НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г.Томска (Томская область) от 19.08.2010 № 12-336/10

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

город Томск 19 августа 2010 года

Судья Советского районного суда г. Томска Кандаурова С.В., рассмотрев жалобу заместителя начальника отдела – главного бухгалтера централизованной бухгалтерии финансово-экономического отдела Управления внутренних дел по Томской области Левиной Г.А. на постановление от ДД.ММ.ГГГГ руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области о назначении административного наказания предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л :

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области заместитель начальника отдела – главный бухгалтер централизованной бухгалтерии финансово-экономического отдела Управления внутренних дел по Томской области Левина Г.А. признана виновной нецелевом использовании средств федерального бюджета в общей сумме 2634 964,94 рублей в октябре 2009 года в результате направления и использования бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным бюджетной сметой, росписью расходов на 2009 год, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.

Левина Г.А., не согласившись с указанным постановлением, обратилась в суд с жалобой, в которой указывает, что исполнение лимитов бюджетных обязательств Управления внутренних дел по Томской области за 2009 год составило 100%, как получателя, так и распорядителя бюджетных средств от утвержденных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с бюджетной сметой на 2009 год, утвержденной главным распорядителем доходов и расходов МВД России по соответствующим разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации.

Кроме того, заявитель утверждает, что ею подписаны РКО: на сумму 695 174.82 руб. в т.ч. № РКО: 3754,4057,4075,4077,4078,4082,4085,4095,4098,4106 Целевая статья 202 5800 КОСГУ 211 на сумму 295 154.75 руб.; № РКО: 4064.4105.4107 Целевая статья 202 6700 КОСГУ 211 на сумму 29 438.00 руб.; № РКО: 3774.3783,3937,3969,3970,4076,4088,4090,4093,4101 Целевая статья 202 6700 КОСГУ 226 на сумму 54175.00 руб.; №РКО: 3726,37253774,3783,38643869,3937,39693970,4015,4076,4088,4090,4093,4101 Целевая статья 202 6700 КОСГУ 212 на сумму 13 900,00 руб.; № РКО: 4087,4090,4100,4104 Целевая статья 202 6700 КОСГУ 222 на сумму 57 53829 руб.; № РКО: 4073,4081,4084,4096,4097 Целевая статья 202 7600 КОСГУ 212 на сумму 3 280,67 руб.; №РКО: 3757.4074,4092 Целевая статья 202 7600 КОСГУ 262 на сумму 195 624,40 руб.; № РКО: 4083,4103 Целевая статья 202 7203 КОСГУ 212 на сумму 46 063,71 руб. Другие РКО, указанные в обжалуемом постановлении ею не подписывались. Кроме того, расчет, применяемый административным органом не утвержден нормативными документами действующего законодательства, ведение учета кассы по целевым статьям расходов действующее законодательство не требует.

Заявитель просит постановление административного органа отменить, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании Левина Г.А. и её представитель Харитонов В.С. доводы жалобы поддержали, дополнительно пояснив, что недостатки ранее вынесенного в отношении Левиной Г.А. постановления не были устранены при вынесении постановления от ДД.ММ.ГГГГ, то есть не установлено, что деньги расходовались не на те цели, на которые были получены.

Представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области Шинкевич О.Ю. в судебном заседании пояснила, что в настоящее время невозможно установить с какой целью были получены израсходованные денежные средства, проверка завершена, установлен только отрицательный остаток, по кассе невозможно это установить, так как деньги обезличиваются. Недоставки ранее вынесенного постановления не могут быть устранены.

Суд, выслушав заявителя, её представителя, представителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области, изучив материалы дела, находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья проверяет дело в полном объеме.

Частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ, состоит в использовании бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.

В соответствии со статьей 6 БК РФ бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Для его практического исполнения главным распорядителем бюджетных средств составляется бюджетная роспись, которая устанавливает распределение бюджетных ассигнований (предельные объемы денежных средств, предусмотренные в соответствующем финансовом году на исполнение бюджетных обязательств) между распорядителями и получателями бюджетных средств.

В силу статьи 6 БК РФ получателем бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) признаются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ.

При этом под бюджетным учреждением понимается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. Бюджетной сметой, согласно статье 6 БК РФ, является документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 161 БК РФ бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями БК РФ. Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с БК РФ.

Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно статье 289 БК РФ использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 БК РФ для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу статьи 19 БК РФ в состав бюджетной классификации Российской Федерации входит классификация операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления) (далее - Классификация, КОСГУ). Порядок применения названной Классификации, исходя из пункта 4 статьи 23.1 БК РФ, устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

Реализуя указанные полномочия, Министерство финансов Российской Федерации определяет порядок применения статей и подстатей Классификации. В частности, Министерством финансов Российской Федерации устанавливаются перечни расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежащих отнесению на определенные статьи и подстатьи Классификации. Так, в рамках предоставленных полномочий Министерством финансов Российской Федерации издан приказ от 25 12 2008г. № 145н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (действовавший до 01.01.2010 г.), устанавливающий правила применения бюджетной классификации Российской Федерации участниками бюджетного процесса на всех уровнях бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Таким образом, из анализа перечисленных норм права следует, что нецелевым использованием бюджетных средств признается использование бюджетных средств, выделенных на финансирование расходов по конкретной статье или подстатье Классификации, на финансирование расходов, по которым финансирование осуществляется по иным статьям или под статьям Классификации.

Согласно материалам дела, заместитель начальника отдела – главный бухгалтер централизованной бухгалтерии финансово-экономического отдела Управления Внутренних дел по Томской области Левина Г.А. не обеспечила выполнение УВД Томской области обязанности использования бюджетных средств на цели, соответствующие условиям получения указанных средств, что привело к нецелевому использованию средств федерального бюджета в общей сумме 2634 964,94 рублей в октябре 2009 года в результате направления и использования бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным бюджетной сметой, росписью расходов на 2009 год.

Нецелевое использование, выразилось в том, что УВД по Томской области осуществлялось ежедневное использование денежных средств, с целевых статей и подстатей КОСГУ, по которым в начале операционного дня числились положительные остатки в кассе на оплату расходов, осуществляемых за счет целевых статей и подстатей КОСГУ, по которым числились отрицательные остатки в кассе на конец дня. В частности, УВД по Томской области допущены расходы, превышающие сумму остатка на конец каждого дня и фактического поступления денежных средств, осуществленные по:

- целевой статье 2025800 «Военный персонал», виду расходов 01 1 «Функционирование органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны», подстатье КОСГУ 211 «Заработная плата» за октябрь 2009 года в общей сумме 1 784 648,29 рублей;

- целевой статье 2026700 «Функционирование органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности», виду расходов 014 «Функционирование органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны», подстатье КОСГУ 211 «Заработная плата» за октябрь 2009 года в общей сумме 41 495,20 рублей;

- целевой статье 2026700 «Функционирование органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности», виду расходов 014 «Функционирование органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны», подстатье КОСГУ 212 «Прочие выплаты» за октябрь 2009 года в общей сумме 107 100,00 рублей;

- целевой статье 2026700 «Функционирование органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности», виду расходов 014 «Функционирование органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны» подстатье КОСГУ 222 «Транспортные услуги» за октябрь 2009 года в общей сумме 57 538,29 рублей;

- целевой статье 2026700 «Функционирование органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности», виду расходов 014 «Функционирование органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны», подстатье 225 «Услуги по содержанию имущества» за октябрь 2009 года в общей сумме 1 397,12 рублей;

- целевой статье 2026700 «Функционирование органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности», виду расходов 014 «Функционирование органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны» подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» за октябрь 2009 года в общей сумме 232 361,87 рублей;

- целевой статье 2026700 «Функционирование органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности», виду расходов 014 «Функционирование органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны» подстатье КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» за октябрь 2009 года в общей сумме 1 252,00 рублей;

- целевой статье 2027203 «Компенсация стоимости вещевого имущества», виду расходов 014 «Функционирование органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны», подстатье 212 «Прочие выплаты» за октябрь 2009 года в общей сумме 137 524,02 рублей;

- целевой статье 2027600 «Пособия и компенсации военнослужащим, приравненным к ним лицам, а так же уволенным из их числа», виду расходов 005 «Социальные выплаты», подстатье КОСГУ 212 «Прочие выплаты» за октябрь в общей сумме 3 280,67 рублей;

- целевой статье 2027600 «Пособия и компенсации военнослужащие, приравненным к ним лицам, а так же уволенным из их числа», виду расходов 005 «Социальные выплаты», подстатье КОСГУ 262 «Пособия по социальной помощи населению» за октябрь в общей сумме 268 367,48 рублей за счет средств доведенных по целевым статьям, подстатьям, по которым числились положительные остатки средств федерального бюджета.

Решением Советского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ранее вынесенное постановление от ДД.ММ.ГГГГ по данному правонарушению было отменено, дело в отношении Левиной Г.А. направлено на новое рассмотрение.

При этом в решении суда от ДД.ММ.ГГГГ указано на то, что, принимая решение о привлечении Левиной Г.А. к ответственности как должностное лицо, ответственное за целевое использование бюджетных средств, административный орган не в полной мере отразил событие правонарушения, не в полной мере дал оценку объяснению Левиной Г.А. Так, административный орган, привлекая Левину Г.А. к ответственности, не указал целевые статьи и подстатьи КОСГУ, по которым денежные средства, впоследствии израсходованные по перечисленным в постановлении целевым статьям и подстатьям КОСГУ, были выделены и получены УВД по Томской области. Вместе с тем, для определения целевого либо нецелевого использования бюджетных средств административный орган должен установить первоначальные цели выделения (целевые статьи и подстатьи КОСГУ, определенные бюджетной сметой, росписью расходов на 2009 г.) полученных заявителем бюджетных средств и направленных им в последствии на совершение конкретной платежно-расчетной операции по расходованию средств, в том числе на цели, по мнению административного органа, не предусмотренные условиям их получения. Кроме того, административным органом на основании предоставленной карточки счета 1.201.04 «Касса» и первичных документов проведен анализ движения наличных денежных средств в кассе только за октябрь 2009. года и сделаны приведенные выше выводы. В то же время, по всем статьям и подстатьям КОСГУ, по которым заявителем совершались перечисленные в оспариваемом постановлении расходные операции, в течение октября 2009г. имелись поступления наличных денег по заявкам УВД по Томской области и возвраты в кассу, в том числе по некоторым статьям в суммах, превышающих израсходованные по данным статьям в октябре 2009 года денежные средства, что также оставлено административным органом без внимания. Вместе с тем, в силу статьей 12, 161, 221 БК РФ и финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, а бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденные показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств, а из отчета об исполнении федерального бюджета от 01 января 2010 г. в 2009 году следует, что лимиты бюджетных обязательств, установленные сметами по федеральному бюджету на 2009 год, УВД по Томской области были использованы в полном объеме без каких-либо превышений показателей по целевым статьям расходов, однако оценки данный документ в обжалуемом постановлении не получил.

В обжалуемом постановлении Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области данные недостатки устранены не были.

Тем самым, административный орган в ходе рассмотрения дела не доказал ненадлежащее обеспечение Левиной Г.А. целевого использования Управлением внутренних дел по Томской области средств федерального бюджета в октябре 2009 года в сумме 2634 964,94 рублей, то есть не доказал обстоятельства, послужившие основанием для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ.

С учетом вышеуказанного, на основании имеющихся в деле доказательств, проанализировав доводы лиц, участвующих в деле, по отдельности и, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, суд установил, что факт совершения Левиной Г.А. вменяемого административного правонарушения материалами дела не подтвержден.

Обстоятельства, свидетельствующие о совершении административного правонарушения, ТУ Росфиннадзора в Томской области изложены не определенно. В протоколе об административном правонарушении, в нарушение ст. 28.2 КоАП РФ, отсутствует необходимая для квалификации данного нарушения как «нецелевого использования бюджетных средств» информация о событии правонарушения, совершение которого вменяется заявителю.

Согласно статье 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения является самостоятельным обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, суд приходит выводу, что административный орган не доказал наличия всех перечисленных в оспариваемом постановлении обстоятельств, являющихся основанием для привлечения заявителя к ответственности за совершение административного правонарушения, заключающегося в использовании бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетной сметой, росписью расходов на 2009 г., возможность устранения указанных недостатков в ходе рассмотрения настоящего дела отсутствует, в связи с чем состав и событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, административным органом не доказаны, и оснований для привлечения Левиной Г.А. к административной ответственности у ТУ Росфиннадзора в Томской области не имелось.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л :

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области в отношении заместителя начальника отдела – главного бухгалтера централизованной бухгалтерии финансово-экономического отдела Управления Внутренних дел по Томской области Левиной Г.А. отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти суток со дня получения копии решения.

Судья: С.В. Кандаурова