Дело № 2-1518/18 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации <дата>г. Владивосток Советский районный судг. Владивостока в составе председательствующего судьи Самусенко О.А., при секретаре Зеленской М.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту лесного хозяйства Приморскогокрая, КГБУ «Приморская авиабаза» о возложении обязанности, УСТАНОВИЛ: Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Департаменту лесного хозяйства Приморскогокрая, КГБУ «Приморская авиабаза» о возложении обязанности, указав, что постановлением администрации Приморскогокрая от <дата><номер>-па утверждено Положение о Департаменте лесного хозяйства Приморскогокрая, которое является исполнительным органом государственной власти Приморскогокрая, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Приморскогокрая, в том числе организует в пределах своих полномочий выполнение работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах. Согласно п. 1.4, п. 2.1, п. <дата> Устава КГБУ «Приморская авиабаза», организация является бюджетным учреждением, созданным для охраны, защиты и воспроизводства лесов, тушения лесных пожаров. Выполнение работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах земель лесного фонда на территории Приморскогокрая является основной целью деятельности учреждения. Согласно информации КГБУ «Приморская авиабаза» от <дата><номер> тушение лесных пожаров в темное время суток работниками авиабазы, в пожароопасный сезон 2018 года не осуществлялось по причине отсутствия необходимого оборудования для обеспечения искусственного освещения и соблюдения техники безопасности. Правилами тушения лесных пожаров определена необходимость круглосуточного тушения действующего лесного пожара до момента ликвидации, в том числе, темное время суток с использованием искусственного освещения, а не установлено исключение необходимости тушения лесного пожара в темное время суток (прекращение, приостановление) в зависимости от наличия у подразделений по тушению пожаров необходимого оборудования по созданию искусственного освещения, фактической оснащенности лесопожарных формирований. Согласно п. 4.2.2 Пособия для лесных пожарных Федеральной службы лесного хозяйства России 1994 года ночью пожары горят (распространяются) медленно, так как горючие материалы поглощают влагу из более сырого ночного воздуха. Поглощение влаги горючим материалом, дующие вниз по склону ветры, более низкая ночная температура, а также другие элементы ночной погоды обычно облегчают работу пожарных. В нарушение ст.ст. 52, 53.4 ЛК РФ, Правил тушения лесных пожаров, тушение лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения КГБУ «Приморская авиабаза» не осуществляется, ввиду отсутствия оборудования по созданию искусственного освещения. Пунктом 1 раздела VI Положения о пожарно-химических станциях, утвержденного приказом Рослесхоза от <дата> № 167, пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории. В приложении 2 к п. 1 данного раздела приведен Примерный перечень противопожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за ПХС, который является минимально необходимым для решения поставленных перед ПХС задач по предупреждению, своевременному обнаружению, ограничению распространения и ликвидации лесных пожаров. Указанный перечень не является исчерпывающим, пожарно-химические станции оснащаются необходимой техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта в зависимости от особенностей местности, с учетом природной пожарной опасности, а также других условий, возникающих на закрепленной территории. Совместным приказом Министерства внутренних дел РФ и Главного управления государственной противопожарной службы РФ от <дата> № 33 утвержден перечень пожарно-технической продукции, в который входят пожарные машины – транспортные или транспортируемые средства, предназначенные для тушения пожаров и обеспечения деятельности пожарной охраны, к которым среди прочих относятся пожарные автомобили связи и освещения – пожарные автомобили, оборудованные электрогенератором, средствами связи и освещения, предназначенные для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи п. 2.30 ФИО 53247-2009 «Техника пожарная. Пожарные автомобили». Нормами пожарной безопасности 163-97 «Пожарная техника. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний», 192-2000 «Техника пожарная. Автомобиль связи и освещения. Общие технические требования. Методы испытаний» установлены требования к осветительной мачте для подъема прожекторов, которая должна входить в комплектацию пожарной машины. Согласно п. 73 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от <дата> № 313, тушение пожаров в темное время суток производится только при условии обеспечения искусственного освещения. Обязанность охраны лесов от пожаров посредством тушения лесных пожаров установлена непрерывно с момента получения сообщения о пожаре до его ликвидации и возвращения сил и средств к месту дислокации. При этом тушение лесных пожаров включает в себя окарауливание и наблюдение, которое проводится непрерывно. В связи с чем, пожарно-химическая станция, созданная на базе авиабазы, обязана иметь пожарную технику, оборудование для искусственного освещения с целью тушения пожаров в ночное время. При отсутствии оборудования искусственного освещения, соответствующего национальным стандартам и нормам пожарной безопасности, КГБУ «Приморская авиабаза» не в состоянии эффективно выполнять свою основную функцию по тушению лесных пожаров, обеспечивая их своевременную ликвидацию. В результате бездействия КГБУ «Приморская авиабаза» по тушению пожаров в темное время суток нарушаются принципы лесного законодательства, права граждан на благоприятную окружающую среду, а также РоссийскойФедерации как собственника лесного фонда. Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор просит суд: - Обязать Департамент лесного хозяйства Приморскогокрая обеспечить финансирование мероприятий по укомплектованию КГБУ «Приморская авиабаза» оборудованием по созданию искусственного освещения для обеспечения тушения лесных пожаров в темное время суток в срок до <дата>; - Возложить на КГБУ «Приморская авиабаза» обязанность по укомплектованию оборудованием для обеспечения искусственного освещения с целью тушения лесных пожаров, в соответствии с действующими нормативными требованиями, в течении двух месяцев с момента выделения финансовых средств на эти цели Департаментом лесного хозяйства Приморскогокрая; - Обязать КГБУ «Приморская авиабаза» тушить лесные пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения. В судебном заседании помощник Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры ФИО поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, уточнил заявленные требования, просит суд: - Обязать Департамент лесного хозяйства Приморскогокрая обеспечить финансирование мероприятий по укомплектованию КГБУ «Приморская авиабаза» оборудованием по созданию искусственного освещения для обеспечения тушения лесных пожаров в темное время суток в течение трех месяцев, с момента вступления в законную силу решения суда; - Возложить на КГБУ «Приморская авиабаза» обязанность по укомплектованию оборудованием для обеспечения искусственного освещения с целью тушения лесных пожаров, в соответствии с действующими нормативными требованиями, в течение двух месяцев с момента выделения финансовых средств на эти цели Департаментом лесного хозяйства Приморскогокрая; - Обязать КГБУ «Приморская авиабаза» тушить лесные пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения с того момента, когда будет оснащение необходимым оборудованием. В судебном заседании представитель ответчика Департамента лесного хозяйства Приморскогокрая по доверенности ФИО возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснила, что истцом не конкретизировано, какое именно оборудование искусственного освещения необходимо приобрести, и какие финансовые затраты потребуются для его закупки. Устанавливаемый срок для закупки оборудования составляет минимум три месяца, при наличии финансовой возможности, что невозможно обеспечить в срок до <дата>. Тушение лесных пожаров в ночное время, приведет к увеличению штатной численности сотрудников, дополнительных расходов по оплате труда. Самостоятельно увеличить штат сотрудников Учреждение не имеет права, необходимо согласование с главным учреждением в г. Москве. В судебном заседании представитель ответчика КГБУ «Приморская авиабаза» по доверенности ФИО возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснила, что законодательство не содержит понятия «приборы (оборудование) искусственного освещения). Считает заявленные исковые требования не отвечающие принципам справедливости и исполнимости судебных актов, поскольку возложение на бюджетное учреждение обязанности укомплектовать пожарно-химические станции оборудованием искусственного освещения приведет к объективной невозможности исполнить решение суда в силу отсутствия установленных государственных стандартов (нормативов) относительно требований к оборудованию искусственного освещения, его наименованию, виду, количеству. Не один из трех типов пожарно-химических станций, создаваемых на базе учреждения с учетом их целевого назначения, уровня оснащения, структуры и порядка комплектования, не содержит в своем перечне противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения пожарно-химических станций, приборов (оборудования) искусственного освещения для тушения лесных пожаров в темное время суток. Также в правовом обосновании иска прокурор не указал, какая мера освещенности будет достаточной при тушении пожара для того, чтобы обеспечить безопасность работников, участвующих в тушении лесных пожаров в лесу в темное время суток. Исследовав материалы гражданского дела, выслушав объяснения сторон, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в части. Статьей 42 Конституции РФ гарантировано, что каждый гражданин РФ имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право граждан обеспечивается мерами по оздоровлению окружающей среды и сохранению ее объектов, а также недопущению угрозы причинения нового вреда окружающей природной среде. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ осуществление организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях. Постановлением администрации Приморскогокрая от <дата><номер>-па утверждено Положение о Департаменте лесного хозяйства Приморскогокрая, которое является исполнительным органом государственной власти Приморскогокрая, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Приморскогокрая, в том числе организует в пределах своих полномочий выполнение работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах. Статьей 19 ЛК РФ предусмотрено, что мероприятия по охране лесов могут осуществляться государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов РФ, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со ст.ст. 81-84 ЛК РФ. КГБУ «Приморская авиабаза» создано распоряжением Департамента земельных и имущественных отношений Приморскогокрая от <дата> № 68-ри. Согласно п. 1.4, п. 2.1, п. <дата> Устава КГБУ «Приморская авиабаза» является бюджетным учреждением, созданным для охраны, защиты и воспроизводства лесов, тушения лесных пожаров. Выполнение работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в леммах земель лесного фонда на территории Приморскогокрая является основной целью деятельности учреждения (л.д. 66-78). Согласно информации КГБУ «Приморская авиабаза» от <дата><номер> тушение лесных пожаров в темное время суток работниками авиабазы, в пожароопасный сезон 2018 года не осуществлялось. КГБУ «Приморская авиабаза» не имеет технических возможностей для обеспечения достаточного искусственного освещения при производстве работ по тушению лесных пожаров в темное время суток. Таким образом, причиной прекращения тушения пожаров в темное время суток является отсутствие необходимого оборудования для обеспечения искусственного освещения и соблюдения техники безопасности. Статьей 22.1 Федерального закона от <дата> N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что реализация мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров осуществляются в соответствии с Лесным кодексом РоссийскойФедерации и положениями настоящей статьи. В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса РоссийскойФедерации, леса подлежат охране от пожаров (часть 1); охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (часть 4). Работы по тушению лесных пожаров предусмотрены ст. 53.4 Лесного кодекса РоссийскойФедерации, а именно обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; выполнение взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесного пожара; осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара. Частью 3 ст. 53.4 Лесного кодекса РоссийскойФедерации предусмотрено, что Правила тушения лесных пожаров устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минприроды России от <дата><номер> утверждены правила тушения лесных пожаров. Согласно п. 31 Правил тушения лесных пожаров, действия работников лесопожарных организаций по тушению лесного пожара начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными после возвращения сил и средств пожаротушения на места их дислокации. Согласно п. 67 Правил тушения лесных пожаров, ликвидация лесного пожара является завершающим действием когда устанавливается, что отсутствуют условия для возобновления лесного пожара после завершения работ по дотушиванию и окарауливанию. После ликвидации лесного пожара производится прекращение всех работ по тушению и возврат сил и средств пожаротушения к местам их дислокации или направление их на тушение других лесных пожаров. Согласно пункту 73 Правил тушения лесных пожаров, в темное время суток работы по тушению лесных пожаров производятся при условии наличия искусственного освещения, обеспечивающего безопасные условия выполнения работ, на основании решения руководителя тушения лесного пожара. Таким образом, в силу требований законодательства в целях защиты леса, как богатства страны, неопределенного круга лиц КГБУ «Приморская авиабаза» обязано в случае возникновения пожара предпринять все меры по тушению лесного пожара, в случае необходимости непрерывно тушить пожар вне зависимости от времени суток с момента получения сообщения о нем, то есть, если ответчик не сможет ликвидировать лесной пожар за один световой день, то тушение пожара может быть продолжено и в темное время суток. Единственное основание для прекращения, приостановки работ по тушению лесного пожара в зоне контроля лесных пожаров при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики предусмотрено п. 8.1 Правил тушения лесных пожаров в случаях, когда прогнозируемые затраты на тушение лесного пожара превышают прогнозируемый вред который может быть причинен, на основании решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ. Для укомплектования пожарно-химических станций оборудованием искусственного освещения должны использоваться ФИО 53247-2009 и НПБ 192-2000. Так, в соответствии с п. 1 раздела VI Положения о ПХС, пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории. В приложении 2 к п. 1 данного раздела приведен Примерный перечень противопожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепленных за ПХС, который является минимально необходимым и позволяющим решать поставленные перед ПХС задачи по предупреждению, своевременному обнаружению, ограничению распространения и ликвидации лесных пожаров. Данный перечень определен законодателем в качестве примерного, поскольку в силу прямого указания п. 1 раздела VI Положения о ПХС определение конкретного вида и количества пожарной техники, оборудования, инвентаря, средств транспорта зависит от лесопирологических условий региона и количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории. Правилами тушения лесных пожаров, утвержденных Приказом Минприроды России от <дата> N 313 "Об утверждении Правил тушения лесных пожаров", с изменениями, внесенными приказом Министерства природных ресурсов и экологии РоссийскойФедерации от <дата> N 64, предписано, что в темное время суток работы по тушению лесных пожаров производятся при условии наличия искусственного освещения, обеспечивающего безопасные условия выполнения работ, на основании решения руководителя тушения лесного пожара. Таким образом, с учетом установленных норм права, ответчик может определить способ оснащения ПХС искусственным освещением: приобретение пожарного автомобиля связи и освещения, либо модернизация и реконструкция имеющегося автомобиля или другого транспортного средства с шасси в соответствии с требованиями НПБ. Так, приказом ГУГПС МВД РФ от <дата> N 51 утверждены "Нормы пожарной безопасности 192-2000. Техника пожарная. Автомобиль связи и освещения. Общие технические требования. Методы испытаний", в которых указано, что они распространяются на вновь разрабатываемые или модернизируемые пожарные автомобили связи и освещения, создаваемые на различных автомобильных шасси, а также на автобусах. В пункте 2.1 данных Норм автомобиль связи и освещения определен как пожарный автомобиль, предназначенный для доставки к месту пожара (аварии, катастрофы) личного состава, средств связи и освещения, специального оборудования. Автомобиль связи и освещения может обеспечивать работу штаба пожаротушения, являясь одновременно передвижной электростанцией, питающей агрегаты освещения, аппаратуру оперативной связи и специальное оборудование. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от <дата> N 18-ст утвержден "Национальный стандарт РоссийскойФедерацииФИО 53247-2009 Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения", который распространяется на пожарные автомобили, создаваемые на различных колесных шасси, оснащенные пожарно-техническим вооружением, оборудованием, используемым при пожарно-спасательных работах. Пунктом 3.3.2 ФИО 53247-2009 предусмотрено, что специальные пожарные автомобили в зависимости от вида аварийно-спасательных и технических работ на месте пожара классифицируются на разные типы, в том числе пожарные автомобили связи и освещения, определенные в пункте 2.30 данного ГОСТа как пожарные автомобили, оборудованные электрогенератором, средствами связи и освещения и предназначенные для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара (аварии) и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи. В судебном заседании установлено, что в нарушение требований приведенных норм законодательства, ответчиками ненадлежащим образом выполняются полномочия в области лесных отношений в части охраны лесов от пожаров, не организовано обеспечение имеющихся на территории Приморскогокрая пожарно-спасательных станций техникой, оснащенной приборами искусственного освещения для тушения лесных пожаров в темное время суток, в результате чего тушение лесных пожаров в темное время суток не производилось, что создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга граждан, негативно сказывается на пожарной безопасности лесов, окружающей среде и экологической безопасности в целом. Данные обстоятельства подтверждены как Письмом КГБУ «Приморская авиабаза» от <дата><номер>, согласно которому тушение лесных пожаров в темное время суток работниками авиабазы в пожароопасный сезон 2018 не осуществлялось ввиду отсутствия технической возможности, необходимого оборудования, так и иными материалами прокурорской проверки. Возражения ответчика о том, что применение автомобилей, оснащенных приборами искусственного освещения, при тушении пожаров в городских условиях не представляется возможным при тушении лесных пожаров, не влияют на выводы суда. Учитывая сложившуюся ежегодную пожароопасную обстановку, а также особенности расположения населенных пунктов, граничащих с землями государственного лесного фонда и подверженных угрозе перехода лесного пожара на их территорию, специализированные некоммерческие организации, созданные непосредственно для тушения лесных пожаров, должны находиться в полной готовности осуществлять работы по тушению лесных пожаров в любое время суток. С доводами ответчиков о том, что отсутствует нормативно-правовая база, обязывающая укомплектовать пожарно-химические станции оборудованием с искусственным освещением для тушения пожаров в темное время суток, суд не может согласиться, так как Правилами тушения пожаров определена необходимость круглосуточного тушения действующего лесного пожара до момента ликвидации. Предметом спора по настоящему делу является бездействие ответчика по осуществлению тушения лесных пожаров в темное время суток. Способом восстановления нарушенного права истцом выбрано, в том числе, возложение на ответчика обязанности тушить лесные пожары в темное время суток, с обеспечением искусственного освещения. Поскольку истец указал, что Учреждение еще не укомплектовано оборудованием для обеспечения искусственного освещения с целью тушения лесных пожаров, на что необходимо выделить финансовые средства, суд полагает, что требования в данной части заявлены излишне, так как исключают исполнение решения суда в отсутствие у ответчика специального оборудования. Указанные требования суд оставляет без удовлетворения. Учитывая то обстоятельство, что выделение денежных средств и закупка необходимого оборудования для искусственного освещения пожарно-химических станций для обеспечения тушения лесных пожаров в темное время суток Департаментом лесного хозяйства Приморскогокрая займет продолжительное количество времени, суд считает необходимым увеличить временной промежуток с трех до пяти месяцев, после вступления в законную силу решения суда. При изложенных обстоятельствах, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению. Руководствуясь ст. 197-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить в части. Обязать Департамент лесного хозяйства Приморскогокрая обеспечить финансирование мероприятий по укомплектованию КГБУ «Приморская авиабаза» оборудованием по созданию искусственного освещения в соответствии с действующими нормативными требованиями для обеспечения тушения лесных пожаров в темное время суток в течение 5 месяцев, с момента вступления в законную силу решения суда. Возложить на КГБУ «Приморская авиабаза» обязанность по укомплектованию оборудованием для обеспечения искусственного освещения с целью тушения лесных пожаров, в соответствии с действующими нормативными требованиями, в течение 2 месяцев с момента выделения финансовых средств на эти цели Департаментом лесного хозяйства Приморскогокрая. В остальной части в иске отказать. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный судг. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, исчисляя срок с <дата>. Судья О.А. Самусенко |