НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания) от 14.10.2013 № 2-2575/13

Дело № 2-2575/13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 октября 2013 года       г. Владикавказ

Советский районный суд г. Владикавказ РСО-Алания в составе:

Председательствующего судьи Тотровой Е.Б.

При секретаре Такаевой А.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Казанбиева И.З., Казанбиевой Т.Х. к Военному комиссариату РСО-Алания о повышении пенсии по потере кормильца, взыскании задолженности и судебных расходов

У с т а н о в и л :

Казанбиев И.З. и Казанбиева Т.Х. обратились с требованием о повышении пенсии по потере кормильца и взыскании задолженности, мотивируя свои требования тем, что получают пенсию по потере кормильца сына ФИО1, которая им назначена с июня 2005г. Сын погиб при исполнении обязанностей военной службы при проведении КТО на территории Чеченской республики. Считают, что имеют право на повышение пенсии по потере кормильца, предусмотренное п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей». Расчет пенсии должен производится с учетом увеличения на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 названного Закона.

В ходе судебного разбирательства истцы увеличили размер исковых требований, просили с учетом расчета задолженности ООО «<данные изъяты>» взыскать с ответчика в их пользу задолженность по выплате пенсии в размере 132 876,48 рублей, обязать выплачивать ежемесячно с октября 2013 года пенсию в повышенном размере, взыскать с ответчика судебные издержки по оформлению полномочий по доверенности по 500 рублей каждому, в пользу Казанбиева И.З. по оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей.

В судебном заседании представитель истцов Медведев А.П. исковые требования с учетом увеличения и дополнения, поддержал в полном объеме и пояснил, что ранее истцам была назначена пенсия по случаю потери кормильца в размере 40% денежного довольствия погибшего члена семьи, однако пенсия им выплачивается без учета требований ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". В соответствии с названной нормой члены семьи погибшего ветерана боевых действий имеют право на повышение в размере 32% расчетного размера пенсии, установленного в размере базовой части пенсии. Погибший военнослужащий (кормилец) имел статус "ветерана боевых действий" в силу ст. 3 Закона "О ветеранах". Истцы Казанбиев И.З. и Казанбиева Т.Х. получают пенсию по потере кормильца - своего сына, погибшего при проведении КТО на территории Чеченской Республике. Пенсия назначена с июня 2005 года. Сами истцы ветеранами не являются. Погибший фактически является ветераном боевых действий, но удостоверения соответствующего образца у него не было, т.к. он не успел реализовать свое право и получить удостоверение. Не отрицает, что истцы не обращались в Военный комиссариат РСО-Алания с заявлением о повышении пенсии. Считает, что истцы имеют право на повышение пенсии на 32% с начала получения пенсии, просит взыскать задолженность с ответчика в пользу истцов по 132 876,48 рублей, по расчету, составленному ООО «<данные изъяты>», обязать Военный комиссариат РСО-Алания выплачивать истцам с октября 2013 года пенсию в повышенном размере. Более того, просил учесть, что истцы понесли расходы в виде оформления доверенности по 500 рублей каждый, а также с Казанбиевым И.З. был заключен договор об оказании юридических услуг, по условиям которого была внесена сумма 15 000 рублей, которые просит взыскать с ответчика.

Представитель ответчика Садовничий М.В., действующий по доверенности, исковые требования не признал, пояснив, что истцы являются родителями военнослужащего по контракту ФИО1, который погиб .... при исполнении служебных обязанностей в составе ОГВ (С) при проведении КТО ЧР. В связи с этим истцам была назначена пожизненная пенсия по случаю потери кормильца в размере 40% должностного оклада погибшего, которая индексируется и повышается в соответствии с действующим законодательством и в настоящее время составляет 7 384,70 рубля каждому из родителей. Считает, что правом повышения пенсии на 32%, на которые претендуют истцы, имеют право пенсионеры, имеющие статус ветерана боевых действий, каковыми истцы не являются. Более того, права ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войн, участников ВОВ и ветераном боевых действий, а также реализация мер социальной поддержки осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца. Поскольку истцами такое удостоверение не предъявлялось, обращение в специальную комиссию не последовало, решение о выдаче либо отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий не принималось. При таких обстоятельствах истцы, не имеющие статуса ветерана боевых действий, не имеют право на повышение пенсии по случаю потери кормильца.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, производится на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей".

В соответствии со ст. 5 Закона РФ N 4468-1, в случае гибели или смерти лиц, на которых распространяется действие этого Закона, их семьи приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Согласно ст. 49 Закона N 4468-1 пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

В ст. 45 Закона N 4468-1 приведен перечень категорий пенсионеров, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу данных лиц отнесены и ветераны боевых действий.

Закон РФ N 4468-1 предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст. 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого согласно ст. 43 вышеуказанного Закона, то есть тех сумм выплат, которые получал сам кормилец.

Поскольку ст. 45 помещена в разделе "Исчисление пенсий", где учитываются общие положения для всех видов пенсий, назначаемых на основании данного Закона, сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.

Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие, а субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 29 Закона РФ N 4468-1 являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.

В соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ N 4468-1 пенсия гражданам, погибшие кормильцы которых, будучи сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск, имели статус ветеранов боевых действий или фактически являлись ими на основании Федерального закона от 27.11.2002 N 158-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" (далее - Федеральный закон N 158-ФЗ), вступившего в силу с 01.01.2004 (пенсия ветеранам боевых действий повышалась:

с 01.01.2002 - на 100% установленного законодательством РФ минимального размера пенсии по старости, указанного в ч. 1 ст. 46 Закона РФ N 4468-1;

с ... - на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 этого Закона).

Согласно справкам ВК РСО-Алания от .... за № и № Казанбиев И.З. и Казанбиева Т.Х. являются пенсионерами МО РФ и получают пенсию по случаю потери кормильца с .... за сына рядового к/с ФИО1, погибшего при исполнении обязанностей военной службы .... при проведении КТО на территории ЧР, и размер пенсии составляет по 7 357,08 рублей каждому.

Согласно свидетельству о смерти ФИО1 умер ...., место смерти <данные изъяты> (актовая запись № от ....).

Из извещения от .... № следует, что ФИО1 погиб при исполнении служебных обязанностей в составе ОГВ (С) при проведении КТО ЧР.

Указанное обстоятельство подтверждается медицинским освидетельствованием о смерти серии № от ....

Ответчиком не оспаривается факт гибели ФИО1 при проведении КТО на территории Чеченской Республики, указав, что военнослужащий погиб через месяц после подписания контракта и не успел получить удостоверение ветерана боевых действий. Однако не считает погибшего ветераном боевых действий, т.к. нахождение на территории ЧР при проведении КТО не означает, что ФИО1 имеет статус ветерана боевых действий. Поэтому истцам была начислена пенсия по случаю потери кормильца без учета повышения на 32%.

В судебном заседании обозревалось пенсионное дело ФИО1, из которого следует, что его родителям Казанбиеву И.З. и Казанбиевой Т.Х. выданы пенсионные удостоверения, и в них указано, что пенсия назначена по случаю потери кормильца.

В подтверждение своих доводов ответчик представил суду справки, из которых следует, что истцы по статусу не являются ветеранами боевых действий, получают пенсию по случаю потери кормильца в ВК РСО-Алания за своего сына.

Доводы представителя ответчика о том, что право на получение пенсии по случаю потери кормильца согласно положениям Закона РФ N 4468-1 имеют только сами военнослужащие внутренних войск, а не члены их семей, а также о том, что для применения ст. 45 Закона РФ N 4468-1 ("Повышения пенсий некоторым категориям пенсионеров") погибшему сотруднику органов внутренних дел и военнослужащему внутренних войск необходимо иметь статус ветерана боевых действий, впервые установленный Федеральным законом от 27.11.2002 N 158-ФЗ (далее - Федеральный закон N 158-ФЗ) с 01.01.2004 - несостоятельны.

Статья 5 Закона РФ N 4468-1 имеет прямое указание о том, что в случае гибели или смерти лиц, на которых распространяется действие этого Закона, их семьи приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца, а также положения Федерального закона N 158-ФЗ, позволяющие считать ветеранами боевых действий сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, погибших в ходе выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнения задач в условиях контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года и не имевших возможности получить удостоверения ветерана боевых действий установленного образца, выдача которых началась по Постановлению Правительства РФ от 19.12.2003 N 763.

Из материалов дела видно, что сын истцов ФИО1 погиб .... при участии в боевых действиях при исполнении обязанностей военной службы на территории Чеченской Республики. Следовательно, он являлся ветераном боевых действий и в соответствии со ст. 45 Закона РФ N 4468-1 при жизни имел право на повышение пенсионных выплат с учетом 32%.

На основании ст. ст. 29, 30 Закона РФ N 4468-1 истцы относятся к числу лиц, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца за сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, относящихся к ветеранам боевых действий.

Следовательно, повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, но и членам их семьи, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца.

В соответствии со статьей 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции, действовавшей до 01 января 2010 года) минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере базовой части трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") и пересматривается одновременно с увеличением размера базовой части трудовой пенсии по старости (пункт 6 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") исходя из этого увеличения.

Как установлено статьей 46 названного Закона (в редакции, действующей с 01 января 2010 года) минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в постановлении от 14 февраля 2000 года N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при присуждении ко взысканию не выданных выплат суд в случае признания заявления обоснованным в соответствии с законом, должен восстановить нарушенные права заявителя в полном объеме. Поэтому лицу, право которого на своевременное получение денежных выплат было нарушено, должен быть в полном объеме компенсирован понесенный в связи с этим ущерб и в частности потери от инфляции. При определении убытков от инфляции размер подлежащих выплате денежных сумм может определяться с учетом индекса потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25 марта 2002 года N 23 утверждены Основные положения о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен, в соответствии с которыми утверждаются индексы потребительских цен по итогам каждого месяца.

Согласно ст. 58 Вышеназванного закона сумма пенсии, начисленная пенсионеру из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, но не востребованная им своевременно, выплачивается за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за ее получением.

Представитель истцов Медведев А.П. считает, что истцы имеют право на повышенную пенсию с ...., со дня назначения им пенсии, поэтому просит взыскать задолженность именно с этой даты в размере по 132 876,48 рублей каждому, в подтверждение чего представил суду расчет задолженности на сентябрь 2013 года.

При этом суд считает, что истцам следует взыскать задолженность по невыплаченной пенсии за последние три года, предшествующие решению суда.

Поскольку при наличии формулы суд сам может произвести расчеты, следовательно, нет необходимости назначать по делу и проводить оценочную экспертизу.

Представленный истцами расчет суд во внимание не берет, поскольку для расчета доплат к пенсии применяется определенная формула.

Представителем ответчика представлена формула расчета доплаты к пенсии, предусмотренной ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1:

N*32%*п, где N = 3 692,35 - социальный размер пенсии в РФ, ежегодно индексируемый с учетом коэффициента инфляции с 01.04.2013г.; п- количество месяцев назад с даты предполагаемой начала выплаты (3 692,35х32%х36=42 535,87) рублей каждому.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные судебные расходы.

Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В обоснование своих требований истцы представили суду доверенность на представление их интересов Медведевым А.П. и договор на оказание услуг в области «права» от ....

Требования Казанбиева И.З. и Казанбиевой Т.Х. в части взыскания расходов по оплате услуг представителя, суд считает подлежащими оставлению без удовлетворения. Из представленной доверенности следует, что она выдана Медведеву А.П. на представление интересов шести человек, за оформление которой взыскано по тарифу и за услуги 1 500 рублей. Истцы просят взыскать по 500 рублей каждому, в то время как из доверенности не видно, кем была произведена оплата, квитанция соответствующего образца не представлена, доверенностью предоставлено право на участие не только в настоящем гражданском деле, но и по другим основаниям, сроком на три года.

Из договора следует, что он заключен .... между Казанбиевым И.З. и Медведевым А.П. на оказание услуг в области «права». В п. 2 настоящего Договора указаны условия, что Поверенный (Медведев А.П.) обязуется изучить представленные документы, и проинформировать Клиента о возможных вариантах решения проблемы, подготовить необходимые документы в суд и осуществить представительство интересов клиента на всех стадиях судебного процесса при рассмотрении гражданского дела. При этом отсутствуют сведения какие конкретно документы изучал Медведев А.П., по каким именно проблемам предлагались варианты их разрешения, а также наименование гражданского дела. Представительство в суде осуществляется на основании доверенности. При этом суд учитывает, что имеющаяся в материалах дела доверенность, на представление интересов, в том числе истца Казанбиева И.З. датирована ...., задолго до составления договора на оказание услуг. Также суд учитывает, что отсутствует расписка, подтверждающая передачу денег в счет оказания услуг Казанбиевым И.З.

Таким образом, требования истцов о взыскании судебных расходов удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования Казанбиева И.З. и Казанбиевой Т.Х. удовлетворить частично.

Обязать Военный комиссариат РСО-Алания выплачивать Казанбиеву И.З. и Казанбиевой Т.Х. ежемесячно с 01.10.2013г. пенсию в повышенном размере в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1.

Взыскать с Военного Комиссариата РСО-Алания задолженность в пользу Казанбиева И.З. в размере 42 535,87 (сорок две тысячи пятьсот тридцать пять) рублей 87 копеек, в пользу Казанбиевой Т.Х. в размере 42 535,87 (сорок две тысячи пятьсот тридцать пять) рублей 87 копеек.

Исковые требования Казанбиева И.З. и Казанбиевой Т.Х. о взыскании судебных расходов оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РСО-Алания в течение месяца со дня изготовления его в окончательном виде.

Судья          Тотрова Е.Б.