НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания) от 21.06.2019 № 2-1533/19

дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

...<адрес>

Советский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Колобковой В.В.,

с участием и.о. помощника прокурора <адрес>ФИО2

при секретаре судебного заседания ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Управлению социальной защиты населения Северо-Западного муниципального округа <адрес> РСО-Алания, третье лицо – Министерство труда и социального развития РСО-Алания об обязании ответчика произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью истца вследствие аварии на Чернобыльской АЭС исходя из размера выплат, предусмотренных для инвалидов первой группы; взыскании с ответчика невыплаченной суммы в размере 1 112 914 (один миллион сто двенадцать тысяч девятьсот четырнадцать) рублей,

установил:

ФИО3. обратился в суд с исковым заявлением и с учетом изменения предмета исковых требований, в порядке ст.39 ГПК РФ, просил суд обязать Управление социальной защиты населения по Северо-Западному муниципальному округу <адрес> произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС исходя из размере выплат, предусмотренных для инвалидов первой группы; взыскать с ответчика невыплаченную сумму в размере 1 112 914 (один миллион сто двенадцать тысяч девятьсот четырнадцать) рублей.

Заявленные требования истец мотивировал тем, что является инвали<адрес> группы вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Наряду с группой инвалидности ему была установлена 3 степень ограничения способности к трудовой деятельности (ОСТД). Бессрочная инвалидность установлена в 2007 году.

В январе текущего года истец обратился в Управление социальной защиты населения по Северо-Западному муниципальному округу <адрес> с заявлением о перерасчёте ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью. Считает, что ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью ему должны выплачивать в размере, предусмотренном для инвалидов 1 группы.

Так, согласно п.4 ст.37 Федерального закона от ... №213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации (с изменениями и дополнениями), гражданам, признанным в установленном порядке до ... инвалидами, установление размеров пенсий и ежемесячных денежных выплат, а также предоставление мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, оказываемой в виде набора социальных услуг, осуществляется без проведения дополнительного переосвидетельствования в следующем порядке: по I группе инвалидности – инвалидам I группы независимо от имеющейся степени ограничения способности к трудовой деятельности, инвалидам I группы, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности, а также инвалидам II и III группы, имеющим ограничения способности к трудовой деятельности III степени.

При этом, Пенсионный фонд в соответствии с вышеуказанным ФЗ выплачивает истцу пенсию именно по I группе инвалидности, что подтверждается справкой Управления ПФР по <адрес> от 09.04.2019г.

Истец считает отказ в перерасчёте денежной компенсации незаконным.

Согласно ст.208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причинённого жизни или здоровью гражданина.

Право на получение указанных выплат истцу, как инвалиду 2 группы 3 степени ОСТД, в размере, определённом для инвалидов I группы, установлено с января 2010 года, а расчёт недоплаченных сумм произведён аудитором с января 2011 года.

В судебном заседании истец ФИО3. и его представитель ФИО4., действующая на основании доверенности от 9.04.2019г., исковые требования с учетом изменения предмета иска в порядке ст.39 ГПК РФ, поддержали по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении и просили суд Управление социальной защиты населения по Северо-Западному муниципальному округу <адрес> произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС исходя из размере выплат, предусмотренных для инвалидов первой группы; взыскать с ответчика невыплаченную сумму в размере 1 112 914 (один миллион сто двенадцать тысяч девятьсот четырнадцать) рублей.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Северо-Западному муниципальному округу <адрес>ФИО5 действующая на основании доверенности от 10.01.2019г. , в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что на истца распространяется специальный Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», где выплаты привязаны к инвалидности. Если ФИО3 пройдет новое освидетельствование и ему будет установлена 1 группа инвалидности, соответственно изменятся и выплаты. Федеральный Закон №213-ФЗ не содержит норм, предусматривающих, что гражданам, признанным до ... инвалидами 2 группы с 3 степенью ОСТД, выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, производится по I группе инвалидности. Просила отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.

Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития РСО-Алания ФИО6., действующая на основании доверенности от 12.03.2019г. , в судебном заседании сочла требования ФИО3. незаконными и необоснованными, пояснив суду, что ими был сделан запрос в Министерство труда и социального развития Российской Федерации по данному вопросу и получен ответ за подписью заместителя директора Департамента по делам инвалидов ФИО7., согласно которому Федеральным законом №213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» предусмотрено установление инвалидам пенсий, ежемесячных денежных выплат, а также предоставление мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, оказываемой в виде набора социальных услуг в зависимости от группы инвалидности, а не от степени ограничения способности к трудовой деятельности (ОСТД), как это было до ....

Пунктом 4 статьи 37 Федерального закона от ... №213-ФЗ установлено, что гражданам, признанным до ... инвалидами 2 группы с 3 степенью ОСТД, установление размеров пенсий и ежемесячных денежных выплат, а также предоставление мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, оказываемой в виде набора социальных услуг, осуществляется без проведения дополнительного переосвидетельствования по I группе инвалидности.

Что касается возмещения вреда, причиненного здоровью, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, то отношения, связанные с данной катастрофой, не регулируются пенсионным законодательством, а подлежит применению Закон российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В соответствии с Законом размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда связан с группой инвалидности вследствие радиационного воздействия, а не со степенью ОСТД, и может быть пересмотрен лишь в связи с изменением группы инвалидности.

Кроме того, Федеральный закон от ... №213-ФЗ не содержит норм, предусматривающих, что гражданам, признанным до ... инвалидами 2 группы с 3 степенью ОСТД, выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, производится по I группе инвалидности.

Также Федеральный закон от ... №213-ФЗ не содержит норм, предписывающих федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы в автоматическом режиме, то есть без переосвидетельствования, гражданам, признанным до ... инвалидами 2 группы с 3 степенью ОСТД, устанавливать I группу инвалидности.

В связи с изложенным, граждане, имеющие 2 группу инвалидности с 3 степенью ОСТД, пожелавшие, чтобы им была установлена I группа инвалидности, для рассмотрения данного вопроса проходят новое освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы по месту жительства.

С учётом изложенного, просила отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.

Заслушав истца и его представителя, представителей ответчика и третьего лица, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, согласно ст.ст.56-61 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 6 раздела 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ... каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируются. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со статьёй 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Часть 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации провозгласила равенство всех перед законом и судом. Согласно ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ч.1 ст.39 ГПК РФ основания и предмет иска определяет истец и в соответствии с требованиями ч.1 ст.196 РФ суд выносит решение в пределах заявленных истцом требований.

В подтверждение своих доводов истец ссылается на пункт 4 статьи 37 Закона РФ от ... "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

В соответствии с пунктом 2 статьи 26 указанного Закона при установлении до ... пенсий, полагающихся в соответствии с настоящим Федеральным законом, гражданам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, применяются соответственно I, II и III группы инвалидности.

Пунктом 4 статьи 37 Закона № 213-ФЗ определено, что гражданам, признанным в установленном порядке до ... инвалидами, установление размеров пенсий и ежемесячных денежных выплат, а также предоставление мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, оказываемой в виде набора социальных услуг, осуществляется без проведения дополнительного переосвидетельствования в следующем порядке:1) по 1 группе инвалидности - инвалидам 1 группы независимо от имеющейся степени ограничения способности к трудовой деятельности, инвалидам 1 группы, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности, а также инвалидам 2 и 3 группы, имеющим ограничения способности к трудовой деятельности 3 степени;

2) по 2 группе инвалидности - инвалидам 2 группы, имеющим ограничения способности к трудовой деятельности 2 и 1 степени, инвалидам 2 группы, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности, а также инвалидам 3 группы, имеющим ограничения способности к трудовой деятельности 2 степени.

Суд приходит к выводу, что вышеуказанные законы устанавливают основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения, законодателем введен новый, отличный от пенсионного обеспечения, специальный порядок возмещения вреда здоровью, основанный на нормах базового закона - Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета РФ от ... "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" действие Закона РСФСР от ... "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" распространено на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных настоящим постановлением.

Пункт 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от ... предусматривает выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах: инвалидам I группы - 5 000 рублей; инвалидам II группы - 2 500 рублей; инвалидам III группы - 1 000 рублей.

В соответствии со статьёй 5 Закона, размер указанной выплаты подлежит ежегодной индексации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Ежемесячная денежная выплата инвалидам на территории Российской Федерации устанавливается и выплачивается в соответствии со ст. 28.1 Федерального закона от ... № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В соответствии с п. 10 Приказа Минтруда России от ...н "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации" перерасчет размера установленной ежемесячной денежной выплаты производится в случаях установления инвалиду более высокой или низкой группы инвалидности.

Перерасчет размера установленной ежемесячной денежной выплаты инвалидам производится на основании выписки из акта освидетельствования, поступившей в распоряжение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации от федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы в рамках межведомственного информационного взаимодействия на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа.

В соответствии с положениями Федерального закона от ... № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от ... № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" предусмотрено установление инвалидам пенсий, ежемесячных денежных выплат, а также предоставление мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, оказываемой в виде набора социальных услуг в зависимости от группы инвалидности, а не от степени ограничения способности к трудовой деятельности (ОСТД), как это было до ....

С ... возникает право граждан, признанных в установленном порядке инвалидами I, II и III группы, не имеющими степени ограничения способности к трудовой деятельности, на пенсию по инвалидности (по случаю потери кормильца), социальную пенсию по инвалидности (по случаю потери кормильца) по нормам статей 8, 9, 10 и 11 Федерального закона от ... № 166-ФЗ.

Кроме того, гражданам, признанным в установленном порядке до ... инвалидами, назначение (перерасчет) пенсий осуществляется без проведения дополнительного переосвидетельствования, в порядке, определенном пунктом 4 статьи 37 Федерального закона от ... № 213-ФЗ.

В зависимости от категории граждан в соответствии со статьей 11 Федерального закона от ... № 166-ФЗ назначается социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца). Социальные пенсии устанавливаются в твердых размерах в соответствии со статьей 18 Федерального закона от ... № 166-ФЗ.

Между тем, положения указанного закона не распространяются на отношения, связанные с предоставлением органами социальной защиты населения мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Меры социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотрены Законом РФ от ... "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", изменения в закон РФ от ..., касающиеся приравнивания инвалида второй группы, имеющего третью степень ограничения, к инвалидам первой группы и изменения размера сумм, отсутствуют.

Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в целях реализации указанной нормы Закона утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от ... "О Порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Из пункта 7 Порядка следует, что денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

Судом установлено, что истец имеет инвалидность II группы с третьей степенью ограничения способности к трудовой деятельности. Вместе с тем, группа инвалидности у истца не менялась с 2007 года.

Суд приходит к выводу, что предусмотренный Законом размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, устанавливается в зависимости от группы инвалидности лица, имеющего право на указанную компенсацию, и может быть пересмотрен лишь в связи с изменением группы инвалидности.

Поскольку суд считает, что требования истца об обязании ответчика произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью истца вследствие аварии на Чернобыльской АЭС исходя из размера выплат, предусмотренных для инвалидов первой группы удовлетворению не подлежат, соответственно не подлежат удовлетворению и требования о взыскании с ответчика невыплаченных сумм в размере 1 112 914 (один миллион сто двенадцать тысяч девятьсот четырнадцать) рублей.

С учетом установленного, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объёме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО3 к Управлению социальной защиты населения Северо-Западного муниципального округа <адрес> РСО-Алания, третье лицо – Министерство труда и социального развития РСО-Алания об обязании ответчика произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью истца вследствие аварии на Чернобыльской АЭС исходя из размера выплат, предусмотренных для инвалидов первой группы; взыскании с ответчика невыплаченные суммы в размере 1 112 914 (один миллион сто двенадцать тысяч девятьсот четырнадцать) рублей оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания через Советский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья В.В. Колобкова