Копия
№ 2а-3239/2023
70RS0004-01-2023-003748-03
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Советский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего Перелыгиной И.В.
при секретаре Собакиной А.Д.,
при участии административного ответчика Козулиной О.А.,
рассмотрев 18 октября 2023 года в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы России по Томской области к Козулиной О.А. о взыскании задолженности по налогам и пени,
установил:
Управление Федеральной налоговой службы по Томской области (далее – УФНС по Томской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Козулиной О.А., с учетом заявления в порядке ст. 46 КАС РФ от 07.09.2023, о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018-2019 годы в размере ..., из них: налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере ..., налог на имущество физических лиц за 2019 год ...; пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере ..., из них: пени в размере ... за период с 03.12.2019 по 24.12.2019, пени в размере ... за период с 02.12.2020 по 20.12.2020.
В обоснование требований указано, что Козулина О.А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: ..., и гаража, расположенного по адресу: ..., соответственно на основании ст.ст. 403, 404, 408 НК РФ налогоплательщику произведено начисление налога на имущество физических лиц за 2017, 2018, 2019 годы в сумме .... На основании п. 2 ст. 409 НК РФ налогоплательщику направлены налоговые уведомления №11005506 от 23.06.2018, №4236828 от 03.08.2020, №31776687 от 04.07.2019 с извещением об уплате налога. В установленный срок налог на имущество физических лиц в указанном размере уплачен не был. В соответствии со ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки уплаты налога на имущество физических лиц начислены пени в сумме ... На основании ст.ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику направлены требования об уплате налога, пени №36428 от 06.02.2019, №138533 от 25.12.2019, №126566 от 21.12.2020, которыми предлагалось погасить имеющуюся задолженность в указанные в требованиях сроки. Неисполнение указанных требований явилось основанием для обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Вынесенный 04.05.2022 по заявлению налогового органа судебный приказ отменен определением мирового судьи от 30.01.2023 в связи с поступившим заявлением Козулиной О.А. В добровольном порядке задолженность административным ответчиком не погашена, что послужило основаниям для обращения административного истца с настоящим административным иском в суд.
Определением Советского районного суда г.Томска от 18.10.2023 принят отказ административного истца от части исковых требований о взыскании налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере ... рублей, налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере ... рубля, производство в данной части судом прекращено.
Административный истец УФНС по Томской области, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления, в суд своего представителя не направил, в иске содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.
Участвуя ранее в судебном заседании представитель административного истца Попова Т.В. исковые требования, с учётом их уменьшения в порядке ст. 46 КАС РФ, поддержала в полном объеме. Пояснила, что Козулиной О.А. был исчислен налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере ... рублей, за 2018 год в размере ... рублей, за 2019 год в размере ... рублей. В ходе рассмотрения административного дела установлено, что с ... ответчик пользуется налоговой льготой в соответствии со ст. 407 НК РФ (сначала как предпенсионер, а затем и как пенсионер), налог за 2019 год был пересчитан и уменьшен на ... рублей.
03.02.2023 ответчик оплатила ... рублей и с учётом действующего с 01.01.2023 года законодательства, весь платеж, вне зависимости от волеизъявления гражданина, пошел в погашение ранее сформированных задолженностей по налогу на имущество физических лиц за 2017 год. Также отметила, что перерасчет налога за 2019 год с учетом выявленной льготы с 10.06.2019 в размере ... рублей также учтен в счет погашения задолженности за 2017-2018 годы (т.е. зачтена за прошлые годы льгота), в связи с чем, ко взысканию заявлена сумма задолженности по уплате налога на имущество физических лиц за весь 2019 год в размере ... рублей.
Административный ответчик Козулина О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, просила в их удовлетворении отказать полностью. Представила письменные возражения от 17.08.2023, 28.08.2023, 24.09.2023, 25.09.2023, 29.09.2023,12.10.2023, в которых указала, что в личный кабинет налогоплательщика могла зайти только посредством использования сайта «Госуслуги». В 2015 году получила по Почте России цифровой код для регистрации на данном сайте. Указанным кодом воспользовалась, однако сайтом пользовалась крайне редко, в 2019 году вынуждена была уехать в поисках работы в сельскую местность, где качество интернета было низкое, в связи с чем удалила свой аккаунт. С указанного периода времени не имела технической возможности посещать личный кабинет налогоплательщика. Налоговый орган альтернативным способом уведомления ее о начисленном налоге за спорные периоды посредством направления ей по Почте России заказного письма не воспользовался, вследствие чего, ни уведомления, ни требования об уплате взыскиваемых налогов ответчик не получала, следовательно у нее не могла возникнуть обязанность по уплате данного налога, расчет которого она не получала. В конце января 2023 года она лично обратилась в налоговый орган для получения налогового уведомления от 03.08.2020 и квитанции на оплату налога на имущество физических лиц именно за 2019 год. Данную квитанцию именно на 2019 год ей смогла выдать только какой-то руководитель в УФНС по Томской области по адресу: г. Томск, ул. Фрунзе, 103, т.к. она требовала именно квитанцию за 2019 год. Позднее она узнала, что у налогового органа не имеется законных оснований для взыскания налога на имущество физических лиц за 2019 год, поскольку в рамках пенсионной реформы приняты законы, предоставляющие налоговую льготу гражданам предпенсионного возраста с 01.01.2019 не платить имущественные налоги. 17.08.2023 она обратилась в налоговый орган с заявлением о предоставлении указанной налоговой льготы. Позднее ей было получено уведомление от налогового органа на получение налоговой льготы с 10.06.2019, однако она полагает, что данная льгота действует с 01.01.2019. Кроме того, считает, что налоговым органом по двум периодам за 2017 и 2018 годы предельный срок истребования недоимки посредством обращения в суд уже истек.
На основании ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.
Заслушав пояснения административного ответчика, изучив материалы дела, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 4 ст. 48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании задолженности за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 4 ст. 289 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 286 КАС РФ).
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичные требования закреплены в ч. 1 ст. 3 и п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 17.12.1996 № 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Статьей 19 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ).
Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган.
Из положений ст. 52 Налогового кодекса РФ следует, что в связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с ч. 4 ст. 57 Налогового кодекса РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
На основании ч. 1 ст. 69 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате задолженности может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а также может быть передано налогоплательщику - физическому лицу в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу ч. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в заявленные в административном иске налоговые периоды в собственности административного ответчика Козулиной О.А. находились два объекта недвижимости.
По сведениями органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представленными в налоговый орган в соответствии с п. 4 ст. 85, ст. 400, 409 Налогового кодекса РФ, Козулина О.А. является собственником двух объектов недвижимости: квартиры, расположенной по адресу: ..., кадастровый номер ..., площадью ... кв.м., дата регистрации права ..., и гаража, расположенного по адресу: ..., кадастровый номер ..., площадью ... кв.м., дата регистрации права ..., и является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц.
Статьей 400 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Частью 1 ст. 403 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
В соответствии с ч. 2 ст. 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Согласно п. 2 Решения Думы г. Томска от 11.11.2014 №1145 «Об установлении на территории муниципального образования «Город Томск» налога на имущество физических лиц» налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения в соответствии со ст. 400 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 1 ст. 404 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.11.2016 №698 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2017 год» установлен коэффициент-дефлятор в размере 1,623. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2017 №579 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2018 год» установлен коэффициент-дефлятор в размере 1,481. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.12.2018 №595 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2019 год» установлен коэффициент-дефлятор в размере 1,518.
Решением Думы г. Томска от 11.11.2014 №1145 «Об установлении на территории муниципального образования «Город Томск» налога на имущество физических лиц» установлены ставки, применяемые для исчисления налога на имущество физических лиц, исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.
Руководствуясь вышеуказанными положениями, на основании ст.ст. 403, 404, 408 Налогового кодекса РФ налогоплательщику проведено начисление налога на имущество физических лиц, подлежащего уплате:
- за 2017 год со сроком уплаты не позднее 03.12.2018 в размере ... рублей, из них: ... рубля за квартиру из расчета: ... рублей (инвентаризационная стоимость) x 1/2 (доля в праве на объект) x 0,18% (налоговая ставка) x 12/12 (количество месяцев владения/12) = ... рублей; ... рублей за гараж из расчета: ... рублей (инвентаризационная стоимость) x 1 (доля в праве на объект) x 0,10% (налоговая ставка) x 12/12 (количество месяцев владения/12) = ... рублей;
- за 2018 год со сроком уплаты не позднее 02.12.2019 в размере ... рублей, из них: ... рублей за квартиру из расчета: ... рублей (инвентаризационная стоимость) x 1/2 (доля в праве на объект) x 0,18% (налоговая ставка) x 12/12 (количество месяцев владения/12) = ... рублей; ... рубль за гараж из расчета: ... рубль (инвентаризационная стоимость) x 1 (доля в праве на объект) x 0,10% (налоговая ставка) x 12/12 (количество месяцев владения/12) = ... рубль;
- за 2019 год со сроком уплаты не позднее 01.12.2020 в размере ... рублей, из них: ... рублей за квартиру из расчета: ... рубля (инвентаризационная стоимость) x 1/2 (доля в праве на объект) x 0,18% (налоговая ставка) x 12/12 (количество месяцев владения/12) – ... рубля (размер налоговых льгот) = ... рублей; ... рублей за гараж из расчета: ... рублей (инвентаризационная стоимость) x 1 (доля в праве на объект) x 0,10% (налоговая ставка) x 7/12 (количество месяцев владения/12) = ... рублей.
На основании ст. 52, п. 4 ст. 397 Налогового кодекса РФ Козулиной О.А. направлены налоговые уведомления №11005506 от 23.06.2018 от 23.06.2018 с извещением на уплату налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере ... рублей в срок не позднее 03.12.2018, №31776687 от 04.07.2019 с извещением на уплату налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере ... рублей в срок не позднее 02.12.2019, №4236828 от 03.08.2020 с извещением на уплату налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере ... рублей в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Согласно представленных материалов Козулина О.А. зарегистрирована в личном кабинете налогоплательщика 25.04.2018 года.
Вышеуказанные налоговые уведомления были направлены налоговым органом в личный кабинет налогоплательщика Козулиной О.А., в котором административный истец зарегистрирована, что подтверждается представленными административным истцом скриншотами её личного кабинета налогоплательщика.
В силу ст. 11.2 Налогового кодекса РФ налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе (абз. 5 п. 2 ст. 11.2 Налогового кодекса РФ).
Соответствующее заявление Козулиной О.А. в налоговые органы не подавалось.
В установленный срок налогоплательщиком Козулиной О.А. сумма налога на имущество физических лиц за 2017, 2018, 2019 годы уплачена не была.
В соответствии с положениями ст. 75 Налогового кодекса РФ за каждый календарный день просрочки уплаты налога на имущество физических лиц Козулиной О.А. начислены пени в размере из расчета:
за период с 03.12.2019 по 15.12.2019 : 13 (количество дней просрочки) х ... (недоимка для пени) х 6,50 (ставка ЦБ) / 300 = ... (начислено пени за период);
за период с 16.12.2019 по 24.12.2019 : 9 (количество дней просрочки) х ... (недоимка для пени) х 6,25 (ставка ЦБ) / 300 = ... (начислено пени за период);
за период с 02.12.2020 по 20.12.2020 : 19 (количество дней просрочки) х ... (недоимка для пени) х 4,25 (ставка ЦБ) / 300 = ... (начислено пени за период).
Всего размер пени за указанные периоды составил ...
На основании ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ Козулиной О.А. были направлены через личный кабинет налогоплательщика:
- требование №36428 от 06.02.2019 об уплате налога на имущество физических лиц по сроку уплаты налога 03.12.2018 в размере ...
- требование №138533 от 25.12.2019 об уплате налога на имущество физических лиц по сроку уплаты 02.12.2019 в размере ... и пени по налогу на имущество физических лиц в размере ...
- требование №126566 от 21.12.2020 об уплате налога на имущество физических лиц по сроку уплаты 01.12.2020 в размере ... и пени по налогу на имущество физических лиц в размере ...
В установленный срок требования не исполнены, налог на имущество физических лиц за 2017 год в сумме ... рублей, за 2018 год в сумме ... рублей, за 2019 год в сумме ... рублей, пени в сумме ... уплачены не были.
Процедура и сроки взимания задолженности по уплате налогов и пени в судебном порядке регламентированы ст. 48 Налогового кодекса РФ и главой 32 КАС РФ.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ч.2 ст. 48 Налогового Кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В силу ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, нормами ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ и ч. 2 ст. 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, шестимесячный срок, установленный для подачи истцом заявления о выдаче судебного приказана начал течь 08.03.2022 (срок по первому требованию №36428 установлен до 07.03.2019, трехлетний срок истек 07.03.2022).
Из материалов дела следует, что УФНС России по Томской области в пределах вышеуказанного пресекательного срока в мировой суд направлялось заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Козулиной О.А. задолженности в размере ..., в том числе: ... – налог на имущество физических лиц за период с 2017 по 2019 годы, ... – пеня по налогу на имущество физических лиц.
04.05.2022 по существу заявленных требований мировым судьей судебного участка №6 Советского судебного района г. Томска вынесен судебный приказ № 2а-1312/2022.
Определением мирового судьи судебного участка № 6 Советского судебного района г.Томска от 30.01.2023 судебный приказ № 2а-1312/2022 от 04.05.2022 отменен в связи с поступлением возражений должника относительно его исполнения.
Учитывая положения п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ, ч. 1, 2 ст. 93 КАС РФ истец настоящее административное исковое заявление направил 27.07.2023 посредством ГАС «Правосудие», то есть в пределах установленного законом срока.
Таким образом, сроки исковой давности на обращение в суд административным истцом не пропущены.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела административный истец отказался от административных исковых требований в части взыскания налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере ..., налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере ....
Как указывалось выше, определением от 18.10.2023 отказ административного истца от указанной части административных исковых требований принят судом, производство в данной части прекращено.
Не согласившись с заявленными административными исковыми требованиями, административный ответчик ссылается на то, что она имеет право на льготу по налогу на имущество физических лиц, как предпенсионер по достижении возраста 55 лет, которая не была применена при расчете подлежащей уплате суммы налога на имущество за 2019 год.
Федеральным законом 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» вводится понятие «предпенсионный возраст».
Федеральным законом от 30.10.2018 № 378-ФЗ внесены изменения в ст.ст. 391 и 407 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 407 Налогового кодекса РФ право на налоговую льготу (по налогу на имущество физических лиц) имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.
Положениями подп. 10.1 п. 1 ст. 407 Налогового кодекса РФ установлено, что право на налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц установлены для лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим на 31 декабря 2018 года.
Учитывая, что указанные нормы введены в Налоговый кодекс РФ именно в связи с повышением пенсионного возраста, при отнесении граждан к категории лиц предпенсионного возраста в целях предоставления налоговых льгот, под необходимыми условиями следует также понимать исключительно пенсионный возраст, необходимый для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года.
Условия назначения страховой пенсии по старости предусмотрены ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
Одним из необходимых условий, по совокупности которых устанавливается пенсия, является соответствующий пенсионный возраст. В частности, на 31 декабря 2018 года страховая пенсия по старости назначалась по достижении мужчиной 60 лет, женщиной 55 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Пунктом 2 ст. 407 Налогового кодекса РФ закреплено, что налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
На основании п. 3 ст. 407 Налогового кодекса РФ при определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.
По общему правилу, установленному п. 6 ст. 407 Налогового кодекса РФ физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
Согласно абз. 4 п. 6 ст. 407 Налогового кодекса РФ, введенному Федеральным законом № 63-ФЗ от 15.04.2018 и распространяющему свое действие на правоотношения, возникшие с налогового периода 2018 года, если налогоплательщик, относящийся к одной из категорий лиц, указанных в подпунктах 2, 3, 10, 10.1, 12, 15 пункта 1 настоящей статьи, и имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.
В силу п. 3 ст. 407 Налогового кодекса РФ при определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.
В соответствии с абз. 5 п. 7 ст. 407 Налогового кодекса РФ в случае непредставления налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения в соответствии с абзацем 1 настоящего пункта, налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.
Из справки от 03.09.2020, выданной Центром по установлению пенсий №1, Козулиной О.А., ... года рождения, назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 10.12.2019 бессрочно. Пенсия назначена ответчику по достижению 55 лет и 6 месяцев.
В соответствии с положениями подп. 10.1 п. 1 ст. 407 Налогового кодекса РФ у истца появилась налоговая льгота по уплате обязательных налоговых платежей по достижению 55 лет, то есть с 10.06.2019.
Позиция истца о возникновении льготы с 01.01.2019 является ошибочной и основана на неверном понимании норм закона.
17.08.2023 Козулина О.А. обратилась в УФНС России по Томской области с заявлением о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество физических лиц за 2019 год.
На основании подп. 10.1 п. 1 ст. 407 Налогового кодекса РФ административному истцу предоставлена вышеуказанная налоговая льгота с 10.06.2019 (уведомление УФНС России по Томской области от 23.08.2023 №12168278).
Из письма УФНС России по Томской области от 29.09.2023 следует, что 23.08.2023 в информационной ресурс налогового органа внесены сведения о налоговой льготе Козулиной О.А. с 10.06.2019 бессрочно. В связи с чем, был произведен перерасчет по начисленному административному ответчику налогу на имущество физических лиц за 2019 год. С учетом произведенного перерасчета размер налога составил ...
Соответственно, довод административного ответчика о том, что она имеет право на налоговую льготу по налогу на имущество физических лиц за 2019 год, признан судом законным и обоснованным и нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения настоящего административного дела.
Вместе с тем, указанное право возникает у административного ответчика с 10.06.2019, т.е. с момента достижения ей 55 лет. Следовательно, денежная сумма в размере ... является излишне уплаченной (... (сумма уплаченного административным ответчиком налога на имущество физических лиц за 2019 год) – ... (сумма налога на имущество физических лиц за 2019 год с учетом произведенного перерасчета)).
Из пояснений административного ответчика следует, что, не зная об указанной налоговой льготе, она обратилась в налоговый орган с целью получения налогового уведомления и квитанции на оплату налога за имущество физических лиц за 2019 год, предприняла активные меры для получения квитанции об оплате суммы задолженности именно за 2019 год в размере 659 рублей.
В материалы административного дела представлен оригинал квитанции на оплату ... и оригинал чек-ордера от 03.02.2023 об уплате Козулиной О.А. указанной суммы.
Согласно п. 1 ст. 58 Налогового кодекса РФ уплата (перечисление) налога, авансовых платежей по налогам в бюджетную систему Российской Федерации осуществляется в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ введена в действие ст. 11.3 Налогового кодекса РФ (п. 1), в соответствии с которой единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно карточке расчёта с бюджетом и позиции административного истца, поступившие от административного ответчика на Единый налоговый счет денежные средства в общей сумме ... в соответствии с ч.8 ст.45 НК РФ зачтены в счет погашения задолженности данного налогоплательщика по недоимкам с ранним моментом выявления, а именно: в сумме ... на погашение задолженности по уплате налога на имущество за 2017 год (... рублей – ... рублей )
Вместе с тем, по мнению суда, оснований для распределения суммы внесенных административным ответчиком денежных средств на погашение задолженности за ранний налоговый период у налогового органа не имелось.
При этом суд учитывает, что в соответствии с п.15 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации поручение на перечисление суммы денежных средств в счет исполнения обязанности по уплате налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации, с учетом положений настоящего пункта.
Положения Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н (ред. от 30.12.2022), допускают при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельное отнесение налоговым органом поступивших денежных средств к одному из указанных оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.
В данном случае налоговым органом не представлено доказательств невозможности самостоятельно идентифицировать платежи, произведенные Козулиной О.А. по вышеуказанной квитанции именно на сумму 659 рублей с учётом непосредственного обращения налогоплательщика к нескольким специалистам налоговой на личные приемы, истребование не единой квитанции, а отдельной для оплаты исключительно задолженности за 2019 год.
Таким образом, поскольку требование налогового органа об уплате взыскиваемой денежной суммы ... за 2019 год исполнено административным ответчиком в добровольном порядке 03.02.2023 года до вынесения судом решения по настоящему делу, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска УФНС России по Томской области в данной части.
Более того, суд учитывает, что с учетом налоговой льготы задолженность за 2019 год уменьшена на ..., переплату ответчик вправе вернуть или зачесть в уплату иного периода путем подачи соответствующего заявления в налоговый орган (УФНС России по Томской области).
Несмотря на закрепленную законодательством о налогах и сборах возможность оплаты обязательных платежей и санкций единым налоговым платежом, истец выразила свое волеизъявление на оплату налога за имущество физических лиц только за 2019 год, произведя 03.02.2023 оплату в размере ..., что подтверждается представленной квитанцией и чек-ордером от 03.02.2023.
Исходя из заявленных административных исковых требований, административный истец просит взыскать пеню по налогу на имущество физических лиц в размере ..., из них: пени в размере ... за период с 03.12.2019 по 24.12.2019, пени в размере ... за период с 02.12.2020 по 20.12.2020.
Вместе с тем, с учетом применения в отношении Козулиной О.А. налоговой льготы на уплату налога на имущество физических лиц за 2019 год, а также произведенного налоговым органом перерасчета, взысканию подлежит пеня в размере ... из расчета:
за период с 03.12.2019 по 15.12.2019 : 13 (количество дней просрочки) х ... (недоимка для пени) х 6,50 (ставка ЦБ) / 300 = ... (начислено пени за период);
за период с 16.12.2019 по 24.12.2019 : 9 (количество дней просрочки) х ... (недоимка для пени) х 6,25 (ставка ЦБ) / 300 = ... (начислено пени за период);
за период с 02.12.2020 по 20.12.2020 : 19 (количество дней просрочки) х ... (недоимка для пени) х 4,25 (ставка ЦБ) / 300 = ... (начислено пени за период).
Таким образом, с административного ответчика Козулиной О.А. подлежит взысканию задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере ..., пени по налогу на имущество физических лиц за периоды с 03.12.2019 по 24.12.2019, с 02.12.2020 по 20.12.2020 в размере ...
Взыскание налога, пени осуществить по следующим реквизитам: Получатель: Управление Федерального казначейства по Тульскойобласти (Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по управлению долгом), ИНН 7727406020, КПП 770801001. Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ТУЛА БАНКА РОССИИ//УФК по Тульской области, г. Тула. Расчетный счет 03100643000000018500. БИК 017003983. КБК 18201061201010000510.
В связи с тем, что административный истец в соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, в силу ч.1 ст.114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию в доход муниципального образования «Город Томск» государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям в размере ...
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы России по Томской области удовлетворить частично.
Взыскать с Козулиной О.А., ... года рождения, (ИНН 701735816371) в пользу соответствующего бюджета задолженность по обязательным платежам и санкциям:
-... - налог на имущество физических лиц за 2018 год;
-... – пени по налогу на имущество физических лиц за периоды 03.12.2019 по 24.12.2019, с 02.12.2020 по 20.12.2020.
Взыскание налога, пени осуществить по следующим реквизитам: Получатель: Управление Федерального казначейства по Тульской« области (Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по управлению долгом), ИНН 7727406020, КПП 770801001. Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ТУЛА БАНКА РОССИИ//УФК по Тульской области, г. Тула. Расчетный счет 03100643000000018500. БИК 017003983. КБК 18201061201010000510.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований – отказать.
Взыскать с Козулиной О.А., ... года рождения, (ИНН 701735816371) в доход муниципального образования «Горд Томск» государственную пошлину в размере ...
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья И.В. Перелыгина
Мотивированный текст решения изготовлен 01.11.2023