Дело № 2-2625/19 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Владикавказ 18 сентября 2019 года Советский районный Суд г. Владикавказа РСО-Алания в составе председательствующего судьи Кадохова А.В., при секретаре с/з Кумаллаговой К.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства Внутренних Дел по <адрес> – Алания к ФИО2 о взыскании материального ущерба, у с т а н о в и л: МВД по РСО - Алания обратилось в суд за защитой своих имущественных прав и законных интересов с вышеуказанным иском в обоснование требований которого указано, что на основании рапорта старшего ревизора КРУ МВД России по факту необоснованной выплаты юридической надбавки к должностному окладу МВД по <адрес>-Алания проведена служебная проверка. Заключением служебной проверки от ... установлено следующее: Согласно пунктам 1 и 1.3 приказа МВД России от ...№ «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от ...№» выплачивается ежемесячная надбавка в размере до 50% должностного оклада (оклада по воинской должности) иным сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России, имеющим высшее юридическое образование и замещающим должности (воинские должности), в основные служебные (должностные) обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста. Согласно абзацу 5 пункта 2 указанного приказа юридическая надбавка устанавливается с учетом положений, указанных в пункте 1 настоящего приказа сотрудникам министерств, главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлений (отделов) внутренних дел районов, городов и иных муниципальных образований, в том числе по нескольким муниципальным образованиям - соответствующими министрами, начальниками главных управлений и управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации. В феврале 2009 года в БСТМ МВД по РСО-Алания поступило указание БСТМ МВД России от ...№, на основании которого в соответствии с приказом МВД России от 31.08.2007 №768 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от ...№» издан приказ МВД по РСО-Алания от ...№ о возложении на ФИО1 обязанности по проведение правовой экспертизы правовых актов, издаваемых в управлении по организации служебной деятельности (с внесением соответствующих дополнений в должностные обязанности), ему установлена надбавка в размере 50% должностного оклада, кроме того, указано на закрепление за ним штампа юридической экспертизы. ... заведен журнал учета проектов правовых актов №сс. За ФИО1 закреплен номер штампа юридической экспертизы под №. Обязанность ФИО1 по проведению правовой экспертизы правовых актов и их визированию в качестве юриста предусматривалась следующими должностными инструкциями: 1.Пунктом 2.20 должностной инструкции (от ... рег.№сс); 2.Пунктом 2.20 должностной инструкции (от ... рег.№сс); 3.Пунктом 11 должностной инструкции (от 22.02.2013 рег. № 35/1228сс); 4.Пунктом 11 должностной инструкции (от ... рег. №сс); 5.Пунктом 32 должностной инструкции (от ... рег. №сс). В соответствии с подпунктом 76.7 пункта 76 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от ...№, сотрудникам, имеющим высшее юридическое образование и занимающим должности, в основные служебные обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, выплачивается ежемесячная юридическая надбавка в размере до 50 процентов должностного оклада. Ежемесячная юридическая надбавка устанавливается сотрудникам министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации – соответствующими министрами внутренних дел по республикам, начальниками главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации. Указанный приказ утратил силу в связи с изданием приказа МВД России от ...№. В соответствии с подпунктом 44.5 пункта 44 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации утвержденного приказа МВД России от ...№, сотрудникам, имеющим высшее юридическое образование и замещающим должности, в основные служебные обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, выплачивается ежемесячная надбавка в размере до 50 процентов должностного оклада в зависимости от объема и сложности, проводимых сотрудниками правовых экспертиз правовых актов и проектов правовых актов, работы по подготовке и редактированию проектов правовых актов. Юридическая надбавка устанавливается сотрудникам территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях, организаций системы МВД России – руководителями соответствующих территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях, организаций системы МВД России. Приказом МВД по РСО-Алания от 16.08.2016 № 0084л/с ФИО1 был назначен на должность и этим же приказом ему установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за проведение правовой экспертизы проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста - 50%. Правовая экспертиза данного приказа проведена ФИО1 на основании приказа МВД по РСО-Алания от ...№л/с. В соответствии с абзацами 2, 3 п. 85 Наставления по организации правовой работы в системе МВД России утвержденного приказом МВД России от ...№, в организациях, подразделениях, не имеющих в штатном расписании правовых подразделений, функции по организации и осуществлению правовой работы могут возлагаться приказами соответствующих руководителей на одного (или нескольких) из подготовленных сотрудников, имеющих высшее юридическое образование. В этом случае в должностную инструкцию этих сотрудников в установленном порядке вносятся дополнительные права и обязанности, связанные с организацией и осуществлением правовой работы. Вместе с тем, правовых оснований для установления ему юридической надбавки не имелось, т.к. ФИО1 не замещает должность, в основные служебные обязанности по которому входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование. В нарушение подпункта 44.5 пункта 44 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.01.2013 №65, в период с вступления в юридическую силу данного приказа по 28.10.2018 подполковнику полиции ФИО1 необоснованно выплачено 634,9 тыс. рублей. Организация и осуществление правовой работы в системе МВД России регламентируются Наставлением по организации правовой работы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 05.01.2007 №6, согласно которому функции непосредственного осуществления правовой работы в системе МВД России возлагаются на правовые подразделения. В соответствии с пунктом 41 данного Наставления осуществление правовой экспертизы проектов правовых актов, оценка законности принятых ведомственных правовых актов являются основными направлениями правового контроля. Проект приказа МВД по РСО-Алания от 16.08.2016 № 0084л/с был подготовлен ФИО1, что подтверждается разноской на данном приказе. Проект данного завизирован им, как должностным лицом, на которого возложено проведение правовой экспертизы проектов правовых актов, что подтверждается имеющимся на приказе МВД по РСО-Алания от 16.08.2016 № 0084л/с штампом №172, удостоверяющим прохождение проекта приказа правовой экспертизы. В результате указанных действий ФИО1 незаконно установлена юридическая надбавка, что привело к необоснованной ее выплате. В соответствии с ч.4 ст.12 Федерального Закона от 30.11.2011 №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о службе) регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным законом, федеральными законами от 07.02.2011 №3-Ф3 «О полиции» и от 19.07.2011 №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими Федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и МВД России. Согласно части 2 статьи 3 Закона о службе в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 названной статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства. Частью 6 статьи 15 Закона о службе предусмотрено, что за ущерб причинённый МВД России, его территориальному органу, подразделению, сотрудник органов внутренних дел несет материальную ответственность в порядке и в случаях, которые установлены трудовым Законодательством. С учетом изложенного ФИО1 за причиненный ущерб несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, который согласно справке от 20.12.2018г. № составляет 93 462 (девяносто три тысячи четыреста шестьдесят два) рубля 67 копеек. Согласно уведомлению от ...№ФИО2 уведомлен, что по результатам служебной проверки (№ от ...) по факту необоснованной выплаты юридической надбавки к должностному окладу, указанному в рапорте старшего ревизора КРУ МВД России, он привлекается к материальной ответственности в пределах среднего месячного заработка в сумме 93462 (девяносто три тысячи четыреста шестьдесят два) рубля 67 копеек и содержится просьба в срок до ... выплатить данную сумму МВД по Республике Северная Осетия-Алания либо дать согласие на ее удержание из заработной платы. Однако добровольно выплатить указанную сумму отказался. На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 238, 241, 248 ТК РФ, просит взыскать с ФИО1 пользу МВД по Республике Северная Осетия-Алания средний месячный заработок в возмещение причиненного материального ущерба в размере 93 462 (девяносто три тысячи четыреста шестьдесят два) рубля 67 копеек. В судебном заседании представитель истца, действующая на основании надлежащим образом оформленной доверенности, ФИО3, исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить по доводам и основаниям, указанным в иске. Ответчик ФИО1 в судебном заседании иск не признал и пояснил, что согласно п. 4 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 07.02.2011 N З-ФЗ «О полиции», сотрудник полиции имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством РФ и контрактом о прохождении службы в полиции. Согласно ч. 4 ст. 33 Федерального закона от 07.02.2011 N З-ФЗ «О полиции», за ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальному органу, подразделению полиции либо организации, входящей в систему указанного федерального органа, сотрудник полиции несет материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством РФ. Аналогично, согласно ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон), за ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу, подразделению, сотрудник органов внутренних дел несет материальную ответственность в порядке и случаях, которые установлены трудовым законодательством. Согласно части первой ст. 233 ТК РФ, материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Согласно части второй ст. 233 ТК РФ, каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба. Согласно части первой ст. 238 ТК РФ, работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Согласно части второй ст. 238 ТК РФ, под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам. Согласно п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности. Однако, истцом не представлены в суд доказательства: противоправности поведения (действия или бездействие) как «причинителя вреда»; вины моей в причинении какого-либо ущерба; причинной связи между моим поведением и наступившим ущербом, если таковой был причинён; наличия какого-либо прямого действительного ущерба. Решение об установлении и выплате ему надбавки к должностному окладу принято министром внутренних дел по РСО-А, т е. истцом, а не им, и принятие такого решения в его должностные полномочия не входило. Истец правомерно платил указанную надбавку. При этом, никакого реального уменьшения наличного имущества работодателя или ухудшения состояния указанного имущества, а также необходимости для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление какого- либо имущества, либо на возмещение какого-либо ущерба, причиненного работником третьим лицам, в результате действий либо бездействия не произошло. Истец не доказал его вину в причинении какого-либо материального ущерба, что, с учетом положений ст.ст. 233 и 238 ТК РФ, исключает возложение на него материальной ответственности. Согласно части четвёртой ст. 137 ТК РФ, заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев: счетной ошибки; если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса); если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом. Ни одно из перечисленных в ст. 137 ТК РФ оснований для взыскания с него денежной суммы, заявленной в иске, у истца не имеется. Согласно п. 2 Указа Президента РФ «О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов» от 8.05.2001 г. № 528, руководителям федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией РФ, или руководителям их аппаратов с 1.06. 2001 г. предоставлено право устанавливать лицам, замещающим в федеральных органах государственной власти, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией РФ, должности, в основные служебные обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющим высшее юридическое образование, ежемесячную надбавку в размере до 50 процентов оклада по воинской должности (должностного оклада) - военнослужащим и приравненным к ним лицам. Приказом МВД России от 05 01.2007 N 6 утверждено Наставление по организации правовой работы в системе МВД России, согласно второму и третьему абзацу п. 85 которого, в органах (подразделениях), не имеющих в штатном расписании правовых подразделений, функции по организации и осуществлению правовой работы могут возлагаться приказами соответствующих руководителей на одного (или нескольких) из подготовленных сотрудников, имеющих высшее юридическое образование. В этом случае в должностную инструкцию этих сотрудников в установленном порядке вносятся дополнительные права и обязанности, связанные с организацией и осуществлением правовой работы. Согласно п/п. 1.3. п. 1 приказа МВД РФ от 31.08.2007 N 768 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 2001 г. N 528», выплачивается ежемесячная надбавка в размере до 50 процентов должностного оклада (оклада по воинской должности) сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России, имеющим высшее юридическое образование и замещающим должности (воинские должности), в основные служебные (должностные) обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов Правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста. В п. 2 приказа МВД РФ от 31.08.2007 N 768 определена компетенция руководителей органов внутренних дел по установлению указанной юридической надбавки, в частности пятым абзацем - сотрудникам министерств, главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам РФ, управлений (отделов) внутренних дел районов, городов и иных муниципальных образований, в том числе по нескольким муниципальным образованиям юридическая надбавка устанавливается соответствующими министрами, начальниками главных управлений и управлений внутренних дел по субъектам РФ. В феврале 2009 г. в БСТМ МВД по РСО-А поступило указание БСТМ МВД России от 28.01.2009 г. №10/719 о необходимости внесения в основные обязанности одного из сотрудников, имеющих высшее юридическое образование, обязанности по проведению правовой экспертизы правовых актов, издаваемых в управлении по организации служебной деятельности и одновременного установления ему соответствующей ежемесячной процентной надбавки в соответствии с приказом МВД России №768 от 31.08.2007 г. «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 2001 г. N 528». Данное указание уничтожено согласно акту №№.01.2015г. в соответствии с п. 18 приказа МВД России от 30.06.2012г. № 655 «Об утверждении перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, с указанием сроков хранения». Приказом МВД по РСО-А от 23.02.2009 г. №0048 на него была возложена обязанность проведения правовой экспертизы правовых актов, издаваемых в управлении по организации служебной деятельности (с внесением соответствующих дополнений в должностные обязанности), и установлена надбавка в размере 50% должностного оклада и дано указание на закрепление за ним штампа юридической экспертизы. За ним был закреплен штамп юридической экспертизы под №172, 6.03.2009 г. был заведен журнал учета проектов правовых актов №251сс. Утверждена должностная инструкция (рег. № 35/1916сс от 27.03.2009 г.) с обязанностью по проведению правовой экспертизы правовых актов и их визированию в качестве юриста (п. 2.20.). Приказом МВД России от 14.12.2009 г. № 960 (вступил в силу 7.03.2010 г.) утверждено Положение о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел РФ (далее Положение о денежном довольствии). Этим же приказом утратил силу в отношении сотрудников органов внутренних дел приказ МВД России от 31.08.2007 г N 768 (см. п. 18 приложения № 2 к приказу МВД России от 14.12.2009 г. № 960). Согласно п/п. 76.5. п. 76 Положения о денежном довольствии, сотрудникам, имеющим высшее юридическое образование и занимающим должности, в основные служебные обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, выплачивается ежемесячная юридическая надбавка в размере до 50 процентов должностного оклада. Надбавка устанавливается сотрудникам министерств, главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам РФ, управлений (отделов) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям - соответствующими министрами, начальниками главных управлений и управлений внутренних дел по субъектам РФ. Утверждена новая должностная инструкция (рег. № 35/3707сс от 09.03.2012г.) с обязанностью по проведению правовой экспертизы правовых актов и их визированию в качестве юриста (п. 2.20.). Приказом МВД России от 31.01.2013 г. N 65 (вступил в силу 28 05.2013 г.) утверждён Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел РФ (далее - Порядок обеспечения денежным довольствием). Этим же приказом признан утратившим силу приказ МВД России от 14.12.2009 г. № 960 (см п. 1 приложения № 2 к приказу МВД России от 31.01.2013 г. N 65). Согласно п/п. 44.5. п. 44 Порядка обеспечения денежным довольствием, сотрудникам, имеющим высшее юридическое образование и замещающим должности, в основные служебные обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, выплачивается ежемесячная надбавка в размере до 50 процентов должностного оклада в зависимости от объема и сложности проводимых сотрудниками правовых экспертиз правовых актов и проектов правовых актов, работы по подготовке и редактированию проектов правовых актов. Юридическая надбавка устанавливается сотрудникам территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях, учреждений и организаций системы МВД России - руководителями соответствующих территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях, учреждений и организаций системы МВД России. Была утверждена его новая должностная инструкция (рег. №№ от 22.02.2013г.) с обязанностью по проведению правовой экспертизы правовых актов и их визированию в качестве юриста (п. 11). Согласно п. 2 Положения о Министерстве внутренних дел по РСО-А, утвержденной приказом МВД России от 26.07.2017 N 536, МВД по РСО-А является территориальным органом МВД России на региональном уровне. Соответственно он является сотрудником территориального органа МВД России на региональном уровне (МВД по РСО-А) и юридическая надбавка ему установлена руководителем соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне (министром внутренних дел по РСО-А). Таким образом, с момента издания приказа МВД по РСО-А от 23.02.2009 г. №0048, проект которого прошёл правовую экспертизу в ОПО МВД по РСО-А, и до настоящего времени условия необходимые для установления данной выплаты не менялись. В связи изменениями в законодательстве была утверждена новая должностная инструкция (рег. № № от 16.01.2014 г.) с обязанностью по проведению правовой экспертизы правовых актов и их визированию в качестве юриста (п. 11). Приказом МВД по РСО-А №0083л/с от 15.08.2016 г. он зачислен в распоряжение МВД по РСО-А с 7 июля 2016 г. (в связи сокращением замещаемой сотрудником должности в органах внутренних дел), с сохранением всех ранее установленных надбавок и выплат, определено место службы в БСТМ МВД по РСО-А, на него возложено выполнение обязанностей по последней замещаемой им должности. Вопрос о прекращении им правовой работы руководством МВД по РСО-А не ставился и согласно п. 11 должностной инструкции (рег. № № от 16.01.2014 г.), он был обязан проводить правовую экспертизу, находясь в распоряжении МВД по РСО-А. Приказом МВД по РСО-А № 0084л/с от 16.08.2016 г. он был назначен на должность начальника отдела ККВР и СБ БСТМ МВД по РСО-А и ему была установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за проведение правовой экспертизы проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста - 50%. Правовая экспертиза проекта данного приказа проводилась им в соответствии с приказом МВД по РСО-А № № от 15.08.2016 г. (о зачислении в распоряжение). В октябре 2016 г. КРУ МВД России проведена проверка финансово- хозяйственной деятельности МВД по РСО-А, нарушений законности при установлении выплаты юридической надбавки не установлено (акт ревизии КРУ МВД России находится в МВД по РСО-А). Проверки проводятся КРУ МВД России раз в два года, ежегодно КРО МВД по РСО-А, и замечаний по выплате юридической надбавки с 2009 г. не поступало. Вновь была утверждена должностная инструкция (рег. № № от 29.11.2016 г.) с обязанностью по проведению правовой экспертизы правовых актов и их визированию в качестве юриста (п. 32), а затем утверждена новая должностная инструкция (рег. № 35/248 в январе 2019 г.) с обязанностью по проведению правовой экспертизы правовых актов и их визированию в качестве юриста. Таким образом, требования нормативно-правовых актов МВД России и условия необходимые для установления данной выплаты с 2009 г. не менялись. Из БСТМ МВД России и МВД по РСО-А в БСТМ МВД по РСО-А не поступали какие-либо разъяснения нормативно-правовых актов о необоснованности возложения данных обязанностей на сотрудников БСТМ МВД по РСО-А и о необоснованности выплаты им соответствующей надбавки. Согласно имеющемуся в материалах служебной проверки письму начальника БСТМ МВД по РСО-А от 1.11.2018 г. № № в адрес начальника ОПО МВД по РСО-А, с 6.03.2009 г. по 30.10.2018 г. он осуществил правовую экспертизу по 1388 документам, что подтверждается журналами учёта проектов правовых актов № 251сс от 6.03.2009 г. и № 1083сс от 27.04.2007 г. Следовательно, исковые требования являются незаконными и необоснованными, и не подлежат удовлетворению. На основании изложенного, просил суд отказать истцу в удовлетворении его исковых требований в полном объёме. Представитель ответчика ФИО1 – ФИО5, действующий на основании доверенности № № от 04.07.2019 года, исковое заявление не признал, пояснил, что надбавка была обоснованная, законная. Истец не предоставил документы, которые подтверждают, что действиями ФИО1 причинялся ущерб. У истца отсутствуют основания для взыскания ущерба. В ходе рассмотрения дела представил письменный отзыв на исковое заявление. Согласно представленного отзыва, истцом не представлены в суд доказательства: - противоправности поведения (действия или бездействие) ФИО1 как «причинителя вреда»; - вины ФИО1 в причинении какого-либо ущерба; - причинной связи между поведением ФИО1 и наступившим ущербом, если таковой был причинён; - наличия какого-либо прямого действительного ущерба. Решение об установлении и выплате ФИО1 надбавки к должностному окладу принято министром внутренних дел по РСО-А, т е. истцом, а не ФИО1, и принятие такого решения в должностные полномочия ФИО1 не входило. Истец правомерно платил ФИО1 указанную надбавку. При этом, никакого реального уменьшения наличного имущества работодателя или ухудшения состояния указанного имущества, а также необходимости для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление какого-либо имущества либо на возмещение какого-либо ущерба, причиненного работником третьим лицам, в результате действий либо бездействия ФИО1 не произошло. Истец не доказал вину ФИО1 в причинении какого-либо материального ущерба, что, с учетом положений ст.ст. 233 и 238 ТК РФ, исключает возложение на него материальной ответственности. Ни одно из перечисленных в ст. 137 ТК РФ оснований для взыскания с ФИО1 денежной суммы, заявленной в иске, у истца не имеется. В феврале 2009 г. в БСТМ МВД по РСО-А поступило указание БСТМ МВД России от 28.01.2009 г. №10/719 о необходимости внесения в основные обязанности одного из сотрудников, имеющих высшее юридическое образование, обязанности по проведению правовой экспертизы правовых актов, издаваемых в управлении по организации служебной деятельности и одновременного установления ему соответствующей ежемесячной процентной надбавки в соответствии с приказом МВД России №768 от 31.08.2007 г. «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 2001 г. N 528». Данное указание уничтожено согласно акту №35/30сс от 05.01.2015г. в соответствии с п. 18 приказа МВД России от 30.06.2012г. № 655 «Об утверждении перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, с указанием сроков хранения». Приказом МВД по РСО-А от 23.02.2009 г. №0048 на ФИО1 была возложена обязанность проведения правовой экспертизы правовых актов, издаваемых в управлении по организации служебной деятельности (с внесением соответствующих дополнений в должностные обязанности), и установлена надбавка в размере 50% должностного оклада и дано указание на закрепление за ним штампа юридической экспертизы. За ФИО1 был закреплен штамп юридической экспертизы под №172, 6.03.2009 г. был заведен журнал учета проектов правовых актов №251сс. Утверждена должностная инструкция ФИО1 (рег. № 35/1916сс от 27.03.2009 г.) с обязанностью по проведению правовой экспертизы правовых актов и их визированию в качестве юриста (п. 2.20.). Приказом МВД России от 14.12.2009 г. № 960 (вступил в силу 7.03.2010 г.) утверждено Положение о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел РФ (далее - Положение о денежном довольствии). Этим же приказом утратил силу в отношении сотрудников органов внутренних дел приказ МВД России от 31.08.2007 г. N 768 (см. п. 18 приложения № 2 к приказу МВД России от 14.12.2009 г. № 960). Согласно п/п. 76.5. п. 76 Положения о денежном довольствии, сотрудникам, имеющим высшее юридическое образование и занимающим должности, в основные служебные обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, выплачивается ежемесячная юридическая надбавка в размере до 50 процентов должностного оклада. Надбавка устанавливается сотрудникам министерств, главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам РФ, управлений (отделов) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям - соответствующими министрами, начальниками главных управлений и управлений внутренних дел по субъектам РФ. Утверждена новая должностная инструкция ФИО1 (рег. № 35/3707сс от 09 03.2012г.) с обязанностью по проведению правовой экспертизы правовых актов и их визированию в качестве юриста (п. 2.20.). Приказом МВД России от 31.01.2013 г. N 65 (вступил в силу 28 05.2013 г.) утверждён Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел РФ (далее - Порядок обеспечения денежным довольствием). Этим же приказом признан утратившим силу приказ МВД России от 14.12.2009 г. №960 (см. п. 1 приложения № 2 к приказу МВД России от 31.01.2013 г. N 65). Согласно п/п. 44.5. п. 44 Порядка обеспечения денежным довольствием, сотрудникам, имеющим высшее юридическое образование и замещающим должности, в основные служебные обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, выплачивается ежемесячная надбавка в размере до 50 процентов должностного оклада в зависимости от объема и сложности проводимых сотрудниками правовых экспертиз правовых актов и проектов правовых актов, работы по подготовке и редактированию проектов правовых актов. Юридическая надбавка устанавливается сотрудникам территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях, учреждений и организаций системы МВД России - руководителями соответствующих территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях, учреждений и организаций системы МВД России. Была утверждена новая должностная инструкция ФИО1 (рег. № 35/1228сс от 22.02.2013г.) с обязанностью по проведению правовой экспертизы правовых актов и их визированию в качестве юриста (п. 11). Согласно п. 2 Положения о Министерстве внутренних дел по РСО-А, утв. приказом МВД России от ... N 536, МВД по РСО-А является территориальным органом МВД России на региональном уровне. Соответственно ФИО2 является сотрудником территориального органа МВД России на региональном уровне (МВД по РСО-А) и юридическая надбавка ему установлена руководителем соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне (министром внутренних дел по РСО-А). Таким образом, с момента издания приказа МВД по РСО-А от ...№, проект которого прошёл правовую экспертизу в ОПО МВД по РСО-А, и до настоящего времени условия необходимые для установления данной выплаты не менялись. В связи изменениями в законодательстве была утверждена новая должностная инструкция ФИО2 (рег. №сс от ...) с обязанностью по проведению правовой экспертизы правовых актов и их визированию в качестве юриста (п. 11). Приказом МВД по РСО-А №л/с от ...ФИО2 зачислен в распоряжение МВД по РСО-А с ... (в связи сокращением замещаемой сотрудником должности в органах внутренних дел), с сохранением всех ранее установленных надбавок и выплат, определено место службы в БСТМ МВД по РСО-А, на него возложено выполнение обязанностей по последней замещаемой им должности. Вопрос о прекращении им правовой работы руководством МВД по РСО-А не ставился и согласно п. 11 должностной инструкции ФИО2 (рег. №сс от ...), он был обязан проводить правовую экспертизу, находясь в распоряжении МВД по РСО-А. Приказом МВД по РСО-А №л/с от ...ФИО2 был назначен на должность начальника отдела ККВР и СБ БСТМ МВД по РСО-А и ему была установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за проведение правовой экспертизы проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста - 50%. Правовая экспертиза проекта данного приказа проводилась ФИО2 в соответствии с приказом МВД по РСО-А №л/с от ... (о зачислении в распоряжение). В октябре 2016 г. КРУ МВД России проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности МВД по РСО-А, нарушений законности при установлении выплаты ФИО2 юридической надбавки не установлено (акт ревизии КРУ МВД России находится в МВД по РСО-А). Проверки проводятся КРУ МВД России раз в два года, ежегодно КРО МВД по РСО-А, и замечаний по выплате юридической надбавки с 2009 г. не поступало. Вновь была утверждена должностная инструкция ФИО2 (рег. №сс от ...) с обязанностью по проведению правовой экспертизы правовых актов и их визированию в качестве юриста (п. 32), а затем утверждена новая должностная инструкция ФИО2 (рег. № в январе 2019 г.) с обязанностью по проведению правовой экспертизы правовых актов и их визированию в качестве юриста. Таким образом, требования нормативно-правовых актов МВД России и условия необходимые для установления данной выплаты ФИО2 с 2009 г. не менялись. Из БСТМ МВД России и МВД по РСО-А в БСТМ МВД по РСО-А не поступали какие-либо разъяснения нормативно-правовых актов о необоснованности возложения данных обязанностей на сотрудников БСТМ МВД по РСО-А и о необоснованности выплаты им соответствующей надбавки. Согласно имеющемуся в материалах служебной проверки письму начальника БСТМ МВД по РСО-А от ...№ в адрес начальника ОНО МВД по РСО-А, с ... по ...ФИО2 осуществил правовую экспертизу по 1388 документам, что подтверждается журналами учёта проектов правовых актов №сс от ... и №ес от ... Следовательно, исковые требования МВД по РСО-А к ФИО2 являются незаконными и необоснованными, и не подлежат удовлетворению. На основании изложенного, просил суд отказать истцу в удовлетворении его исковых требований в полном объеме. Выслушав пояснения сторон, их представителей, проверив и изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, согласно ст.ст. 56-61 ГПК РФ, суд находит исковые требования Министерства Внутренних Дел по <адрес> – Алания к ФИО2 о взыскании материального ущерба, обоснованными и правомерными, а потому подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Из положений ст. 3 ГПК РФ следует, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом В целях повышения уровня правового обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти и иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, улучшения качества подготовки проектов нормативных правовых актов, а также предоставления дополнительных социальных гарантий государственным служащим, осуществляющим правовое обеспечение деятельности федеральных органов государственной власти и иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, пунктом 2 Указа Президента РФ от 8 мая 2001 г. N 528 "О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов" постановлено, Предоставить руководителям федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, или руководителям их аппаратов с 1 июня 2001 г. право устанавливать лицам, замещающим в федеральных органах государственной власти, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, должности, в основные служебные обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющим высшее юридическое образование: денежное вознаграждение, увеличенное на 30 процентов, - лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и отдельные государственные должности федеральной государственной службы, по которым введено денежное вознаграждение; ежемесячную надбавку за особые условия государственной службы в размере до 70 процентов должностного оклада - федеральным государственным служащим, замещающим должности, по которым введено денежное содержание; ежемесячную надбавку за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, увеличенную на 50 процентов, - федеральным государственным служащим, которым ежемесячная надбавка за особые условия государственной службы не установлена; ежемесячную надбавку в размере до 50 процентов оклада по воинской должности (должностного оклада) - военнослужащим и приравненным к ним лицам. Согласно пп. 1.3 п. 1 приказа МВД РФ от 31 августа 2007 г. N 768 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 2001 г. N 528" (далее – приказ МВД РФ N 768)( Приказом МВД РФ от 14 декабря 2009 г. N 960 настоящий приказ признан утратившим силу в отношении сотрудников органов внутренних дел с 07.03.2010 г.) выплачивается ежемесячная надбавка (далее - юридическая надбавка) в размере до 50% должностного оклада (оклада по воинской должности) иным сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России, имеющим высшее юридическое образование и замещающим должности (воинские должности), в основные служебные (должностные) обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста Согласно абз. 5 п. 2 приказа МВД РФ N 768, юридическая надбавка устанавливается с учетом положений, указанных в пункте 1 настоящего приказа сотрудникам министерств, главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлений (отделов) внутренних дел районов, городов и иных муниципальных образований, в том числе по нескольким муниципальным образованиям - соответствующими министрами, начальниками главных управлений и управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации. В соответствии с пп. 76.7 п. 76 приложения N 1 «Положение о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», к приказу МВД России от 14.12.2009 № 960 "Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" (утратил силу 28.05.2013 г.), сотрудникам, имеющим высшее юридическое образование и занимающим должности, в основные служебные обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, выплачивается ежемесячная юридическая надбавка в размере до 50 процентов должностного оклада. Ежемесячная юридическая надбавка устанавливается сотрудникам министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации - соответствующими министрами внутренних дел по республикам, начальниками главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации. Приказом МВД России от 31.01.2013 г. N 65 (вступил в силу 28 05.2013 г.) утверждён «Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел РФ» (далее - Порядок обеспечения денежным довольствием). Этим же приказом признан утратившим силу приказ МВД России от 14.12.2009 г. № 960. Согласно пп. 44.5. п. 44 «Порядка обеспечения денежным довольствием», сотрудникам, имеющим высшее юридическое образование и замещающим должности, в основные служебные обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, выплачивается ежемесячная надбавка в размере до 50 процентов должностного оклада в зависимости от объема и сложности проводимых сотрудниками правовых экспертиз правовых актов и проектов правовых актов, работы по подготовке и редактированию проектов правовых актов. Юридическая надбавка устанавливается сотрудникам территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях, учреждений и организаций системы МВД России - руководителями соответствующих территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях, учреждений и организаций системы МВД России. В силу п. 85 приложения к приказу МВД РФ от 5 января 2007 г. N 6 «Наставление по организации правовой работы в системе МВД России», структура и штаты правовых подразделений определяются с учетом утвержденных МВД России типовых положений и моделей организационной структуры органов (подразделений), методик и нормативов расчета штатной численности аппаратов, а также исходя из необходимости обеспечения всех направлений правовой работы и устанавливаются руководителями соответствующих органов (подразделений). В органах (подразделениях), не имеющих в штатном расписании правовых подразделений, функции по организации и осуществлению правовой работы могут возлагаться приказами соответствующих руководителей на одного (или нескольких) из подготовленных сотрудников, имеющих высшее юридическое образование. В этом случае в должностную инструкцию этих сотрудников в установленном порядке вносятся дополнительные права и обязанности, связанные с организацией и осуществлением правовой работы. По смыслу указанных норм права, до 28.05.2013 г. (даты вступления в силу Приказа МВД России от 31.01.2013 г. N 65) выплата ежемесячной юридической надбавки в размере до 50 процентов должностного оклада устанавливалась сотрудникам Министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, имеющим высшее юридическое образование и занимающим должности, в основные служебные обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя. С 28.05.2013 г. выплата ежемесячной юридической надбавки в размере до 50 процентов должностного оклада в зависимости от объема и сложности проводимых сотрудниками правовых экспертиз правовых актов и проектов правовых актов, работы по подготовке и редактированию проектов правовых актов, устанавливалась сотрудникам территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях, учреждений и организаций системы МВД России - руководителями соответствующих территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях, учреждений и организаций системы МВД России, имеющим высшее юридическое образование и замещающим должности, в основные служебные обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя. Согласно п. 6 Типового положения о юридической службе федерального органа исполнительной власти (утв. постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. N 207) (далее – Типовое положение), юридическая служба: а) подготавливает либо участвует в подготовке (анализирует, осуществляет правовую экспертизу) проектов федеральных законов, а также указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, других нормативных правовых актов, разрабатываемых федеральным органом исполнительной власти; б) проводит правовую экспертизу проектов приказов, инструкций, постановлений, распоряжений и других нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти; в) подготавливает самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями предложения об изменении или отмене (признании утратившими силу) приказов и других нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти; г) подготавливает самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями заключения по проектам нормативных правовых актов, поступающим в федеральный орган исполнительной власти; д) визирует проекты нормативных правовых актов и заключения, представляемые на подпись руководителю федерального органа исполнительной власти. В соответствии с п. 9 Типового положения, руководитель (начальник) и другие сотрудники юридической службы несут персональную ответственность за соответствие визируемых ими проектов нормативных правовых актов законодательству Российской Федерации. Возложение на юридическую службу функций, не относящихся к правовой работе, не допускается (п.11 Типового положения). В органах (подразделениях), не имеющих в штатном расписании правовых подразделений, функции по организации и осуществлению правовой работы, нормативно - правовыми актами МВД России допускается возложение функции по организации и осуществлению правовой работы на одного (или нескольких) из подготовленных сотрудников, имеющих высшее юридическое образование. В этом случае в должностную инструкцию этих сотрудников в установленном порядке вносятся дополнительные права и обязанности, связанные с организацией и осуществлением правовой работы. Согласно ст. 60.2 ТК РФ, с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса). При этом само по себе внесение в должностную инструкцию сотрудника в установленном порядке дополнительных прав и обязанностей, связанных с организацией и осуществлением правовой работы не свидетельствует о назначении сотрудника на должность, в основные служебные обязанности по которой входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя и не может служить основанием для выплаты юридической надбавки. Как следует из материалов дела и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, ответчик имеет высшее юридическое образование, в органах внутренних дел служит с 1999 года. В феврале 2009 года в БСТМ МВД по РСО-Алания поступило указание БСТМ МВД России от ...№ (уничтожено (акт №сс от ...) в соответствии с п. 18 приказа МВД России от 30.06.2012г. № «Об утверждении перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, с указанием сроков хранения»). На основании указания БСТМ МВД России от ...№, в соответствии с приказом МВД России от ...№ «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от ...№», издан приказ МВД по РСО-Алания от ...№ о возложении на ФИО2 обязанности по проведению правовой экспертизы правовых актов, издаваемых в управлении по организации служебной деятельности (с внесением соответствующих дополнений в должностные обязанности), ему установлена надбавка в размере 50% должностного оклада, кроме того, указано на закрепление за ним штампа юридической экспертизы. ... заведен журнал учета проектов правовых актов №сс. За ФИО2 закреплен номер штампа юридической экспертизы под №. Приказом МВД по РСО-А от ...№л/с от ...ФИО2 зачислен в распоряжение МВД по РСО-А с ... (в связи сокращением замещаемой сотрудником должности в органах внутренних дел), с сохранением всех ранее установленных надбавок и выплат, в том числе за проведение правовой экспертизы, определено место службы в БСТМ МВД по РСО-А, на него возложено выполнение обязанностей по последней замещаемой им должности. Вопрос о прекращении им правовой работы руководством МВД по РСО-А не ставился и согласно п. 11 должностной инструкции ФИО2 (рег. №сс от ...), он был обязан проводить правовую экспертизу, находясь в распоряжении МВД по РСО-А. Приказом МВД по РСО-А от ...№л/с от ...ФИО2 был назначен на должность начальника отдела ККВР и СБ БСТМ МВД по РСО-А и ему была установлена ежемесячная юридическая надбавка к должностному окладу за проведение правовой экспертизы проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста размере 50 процентов должностного оклада. Проект приказа МВД по РСО-А от ...№л/с был подготовлен ФИО2 и завизирован им, как должностным лицом, на которого возложено проведение правовой экспертизы проектов правовых актов. Правовая экспертиза проекта данного приказа проводилась ФИО2 в соответствии с приказом МВД по РСО-А №л/с от ... (о зачислении в распоряжение). В соответствии с приказом МВД по РСО-А от ...№л/с, выплата юридической надбавки начальнику отдела конспиративной, кадровой и воспитательной работы собственной безопасности БСТМ МВД по РСО-А ФИО2 прекращена с .... БСТМ МВД по РСО-Алания является подразделением территориального органа МВД России на региональном уровне, не имеющим в штатном расписании правовых подразделений. ФИО4ФИО2 по проведению правовой экспертизы правовых актов и их визированию в качестве юриста предусматривалась: 1.Пунктом 2.20 должностной инструкции (от ... рег.№сс). 2.Пунктом 2.20 должностной инструкции (от ... рег.№сс). 3.Пунктом 11 должностной инструкции старшего оперуполномоченного группы конспиративной, кадровой и воспитательной работы (от ... рег. №сс). 4.Пунктом 11 должностной инструкции старшего оперуполномоченного группы конспиративной, кадровой и воспитательной работы (от ... рег. №сс). 5.Пунктом 32 должностной инструкции начальника отдела конспиративной, кадровой и воспитательной работы собственной безопасности (от ... рег. №сс). При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в период получения юридической надбавки ответчик не замещал должности, в основные служебные обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя. Правовых оснований для установления указанной надбавки не имелось. Согласно ч. 4 ст. 33 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» и ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» за ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу, подразделению, сотрудник органов внутренних дел несет материальную ответственность в порядке и в случаях, которые установлены трудовым законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам. В соответствии со ст. 233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба. Соответственно обязательным условием удовлетворения требования о возмещении ущерба является противоправное поведение работника и его вина в причинении ущерба. Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52 (ред. от 28.09.2010) "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю", к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности. В силу ст. 241 ТК РФ, за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В судебном заседании установлено, что Приказом МВД по РСО-А от 16.08.2016 г. № 0084л/с, ФИО1 установлена ежемесячная юридическая надбавка к должностному окладу за проведение правовой экспертизы проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста размере 50 процентов должностного оклада. Правовых оснований для установления указанной надбавки не имелось, так как ФИО1 не замещал должности, в основные служебные обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя. Приказ от 16.08.2016 г. № 0084л/с издан в нарушение требований Указа Президента РФ от 8 мая 2001 г. N 528 "О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов", Типового положения о юридической службе федерального органа исполнительной власти (утв. постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. N 207), п. 85 Наставления по организации правовой работы в системе МВД России (утв. Приказом МВД России от 05.01.2007 N 6), п. 44 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел РФ (утв. Приказом МВД России от 31.01.2013 г. N 65). Судом установлено и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, что проект приказа МВД по РСО-А от 16.08.2016 №л/с был подготовлен ФИО2 Правовая экспертиза проекта данного приказа проводилась ФИО1 проект завизирован им, как должностным лицом, на которого возложено проведение правовой экспертизы проектов правовых актов. Согласно п. 41 Наставления по организации правовой работы в системе МВД России (утв. Приказ МВД РФ от ...№), основными направлениями правового контроля являются: 1) осуществление правовой экспертизы проектов правовых актов; 2) оценка законности принятых ведомственных правовых актов; 3) контроль за соблюдением законодательства, регулирующего служебную деятельность в системе МВД России. Правовая экспертиза представляет собой исследование проектов правовых актов, разрабатываемых в системе Министерства, на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, федеральным конституционным и федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также правовым актам МВД России при разработке проектов ведомственных правовых актов (п. 42 Наставления). ФИО1, как должностным лицом, на которого возложено проведение правовой экспертизы проектов правовых актов, при проведении правовой экспертизы проекта приказа МВД по РСО-А от ...№л/с допущены нарушения, повлекшие за собой незаконное установление начальнику отдела конспиративной, кадровой и воспитательной работы собственной безопасности подполковнику полиции ФИО1 ежемесячной юридической надбавки. В результате противоправных действий ФИО1 Министерству Внутренних Дел по Республике Северная Осетия – Алания причинен прямой действительный ущерб в виде необоснованной выплаты ежемесячной юридической надбавки размере 50% должностного оклада начальнику отдела конспиративной, кадровой и воспитательной работы собственной безопасности подполковнику полиции ФИО1 за период с 08. 2016 г. по 11.2018 г. Как следует из справки БСТМ МВД по РСО – Алания от ...№, средний месячный заработок начальника отдела ККВР и СБ подполковника полиции ФИО2 за последний год составляет 93 462 (девяносто три тысячи четыреста шестьдесят два) рубля 67 копеек. При таких обстоятельствах суд, с учетом положений части 3 статьи 196 ГПК РФ, считает требование истца о взыскании с ответчика материального ущерба законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению. Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ФИО1 в доход местного бюджета следует взыскать государственную пошлину в размере 3 003,88 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 194-198 ГПК РФ, р е ш и л: Исковые требования Министерства Внутренних Дел по <адрес> – Алания к ФИО2 о взыскании материального ущерба, удовлетворить. Взыскать с ФИО2, ... года рождения в пользу Министерства Внутренних Дел по <адрес> – Алания средний месячный заработок в возмещение причиненного материального ущерба в размере 93 462 (девяносто три тысячи четыреста шестьдесят два) рублей, 67 копеек. Взыскать с ФИО2, ... года рождения, государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 3 003 (три тысячи три) рубля, 88 копеек. Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РСО-Алания, через Советский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия (изготовления) в окончательной форме. Судья Кадохов А.В. |