НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г.Томска (Томская область) от 06.03.2019 № 2А-832/19

№ 2а-832/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 марта 2019 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Перелыгиной И.В.,

при секретаре Шадриной А.А.

при участии административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО3, действующей на основании доверенности от 05.09.2018 сроком действия на три года, представителя административного ответчика УФНС России по Томской области ФИО4, действующего на основании доверенности от 03.12.2018 сроком действия до 31.12.2019, диплома, представителя административного ответчика ИФНС России по г.Томску ФИО5, действующей на основании доверенности от 09.01.2019 сроком действия до 31.12.2019, диплома,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по исковому заявлению ФИО1 к УФНС России по Томской области, ИФНС России по г.Томску о признании незаконным решения об отказе в зачете (возврате) суммы налога (сбора, страховых взносов, пени, штрафа), возложении обязанности произвести возврат переплаты по НДФЛ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к УФНС России по Томской области, ИФНС России по г.Томску о признании незаконным решения об отказе в зачете (возврате) суммы налога (сбора, страховых взносов, пени, штрафа), возложении обязанности произвести возврат переплаты по НДФЛ в размере 28 591 рубль.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 является единственным наследником имущества своего ..., умершего ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке ИФНС России по г.Томску от 11.09.2018 ФИО2 подлежала возврату из бюджета переплата по налогу на доходы физических лиц в размере 28 591 рубль. При жизни ФИО2 переплата по НДФЛ возвращена не была. ФИО1 выдано свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, состоящее из переплаты по НДФЛ в размере 28 591 рубль. На обращение истца с заявлением о возврате ей переплаты по налогу на основании свидетельства о праве на наследство ИФНС России по г.Томску ответила отказом в связи с отсутствием оснований. Решением УФНС России по Томской области в удовлетворении жалобы истца на решение ИФНС России по г.Томска отказано. Доводы Инспекции о том, что у налогового органа отсутствует обязанность по возврату излишне уплаченного налога наследникам, данная обязанность неразрывно связана с личностью налогоплательщика, необоснованны, поскольку к правоотношениям между налоговым органом и наследниками налогоплательщика налоговое законодательство не применимо, наследники не являются участниками налоговых правоотношений, правоотношения сторон в данном случае носят гражданско-правовой характер.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Отметила, что после смерти ... никакие заявления от его имени в ИНФС по г.Томску не подавала.

Представитель административного истца ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика УФНС России по Томской области ФИО4 в судебном заседании заявленные требования не признал в полном объеме по доводам, изложенным в письменном отзыве, согласно которому возврат наследникам умершего налогоплательщика суммы излишне уплаченного им ранее налога не предусмотрен действующим законодательством РФ о налогах и сборах.

Представитель административного ответчика ИФНС России по г.Томска ФИО5 в судебном заседании заявленные требования не признала, представила письменные отзывы, согласно которым сумма излишней уплаты по НДФЛ у ФИО2 образовалась в результате представления 22.02.2018 налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2017 год с заявленным имущественным налоговым вычетом в связи с приобретением квартиры. Вместе с декларацией 22.02.2018 представлено заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в размере 49 912 рублей. В ходе проверки декларации выявлено, что налогоплательщиком при заполнении налоговой декларации за 2017 год не указана сумма имущественного налогового вычета, принятая к учету при определении налоговой базы за предыдущие налоговые периоды, что привело к завышению суммы имущественного налогового вычета за 2017 год и суммы налога, подлежащего возврату из бюджета. 22.05.2018 налогоплательщиком в налоговый орган представлены уточненная налоговая декларация и заявление на возврат имущественного вычета в размере 28 591 рублей. По результатам камеральной налоговой проверки с учетом представления уточненной налоговой декларации право на имущественный налоговый вычет подтверждено. 04.07.2018 принято решение об отказе в зачете (возврате) суммы налога в связи со снятием с учета в связи со смертью.

24.10.2018 наследнику ... – ФИО1 отказано в возврате суммы налога по причине отсутствия оснований. Возврат наследникам умершего налогоплательщика суммы излишне уплаченного им ранее налога не предусмотрен действующим законодательством РФ о налогах и сборах. Указанная позиция ФНС России изложена в письме ФНС России от 17.01.2018 № ГД-4-8/678@. Из разъяснений ФНС России следует, что возврат суммы излишне уплаченного налога наследнику умершего возможен на основании соответствующего решения суда, вступившего в законную силу (вне рамок ст. 78 НК РФ).

Помимо этого, в ходе судебного заседания обе стороны указали, что предоставление в налоговый орган деклараций в целях получения налогового вычета осуществлялась умершим через агентство юридических услуг ...

Выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях предусмотренных законом.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В силу ч.1, ч.3 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе).

Административный иск подан в Советский районный суд г.Томска 05.02.2019, что подтверждается входящим штампом суда. Оспариваемое решение об отказе в зачете (возврате) суммы налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) вынесено 24.10.2018, решение об отказе в удовлетворении жалобы ФИО1 вышестоящим органом вынесено 18.01.2019. С учетом того, что сроки на обращение в суд исчисляются с даты, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), сроки на обращение в суд административным истцом не пропущены.

Оценивая требования административного истца по существу, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 35 Конституции Российской Федерации установлено, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Право наследования гарантируется.

Согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно пункту 1 статьи 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

На основании подпунктов 3 и 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, а также обладает правом на своевременный возврат сумм излишне уплаченных налогов.

В силу п.1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Возможность возврата налога на доходы физических лиц может быть реализована налогоплательщиком в виде получения налоговых вычетов при соблюдении последним законодательно установленной процедуры.

Согласно п. п. 1, 3 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.

Указанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления налогоплательщика, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).

Согласно общему правилу, установленному пунктом 7 статьи 220 НК РФ, имущественные налоговые вычеты предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.

В целях контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах проводится камеральная проверка (подпункт 2 пункта 1 статьи 87 НК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Согласно ч. 1 - 2 ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи. После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса. По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

Частью 6 ст. 176 НК РФ предусмотрено, что при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.

Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично). Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения (ч. 7, 8 ст. 176 НК РФ).

Согласно ч. 9 ст. 176 НК РФ налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о принятом решении о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение может быть передано руководителю организации, индивидуальному предпринимателю, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

В ходе судебного заседания установлено следующее.

22.02.2018 ФИО2 представил в ИФНС России по г.Томску налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2017 год с заявленным имущественным налоговым вычетом в связи с приобретением квартиры. С декларацией представлено заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога на доходы физических лиц за 2017 год в размере 49 912 рублей.

22.05.2018 от имени ФИО2 в налоговый орган представлены уточненная налоговая декларация и заявление на возврат имущественного вычета в сумме 28 591 рубль.

20.06.2018 от имени налогоплательщика в налоговый орган поступило заявление на возврат имущественного вычета по НДФЛ за 2017 год в размере, указанном в декларации, на основании представленной декларации с предоставлением реквизитов счета для перечисления денежных средств.

По результатам камеральной налоговой проверки с учетом представления уточненной налоговой декларации право на имущественный налоговый вычет в размере 28 591 рубль подтверждено, что следует из справки ИФНС России по г.Томску от 11.09.2018 (л.д. 6).

Вместе с тем, 04.07.2018 налоговым органом приняты решения за номерами 6813, 6814, 6815 (соответственно трем обращениям налогоплательщика) об отказе в зачете (возврате) суммы налога в связи со снятием с учета в связи со смертью.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 умер, ДД.ММ.ГГГГ... ФИО1 выдано свидетельство о праве на наследство по закону, состоящее из переплаты по налогу на доходы физически лиц, подлежащей возврату из бюджета в сумме 28 591 рубль согласно справке ИФНС России по г.Томску от 11.09.2018 (л.д. 7).

14.10.2018 ФИО1 обратилась в налоговый орган с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога в сумме 28 591 рубль.

Решением ИФНС России по г.Томску от 24.10.2018 административному истцу отказано в возврате денежных средств в связи с отсутствием оснований. В обоснование со ссылкой на п.6 ст. 78, п.1 ст. 9, п.2, пп.3 п.3 ст. 44 НК РФ, ст. 1112 ГК РФ указано, что возврат наследникам умершего налогоплательщика суммы излишне уплаченного им ранее налога не предусмотрен действующим законодательством РФ о налогах и сборах (л.д. 8).

Не согласившись с указанным решением, ФИО1 обратилась в вышестоящий налоговый орган.

Решением УФНС России по Томской области от 18.01.2019 истцу отказано в удовлетворении жалобы на решение ИФНС России по г.Томску (л.д. 9).

Оценивая решения административных ответчиков с точки зрения законности и обоснованности, суд исходит из следующего.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Статьей 1112 ГК РФ определено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

Из вышеприведенных норм права следует, что в случае смерти налогоплательщика сумма произведенной им переплаты по налогу подлежит включению в наследственную массу, и наследники умершего налогоплательщика вправе получить в порядке наследования причитающееся наследодателю имущество, в том числе в виде возврата денежной суммы по излишне уплаченному налогу.

Факт наличия у умершего налогоплательщика ФИО2 переплаты по НДФЛ в размере 28591 рубль подтвержден документально и налоговыми органами не оспаривался.

Одновременно, при вынесении настоящего решения суд учитывает следующее.

Из содержания статьи 1183 ГК РФ следует, что право на получение соответствующих сумм наследники имеют только тогда, когда эти суммы подлежали выплате самому наследодателю, но при жизни не были им получены.

Таким образом, законом предусмотрена возможность получения наследниками только начисленных, но не выплаченных сумм, если наследодатель при жизни обратился с соответствующим заявлением в налоговый орган.

Факт обращения умершего ФИО2 в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания. Несмотря на первичное обращение с заявлением на выплату суммы в ином размере, указанное судом оценивается не иначе, как ошибка технического характера. При этом суд учитывает и то, что согласно пояснениям обеих сторон в обращении в ИФНС России по г.Томску умершему содействовала организация, оказывающая юридические услуги «Превентива».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что намерение ФИО2 на получение налогового вычета являлось однозначным и последовательным, выраженным в соответствующем обращении с приложением необходимого пакета документов. Право ФИО2 на выплату денежных средств признано налоговым органом, вместе с тем, в данном случае, налоговый орган не исполнил свою обязанность по возврату излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в связи со смертью налогоплательщика.

Оценив по правилам ст. 84 КАС РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности с доводами сторон, суд приходит к выводу, что излишне внесенная денежная сумма является имуществом налогоплательщика, а в случае его смерти подлежит включению в наследственную массу. Отсутствие установленного Налоговым кодексом Российской Федерации порядка обращения наследников в налоговые органы и порядка возврата наследникам сумм переплаты не может являться основанием для отказа ИФНС в возврате денежных средств, иное противоречит принципам российского законодательства, так как изъятие чужого имущества недопустимо.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение налогового органа об отказе ФИО1 в зачете (возврате) суммы налога не является законным и обоснованным, ввиду чего, заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным решение ИФНС России по г.Томску № 11641 от 24.10.2018 об отказе в возврате ФИО1 суммы налога на доходы физических лиц, излишне уплаченной ФИО2 за 2017 год, в размере 28 591 рубль.

Обязать ИФНС России по г.Томску выплатить ФИО1 сумму налога на доходы физических лиц, излишне уплаченную ФИО2 за 2017 год, в размере 28 591 (двадцать восемь тысяч пятьсот девяносто один) рубль.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: И.В. Перелыгина