НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания) от 18.03.2011 № 2-333

                                                                                    Советский районный суд г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                           

                                    Советский районный суд г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания — Судебные акты

                        дело № 2-333/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 марта 2011 года г.Владикавказ

Советский районный суд г.Владикавказ Республики Северная Осетия-Алания в составе: председательствующего судьи Колобковой В.В.,

при секретаре судебного заседания Белековой А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Молчанова В.И., Дзукаевой И.С., Дзугаевой А.Ф., Селич О.С. к Войсковой части № МО РФ о взыскании недоплаченного выходного пособия,

у с т а н о в и л:

Молчанов В.И. обратился в суд с иском к войсковой части № МО РФ о доплате выходного пособия, компенсации морального вреда и взыскании заработной платы до того момента, пока не будет произведен полный расчет.

Дзукаева И.С. обратилась в суд с иском к войсковой части № МО РФ о доплате выходного пособия.

Дзугаева А.Ф. обратилась в суд с иском к войсковой части № МО РФ о доплате выходного пособия, компенсации морального вреда и взыскании заработной платы до того момента, пока не будет произведен полный расчет.

Селич О.С. обратились в суд с иском к войсковой части № МО РФ о взыскании недоплаченного выходного пособия, компенсации морального вреда и взыскании заработной платы до того момента, пока не будет произведен полный расчет.

Заявленные требования мотивировали тем, что работали в указанной войсковой части на различных должностях. В связи с сокращением численности штатов и ликвидацией их должностей были уволены по п.2 ст.81 Трудового Кодекса РФ. Согласно ст.139 Трудового Кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 года №922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» для расчета учитываются все премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда. Им при увольнении выплатили выходное пособие без учета денежных вознаграждений по приказу МО РФ №115 от 2009 года. На их заявления, поданные командованию воинской части по вопросу неправильного расчета их выходного пособия, начальником юридической службы 58 Армии был дан ответ, что факты, изложенные в их заявлениях, имеют место. Однако, несмотря на указания командования, до настоящего времени не приняты меры по перерасчету им выходного пособия.

Согласно ч.4 ст.151 ГПК РФ судья, установив, что в производстве данного суда имеется несколько однородных дел, в которых участвуют одни и те же стороны, либо несколько дел по искам одного истца к различным ответчикам или различных истцов к одному ответчику, с учетом мнения сторон вправе объединить эти дела в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения, если признает, что такое объединение будет способствовать правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела.

Суд, с учетом мнения сторон, не возражавших против объединения указанных дел, посчитав, что объединение будет способствовать правильному и своевременному рассмотрению и разрешению, объединил данные дела в одно производство.

Истцы Молчанов В.И., Дзукаева И.С., Дзугаева А.Ф., Селич О.С. при рассмотрении дела подали измененные исковые требования о взыскании недоплаченного выходного пособия, которые были приняты судом.

В судебном заседании истец Дзукаева И.С. измененные исковые требования о взыскании недоплаченного выходного пособия в размере 18 396 рублей поддержала и пояснила суду, что работала в войсковой части № МО РФ на должности ... с .... В связи с сокращением штатов и ликвидацией её должности, она была уволена ... по п.2 ст.81 Трудового Кодекса РФ. Согласно ст.139 Трудового Кодекса РФ и Постановлению Правительства РВ от 24.12.2007 года №922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» для расчета среднего заработка учитываются все премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда. Ей при увольнении выплатили выходное пособие без учета денежных вознаграждений по приказу МО РФ №115 от 28.03.2009 года, начисленных и выплаченных в расчетный период. В последующем, при выплате ей среднего месячного заработка на период трудоустройства также не были учтены денежные вознаграждения. В связи с сокращением штатов все члены комиссии по трудовым спорам были уволены. На её заявление командованию воинской части по вопросу неправильного расчета выходного пособия начальником юридической службы 58 Армии был дан ответ, что факты, изложенные в её заявлении, имеют место. Однако, несмотря на указания командования войсковой части №, по настоящее время не приняты меры по перерасчету выходного пособия и среднемесячного заработка на период трудоустройства и выплаты, ей полагающейся суммы. Пояснила также, что по Указу Президента РФ №1459 от 26.12.2006 года, при сокращении численности гражданского персонала размеры фондов оплаты труда, исчисленные на ... сохраняются на очередной и последующие годы (п.5). Министру Обороны РФ дается право использовать высвободившиеся средства федерального бюджета на оплату труда гражданскому персоналу, при сокращении численности работников, на выплату премии по результатам работы (п.7). в Приказе Министра Обороны №115 от 28.03.2009 года утверждается Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на премии лицам гражданского персонала (или материальное стимулирование). В Приказе Министра Обороны РФ № от ... предусмотрены выплаты в соответствии с Федеральными Законами (п.2 б), поэтому начисленные ей премии (материальное стимулирование) в декабре 2009 года и в августе 2010 года учитываются для расчета среднего заработка. Выплата выходного пособия при увольнении по сокращению штатов осуществляется в пределах фонда оплаты труда гражданского персонала Министерства Обороны РФ (Указ Президента №1459 п.8, абз.3). Размер денежных средств на материальное стимулирование определяется финансово-экономическими органами по итогам квартала (п.4 Приказа №115), причем после осуществления выплат по зарплате гражданскому персоналу и иных выплат, установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ. В том числе выходное пособие и среднемесячный заработок на период трудоустройства (ст.178 ТК РФ). Поэтому не может быть речи о том, что их выплаты при увольнении слишком большие и нет фондов. Премии по Приказу №115 выплачиваются из фонда оплаты труда по подстатье расходов 211-заработная плата и облагаются налогами, как и заработная плата. Поэтому премия по Приказу №115 не может быть вне системы оплаты труда, как, например, разовые премии (к праздникам, юбилейным датам). Просила удовлетворить исковые требования и взыскать с войсковой части № МО РФ недоплаченную сумму выходного пособия в размере 18 396 рублей.

В судебном заседании истец Дзугаева А.Ф. измененные исковые требования поддержала и просила взыскать с войсковой части № МО РФ, недоплаченное выходное пособие в размере 45 286,65 рублей, пояснив, что полностью поддерживает пояснения Дзукаевой И.С. и считает, что премии, выплаченные им по Приказу МО № должны входить в расчет выходного пособия.

В судебном заседании истец Селич О.С. измененные исковые требования о взыскании с войсковой части № МО РФ недоплаченного выходного пособия в размере 27 349,51 руб. поддержала, пояснив, что поддерживает пояснения, данные Дзукаевой И.С.

В судебном заседании истец Молчанов В.И. измененные исковые требования о взыскании с войсковой части № МО РФ недоплаченного выходного пособия в размере 50 031,70 руб. поддержал и пояснил, что премия по приказу № должна учитываться при расчете выходного пособия, также поддержал пояснения, данные Дзукаевой И.С.

В судебном заседании представитель войсковой части № Касумова А.В., действующая на основании доверенности № от ... исковые требования не признала, пояснив, что войсковая часть № является филиалом Федерального бюджетного учреждения-Управления Южного военного округа и руководствуется в своей деятельности законодательством РФ, а также указаниями вышестоящего командования. Командование войсковой части обращалось в вышестоящий штаб с просьбой разъяснить основания включения или не включения суммы премии, выплаченной в соответствии с приказом Министра Обороны РФ 2009 года №115 в расчет среднего заработка для начисления отпускных и пособия по временной нетрудоспособности, а также выплате выходных пособий и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении. Директором Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Министерства здравоохранения и социального развития РФ было дано разъяснение, в соответствии с которым премия по Приказу Министра Обороны РФ №115 от 28.03.2009 года не включается в расчет среднего заработка. Также пояснила, что при исчислении среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат (ст.139 ТК РФ). Положением №922 от 24.12.2007 года «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» пп. «н» п.2 установлено, что к выплатам, учитываемым при расчете среднего заработка, относятся премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда. Согласно дополнительным разъяснениям Федеральной службы по труду и занятости, при исчислении средней заработной платы работодатель может учесть все начисленные в расчетном периоде премии, предусмотренные системой оплаты труда и закрепленные в положении об оплате труда или положении о премировании. Исключение составляют премии, выплачиваемые в организации вне системы оплаты труда (разовые премии), например, к юбилейным датам, праздникам, за выполнение срочной работы вне должностных обязанностей и т.д. Учитывать их при исчислении средней заработной платы оснований нет (письмо Роструда от 23.10.2007 года). При расчете средней зарплаты включаются те премии (в том числе и единовременные), которые отражены во внутренних документах организации. К таким документам, в частности, можно отнести Положение о премировании, коллективном договоре и др. Основным руководящим документом по оплате труда гражданского персонала отдельных органов Министерства Обороны РФ выступает приказ Министра Обороны РФ №90 от 02.03.2001 года «Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства Обороны РФ» (вместе с «Положением об исчислении стажа работы гражданского персонала отдельных органов Министерства Обороны РФ для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет», «Положением о порядке выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы гражданскому персоналу отдельных органов Министерства Обороны РФ», «Положением о премировании по результатам работы гражданского персонала отдельных органов Министерства Обороны РФ»). В соответствии с вышеуказанным Положением (Приложение №4 к Приказу Министра Обороны РФ от 2.03.2001 г. №90 с 1.01.2001 г. гражданскому персоналу отдельных органов Министерства Обороны РФ выплачиваются премии по результатам работы в соответствии с утвержденным данным Приказом Положением; ежегодно утверждаются фонды оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства Обороны РФ, предусматривая сверх суммы средств, направляемых для выплаты им должностных окладов, средства на выплату (в расчете на год), в том числе премий по результатам работы-в размере 3-х должностных окладов; на премирование гражданского персонала при утверждении фонда заработной платы на соответствующий год предусматриваются средства в размере 3 должностных окладов (25 процентов должностного оклада в расчете на месяц) по всем должностям, комплектуемым лицами из числа гражданского персонала и предусмотренным штатом и примечаниями к штату отдельного органа Министерства Обороны РФ, премирование гражданского персонала производится, как правило, по результатам работы за месяц (квартал); премия выплачивается одновременно с заработной платой за проработанное время и учитывается во всех случаях исчисления среднего заработка. Таким образом, считает, что вышеуказанная премия является единственной премией гарантированной к выплате гражданскому персоналу отдельных органов Министерства Обороны РФ действующим законодательством РФ, и именно она учитывается при исчислении среднего заработка. Премия, предусмотренная Приказом Министра Обороны РФ от 28.03.2009 года №115 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала вооруженных сил РФ», выплачивается исключительно по инициативе Министра Обороны РФ и не является гарантированной и обязательной выплатой, она не закреплена ни в Положении о премировании, ни в трудовых договорах работников, ни в каких либо еще локальных нормативно-правовых актах. При этом расходы на материальное стимулирование осуществляются за счет высвободившейся в результате сокращения численности личного состава вооруженных сил РФ экономии бюджетных средств в пределах доводимых Министерством Обороны РФ на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лицам гражданского персонала. Вследствие чего, считает, что расчеты истцам при увольнении произведены правильно. Пояснила также, что суммы недоплаченного выходного пособия, указанные истцами в исковых заявлениях высчитаны правильно и если бы войсковая часть признавала исковые требования, то согласилась бы с указанными расчетами. Пояснила также, что никакого письменного распоряжения о том, чтобы выплаченная по Приказу МО РФ №115 премия, не учитывалась при исчислении выходного пособия и отпускных не поступало. Было устное распоряжение вышестоящего начальства о том, чтобы выплаченные премии в крупных суммах не учитывались при расчете выходного пособия. На момент начисления истцам выходного пособия было устное указание начальства, которое они не могли не исполнить. Просила исковые требования Дзукаевой И.С., Дзугаевой А.Ф., Молчанова В.И. и Селич О.С. оставить без удовлетворения по вышеизложенным основаниям.

В судебном заседании представитель Государственной инспекции труда в РСО-Алания - Мильдзихова Э.В., действующая на основании доверенности № от ... дала заключение, согласно которомув соответствии со статьей 140 ТК РФ, работодатель в день прекращения трудового договора должен произвести работнику все причитающиеся расчеты. В соответствии со статьей 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. В соответствии со статьей 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. Для определения размера причитающихся сумм используется средний дневной заработок (статья 139 ТК РФ). Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. Аналогичное положение содержится в Постановлении РФ от 24 декабря 2007 года № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы). Приказом Минобороны РФ от 10 ноября 2008 г. N 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583» утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», в соответствии с которым к выплатам стимулирующего характера относятся премия по результатам работы учреждения за квартал. Приказом Министра Обороны РФ от 02.03.2001 года №90 «Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны РФ» утверждено Положение о премировании по результатам работы гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны РФ, в соответствии с которым премирование гражданского персонала производится, как правило, по результатам работы за месяц (квартал). Выплачиваемая премия является формой материального стимулирования эффективного и добросовестного труда, а также конкретного вклада работника в успешное выполнение задач, стоящих перед отдельным органом Министерства обороны РФ и его структурным подразделением. Основанием для выплаты премии является приказ руководителя отдельного органа Министерства обороны РФ с указанием её конкретного размера (в рублях) каждому работнику. В соответствии с п.7 Положения о премировании по результатам работы гражданского персонала отдельных органов Минобороны РФ премия выплачивается одновременно с заработной платой за проработанное время и учитывается во всех случаях исчисления среднего заработка. Так как, премия выплачивалась на основании Приказа Минобороны РФ от 28 марта 2009 года №115 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала ВС РФ» (утратил силу) и в соответствии с указанным приказом являлась «мерой материального стимулирования, то данная выплата должна учитываться при исчислении среднего заработка.

Выслушав объяснения истцов, представителя ответчика, специалиста, свидетеля, заключение специалиста Государственной инспекции труда в РСО-Алания, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования Дзукаевой И.С., Дзугаевой А.Ф., Молчанова В.И. и Селич О.С. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статьи 6 раздела 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

В силу статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

С учетом изложенного, истцы Дзукаева И.С., Дзугаева А.Ф., Молчанов В.И. и Селич О.С. воспользовались своим правом на судебную защиту в полной мере и обратились в суд с указанными исками.

Материалами гражданского дела установлено.

Истцы Молчанов В.И., Дзукаева И.С., Дзугаева А.Ф. и Селич О.С. уволены приказом начальника штаба войсковой части № от ... в связи с сокращением численности или штата работников организации с ..., что подтверждается выписками из приказа.

Согласно справке-докладу начальника юридической службы 58 Армии подполковника ФИО1 - на момент увольнения истцов были нарушения трудового законодательства, выразившиеся в не включении при окончательном расчете в состав среднего заработка премии по приказу МО РФ №115 от 2009 года, что он и отметил в своей справке. Каких-либо письменных указаний ему представлено в ходе проверки не было.

Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста ФИО3, пояснила, что все выплаты, предусмотренные приказом № являются обязательными и гарантированными. Выплата же по Приказу Министра обороны №115 от 28 марта 2009 года является временной и не является экономией их общего фонда заработной платы, а образуется за счет сокращения и увольнения военнослужащих. В ноябре, декабре 2009 года они впервые получили эти выплаты, суммы были выплачены на усмотрение командира и согласованы на общем собрании, всем выплатили равные суммы. Суммы были небольшие, по 34 и 36 тысяч и тогда из Ростова им ответили, чтобы указанные суммы включали в расчет среднего заработка. Когда же в августе гражданский персонал получил огромные суммы по указанному приказу в размере 100 тысяч рублей каждый, то получалось, если включать их в расчет среднего заработка, что съедали не только свой фонд заработной платы, но и фонд заработной платы РФ. Тогда стали обращаться в Ростов, оттуда был по инстанции направлен запрос в Москву и только в декабре они получили указание не включать указанную премию по Приказу № в расчет среднего заработка. Считает, что это правильно, поскольку премия, предусмотренная указанным приказом, не является гарантированной и не входит в систему оплаты труда.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО2 пояснила суду, что ... истцы были уволены, и она сделала им расчет. Перед тем, как сделать расчет, они сделали устный запрос в финансово-экономическое управление Северо-Кавказского округа, им был дан ответ, что выплаты по приказу №115 не включать в расчет среднего заработка. Она попросила письменное указание, на что ей ответили, что сами направят письменный запрос в Москву, в связи с этим расчет истцам был сделан без учета выплаченной премии. Считает, что правильно сделала расчет, поскольку выплата по приказу №115 не входит в фонд оплаты труда и не должна входить в начисление средней заработной платы. Министр Обороны, как работодатель, просто распределяет высвободившиеся суммы. В декабре 2010 года пришел письменный ответ с указанием не включать в средний заработок указанные премии, поскольку данная премия не является премией по трудовому договору.

Представитель ответчика Касумова А.В., давая объяснения в судебном заседании не представила суду каких либо письменных распоряжений вышестоящего командования о запрете включения премии, выплаченной по приказу МО РФ №115 от 28.03.2009 года, в расчет выходного пособия и начисления отпускных. Представленное ею письмо Директора Департамента Министерства здравоохранения и социального развития РФ ... № от ..., направленное в адрес Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ не является указанием к тому, чтобы указанная премия не засчитывалась в расчет среднего заработка, поскольку речь в данном письме не идет конкретно о Приказе Министра обороны РФ №115 от 28.03.2009 года, кроме того датировано данное письмо ..., тогда как истцы уволены с работы с ..., т.е. на момент их увольнения не было даже указанного разъяснения.

Однако, допрошенная в судебном заседании ФИО3, пояснила, что ранее выплаченные премии по приказу Министра обороны РФ № она лично включала в расчет среднего заработка при начислении отпускных, мотивируя это тем, что суммы были небольшие.

Согласно статье 139 Трудового Кодекса РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

Как усматривается из Постановления Правительства РФ №922 от 24.12.2007 года «Об особенностях исчисления средней заработной платы» (в ред.Постановления Правительства РФ от 11.11.2009 г. №916) и Положения «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (в ред.Постановления правительства РФ от 11.11.2009 г.№916), в соответствии с п.2 для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда (пп. «н» п.2).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года №1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти Министр Обороны Российской Федерации издал Приказ №115 от 28 марта 2009 года, которым утвержден «Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации». Согласно данному Положению дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала (материальное стимулирование) выплачиваются ежеквартально в пределах объемов фондов денежного довольствия военнослужащих и фондов оплаты труда лиц гражданского персонала. Расходы на материальное стимулирование осуществляются за счет высвободившейся в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации экономии бюджетных средств в пределах доводимых Министерством обороны российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лицам гражданского персонала. В п.8 Положения указывается, что суммы выплаченного материального стимулирования учитываются и в отчетности отражаются отдельно с расшифровкой выплаченных сумм и количества личного состава, получившего эти сумму. Какого либо указания на то, что указанные выплаты не должны учитываться при расчете среднего заработка, Положение не содержит, как не содержит и указания на то, что данные премии не входят в систему оплаты труда.

В настоящее время Приказ Министра обороны РФ №115 от 28.03.2009 года отменен Приказом Министра обороны РФ №1010 от 26.07.2010 года, который также не содержит указаний на не включение премий гражданскому персоналу в расчет среднего заработка.

Не представлено таких доказательств суду и стороной ответчика, поскольку и представитель ответчика Касумова А.В. и допрошенные судом ФИО3, ФИО2 ссылались на устное указание руководства о не включении премии по Приказу Министра обороны №115 от 28.03.2009 года в расчет среднего заработка. На момент расчета истцов, ..., никаких письменных распоряжений в войсковой части 47084 не было. Из представленного суду письма Директора Департамента Министерства здравоохранения и социального развития РФ ... № от ..., направленного в адрес Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ не усматривается, что речь идет о не включении премий, выплаченных по Приказу Министра обороны РФ №115 от 28.03.2009 года в расчет среднего заработка, также из этого ответа не усматривается, что это распоряжение вышестоящего руководства, обязывающего бухгалтеров не включать премии по Приказу Министра обороны РФ №115 в расчет исчисления среднего заработка.

Приказ Министра обороны РФ №115 от 28.03.2009 года (ныне Приказ №1010 от 26.07.2010 года) являлся равным среди других нормативно-правовых актов, регулирующих оплату труда гражданского персонала ВС РФ, как и Приказ Министра обороны РФ «Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов МО РФ» №90 от 02.03.2001 года, который был издан во исполнение Постановления Правительства РФ от 30.12.2000 года №1027 «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства».

Приказ Министра обороны РФ №90 и его Приложения определяют систему оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, систему доплат и надбавок стимулирующего характера и систему премирования, что соответствует также нормам статьи 135 Трудового Кодекса РФ. Приказ №115 от 28.03.2009 года и Приложение к нему определяют систему премирования (материального стимулирования).

Согласно статье 129 Трудового Кодекса РФ в оплату труда работников (заработную плату) помимо других выплат входят и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки, надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, суд считает, что выплаты по Приказу №115 Министра обороны РФ от 28.03.2009 года входят в систему оплаты труда и включаются в расчет среднего заработка в соответствии с Постановлением Правительства РФ №922 от 24.07.2007 года «Об особенностях порядка исчисления среднего заработка» (пункт 2 «н» - премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда).

Согласно статье 57 Трудового Кодекса РФ по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

Таким образом, если премии, выплаченные гражданскому персоналу по Приказу Министра обороны №115 от 28.03.2009 года, не указаны в трудовом договоре, данное основание не может служить поводом для не включения указанных премий в расчет среднего заработка.

Доводы ответчика о том, что премии по приказу Министра обороны РФ №115 не гарантированы, не соответствуют действительности, поскольку в Приказе Министра обороны четко указано о выплате данных премий ежеквартально в пределах объемов фондов денежного довольствия военнослужащих и фондов оплаты труда лиц гражданского персонала. То, что указанные премии выплачивались гражданскому персоналу несвоевременно, это относится к исполнению данного Приказа, но никак не говорит о том, что премии не гарантированы. По Приказу №115 не гарантирован размер выплачиваемых премий, поскольку Министру обороны РФ дается право использовать высвободившиеся средства федерального бюджета, оплату труда гражданскому персоналу, при сокращении численности работников, на выплату премии по результатам работы (п.7 Указа Президента РФ №1459). Размер денежных средств на выплату премии определяется финансово-экономическими органами и итогам квартала, после осуществления выплат по зарплате гражданскому персоналу и иных выплат, установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ.

Что касается конкретных сумм взыскиваемого недоплаченного выходного пособия, то стороной ответчика данные расчеты проверены и не оспаривались в судебном заседании.

При таких обстоятельствах, суд считает, что доводы истцов нашли свое подтверждение в судебном заседании, и подлежат удовлетворению как доказанные и обоснованные.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.193-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Молчанова В.И., Дзукаевой И.С., Дзугаевой А.Ф., Селич О.С. к Войсковой части № МО РФ о взыскании недоплаченного выходного пособия - удовлетворить.

Взыскать с Войсковой части № МО РФ недоплаченное выходное пособие в пользу Молчанова В.И. в размере 50 031 (пятьдесят тысяч тридцать один) рубль 70 копеек; в пользу Дзукаевой И.С. в размере 18 396 (восемнадцать тысяч триста девяносто шесть) рублей; в пользу Дзугаевой А.Ф. 45 286 (сорок пять тысяч двести восемьдесят шесть) рублей 65 копеек; в пользу Селич О.С. 27 349 (двадцать семь тысяч триста сорок девять) рублей 51 копейку.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РСО-Алания через Советский районный суд г.Владикавказ в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья В.В. Колобкова

В окончательной форме текст решения изготовлен 25 марта 2011 года