НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Владивостока (Приморский край) от 13.09.2019 № 2А-2860/19

Дело № 2а-2860/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 сентября 2019 года г. Владивосток

Советский районный суд г. Владивостока в составе: председательствующего: судьи Махониной Е.А., при секретаре Шишкиной Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Доманюка Ю. Л. к МИФНС России № 12 по Приморскому краю, УФНС России по Приморскому краю о признании решений незаконными и их отмене,

у с т а н о в и л:

обратившись в суд с настоящим административным иском, Доманюк Ю.Л. указал, что 03.10.2018 им были приобретены акции компании «Тактик К. Л.» (Гонконг), соответственно, у него возникла обязанность по уведомлению налогового органа об участии в иностранной компании в пределах трехмесячного срока с даты приобретения акций. 28.02.2019, посредством почтовой связи, им в МИФНС России № 12 по Приморскому краю была направлена специальная декларация установленной формы, содержащая сведения об участии (владении акциями) в указанной компании, к ней было приложено уведомление об участии в иностранной организации. Решением МИФНС России №12 по Приморскому краю от 06.03.2019 ему было отказано в приеме специальной декларации. На указанное решение им была подана жалоба в УФНС России по Приморскому краю, 30.04.2019 жалоба на действия должностных лиц МИФНС России № 12 по Приморскому краю оставлена без удовлетворения. Полагает отказ в принятии специальной декларации незаконным, так как опись вложения в ценное письмо имеет оригинальную подпись Доманюка Ю.Л., что подтверждает его личное направление заявителем. Часть 2 статьи 3 ФЗ от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не содержит запрета относительно предоставления документов посредством организации почтовой связи. Сведений о том, что специальная декларация, уведомление об участии в иностранной компании или иные документы, представленные в налоговый орган, подписаны не Доманюком Ю.Л., а иным лицом, в отказе налогового органа не содержится. При необходимости получения дополнительной информации и (или) уточнения сообщенных декларантом сведений, налоговый орган имеет право вызвать налогоплательщика для опроса, совершать иные действия в целях проверки достоверности заявленных сведений. Просит признать незаконным и отменить решение МИФНС России № 12 по Приморскому краю № 17-16/11379 от 06.03.2019 об отказе в приеме специальной декларации, а так же решение УФНС России по Приморскому краю от 30.04.2019.

В судебном заседании представитель административного истца Селюк В.С. настаивала на исковых требованиях, просила их удовлетворить. Пояснила, что документы готовились в последний момент. Так как Доманюк Ю.Л. не успевал подать документы лично, им было принято решение о направлении декларации заказным письмом с уведомлением с описью вложения. Доманюку Ю.Л. не было известно о том, что рабочий день МИФНС 28.02.2019 был продлен до 00 часов. Направление документов по почте является способом личной подачи, обратно декларация возвращена не была, для дачи пояснений Доманюк Ю.Л. не приглашался. Оспариваемые решения создают для административного истца неблагоприятные последствия тем, что он может быть привлечен к административной или налоговой ответственности за несообщение данных сведений. В настоящее время такого решения о привлечении Доманюка Ю.Л. к административной ответственности нет, но срок для его привлечения еще не истек.

Представитель МИФНС России № 12 по Приморскому краю Якубенко О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, пояснила, что специальная декларация предоставляется лично гражданином либо его представителем по нотариальной доверенности. Доманюк Ю.Л. декларацию направил по почте, в связи с чем ему было отказано в ее принятии.

Представитель УФНС России по Приморскому краю Табакова И.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что в данном случае речь идет о специальной декларации. Процедура ее предоставления регламентирована отдельным законом. Налоговый орган принимает декларацию лично, поскольку содержащиеся в ней сведения не подлежат разглашению, после чего декларация упаковывается надлежащим образом и направляется в г. Москву, у данной декларации определенный статус, процедура ее проверки не установлена. За непредставление декларации ответственность не предусмотрена, подать декларацию это право, а не обязанность. Также указал, что установлен третий этап подачи декларации с 03.06.2019 по 29.02.2020, в соответствии с ФЗ-110 от 29.05.2019.

Выслушав представителя административного истца, представителей административных ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст. 25.14 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) представляется в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации (даты учреждения иностранной структуры без образования юридического лица), являющегося основанием для представления такого уведомления, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно ч.3.1 ст. 25.14 НК РФ, уведомление о контролируемых иностранных компаниях и (или) уведомление об участии в иностранных организациях не считаются представленными с нарушением срока, установленного пунктом 2 или 3 настоящей статьи, в случае, если такие уведомления были представлены вместе со специальной декларацией, представленной в соответствии с ФЗ от 08.06.2015 № 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и информация о таких иностранных организациях и (или) контролируемых иностранных компаниях содержится в этой специальной декларации.

Как установлено в судебном заседании, 28.02.2019 посредством организации почтовой связи Доманюком Ю.Л. в МИФНС России №12 по Приморскому краю была направлена специальная декларация, содержащая сведения об участии (владении акциями) в компании иностранной компании «Тактик К. Л.» (регистрационный номер 2149761), расположенной в Гонконге.

Одновременно с указанной декларацией представлено уведомление об участии в иностранной организации.

06.03.2019 Межрайонной ИФНС России № 12 по Приморскому краю было принято решение об отказе в приеме специальной декларации, в связи с несоблюдением декларантом требований к форме и порядку представления декларации, установленных ФЗ от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку согласно ч.2 ст. 3 указанного закона специальная декларация предоставляется в налоговый орган декларантом лично либо через своего уполномоченного представителя, действующего на основании нотариально заверенной доверенности. В оспариваемом решении МИФНС России № 12 по Приморскому краю указано, что направленная Доманюком Ю.Л. по почте специальная декларация не может считаться представленной.

Указанное решение обжаловано Доманюком Ю.Л. в досудебном порядке в УФНС России по Приморскому краю. Решением по жалобе, принятым УФНС России по Приморскому краю 30.04.2019 года № 13-10/15091@, жалоба Доманюка Ю.Л. на действия должностных лиц МИФНС России №12 по Приморскому краю, выразившиеся в отказе 06.03.2019 в приеме специальной декларации, оставлена без удовлетворения.

Доманюк Ю.Л. не согласен с решениями налоговых органов, полагает их незаконными и необоснованными, так как полагает, что закон не содержит запрета относительно представления документов посредством организации почтовой связи. Документы подписаны им лично, в случае необходимости, налоговый орган мог вызвать его для опроса, совершить иные действия в целях проверки достоверности заявленных сведений.

Между тем, суд не находит оснований для признания оспариваемых решений налоговых органов незаконными.

Согласно ч.1 ст.3 ФЗ от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», физическое лицо в срок, установленный ст. 5 Закона № 140-ФЗ, вправе представить специальную декларацию, содержащую следующие сведения: 1) об имуществе (земельных участках, других объектах недвижимости, транспортных средствах, ценных бумагах, в том числе акциях, а также долях участия и паях в уставных (складочных) капиталах российских и (или) иностранных организаций), собственником или фактическим владельцем которого на дату представления декларации является декларант; 2) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых декларант на дату представления декларации является контролирующим лицом (в случае, если основания для признания иностранной организации или иностранной структуры без образования юридического лица контролируемой иностранной компанией не связаны с прямым участием физического лица в капитале путем владения акциями, долями и (или) паями в уставных (складочных) капиталах таких компаний); 3) о счетах (вкладах) физического лица в банках, расположенных за пределами Российской Федерации (в том числе о счетах (вкладах), закрытых на дату представления декларации), об открытии и изменении реквизитов которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 №173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле»; 4) о счетах (вкладах) в банках, если в отношении владельца счета (вклада) декларант на дату представления декларации признается бенефициарным владельцем в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и описание оснований для признания этого физического лица бенефициарным владельцем.

Порядок и условия предоставления декларации установлены в ст. 3 ФЗ от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с ч.2 ст.3 данного закона, декларация представляется в налоговый орган декларантом лично либо через своего уполномоченного представителя, действующего на основании нотариально заверенной доверенности.

Декларация представляется в двух экземплярах, каждый из которых должен быть подписан декларантом (ч.4 ст. 3 Закона № 140-ФЗ).

Как следует из ч.10 ст. 3 Закона № 140-ФЗ, налоговый орган не вправе отказать декларанту в принятии декларации и документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, при одновременном соблюдении всех следующих условий: 1) декларантом соблюдены требования к форме и порядку представления декларации, установленные настоящим Федеральным законом; 2) опись документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, соответствует фактическому наличию и реквизитам документов, прилагаемых к декларации; 3) лицом, подающим декларацию, представлен документ, удостоверяющий его личность, а в случае представления декларации через уполномоченного представителя также документы, подтверждающие в установленном порядке полномочия уполномоченного представителя декларанта; 4) каждый лист декларации подписан декларантом.

Положениями ч.11 ст. 3 Закона № 140-ФЗ определено, что при соблюдении всех условий, указанных в ч.10 ст. 3 Закона № 140-ФЗ, принимающее декларацию должностное лицо налогового органа подписывает каждый лист экземпляра декларации и описи документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, и проставляет отметку о принятии декларации с указанием даты и времени приема и с оттиском штампа «Принята». Экземпляр декларации с отметкой о принятии и описи документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, возвращается лицу, подавшему декларацию.

В случае отказа в приеме специальной декларации возврат данной декларации подавшему ее лицу положениями Закона № 140-ФЗ не предусмотрен.

Таким образом, специальная декларация, предусмотренная Законом № 140-ФЗ, является особым видом налоговой декларации. В силу ст. 1 Закона № 140-ФЗ, ее предоставление является добровольным.

Порядок предоставления специальной декларации урегулирован специальным законом, который устанавливает конкретные способы ее предоставления, а именно: лично декларантом либо его уполномоченным представителем, действующим на основании нотариально заверенной доверенности. Иные способы представления специальной декларации Законом №140-ФЗ не предусмотрены.

По смыслу ч.2 ст.3 Закона № 140-ФЗ, специальная декларация должна быть подана только лично – путем личной явки в налоговый орган самого декларанта или его представителя по нотариальной доверенности. Возможности подать специальную декларацию по почте Закон № 140-ФЗ не предусматривает.

Доводы Доманюка Ю.Л. о том, что направление декларации по почте является способом личной подачи декларации, являются необоснованными, поскольку они противоречат существу законодательного регулирования, установленного ч.2 ст.3 Закона № 140-ФЗ.

В связи с этим, порядок предоставления специальной декларации Доманюком Ю.Л. не соблюден. Суд соглашается с доводами административных ответчиков о том, что несоблюдение порядка представления декларации является самостоятельным основанием для отказа в ее приеме.

При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями ч.ч. 2, 10 ст.3, ч.12 ст.3 Закона № 140-ФЗ, МИФНС России № 12 по Приморскому краю приняла обоснованное решение от 06.03.2019 об отказе в приеме специальной декларации. Решение принято уполномоченным органом, в соответствии с положениями Закона № 140-ФЗ.

Решение УФНС России по Приморскому краю от 30.04.2019, которым Доманюку Ю.Л. отказано в удовлетворении жалобы на действия должностных лиц МИФНС России № 12 по Приморскому краю, выразившиеся в отказе 06.03.2019 в приеме у Доманюка Ю.Л. специальной декларации, также соответствует нормативным положениям Закона № 140-ФЗ и права Доманюка Ю.Л. не нарушает.

Доводы административного истца о том, что налоговый орган не ссылается на то, что специальная декларация подписана не им, а другим лицом, о наличии у налогового органа права вызвать декларанта для опроса и совершения иных действий для проверки достоверности заявленных сведений, не свидетельствуют о незаконности принятых в отношении Доманюка Ю.Л. решений, поскольку, как отмечалось судом ранее, специальная декларация является особым видом налоговой декларации, порядок подачи которой урегулирован специальным законом. Несоблюдение условия о личной подаче декларации в налоговый орган является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в ее принятии.

Кроме того, при оценке требований административного истца, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решения не нарушают прав, свобод и охраняемых законом интересов административного истца, не возлагают на него дополнительных обязанностей, и не создают каких-либо иных препятствий в осуществлении его прав и свобод.

Согласно ст. 1 Закона № 140-ФЗ, настоящий Федеральный закон направлен на создание правового механизма добровольного декларирования активов и счетов (вкладов) в банках, обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их имущественных интересов, в том числе за пределами Российской Федерации, снижение рисков, связанных с возможными ограничениями использования российских капиталов, которые находятся в иностранных государствах, а также с переходом Российской Федерации к автоматическому обмену налоговой информацией с иностранными государствами.

По смыслу Закона № 140-ФЗ осуществляется добровольно, в заявительном порядке. Ответственность за неподачу специальной декларации законом не предусмотрена.

В судебном заседании представители административных ответчиков пояснили, что Доманюк Ю.Л. не привлекался к налоговой или административной ответственности за несообщение сведений о том, что он участвует в иностранной организации. Административный истец не оспаривал это обстоятельство.

Доводы административного истца о том, что срок давности для привлечения его к ответственности за несообщение об участии в иностранной организации в установленный законом срок, еще не истек, в связи с чем он еще может быть привлечен к ответственности в виде значительного штрафа, носят вероятный характер, поскольку Доманюк Ю.Л. может быть и не привлечен к административной или налоговой ответственности. На момент обращения в суд с административным иском и на момент рассмотрения дела в суде такие неблагоприятные последствия для Доманюка Ю.Л. не наступили, сведений о привлечении его к какой-либо ответственности, суду не представлены.

Также, Федеральным законом от 29.05.2019 № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесены изменения в ФЗ от 08.06.2015 года № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В частности, внесены изменения в ст. 5 Закона № 140-ФЗ о сроках предоставления декларации, а именно: установлен третий этап декларирования с 1 июня 2019 года по 29 февраля 2020 года, в связи с чем административный истец не лишен возможности подать декларацию в установленном порядке.

Учитывая, что оспариваемые решения приняты уполномоченными органами в пределах их компетенции, соответствуют закону, процедура принятия решений не нарушена, права административного истца оспариваемые решения не нарушают и не повлекли для него каких-либо неблагоприятных последствий, оснований для признания их незаконными и их отмены, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 114, 175-180, 290 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административных исковых требований Доманюка Ю. Л. о признании незаконными и отмене решения МИФНС России № 12 по Приморскому краю № 17-16/11379 от 06.03.2019 об отказе в приеме специальной декларации, а также решения УФНС России по Приморскому краю от 30.04.2019 – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока.

Мотивированное решение изготовлено 18.09.2019.

Судья Е.А. Махонина