НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область) от 20.10.2020 № 340006-01-2020-002250-05

Дело № 2-1648/2020

УИД №34RS0006-01-2020-002250-05

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 20 октября 2020 года

Советский районный суд города Волгограда

в составе судьи Матюхиной О.В.

при секретаре Григорьевой А.Ю.,

с участием:

истца Водолазниковой Г.А.,

представителя истца Водолазниковой Г.А.

по доверенности от дата. Полякова М.Г.,

представителя ответчика Центр ПФР №2

по установлению пенсий в Волгоградской области

по доверенности от дата. Андреевой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Водолазниковой Галины Александровны к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Волгоградская областная клиническая психиатрическая больница №2», Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №2 о возложении обязанности произвести начисление и уплату страховых взносов по дополнительным тарифам, подать уточняющие сведения, признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включении периодов работы в стаж и назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Водолазникова Г.А. обратилась в суд с иском к Центр ПФР №2 по установлению пенсий в Волгоградской области, иные данные» в котором просит: признать выполнение ею работы в период с дата. по дата. в должности лаборанта патопсихологической лаборатории в лечебно-диагностическом отделении иные данные» (до дата. иные данные», до дата. иные данные»), относящейся к Списку №2 раздел XXIV позиция 2260000в, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от дата. №10; обязать иные данные» произвести начисление и уплату в отношении неё с дата. страховых взносов по дополнительным тарифам в соответствии с Федеральным законом от дата. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в течении месяца со дня вступления в законную силу решения суда; обязать иные данные» предоставить в Центр пенсионного фонда России №2 по установлению пенсий в Волгоградской области уточняющие сведения по коду вредных и тяжелых условий труда для занесения в индивидуальные сведения застрахованного лица Водалзниковой Г.А.; признать незаконным решение Управления пенсионного фонда РФ по Советскому району г. Волгограда об отказе в установлении пенсии Водолазниковой Г.А. №иные данные от дата.; обязать Центр пенсионного фонда России №2 по установлению пенсий в Волгоградской области включить период работы Водолазниковой Н.А. с дата. по дата. (12 лет 05 месяцев 24 дня) в должности лаборанта психопатологической лаборатории в лечебно-диагностическом отделении иные данные», с дата. иные данные», с дата. иные данные» в периоды работы, подлежащие включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п.п.2 п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от дата. №400-ФЗ «О страховых пенсиях»; обязать Центр пенсионного фонда России №2 по установлению пенсий в Волгоградской области назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения за указанной пенсией – с дата.

В обоснование заявленных требований истец Водолазникова Г.А. указала, что она выработала льготный стаж, требуемый для определения права на досрочную страховую пенсию по старости, по разделу XXIV (позиция 2260000в) Списка №2, производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от дата. №10 (пенсионные льготы работникам, непосредственно обслуживающим психиатрических больных). Она обратилась с письменным заявлением о назначении пенсии в Управление пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Волгограда, правопреемником которого является Центр пенсионного фонда России №2 по установлению пенсий в Волгоградской области, и получила ответ от дата. №иные данные, из которого узнала, что её документы возвращены в виду отсутствия документа, удостоверяющего личность и подлинника справки иные данные от дата., что заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда РФ и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее, чем за месяц до достижения соответствующего возраста. В соответствии с письмом УПФ РФ по Советскому району г. Волгограда от дата. №иные данные истец через «Личный кабинет гражданина» подала в УПФ РФ по Советскому району г. Волгограда заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ №400-ФЗ от дата. «О страховых пенсиях» за работу с тяжелыми условиями труда. Оно зарегистрировано и направлено в обработку ответчиком дата. Из информации, поступившей в «личный кабинет» истец узнала, что дата. ответчиком вынесено положительное решение, её заявление о назначении страховой пенсии по старости с установлением фиксированной выплаты к указанной страховой пенсии по старости удовлетворено, ей назначена страховая пенсия по старости с установлением фиксированной выплаты к указанной пенсии с дата., пенсия установлена в размере 11 139 рублей 50 копеек. Данная информация подтверждена ответчиком в телефонном разговоре и ей предложено подать заявление о доставке пенсии и иных социальных выплат. дата. ответчик сообщил, что её заявление о доставке пенсии удовлетворено и доставка назначенной пенсии будет осуществляться в соответствии с её заявлением через банк. Однако, пенсия ей выплачена не была, а когда она обратилась за разъяснениями к ответчику, по телефону ей сообщили, что в пенсии ей отказано, но не дали никаких пояснений. Какой-либо информации она не получала ни на «Личный кабинет», ни по почте. дата. она обратилась в УПФ РФ в Советском районе г. Волгограда с претензией за разъяснением о причинах не выплаты пенсии. В этот же день ею при личном обращении получено в ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Волгограда решение №иные данные от дата. за подписью начальника УПФР в Советском районе г. Волгограда О.А. Еременко, из которого она узнала, что в назначении пенсии ей отказано. Истец не согласна с указанным решением, в связи с чем, обратилась в суд с данным исковым заявлением. Решением ГУ УПФ РФ по Советскому району г. Волгограда от дата. №иные данные истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости за работу с тяжелыми условиями в связи с отсутствием необходимого специального стажа, а именно: по причине отсутствия 10 лет стажа работы в должностях, утвержденными списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение в возрасте 50 лет. В решении указано: периоды работы, не подлежащие включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение: с дата. по дата. (12-05-24) – в качестве лаборанта патопсихологической лаборатории в лечебно-диагностическом отделении иные данные», с дата. иные данные», с дата. иные данные», поскольку не подтверждается условие о постоянной и непосредственной занятости на обслуживании больных в психиатрических и психоневрологических лечебно-профилактических учреждениях и отделениях домов ребенка в течении полного рабочего дня. При вынесении решения об отказе в пенсии ответчиком учтена выданная иные данные» справка, уточняющая льготный характер работ номер от дата. Однако, в ранее выданной справке от дата. иные данные, которая также имеется в её пенсионном деле, данный период работы отражен как дающий право на досрочную пенсию по Списку №2 раздел XXIV, позиция иные данные с указанием на непосредственное обслуживание психических больных в течении полного рабочего дня. Более того, из письма отделения ПФ РФ в Волгоградской области от дата. №номер истцу стало известно, что иные данные» отозвана справка, уточняющая особый характер работы от дата. иные данные (письмо от дата. №номер, направлено в ответ на письмо ОПФ №номер от дата.) по причине отсутствия документов, подтверждающих её работу в условиях труда, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку №2, а именно, постоянное, непосредственное, в течении полного рабочего дня обслуживание больных в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях и отделениях домов ребенка. Считает, что для отзыва справки у иные данные» нет оснований, поскольку документы, подтверждающие факт её работы в условиях труда, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку №2 в ГБУЗ имеются. иные данные» в новой справке, уточняющий льготный характер работ номер от дата. в периоде работы с дата. по дата. (12-05-24) в качестве лаборанта патопсихологической лаборатории в лечебно-диагностическом отделении иные данные», безосновательно изменил информацию, отразил данный период общим стажем бузе указания сведений о льготной кодировке, о непосредственном обслуживании психических больных в течении полного рабочего дня, что привело к вынесению незаконного решения об отказе в пенсии. Считает, что в новой справке, уточняющей льготный характер работ номер от дата. иные данные» намеренно исказил сведения о её работе с целью оправдания своих незаконных действий, выразившихся в не начислении и неуплате в отношении истца с дата. страховых взносов по дополнительным тарифам. Данные действия противоречат как её трудовым документам (должностной инструкции и трудовому договору), так и расчетным листкам за спорный период. Кроме того, в соответствии с информацией, представленной в справке о состоянии лицевого счета застрахованного лица от дата. с системным номером иные данные, за период с дата. по дата. иные данные» производились выплаты по дополнительным тарифам. Данный период отражен в вышеуказанной справке, как период, учитываемый для целей досрочного назначении пенсии по п.2 ч.1 ст.30 ФЗ №400-ФЗ от дата. «А страховых пенсиях» Соответственно иные данные» фактически признала за собой обязанность оплачивать страховые взносы по дополнительным тарифам, а также фактически признала факт её постоянной и непосредственной занятости на обслуживании больных в течении полного рабочего дня. Действия иные данные», выразившиеся в отзыве справки, уточняющей особый характер работ от дата. иные данные (письмо от дата. №номер) и искажение сведений в новой справке считает незаконными, в виду того, что они носят недобросовестный характер и препятствуют реализации её права на получение досрочной пенсии. Также считает незаконным бездействие иные данные» выразившиеся в не начислении и неуплате в отношении неё с дата. страховых взносов по дополнительным тарифам. Таким образом, непредставление работодателем обязательных сведений о льготном стаже, и уклонение отделения пенсионного фонда от устранения противоречий в представленной информации нарушает её права на пенсионное обеспечение. Согласно трудовой книжке иные данные, заведенной 01.09.1993г. Водолазникова Г.А. дата. принята на должность лаборанта патопсихологической лаборатории в лечебно-диагностическое отделение иные данные», переименованного впоследствии сначала в иные данные», а затем в иные данные». На должности лаборанта работала до дата., а 01.12.2017г. переведена на должность медицинского регистратора. На момент подачи заявления в пенсионный фонд была уволена. Факт работы истца во вредных условиях также подтверждается справкой иные данные» от дата. иные данные, уточняющей стаж работы, дающей право на досрочную пенсию, предусмотренную Списком №2 разделом XXIV, позицией 2260000в, из которой следует, что за период в иные данные» в должности лаборанта патопсихологической лаборатории лечебно-диагностического отделения с дата. (приказ №213-к от дата.) по дата. (приказ №197-39-кп от 01.12.2017г.) у Водолазниковой Г.А. отсутствуют периоды, которые не засчитываются в специальный стаж для начисления досрочной пенсии на основании Постановления Правительства №516 от 11.07.2002г. «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В указанный период истец работала не менее, чем на ставку. В течении полного рабочего дня непосредственно обслуживала психических больных. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списком №2, не менее 80% рабочего времени. Таким образом, период работы истца с дата. по дата. (12 лет 5 месяцев 24 дня) в должности лаборанта патопсихологической лаборатории лечебно-диагностического отделения должен быть включен в стаж работ, предусмотренных Списком 2 производств и работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 22.08.1956г. №1173. В соответствии с должностной инструкцией №81-180 от 17.02.2014г. лаборанта патопсихологической лаборатории лечебно-диагностического отделения иные данные» на должность назначается лицо, имеющее среднее (полное) общее образование без предъявления требований к стаж работы. Для выполнения своих обязанностей лаборант должен знать в том, числе техничку безопасности при работе с пациентами с нарушением психики в условиях психиатрического учреждения. В обязанности лаборанта входит в том числе: 2.2 брать пациентов на психологическое исследование, обязательно информируя основную или дежурную медицинскую сестру отделения; 2.3 сопровождать пациентов из отделений для психодиагностических исследований и обратно в отделение; 2.4 помогать медицинскому психологу при проведении психодиагностических исследований; 2.15 соблюдать технику безопасности при работе с пациентами с нарушением психики в условиях психиатрического учреждения. Согласно п.4.2 должностной инструкции, лаборант несет ответственность за сохранение профессиональной тайны при оказании психиатрической помощи: сведений о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечения в психиатрическом учреждении, а также иных сведений о состоянии психического здоровья, ставших известными при исполнении должностных обязанностей. В соответствии с п.2.3.4 должностной инструкции медицинского регистратора патопсихологической лаборатории иные данные», в её обязанности входило проведение компьютерной диагностики пациентов (проведение различных тестов, в том числе ММРI, Кеттелла, Люшера и других тестов), что подразумевает непосредственный контакт с пациентами на протяжении полного рабочего дня. Ввиду различных особенностей каждого пациента, выполнение тестов затягивалось и работа с одним пациентом могла занимать время превышающее продолжительность полного рабочего дня. В соответствии с трудовым договором №180 от 17.04.2014г. лаборант патопсихологической лаборатории работник осуществляет работу в структурном подразделении работодателя лечебно-диагностическое отделение (п.1.3). Согласно указанного трудового договора (раздел IV) ей, по должности лаборанта патопсихологической лаборатории установлены: продолжительность рабочей недели 36 часов при 5-дневной рабочей неделе (7, 12- часовой рабочий день), основной ежегодный отпуск 28 календарных дней, ежегодный дополнительный отпуск в связи с вредными условиями труда 35 календарных дней, а также производятся выплаты компенсационного характера в размере 20% в связи с наличием вредных условий труда (п.5.1.2), выплаты стимулирующего характера за качество выполненной работы, в том числе, соблюдение трудовой дисциплины, психиатрической бдительности, санитарно-эпидемиологического режима (п.5.1.4). Таким образом, законом установлен как внесудебный, так и судебный порядок разрешения разногласий и споров, связанных с проведением специальной оценки условий труда, в том числе в случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте. Водолазникова Г.А. выработала льготный стаж, требуемый для определения права на досрочную пенсию по старости, по Списку №2, которым предусмотрены пенсионные льготы работникам, непосредственно обслуживающим психиатрических больных на момент обращения в УПФ РФ в Советском районе г. Волгограда с заявлением о назначении пенсии истец имел необходимый специальный стаж по Списку №2 для назначения досрочной трудовой пенсии.

Истец Водолазникова Г.А. в порядке ст.39 ГПК РФ, уточнила исковые требования и просит: признать выполнение ею работы в период с дата. по дата. в должности лаборанта патопсихологической лаборатории в лечебно-диагностическом отделении иные данные» (до дата. иные данные», до дата. иные данные»), относящейся к Списку №2 раздел XXIV позиция 2260000в, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от дата. №10; обязать иные данные» произвести начисление и уплату в отношении неё с дата. страховых взносов по дополнительным тарифам в соответствии с Федеральным законом от дата. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в течении месяца со дня вступления в законную силу решения суда; обязать иные данные» предоставить в Центр пенсионного фонда России №2 по установлению пенсий в Волгоградской области уточняющие сведения по коду вредных и тяжелых условий труда для занесения в индивидуальные сведения застрахованного лица Водалзниковой Г.А.; признать незаконным решение Управления пенсионного фонда РФ по Советскому району г. Волгограда об отказе в установлении пенсии Водолазниковой Г.А. №иные данные от дата.; обязать Центр пенсионного фонда России №2 по установлению пенсий в Волгоградской области включить период работы Водолазниковой Н.А. с дата. по дата. (12 лет 05 месяцев 24 дня) в должности лаборанта психопатологической лаборатории в лечебно-диагностическом отделении иные данные», с дата. иные данные», с дата. иные данные» в периоды работы, подлежащие включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п.п.2 п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от дата. №400-ФЗ «О страховых пенсиях»; обязать Центр пенсионного фонда России №2 по установлению пенсий в Волгоградской области назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения за указанной пенсией – с дата.

Истец Водолазникова Г.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель истца Водолазниковой Г.А. по доверенности Поляков М.Г. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в исковой заявлении.

Представитель ответчика Центр ПФР №2 по установлению пенсий в Волгоградской области по доверенности Андреевой Т.С. в судебном заседании исковые требования не признала, просит отказать в их удовлетворении.

Представитель ответчика иные данные» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом. О причинах неявки суд не уведомили. Поступили письменные возражения, в которых просят отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст.6 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.17 в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии ч.ч.1,2 ст.46 Конституции РФ:

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Согласно правовой позиции, отраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.06.2005 N 231-О, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая предоставление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств.

В судебном заседании установлено, что Водолазникова Г.А. обратилась в УПФР в Советском районе г. Волгограда с заявлением о назначении пенсии в связи с лечебной деятельностью.

Решением об отказе в установлении пенсии №иные данные от дата. Водолазниковой Г.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от дата., по причине отсутствия 30 лет стажа работы в должностях, утвержденных списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение в возрасте 50 лет.

Периоды работы, не подлежащие включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение: с дата. по дата. (12-05-24) – в качестве лаборанта патопсихологической лаборатории в лечебно-диагностическом отделении иные данные», с дата. иные данные», с дата. иные данные», поскольку не подтверждается условие постоянной и непосредственной занятости на обслуживании больных в психиатрических и психоневрологических лечебно-профилактических учреждениях и отделениях домов ребенка в течении полного рабочего дня.

На основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом (здесь и далее нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ приводятся в редакции, действовавшей на дату обращения Водолазниковой Г.А. в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости – 12 ноября 2019г.).

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

В соответствии со статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определённой продолжительности в опасных, вредных, тяжёлых и иных неблагоприятных условиях труда.

Одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и её размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).

Согласно подпункту «б» пункта 1 данного постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжёлыми условиями труда применяются:

- Список № 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжёлыми условиями труда, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённый постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

В разделе XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённого постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 и подлежащего применению к спорному периоду работы Водолазниковой Г.А, поименованы работники, непосредственно обслуживающие больных в психиатрических психоневрологических, лечебно-профилактических учреждениях и отделениях домов ребенка, в том числе младший медицинский персонал (позиция 2260000в).

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», под полным рабочим днём понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Исходя из приведённых нормативных положений, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определённой профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определённой сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о работе с тяжёлыми условиями труда). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ имеют в том числе женщины по достижении ими возраста 50 лет, проработавшие не менее 10 лет в условиях полного рабочего дня, то есть не менее 80% рабочего времени, на работах с тяжёлыми условиями труда, предусмотренных соответствующими списками работ, профессий и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, и имеющие страховой стаж не менее 20 лет. К числу таких работников относится и младший медицинский персонал, непосредственно обслуживающий больных в туберкулезных учреждениях, отделениях, кабинетах.

В пункте 1 письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 августа 1993 г. № 05-16/30-16 «О порядке применения раздела XXIV Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» и пункте 1 Указания Министерства социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 1993 г. № 1-31-У «О порядке применения раздела XXIV Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.

О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств разъяснено, что под непосредственным обслуживанием больных понимается работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-оздоровительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например, проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д.

В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по «непосредственному обслуживанию больных» в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьёй 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

При подсчёте страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

При подсчёте страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьёй 11 настоящего федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.

В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.

Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н.

Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учёта являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»).

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»).

На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счёт с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учёта (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» в редакции, действовавшей на дату обращения Водолазниковой Г.А. в пенсионный орган).

Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьёй 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учёта, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учёту кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет приём и учёт сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 81 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчётности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведённых нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учёт используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей).

Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.

В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтверждён путём представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Установлено, что Водолазникова Г.А. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования с 23 марта 1998г., а спорные периоды её трудовой деятельности имели место после её регистрации в системе государственного пенсионного страхования, индивидуальные сведения в отношении специального стажа Водолазниковой Г.А. за спорный период, а именно с 06 июня 2005г. по 30 ноября 2017 г., представлены работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации без указания кода льготных условий и уплаты работодателем дополнительного тарифа страхового взноса.

Следовательно, отказ ответчика во включении в стаж истца спорного периода является правомерным.

Однако, представленные Водолазниковой Г.А. доказательства в обоснование заявленных ею требований и в подтверждение наличия у неё специального стажа работы с тяжёлыми условиями труда: локальные нормативные акты работодателя, приказы работодателя об установлении Водолазниковой Г.А. надбавок к заработной плате за работу с опасными для здоровья условиями труда, доплат за работу в условиях, связанных с опасностью, подтверждают осуществление трудовой деятельности Водолазниковой Г.А. в непосредственном контакте с пациентами и выполнение такой работы с полной занятостью в течение полного рабочего дня.

Согласно части 12 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент проведения работодателем аттестации рабочего места Чернышовой С.И. 28 ноября 2019г.) аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей Ф.И.О.14. и Ф.И.О.15 пояснили, что истец работала лаборантом, проводила тесты и постоянно контактировала с пациентами.

У суда нет оснований не доверять показаниям указанных свидетелей.

Однако, согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (часть 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Установленные статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правила о допустимости доказательств носят императивный характер.

В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, пунктом 5 которых определено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Аналогичное правило предусмотрено в приведенном выше пункте 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ (аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях") к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемый в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.

Статья 58.3 Закона № 212-ФЗ от 24.07.2009г. «"О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", устанавливает дополнительные тарифы страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (с 01.01.2015 – в части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ).

При этом согласно положениям статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по дополнительным тарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ с особыми условиями труда, независимо от режима этой занятости (полной или частичной).

Закон № 212-ФЗ не содержит каких-либо исключений относительно начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (с 01.01.2015 – в части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ), менее 80% рабочего времени.

Кроме того, страховые взносы имеют ряд особенностей, вытекающих из сущности обязательного социального страхования, в том числе пенсионного страхования. Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных лиц, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений.

Так, в частности, принцип солидарности поколений реализуется посредством Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ), 5 статья 3 которого устанавливает, что тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации делится на солидарную и индивидуальную части. При этом солидарная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе на выплату досрочных пенсий, а индивидуальная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитывается на его индивидуальном лицевом счете в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии.

В соответствии со статьей 33.2 Закона № 167-ФЗ от дата. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", дополнительный тариф страховых взносов составляет солидарную часть тарифа страховых взносов. При этом страховые взносы по дополнительным тарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (с 01.01.2015 – в подпунктах 1-18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ), предназначены для общей системы формирования пенсий всем работникам, работающим во вредных и опасных условиях труда.

Из положений статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) также следует, что дополнительный тариф страховых взносов, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на упомянутых видах работ.

Поэтому согласно положениям Законов № 212-ФЗ, № 167-ФЗ, № 27-ФЗ, дополнительный тариф страховых взносов, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение – обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе.

Таким образом, с выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (с 01.01.2015 – в части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ) в режиме неполной занятости (менее 80% рабочего времени), работодатель обязан исчислять страховые взносы в пенсионный фонд по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке.

В связи с чем, суд полагает необходимым признать выполнение Водолазниковой Г.А. работы в период с дата. по дата. в должности лаборанта патопсихологической лаборатории в лечебно-диагностическом отделении иные данные» (до дата. иные данные», до дата. иные данные»), относящейся к Списку №2 раздел XXIV позиция 2260000в, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от дата. №10; обязать иные данные» произвести начисление и уплату в отношении Водолазниковой Г.А. с дата. страховых взносов по дополнительным тарифам в соответствии с Федеральным законом от дата. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в течении месяца со дня вступления в законную силу решения суда; обязать иные данные» предоставить в Центр пенсионного фонда России №2 по установлению пенсий в Волгоградской области уточняющие сведения по коду вредных и тяжелых условий труда для занесения в индивидуальные сведения застрахованного лица Водалзниковой Г.А..

Со стороны истца были заявлены требования о назначении страховой пенсии с момента обращения с дата.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Статьей 10 Федерального закона от 03.10.2018г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» предусмотрено, что гражданам, которые указаны в ч.1 ст.8, пунктах 19-21 части 1 ст.30, пункте 6 ч.1 ст.32 Федерального закона от дата. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.2019г. по 31.12.2020г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на её досрочное назначение) в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до 01.01.2019г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за 6 месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Согласно чч.1, 6 ст. 21 Закона № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статьей 22 вышеуказанного Закона установлено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных чч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч. 1). Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 Закона № 400-ФЗ.

В соответствии с ч. 3 ст. 22 настоящего Закона в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

Приказом Минтруда России от 28.03.2014 N 157н утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению (действовавший в период обращения истца к ответчику с заявлением о назначении пенсии). Пунктом 57 Регламента было предусмотрено, что факт и дата приема территориальным органом ПФР заявления о назначении пенсии (о переводе с одного вида пенсии на другой), заявления о перерасчете размера пенсии с приложенными к ним документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, подтверждается распиской-уведомлением о приеме и регистрации заявления, выдаваемой территориальным органом ПФР (далее - расписка-уведомление). В том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для предоставления государственной услуги, гражданин представляет на основании разъяснения территориального органа ПФР недостающие документы. Если такие документы будут представлены не позднее чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за назначением пенсии считается день подачи заявления в территориальный орган ПФР, дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, дата регистрации заявления на Едином портале (п.58).

Аналогичные положения содержатся и в пунктах 24, 25 Правил обращения за страховой пенсией, утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н.

Из содержания ст. 22 Закона № 400-ФЗ, раздела IV Правил обращения за страховой пенсией, утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н, также следует, что органы пенсионного фонда осуществляют прием граждан и консультирование по вопросам назначения пенсии, дают разъяснения о необходимости предоставления недостающих документов. Таким образом, уже на стадии приема документов пенсионный орган обязан проверить правильность оформления документов обратившегося, соответствие содержащихся в них данных, кроме тех, которые подлежат проверке в рамках расчета и проверки пенсионного стажа.

Государственная услуга по установлению страховых пенсий оказывается гражданам в соответствии с Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.01.2016 №14н (далее – Административный регламент). Государственная услуга предоставляется по заявлению гражданина, результатом ее предоставления является назначение пенсии либо отказ в назначении пенсии.

В соответствии с п.20 Административного регламента, граждане вместе с заявлением о назначении страховой пенсии представляют документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015.

Согласно нормам Административного регламента (пункт 64) и Федерального закона от дата №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (статья 22) срок представления недостающих документов, необходимых для установления страховой пенсии, не должен превышать 3-х месяцев со дня получения заявителем соответствующих разъяснений о необходимости предоставления недостающих документов.

В соответствии с п.94 Административного регламента в случае проведения проверки документов, необходимых для назначения пенсии, территориальный орган ПФР приостанавливает срок рассмотрения заявления до завершения проверки, но не более чем на три месяца. По завершении проверки, истечении 3 месяцев со дня приостановления срока рассмотрения заявления, течение срока рассмотрения заявления восстанавливается.

В соответствии с п.13 Административного регламента рассмотрение заявления о назначении пенсии и принятие решения о назначении пенсии либо отказе в ее назначении осуществляется территориальным органом ПФР не позднее 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами, либо со дня восстановления срока рассмотрения заявления.

В случае отказа в удовлетворении поданного заявления территориальный орган ПФР не позднее чем через 5 рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом гражданина с указанием причины отказа и порядка обжалования вынесенного решения любым способом, позволяющим определить факт и дату его направления, и одновременно возвращает все представленные им документы (п.15 Административного регламента).

Из изложенного следует, что право на страховую пенсию носит заявительный характер, то есть указанное право реализуется гражданином путем подачи по своему месту жительства в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии с приложением документов, подтверждающих право на пенсионное обеспечение. При этом пенсионный орган вправе проверить обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений. По результатам рассмотрения заявления гражданина о назначении страховой пенсии пенсионный орган выносит решение, которое в случае несогласия с ним гражданина, может быть обжаловано им, в том числе и в судебном порядке.

Поскольку своим правом на представление необходимых дополнительных документов, подтверждающих сведения о работе, засчитываемой в стаж, своевременно истец не воспользовался, пенсионным органом было принято решение об отказе в установлении страховой пенсии по старости.

Таким образом, по результатам рассмотрения первоначального заявления Управлением ПФР были соблюдены административные процедуры, предусмотренные Административным регламентом, при оказании государственной услуги по установлению страховой пенсии.

Отказывая в удовлетворении иска Водолазниковой Г.А., суд исходит из того, что согласно статье 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч. 1).

Учитывая заявительный характер назначения трудовой пенсии, суд считает, что день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами является днем назначения истцу досрочной пенсии.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Водолазниковой Галины Александровны к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Волгоградская областная клиническая психиатрическая больница №2», Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №2 о возложении обязанности произвести начисление и уплату страховых взносов по дополнительным тарифам, подать уточняющие сведения, признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включении периодов работы в стаж и назначении пенсии – удовлетворить частично.

Признать выполнение Водолазниковой Галиной Александровной работы в период с дата. по дата. в должности лаборанта патопсихологической лаборатории в лечебно-диагностическом отделении иные данные» (до дата. иные данные», до дата. иные данные»), относящейся к Списку №2 раздел XXIV позиция 2260000в, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от дата. №10.

Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Волгоградская областная клиническая психиатрическая больница №2» произвести начисление и уплату в отношении Водолазниковой Галины Александровны с дата. страховых взносов по дополнительным тарифам в соответствии с Федеральным законом от дата. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в течении месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Волгоградская областная клиническая психиатрическая больница №2» предоставить в Государственное учреждение – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №2 уточняющие сведения по коду вредных и тяжелых условий труда для занесения в индивидуальные сведения застрахованного лица Водалзниковой Галины Александровны.

В удовлетворении остальной части исковых требований Водолазниковой Галины Александровны к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №2 о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включении периодов работы в стаж и назначении пенсии – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда.

Судья О.В. Матюхина

Мотивированное решение изготовлено 27 октября 2020 года.

Судья О.В. Матюхина