Дело № 197/2022
70RS0004-01-2021-004750-69
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 февраля 2022 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Лобановой Н.Ю.,
при секретаре Кишварзода Х.,
с участием:
представителя истца Раданович Н.В., действующей на основании доверенности 07.08.2019,
представителя ответчика Платонова Ю.А., действующего на основании доверенности от 24.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филь Веры Степановны к Государственному учреждению –Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области об обязании установить повышенный фиксированный базовой размер страховой пенсии, перерасчете страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, взыскании недоплаченных сумм страховой пенсии.
установил:
Филь В.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению –Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области об обязании установить повышенный фиксированный базовой размер страховой пенсии, перерасчете страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, взыскании недоплаченных сумм страховой пенсии.
В обоснование требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ Филь В.С. является получателем досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением трудовой деятельности в районах Крайнего Севера. Общий трудовой стаж до ДД.ММ.ГГГГ составляет 27 лет 8 месяцев 8 дней.
В стаж работы, дающий право на повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, были включены периоды нахождения истца в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца 19 дней), и отпуск по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 2 месяца 19 дней).
Размер пенсии Филь В.С. до июня 2019 года составлял 23920 руб. 93 коп.
ДД.ММ.ГГГГ Филь В.С. была получена пенсия в размере 21253 руб. 83 коп., поскольку были исключены вышеуказанные периоды.
Решением Советского районного суда г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен иск Филь В.С. к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области (межрайонное) о возложении обязанности включить периоды работы в специальный страховой стаж, перерасчете страховой пенсии. Постановлено обязать ГУ– Управление Пенсионного фонда РФ в Томском районе Томской области (межрайонное) включить Филь В.С. в специальный страховой стаж работы в районах Крайнего Севера периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ –период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ периоды работы. Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Томском районе Томской области (межрайонное) произвести Филь В.С. перерасчет страховой пенсии с учетом индивидуального пенсионного коэффициента за период до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч.1 ст. 34 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Таким образом, решением Советского районного суда г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ по делу, имеющему преюдициальное значение, установлено наличие оснований для включения истцу периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы в районах крайнего Севера, в том числе в целях установления повышения к фиксированной выплате страховой пенсии.
Вместе с тем, согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ ГУ– Управление Пенсионного фонда РФ в Томском районе Томской области (межрайонное) при определении права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии период отпуска по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком не включаются в трудовой стаж, а решение суда исполнено, спорные периоды на основании решения Советского районного суда г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ включены в трудовой стаж для перерасчета страховой пенсии с учетом индивидуального пенсионного коэффициента за период с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч.1 ст. 34 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Исключение ответчиком названного периода из специального стажа повлекло уменьшение размера пенсии истца и требование ответчика возместить Филь В.С. излишне выплаченной суммы в размере 256263 руб. 13 коп., что нарушает ее конституционное право на социальное обеспечение.
Филь В.С. с учетом уточнения требований и замены ответчика просит обязать Государственное учреждение –Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области установить фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии (повышение фиксированной выплаты к страховой части) и произвести Филь В.С. перерасчет страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой части с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Государственное учреждение –Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области произвести выплату Филь В.С. недоплаченных сумм страховой пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 92254 руб. 60 коп.
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена.
Представитель истца на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, приведенным в иске.
Представитель ответчика поддержала доводы письменного отзыва на иск, считал, что оснований для удовлетворения иска не имеется.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Филь В.С. с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия по старости в соответствии со ст. 25,14 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Указанное обстоятельство подтверждено материалами дела и никем не оспаривалось.
В соответствии с ч.2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Решением Советского районного суда г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ, имеющим преюдициальное значение для рассматриваемого спора, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Филь В.С. были направлены обращения в ГУ- УПФ РФ в Томском районе Томской области (межрайонное) о перерасчете размера пенсии с учетом повышающего коэффициента, на которые ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ №Ф-57/ф62/08/752 с разъяснением об исчислении размера ее пенсии, периодов работы, включенных в общий трудовой стаж. При этом в ответе указано, что поскольку местность, в которой заявитель проживает в настоящее время, не относится к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, оснований для установления повышений, установленных п.6 ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях», не имеется. Согласно имеющимся разъяснениям период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком не может быть включен в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях в целях установления вышеуказанных выплат в повышенном размере. При повторном рассмотрении документов пенсионного дела установлено, что в подсчет стажа работы в районах Крайнего Севера в целях определения права на увеличение фиксированного базового размера (повышение фиксированной выплаты) был необоснованно включен период ухода за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ№, выданной Управлением капитального строительства «Айхальский строительно-монтажный трест», был предоставлен отпуск по уходу за ребенком в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) без учета указанного периода продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера составляет 14 лет 8 месяцев 10 дней, чего недостаточно для установления вышеуказанных повышений. С учетом изложенного, размер пенсии с ДД.ММ.ГГГГ приведен в соответствии с действующим законодательством и составит 21 253, 83 руб.
ДД.ММ.ГГГГ Филь В.С. вновь обратилась в ГУ- УПФ РФ в Томском районе Томской области (межрайонное) о перерасчете размера пенсии с учетом повышающего коэффициента.
ДД.ММ.ГГГГ Филь В.С. был дан ответ №Ф-838,849/ДМ-973-14, в котором указано, что продолжительность «северного» стажа без отпуска по уходу за детьми составляет менее требуемых 15 лет, соответственно, право на повышение фиксированной выплаты отсутствует.
Согласно письму ГУ- УПФ РФ в Томском районе Томской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ у Филь В.С. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с приведением размера страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с законодательством выявлена переплата пенсии в размере 256 263,13 руб., которую ей предлагается возместить в добровольном порядке.
Из трудовой книжки Филь В.С. АТ- I № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в Айхальском строительно-монтажном тресте штукатуром –маляром 4 разряда.
Поселок Айхал Мирнинского района Республик Саха (Якутия) относится к районам Крайнего Севера, что не оспаривается сторонами.
Согласно свидетельству о рождении III-СН № от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ у истца родился ребенок- Филь Любовь Александровна.
Из справки, выданной Управлением капитального строительства «Айхальский строительно-монтажный трест» ДД.ММ.ГГГГ№, следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Филь В.С. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком.
Согласно частям 4, 5, 6 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 50 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.
Лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 30 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Статья 167 Кодекса законов о труде РСФСР (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1) предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", вступившего в силу 06 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком не включается в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в силу которой - во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 того же Федерального закона - исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и отменяется включение некоторых нестраховых периодов в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
При этом, как было указано выше, до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
В соответствии с п. 7 Разъяснений "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет", утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС N 375/24-11 от 29 ноября 1989 года, время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате за выслугу лет и стаж работы по специальности и вознаграждения за годовые результаты работы предприятия; в стаж работы по специальности при установлении окладов работникам просвещения, здравоохранения, библиотечным работникам и некоторым другим специалистам; при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в Карельской АССР, Коми АССР, Архангельской области; в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Таким образом, поскольку истцу отпуск по уходу за ребенком был предоставлен в период действия прежней редакции статьи 167 Кодекса законов о труде РСФСР, с учетом положений части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19, части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, спорный период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в стаж работы районе Крайнего Севера.
Из трудовой книжки ФИО2 АТ- I № от ДД.ММ.ГГГГ также следует, что в спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работа бригадиром штукатуров –маляров в Айхальском строительно-монтажном тресте акционерная компания «Алмаз России-Саха». Поселок Айхал Мирнинского района Республик Саха (Якутия) относится к районам Крайнего Севера.
Из ответа ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Томском районе Томской области (межрайонное) №Ф-57/ф62/08/752 от ДД.ММ.ГГГГ, отзыва на иск следует, что вышеуказанные периоды не включены в страховой стаж, поскольку являлись периодами нахождения в отпуске без сохранения заработной платы.
Согласно ч. 1 ст. 11 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Также в страховой стаж засчитываются иные периоды, предусмотренные ст. 12 Закона.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 76 КЗоТ РФ, действовавшего в спорный период, работнику мог быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы. Соответственно, выплата заработной платы, начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в период такого отпуска не предусматривалась.
В соответствии со ст. 12 Закона также не предусмотрен учет отпуска без сохранения заработной платы в страховом стаже.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в рассматриваемые периоды истцом в течение полного рабочего дня не выполнялась работа, и в отношении нее не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Представленные истцом Филь В.С. расчетные листы с сентябрь 1997г. по декабрь 1998г. данный вывод пенсионного фонда опровергают.
При таких обстоятельствах суд посчитал, что периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный страховой стаж работы в районах Крайнего Севера.
Разрешая требования истца об обязании ответчика произвести перерасчет страховой пенсии с учетом индивидуального пенсионного коэффициента за период до 01.01.2015 в соответствии с ч.1 ст. 34 Закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 18 Закона от 28.12.2013 №400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года; увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии; увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Согласно ч.1 ст. 34 Закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года определяется на основании документов выплатного дела исходя из размера установленной им трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года, указанную в части 10 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 3 ст. 34 Закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», если при перерасчете размеров трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца или доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности) в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи размер страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии) или размер доли страховой пенсии не достигает получаемого пенсионером на день вступления в силу настоящего Федерального закона размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), размера доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), пенсионеру выплачивается страховая пенсия, доля страховой пенсии в прежнем, более высоком размере.
Поскольку истцом в специальный страховой стаж работы в районах Крайнего Севера включены периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд посчитал, что подлежит перерасчету размер страховой пенсии Филь В.С. в соответствии ч.1 ст. 34 Закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Постановлением ведущего судебного пристава – исполнителя МОСП по ВИП УФССП России по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного листа, выданного Советским районным судом <адрес> по делу № от ДД.ММ.ГГГГ окончено.
При этом согласно ответам ГУ- Отделение Пенсионного фонда РФ по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ №Ф-1344-20/-ОП 1602-14, ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Томском районе Томской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ №Ф-136/01/2406 в соответствии со ст. 32 Закона РФ №400-Фз продолжительность специального страхового стажа работы в районах Крайнего Севера применяется только для определения права на установление досрочной страховой пенсии по старости за работу на Крайнем Севере. Так как, продолжительность страхового стажа работы на Крайнем Севере, учитываемая для установления повышения фиксированной выплаты в соответствии со ст. 17 Закона №400-ФЗ, составляет 14 лет 9 месяцев 4 дня, что менее требуемой (15 лет), оснований для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости не имеется. Досрочная страхования пенсия Филь В.С. установлена в соответствии с нормами пенсионного законодательства, решение Советского районного суда г.Томска, вступившее в законную силу 31.12.2019, исполнено. Провести какой-либо дополнительный перерасчет не имеется правовых оснований.
Суд не может согласиться с данными доводами ответчика.
В силу ч.ч.4, 5 ст. 17 ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Поскольку решением Советского районного суда г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ Филь В.С. в специальный страховой стаж работы в районах Крайнего Севера включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ –период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - периоды работы, страховой стаж ее работы на Крайнем Севере составил 16 лет 8 месяцев 9 дней, у истца возникло право на получение повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии
Ссылки ответчика на то, что продолжительность специального страхового стажа работы в районах Крайнего Севера применяется только для определения права на установление досрочной страховой пенсии по старости за работу на Крайнем Севере, судом отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании ст. 17 ФЗ «О страховых пенсиях».
Поскольку из материалов пенсионного дела Филь В.С. следует, что повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости пересчитано ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ, в то время как суд установил неправомерность данный действий, требования истца об обязании ГУ- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области установить фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии (повышение фиксированной выплаты к страховой части) и произведении Филь В.С. перерасчета страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой части с ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.
Что касается требований об обязании Государственного учреждения –Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области произвести выплату Филь В.С. недоплаченных сумм страховой пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 92 254 руб. 60 коп., суд находит их подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам устанавливается в сумме 4 982,9 рублей в месяц.
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год (часть 6 той же статьи).
При этом размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной указанной выше нормой, с ДД.ММ.ГГГГ установлен в сумме, равной 5 334,19 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ - 5 686,25 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ - 6 044,48 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ - 6 564 рублям 31 копейки.
Принимая во внимание, что страховая пенсия по старости выплачивается истцу с ДД.ММ.ГГГГ без повышения фиксированной выплаты, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недоплаченные суммы страховой пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Расчет следующий: за 2019 год: 5 334,19 рублей/2х7 мес.=18669,67 руб., за 2020 год: 5 686,25 рублей/2х12 мес.=34117,5 руб., за 2021 год: 6 044,48 рублей/2х12 мес.=36266,88 руб., за 2022 год: 6 564 рублям 31 копейке/2х1 мес.= 3282, 15 руб.
Итого общая сумма: 92336,20 руб.
В силу ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Поскольку истцом к взысканию заявлена сумма в размере 92 254 руб. 60 коп., она подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Филь Веры Степановны удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение –Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области установить фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии (повышение фиксированной выплаты к страховой части) и произвести Филь Вере Степановне перерасчет страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой части с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение –Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области произвести выплату Филь Вере Степановне недоплаченных сумм страховой пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 92 254 руб. 60 коп.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 17.02.2022
Судья: Н.Ю. Лобанова