1 301 881 кв.м. и так далее.

Таким образом, суд считает установленным, что на территории муниципального образования “Город Томск” находятся лесные участки (городские леса) и лесопарки, в отношении которых необходимо проведение лесоустройства и разработка лесоустроительного регламента, организация мер пожарной безопасности. Одновременно суд приходит к выводу, что лесничества, как объекты лесных отношений, на территории муниципального образования “Город Томск” отсутствуют, не созданы и не функционируют как формально, так и фактически. В данной части требования прокурора суд находит неубедительными.

Отсутствие кадастрового учета объектов лесоустройства не может служить основанием для освобождения органа местного самоуправления от выполнения возложенных на него законом обязанностей.

Не проявляя инициативы в постановке на государственный учет городских лесов, лесопарков администрация Города Томска тем самым уклоняется от выполнения обязанности по проведению лесоустройства данных территорий, обосновывая свое бездействие формальными причинами, создавая порочный правовой круг.

С учётом данных обстоятельств, прокурором обоснованно заявлено и требование о признании бездействия незаконным и о понуждении администрации к представлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о землях муниципального образования “Город Томск”, занятых городскими лесами.

Не соглашается суд и с мнением административного ответчика о том, что наличие правого режима особо охраняемых природных территорий исключает обязанность администрации проводить лесоустройство, разрабатывать лесоустроительный регламент, выполнять иные мероприятия, на которых настаивает прокурор, как прямо противоречащим положениям ст. 23, 87, 102 Лесного Кодекса РФ.

Довод ответчика о выполнении противопожарных мероприятий в отношении зеленых насаждений, находящихся на территории города, также не может быть принят судом, так как согласно сведениям самой администрации противопожарные мероприятия проводятся в соответствии с Планом проведения организационно-технических и превентивных мероприятий по защите населения и территорий муниципального образования “Город Томск” от природных пожаров, утвержденным постановлением администрации города Томска №161 от 09.03.2016, в то время как данные мероприятия должны организовываться в ином режиме – согласно требований Лесного Кодекса РФ, Правил пожарной безопасности в лесах, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 №417, в соответствии с которыми приказом Рослесхоза от 27.04.2013 №174 утверждены нормативы противопожарного обустройства лесов.

Позиция административного ответчика о наличии у администрации Города Томска самостоятельного выбора относительно наличия, либо отсутствия необходимости разработки и утверждения лесоустроительного регламента прямо противоречит нормам ст. 87 Лесного Кодекса РФ.

Суд соглашается с мнением прокурора о том, что бездействие администрации нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения части требований прокурора, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Города Томска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по проведению в границах муниципального образования “Город Томск” лесоустройства, разработке и утверждению лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов и лесопарков, расположенных в границах муниципального образования “Город Томск” и не относящихся к землям государственного лесного фонда, организации осуществления в соответствии с разработанным лесохозяйственным регламентом мер пожарной безопасности в лесах в границах муниципального образования “Город Томск”, за исключением земель государственного лесного фонда, а также по представлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о землях муниципального образования “Город Томск”, занятых городскими лесами, возложении обязанности на администрацию г.Томска обязанности по проведению в границах муниципального образования “Город Томск” лесоустройства, разработке и утверждению лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов, лесопарков, расположенных в границах муниципального образования “Город Томск” и не относящихся к землям государственного лесного фонда, организации осуществления в соответствии с разработанным лесохозяйственным регламентом мер пожарной безопасности в лесах в границах муниципального образования “Город Томск”, за исключением земель государственного лесного фонда, а также по представлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о землях муниципального образования “Город Томск”, занятых городскими лесами.

Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Прокурор не предусмотрел необходимости предоставления административному ответчику срока для исполнения решения суда.

С учетом объективной длительности выполнения возложенных на администрацию судом обязанностей, суд полагает необходимым установить администрации Города Томска предельный срок для исполнения решения суда - в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Томского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Города Томска удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Города Томска, выразившееся в непринятии мер по проведению в границах муниципального образования “Город Томск” лесоустройства, разработке и утверждению лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов и лесопарков, расположенных в границах муниципального образования “Город Томск” и не относящихся к землям государственного лесного фонда, организации осуществления в соответствии с разработанным лесохозяйственным регламентом мер пожарной безопасности в лесах в границах муниципального образования “Город Томск”, за исключением земель государственного лесного фонда, а также по представлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о землях муниципального образования “Город Томск”, занятых городскими лесами.

Возложить на администрацию г.Томска обязанность по проведению в границах муниципального образования “Город Томск” лесоустройства, разработке и утверждению лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов, лесопарков, расположенных в границах муниципального образования “Город Томск” и не относящихся к землям государственного лесного фонда, организации осуществления в соответствии с разработанным лесохозяйственным регламентом мер пожарной безопасности в лесах в границах муниципального образования “Город Томск”, за исключением земель государственного лесного фонда, а также по представлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о землях муниципального образования “Город Томск”, занятых городскими лесами, в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд города Томска в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья: И.В.Перелыгина