НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г.Томска (Томская область) от 19.01.2021 № А-489/2021

а-489/2021

70RS0-84

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 января 2021 года Советский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Глинской Я.В.

при секретаре Тимофеевой О.С.,

с участием представителя административного истца ФИО2, действующего на основании доверенности от 21.12.2020 сроком действия на три года, представителя административного ответчика УФСН России по Томской области ФИО3, действующей на основании доверенности от 11.01.2021 сроком до 31.12.2021, представителя административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 8 по Томской области ФИО4, действующей на основании доверенности от 30.12.2020 № 03-42/44 сроком по 31.12.2021,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску ФИО5 к Управлению Федеральной налоговой службы России по Томской области, Межрайонной ИФНС России № 8 по Томской области о признании незаконными налогового уведомления от 04.03.2020, ответа Межрайонной ИФНС № 8 по Томской области от 05.03.2020, возложении обязанности на Межрайонную ИФНС № 8 по Томской области применить пониженную ставку налогообложения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО5 обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы России по Томской области (далее по тексту - УФНС России по Томской области), Межрайонной ИФНС России № 8 по Томской области о признании незаконными налогового уведомления от 04.03.2020, ответа Межрайонной ИФНС № 8 по Томской области от 05.03.2020, возложении обязанности на Межрайонную ИФНС № 8 по Томской области применить пониженную ставку налогообложения.

В обоснование заявленных требований указано, что 05.03.2020 в адрес истца была направлено налоговое уведомление № 08-49/03167 о перерасчете земельного налога за 2017-2018 гг., из содержания которого следует, что при исчислении земельного налога налоговым органом неправомерно применена пониженная ставка в размере 0,3% за указанные годы вместо 1,5%. Вместе с тем, каких-либо фактов, подтверждающих незаконность применения пониженной ставки в размере 0,3% налоговым органом не представлено. Кроме того, налоговым органом необоснованно сделан вывод об осуществлении истцом предпринимательской деятельности. Не согласившись с данным решением, 08.05.2020 истцом подано заявление о произведении перерасчета земельного налога за 2017-2018 гг. с применением налоговой ставки в размере 0,3% по земельным участкам с видом разрешенного использования «для ведения дачного строительства».

Ссылаясь на положения ст. 394 НК РФ, ст. 54 ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации», истец просит признать незаконными налоговое уведомление от 04.03.2020, ответ Межрайонной ИФНС № 8 по Томской области от 05.03.2020, возложить обязанность на Межрайонную ИФНС № 8 по Томской области применить пониженную ставку налогообложения в размере 0,3%, произвести перерасчет земельного налога за период 2017, 2018 года по земельным участкам с видом разрешенного использования «для ведения дачного строительства».

Истец в судебное заседание не явилась.

Из материалов дела следует, что местом жительства истца является адрес: <...>, в качестве адреса для направления корреспонденции в иске указан адрес: <...>.

На указанные адреса направлены судебные извещения, которые адресатом не получены, возвращены в суд с отметкой «истек срок хранения».

В соответствии с п.63, п. 67, п.68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения.

Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.

Из разъяснений п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" следует, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.

Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Изложенные правила подлежат применению в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.

Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).

Учитывая, что судом предпринимались меры по извещению административного истца ФИО5 о месте, дате и времени судебного заседания, по имеющимся в распоряжении суда контактным сведениям, в данном случае риск неполучения корреспонденции несет адресат, инициировавший судебное разбирательство, достоверно зная о направленном в суд иске и имеющий возможность получать информацию о движении дела.

С учетом изложенного, административный истец признается судом извещенной надлежащим образом, избравшей форму участия в судебном разбирательстве путем направления представителя.

Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснил, что спорные участки первоначально являлись единым участком, на котором предполагалось строительство садового товарищества. В 2012 году данный участок был приобретен административным истцом. Впоследствии истцом было проведено межевание участка и образование из него множества участков. Указал, что административный истец, будучи собственником спорных земельных участков, имеет вправо свободно распоряжаться принадлежащими ей земельными участками, в том числе путем их продажи в любом количестве. Отметил, что действующим законодательством не установлен срок, в течение которого собственник земельного участка обязан начать использовать его в соответствии с видом разрешенного использования. Признаков административного правонарушения (использование земельных участков не по целевому назначению) действия административного истца ФИО5 в отношении спорных земельных участков не имеют. Исходя из положений ст.ст. 388, 389 НК РФ налоговый орган обязан применять пониженную ставку налогообложения (0,3%) в отношении спорных земельных участков.

Представитель административного ответчика УФНС России по Томской области в судебном заседании полагала требования не подлежащими удовлетворению, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, суть которых сводится к следующему. Административным истцом ФИО5 25.02.2012 был приобретен в собственность земельный участок с разрешенным видом использования – для ведения дачного строительства. В последствии ФИО5 произведено межевание земельного участка, в результате чего образованы 73 земельных участка, часть из которых была ФИО5 реализована.. В спорный период (2017-2018 г.) земельный налог административным истцом уплачивался по пониженной ставке – 0,3% исходя из положений ст. 394 НК РФ. В последующем налоговым органом установлен факт неиспользования принадлежащих административному истцу земельных участков, предназначенных для дачного строительства, в указанных целях. Вместе с тем, из системного толкования положений ст.ст. 7, 77, п. 1 ст. 78 ЗК РФ и ст. 394 НК РФ следует, что применение пониженной ставки земельного налога возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесение земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их фактическое использовании для сельскохозяйственного производства согласно целевом назначению земель. В виду изложенного налоговым органом в соответствии с положениям ст. 52, 54 НК РФ правомерно осуществлен перерасчет земельного налога, начисленного административному истцу за 2017-2018 гг.

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 8 по Томской области в судебном заседании также полагала требования не подлежащими удовлетворению, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, суть которого сводится к следующему. Фактическое использование земельного участка по целевом назначению – то есть в целях удовлетворения личных потребностей, для личного подсобного хозяйства, для дачного строительства, садоводства и огородничества является необходимым условием для применения пониженной налоговой ставки (0,3%) по земельному налогу. При исчислении земельного налога в отношении земельных участков, находящихся в собственности ФИО5, пониженная налоговая ставка в размере 0,3% от кадастровой стоимости не подлежит применению, так как в ходе проверки налоговым органом установлено, что спорные земельные участки не использовались административным истцом в целях удовлетворения личных потребностей, для личного подсобного хозяйства, для дачного строительства, садоводства и огородничества. Ввиду указанных обстоятельств налоговый орган, руководствуясь ст. 52 НК РФ, правомерно осуществил перерасчет земельного налога за налоговый период 2017-2018 гг.

В соответствии со ст.ст. 165.1 ГК РФ, 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что административный истец ФИО5 являлась собственником (доля в праве собственности - 1/2) земельного участка с кадастровым номером 70:14:0100040:1314, расположенного по адресу: Томская область, Томский район, южная часть кадастрового квартала, общей площадью 120197 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения дачного строительства.

Решением собственников (ФИО5 и ФИО1) произведено деление вышеуказанного земельного участка с образованием из него 73 земельных участков с видом разрешенного использования – для ведения дачного строительства.

В 2017-2018 гг. ФИО5 являлась собственником следующих земельных участков, расположенных на территории с. Калтай и с. Кафтанчиково и ранее образованных из земельного участка с кадастровым номером ....

Также в собственности административного истца находился земельный участок с кадастровым номером 70:14:0341044:15, расположенный по адресу: <адрес>

Как указано участниками процесса, земельный участок с кадастровым номером 70:14:0341044:15, расположенный по адресу: ... спорным не является, поскольку в отношении него налоговым органом применена пониженная ставка и налог с учетом его перерасчета исчислен по ставке 0,3%, что отражено в налоговом уведомлении от 03.08.2020 № 269022.

Из материалов дела следует, что за 2017 год ФИО5 земельный налог в отношении спорных земельных участков с применением ставки 0,3% исчислен в общем размере 33651 руб., направлено налоговое уведомление № 11293739 от 23.06.2018 со сроком уплаты не позднее 03.12.2018.

За 2018 год аналогичным образом ФИО5 исчислен земельный налог в общем размере 33 533 руб., направлено налоговое уведомление № 32060620 от 04.07.2019 со сроком уплаты не позднее 02.12.2019.

Уплата земельного налога в установленные для этого сроки административным истцом в полном объеме не произведена.

Доказательств опровергающих изложенное стороной административного истца суду не представлено

Впоследствии Межрайонной ИФНС России № 8 по Томской области административному ответчику направлено налоговое уведомление № 90877715 от 04.03.2020 о перерасчете за 2017 и за 2018 годы земельного налога по налоговому уведомлению № 32060620, связи с изменением налоговой ставки с 0,3% на 1,5% по вышеперечисленным земельным участкам.

Из сообщения Межрайонной ИФНС России № 8 по Томской области № 08-49/03167 от 05.03.2020 следует, что при исчислении земельного налога административному истцу пониженная ставка в размере 0,3% за указанные периоды по земельным участкам с видом разрешенного использования «для ведения дачного строительства» была применена неправомерно, поскольку данные участки для целей, указанных в п.п. 1 п. 1 т. 394 НК РФ не использовались, а приобретались для дальнейшей реализации и извлечения прибыли.

01.10.2020 административный истец обратилась в УФНС России по Томской области с жалобой на действия должностных лиц Межрайонной ИФНС России № 8 по Томской области, выразившиеся в принятии решения по перерасчету земельного налога с применением ставки 1,5% вместо пониженной ставки 0,3%. Также в жалобе административный истец просила произвести перерасчет земельного налога за 2017-2018 гг. с применением налоговой ставки в размере 0,3% по земельным участкам с разрешенным видом использования «для ведения дачного строительства».

Решением УФНС России по Томской области от 18.11.2020 № 16-05/02/15315 жалоба ФИО5 оставлена без удовлетворения.

Полагая свои права нарушенными, административный истец обратилась с настоящим иском в суд.

Как следует из п. 1 ст. 30 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 1 и 2 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, состоящую из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.

В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года N 943-1 главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 7 указанного Закона налоговым органам предоставляется право:

- контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью;

- осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. В целях осуществления налогового контроля производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых организациями и гражданами для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации;

- взыскивать недоимки и взыскивать пени, а также штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно статье 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Налогоплательщиками земельного налога в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Объектом налогообложения, в силу части 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении прочих земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5 процента.

Спорные земельные участки расположены на территориях с. Калтай и с. Кафтанчиково, входящие в состав Калтайского сельского поселения и Заречного сельского поселения, соответственно.

В соответствии с решением Совета Калтайского сельского поселения Томского района от 24.09.2010 № 114 «Об утверждении Положения «О земельном налоге» и установлении земельного налога», установлены налоговые ставки в следующих размерах:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);

- не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков;

3) 0,3 процента от кадастровой оценки земель в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Решением Совета Заречного сельского поселения Томского района от 29.06.2011 № 79 «Об утверждении Положения «О земельном налоге» на территории муниципального образования «Заречное сельское поселение», установлены налоговые ставки в следующих размерах:

- 0,3 процента от кадастровой оценки земель в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

- 0,3 процента от кадастровой оценка земель в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

- 0,3 процента от кадастровой оценки земель в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

- 1,5 процента от кадастровой оценки земель в отношении прочих земельных участков.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что спорные земельные участки относятся к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для ведения дачного строительства».

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать их в меньшем размере (пункт 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации).

Положения статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие основания, с которыми налоговое законодательство связывает наличие у налогоплательщика права на льготу.

В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями.

Понятия «дачное хозяйство» а равно «дачное строительство» не раскрываются ни в налоговом, ни в земельном законодательстве.

В то же время Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", действовавший до 01.01.2019, содержал понятие дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

При этом согласно ст. 1 указанного Закона садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.

Указанные положения Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ во взаимосвязи с положениями статей 33, 77, 78, 81 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующими порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства, гражданам и их объединениям, а не коммерческим организациям, свидетельствуют о том, что субъектами ведения дачного хозяйства или осуществления дачного строительства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" или "для дачного строительства", являются некоммерческие организации и физические лица.

При этом по смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.05.2015 по делу N 305-КГ14-9101).

Из материалов дела следует, что в 2020 году налоговым органом была инициирована проверка правильности исчисления земельного налога в отношении административного истца ФИО5

В ходе проверки налоговым органом установлено, что в период с 2018 по 2019 годы административным истцом была реализована большая часть образованных в 2012 году из земель сельскохозяйственного назначения земельных участков с видом разрешенного использования – для ведения дачного строительства.

Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН о содержании правоустанавливающих документов от 08.06.2020. Сторонами данный факт также не оспаривался.

В отношении спорных земельный участков, находившихся в собственности административного истца по состоянию на 2020 год, по запросу ИФНС России по Томскому району Томской области от 05.08.2020 Управлением Росреестра по Томской области проведена проверка на предмет использования по целевому назначению и в соответствии с видом разрешенного использования земельных участков ....

Из ответа Управления Росреестра по Томской области от 08.09.2020 № 06-2284/20 следует, что по запросу налогового органа проведено административное обследование вышеперечисленных земельных участков, в ходе которого выявлены признаки нарушения требования земельного законодательства, выраженные в неиспользовании земельных участков, предназначенных для дачного строительства, в указанных целях.

Так, согласно акту административного обследования объекта земельных отношений № 15 от 03.09.2020, при осмотре всех земельных участков установлено, что ограждения земельные участки не имеют, растительность на территории земельных участков выкошена, признаки строительства (строительные материалы, котлован, фундамент), какие-либо строения, плодовые деревья, кусты, грядки, насаждения отсутствуют.

К акту приложена фототаблица с отображением обследованных участков.

Проанализировав представленные материалы, суд приходит к выводу о том, что административным истцом фактическое использование спорных земельных участков в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного строительства не осуществлялось.

Доказательств обратного суду не представлено, в судебном заседании стороной административного истца факт неиспользования спорных участков по целевому назначению также не отрицался.

Доводы представителя административного истца о том, что при применении пониженной налоговой ставки в размере 0,3% юридическое значение имеет только факт приобретения земельных участков с видом разрешенного использования «для ведения дачного строительства», при этом то, каким образом осуществляется использование и распоряжение такими земельными участками (в том числе их приобретение для последующего извлечения прибыли путем продажи), определяется исключительно собственником, суд находит несостоятельными и основанными на неверном толковании норм материального права.

Так, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 08 ноября 2018 года N 2725-О, при оценке возможности применения пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, не может не учитываться целевое назначение данного участка и правовой статус его собственника. По смыслу налогового законодательства, пониженные ставки земельного налога, предусмотренные абзацем четвертым подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства и создающих исключительно для этих целей некоммерческие организации.

С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие доказательств непосредственного использования спорных земельных участков в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного строительства, а также учитывая количество и общую площадь имевшихся в собственности ФИО5 земельных участков, суд приходит к выводу о том, что земельные участки не использовались административным истцом в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства.

Более того, из материалов дела усматривается, что значительная часть спорных земельных участков, в отношении которых в 2017-2018 гг. применялась пониженная налоговая ставка в размере 0,3%, была реализована административным истцом по рыночной стоимости в период с 2018-2019 гг., то есть фактически ФИО5 осуществлялась продажа земельных участков в целях извлечения прибыли, в связи чем, налоговым органом обоснованно произведен расчет земельного налога в соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации исходя из налоговой ставки не превышающей 1,5%.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Согласно пункту 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ) статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 2.1.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов (абзац второй пункта 2.1 статьи 52).

Такое правовое регулирование принято законодателем в рамках его дискреции в данной сфере и обеспечивает необходимый баланс частных и публичных интересов.

В частности, такое изменение законодательства направлено на защиту законных интересов добросовестных налогоплательщиков и стимулирование физических лиц своевременно уплачивать имущественные налоги.

Однако, как установлено судом, на момент осуществления 04.03.2020 перерасчета сумм ранее исчисленного по ставке 0,3% земельного налога за период 2017-2018 гг., задолженность по земельному налогу за указанный период погашена административным истцом не была.

Данное обстоятельство подтверждается сведениями налогового органа из системы АИС Налог-3 «Карточки «Расчет с бюджетом налогоплательщика», а также представленными суду решениями Ленинского районного суда г. Томска от 07.10.2019 по административному делу № 2а-1582/2019 и от 28.12.2020 по административному делу № 2а-1970/2020, вступившими в законную силу, которыми с ФИО5 принудительно взыскана задолженность по земельному налогу за спорные периоды 2017 и 2018 гг.

При таких обстоятельствах, налоговым органом обосновано произведен перерасчет земельного налога в 2020 году за два налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления – 2017 и 2018 годы, и направлено налоговое уведомление № 90877715 от 04.03.2020.

Таким образом, проанализировав в совокупности вышеустановленные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными налогового уведомления от 04.03.2020 о перерасчете земельного налога за 2017-2018 годы по ставке 1,5% и ответа Межрайонной ИФНС № 8 по Томской области от 05.03.2020, и, следовательно, об отсутствии оснований для возложении на Межрайонную ИФНС № 8 по Томской области обязанности применить пониженную ставку земельного налога в размере 0,3% за 2017-2018 годы, в связи с чем, административный иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО5 к Управлению Федеральной налоговой службы России по Томской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Томской области о признании незаконными налогового уведомления от 04.03.2020, ответа Межрайонной ИФНС №8 по Томской области от 05.03.2020, возложении обязанности на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 8 по Томской области применить пониженную ставку налогообложения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Томска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья