НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания) от 12.09.2016 № 2-3053/16

Дело №-2-3053/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Владикавказ 12 сентября 2016 года

Советский районный суд г.Владикавказ РСО- Алания в составе: председательствующего судьи Макоевой Э.З.,

при секретаре судебного заседания Кодзаевой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФКУ «Военный Комиссариат Республики Северная Осетия-Алания» Минобороны России о признании права на повышение пенсии, возложении обязанности по повышению пенсии по случаю потери кормильца, возложении обязанности по осуществлению перерасчета пенсии с учетом повышения, признании права на перерасчет ежемесячной денежной компенсации, возложении обязанности выплачивать денежную компенсацию с учетом изменения состава семьи и перерасчета денежной компенсации,

у с т а н о в и л:

Ткаченко Н.О. обратилась в суд с вышеуказанными требованиями к ФКУ «Военный Комиссариат Республики Северная Осетия-Алания» Минобороны России. Из иска следует, что она является дочерью погибшего 18.01.1995г. военнослужащего при выполнении боевого задания в Чеченской Республике Ткаченко О.В. в связи с чем ей была назначена пенсия по случаю потери кормильца. В соответствии со ст. 45 Закона № 4468-1 " О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» ( далее Закон), истица имеет право на повышение в размере 32% расчетного размера пенсии, установленного в размере социальной пенсии, пенсии по случаю потери кормильца, которая подлежит начислению с 01.01.2008г. На письменное обращение истицы об установлении предусмотренного Законом повышения пенсии, ответчик ответил отказом, со ссылкой на то, что назначение повышенного размера пенсии возможно лишь самим ветеранам, но не членам их семей. Считает данный отказ необоснованным. В связи с гибелью отца она получала ежемесячную денежную компенсацию с 01.01.2012г. в размере 14 000 руб., с 01.01.2015г. в размере 16361,47 руб. Указанная выплата осуществлялась исходя из количества членов семьи погибшего, обладающих таким правом, включая его сына. Считает, что ее письменное обращение к ответчику о необходимости увеличения выплачиваемой ей ежемесячной денежной компенсации в связи с окончанием сыном погибшего Ткаченко О.О. обучения и последовавшей утратой права на получение данной компенсации, необоснованно оставлено без удовлетворения, со ссылкой на ст. 1089 ГК РФ. Просит суд удовлетворить иск на основании п. «г» ст.45 Закона РФ №4468-1 от 12.02.1993 года, и признать за право на повышение расчетного размера пенсии по случаю потери кормильца на 32%, обязать ответчика повысить пенсию с 01.01.2008г. и осуществить перерасчет по 07.06.2016г., а также со ссылкой на п.9 ст. 3 ФЗ от 07.11.2011 № 306-ФЗ " О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" признать за ней право на перерасчет ежемесячной денежной компенсации, в связи с уменьшением состава семьи, выплатить компенсацию с 10.10.2014г. и обязать ответчика осуществить перерасчет.

Представитель истца Шедов Д.В., действующий на основании надлежаще оформленной доверенности исковые требования поддержал в полном объеме, дав приведенное в иске обоснование.

Представитель ФКУ «Военный Комиссариат Республики Северная Осетия-Алания» Минобороны России- Рубаева Ж.В., действующая на основании надлежаще оформленной доверенности, исковые требования не признала по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление Ткаченко Н.О., просила в иске отказать.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Ткаченко Н.О. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. «г» ч.1 ст.45 Закона, пенсии за выслугу лет, по случаю потери кормильца, повышаются членам семьи ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в ст.3 Федерального закона «О ветеранах», на 32% расчетного размера пенсии с 01.01.2008г. Таким образом, п. «г» ч.1 ст.45 Закон РФ от 12.02.1993 года №4468-1 определен круг лиц, которым повышаются ранее установленные размеры пенсий. К числу таких лиц отнесены получающие пенсию по случаю потери кормильца члены семей ветеранов боевых действий. Однако, данная норма не устанавливает самостоятельного регулирования в части определения лиц, относящихся к ветеранам боевых действий, поскольку носит отсылочный характер. В связи с этим применение п. «г» ч.1 ст.45 Закон РФ от 12.02.1993 года №4468-1 возможно только в системной связи со ст.3 и иными положениями Федерального закона " О ветеранах" от 12.01.1995 года №5-ФЗ.

Согласно ст.3 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ. «О ветеранах» (в ред. Федеральных законов от 27.11.2002 года №158-ФЗ, от 29.06.2004 года №58-ФЗ) к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Федеральным законом от 27.11.2002 года №158-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах» в подп.1 ч.1 ст.3 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ и в раздел 3 приложения к этому Федеральному закону были внесены вступившие в силу с 1.01.2004 года изменения, согласно которым боевыми действиями на территории РФ признаются выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.

Таким образом, погибший Ткаченко О.В. в силу прямого указания в законе является ветераном боевых действий согласно п.п.1 п.1 ст.3 ФЗ от 12.01. 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии со ст. 5 Закона РФ № 4468-1, в случае гибели или смерти лиц, на которых распространяется действие этого закона, их семьи приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Согласно ст. 49 Закона РФ № 4468-1, пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

Судом установлено, что Ткаченко Н.О. является получателем пенсии по случаю потери кормильца - Ткаченко О.В., умершего ....

В соответствии со ст.5 Закона РФ №44681 от 12.02.1993 года в случае гибели или смерти лиц, на которых распространяется действие этого Закона, члены их семей приобретают право на получение пенсии по случаю потери кормильца, при этом субъектами получения указанной пенсии в соответствии со ст.29 Закона являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.

Закон предусматривает, что повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, но и членам их семей, в случае назначения пенсии по случаю смерти кормильца.

Довод представителя ответчика о том, что статусом «Ветеран боевых действий» обладает непосредственно лицо, которому этот статус установлен и неразрывно связан с личностью его обладателя, в связи с чем, пенсия повышается только самому ветерану, свидетельствует об ином толковании указанных выше норм права и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцами требований поскольку действующее законодательство предусматривает право на повышенный размер пенсии как непосредственно ветерану боевых действий, так и члену его семьи при получении пенсии по случаю потери кормильца.

Суд считает, что Ткаченко О.В., как лицо, принимавшее непосредственное участие в выполнении задач в указанных выше обстоятельствах и в соответствующие периоды на территории Чеченской Республики, относится в ветеранам боевых действий, поэтому, истица, как член семьи ветерана боевых действий, получающая пенсию по случаю потери кормильца, имеет право на её повышение в соответствии с п.«г» ч.1 ст.45 Закон РФ от 12.02.1993 года №4468-1.

В силу п. «б» ч.1 ст.55 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 перерасчет размеров пенсий по случаю потери кормильца производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.

Поскольку истица приобрела право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размером пенсии должна ей выплачиваться со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (ч.2 ст. 55 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1).

Согласно приведенной норме перерасчет пенсий носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявлений пенсионеров, к которым прилагаются необходимые документы.

Учитывая, что обстоятельством, влекущим повышение пенсий по случаю потери кормильца в соответствии с п. «г» ч.1 ст.45 Закон РФ от 12.02.1993 года №4468-1, является отнесение к ветеранам боевых действий новой категории лиц, такое повышение производится с момента обращения лиц, получающих указанную пенсию, в пенсионные органы с заявлением о перерасчете пенсии.

Установлено и не оспаривалось сторонами по делу, что за перерасчетом пенсии Ткаченко Н.О. обратилась 8.10.2014 года. Следовательно, пенсия в повышенном размере ей должна быть установлена с 8 октября 2014 года, а перерасчет произведен с 8 октября 2013 года по 7 июня 2016 года ( дата подачи иска).

Как установлено ст. 46 Закона РФ №4468-1 от 12.02.1993 года минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличение и повышение пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном п.п.1 п.1 ст.18 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в Постановлении от 14 февраля 2000 года №9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» при присуждении ко взысканию не выданных выплат суд в случае признания заявления обоснованным в соответствии с законом, должен восстановить нарушенные права заявителя в полном объеме. Поэтому лицу, право которого на своевременное получение денежных выплат было нарушено, должен быть в полном объеме компенсирован понесенный в связи с этим ущерб и в части потери от инфляции. При определении убытков от инфляции размер подлежащих выплате денежных сумм может определяться с учетом индекса потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики РФ.

Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 25.03.2002 года №23 утверждены Основные положения о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен, в соответствии с которыми утверждаются индексы потребительских цен по итогам каждого месяца.

Представителем истца представлен расчет, согласно которого расчет задолженности повышенной пенсии Ткаченко Н.О. составляет в соответствии с п. "г" ФЗ № 4468-1 от 12.02.1993г. - 154 493, 20 руб. Суд не согласен с указанным расчетом по вышеприведенным основаниям.

Представителем ответчика представлен расчет за период с 08.10.2013г. по 07.06.2016г., согласно которого сумма задолженности повышенной пенсии перед Ткаченко Н.О. составляет 31754, 95 руб. Данный расчет суд находит законным и обоснованным.

Ссылаясь на положения п.10 "Правил выплаты денежной компенсации, установленной частями 9,10,13 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", истица 29.09.2014г. обратилась к ответчику с заявлением о пересмотре размера ежемесячной денежной компенсации, в связи с изменением состава семьи.

Ответом от 08.10.2014г. Ткаченко Н.О. отказано в указанном перерасчете.

Суд считает данный отказ обоснованным по следующим основаниям.

Во исполнение статьи 3 ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и предоставленной законом компетенции Правительством РФ принято Постановление от 22.02 2012 г. N 142, утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Министерством обороны РФ, МВД и ФСБ РФ.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил, ежемесячная денежная компенсация выплачивается членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что ежемесячная денежная компенсация может выплачиваться каждому члену семьи индивидуально.
Выплата ежемесячной денежной компенсации прекращается (п.11) с месяца, следующего за месяцем, в течение которого появились основания для прекращения выплаты ежемесячной денежной компенсации (достижение ребенком 18-летнего возраста, окончание ребенком обучения по очной форме в образовательном учреждении или достижение им 23-летнего возраста и др.).
Постановлением Правительства РФ от 27.02.2015 N 173 наименование Правил изложено в новой редакции, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года, содержит более конкретизированный п.11 Постановления, предусматривающий, что выплата ежемесячной денежной компенсации прекращается с месяца, следующего за месяцем, в течение которого появились основания для ее прекращения (в том числе, окончание ребенком обучения по очной форме в образовательной организации или достижение им 23-летнего возраста….).
Таким образом, нормами статьи 3 ФЗ N 306-ФЗ, устанавливающими основания и порядок определения выплат, возможность перерасчета ежемесячной денежной компенсации не предусмотрена.
Как установлено судом и следует из материалов дела, членами семьи военнослужащего, погибшего при исполнении военной службы, Ткаченко О.В., имеющими право на получение ЕДК являются : дочь Ткаченко Н.О. 1995 г.р и сын Ткаченко О.О. С 01.01.1995 года Ткаченко Н.О. назначена и выплачивается ежемесячная денежная компенсация, как члену семьи погибшего военнослужащего. Наряду с ней, указанную денежную компенсацию получал также сын погибшего - Ткаченко О.О. Размер данной выплаты исчислялся путем деления 14 000 руб. на троих, включая самого погибшего и его двоих детей. В настоящее время размер указанной компенсации составляет 16361,47 руб.
Состав семьи, получавшей ежемесячную денежную компенсацию (сын и дочь погибшего), изменился, поскольку отпали основания для получения данной компенсации у сына погибшего - Ткаченко О.О. в связи с окончанием им учебы. 29.09.2014г. Ткаченко Н.О. обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете ЕДК в связи с изменением состава семьи, однако данное обстоятельство не влечет перерасчета размера ежемесячной компенсации.
Поэтому, требование истца о наличии у заявителя права на перерасчет ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч. 9 ст. 3 ФЗ от 7.11.2011 г. N 306-ФЗ, не соответствует нормам права.
Учитывая особый характер обязанностей государства по отношению к военнослужащим, как лицам, выполняющим конституционно значимые функции, а также задачи Российской Федерации как социального государства по обеспечению эффективной защиты и поддержки семьи и исходя из того, что правовой статус семьи военнослужащего, погибшего при исполнении воинского долга (умершего вследствие увечья, ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы), производен от правового статуса военнослужащего и обусловлен спецификой его профессиональной деятельности, федеральный законодатель предусмотрел особый правовой механизм возмещения вреда, причиненного в связи со смертью кормильца, для членов семей погибших (умерших) военнослужащих.
При этом оспариваемая выплата по своему характеру однородна выплатам по возмещению вреда в связи со смертью кормильца, которые регулируются нормами главы 59 ГК РФ, в частности статьей 1089 Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1089 ГК РФ, установленный каждому из имеющих право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца размер возмещения не подлежит дальнейшему перерасчету, кроме случаев:
рождения ребенка после смерти кормильца;
назначения или прекращения выплаты возмещения лицам, занятым уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего кормильца.
Данная норма содержит отсылку к другим предусмотренным законодательством РФ случаям.
Исходя из системного толкования норм возмещения вреда по случаю потери кормильца, ежемесячная денежная компенсация в связи с гибелью кормильца вследствие военной травмы по своей правовой природе и целевому назначению аналогична выплатам, осуществляемым в системе социального страхования работников от несчастных случаем на производстве и возмещения вреда по случаю потери кормильца по иным основаниям. Федеральный законодатель, установив данную ежемесячную денежную компенсацию, установил схожий порядок определения размера данной выплаты, что и по вышеуказанным основаниям. Ежемесячная денежная компенсация рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 статьи 3 Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ для инвалида соответствующей группы, на количество членов семьи (включая умершего (погибшего) инвалида).
Согласно пункта 10 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации", пересмотр размера ежемесячной денежной компенсации в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, получающей ежемесячную денежную компенсацию, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях производится на основании заявления, подаваемого заявителем в уполномоченный орган по месту жительства, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи этого заявления.
При этом пункт 10 Правил Постановлением Правительства РФ от 27.02.2015 г. N 173 изложен в новой редакции, согласно которой пересмотр размера ежемесячной денежной компенсации в связи с изменением группы инвалидности, а также ее перерасчет в связи с возникновением права членов семьи на получение указанной выплаты и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях производятся на основании заявления, подаваемого заявителем в уполномоченный орган по месту жительства, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи этого заявления.
Данная редакция п. 10 Правил распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2012 года.
Таким образом, в указанном Постановлении конкретизировано, что перерасчет выплаты связан с изменением состава семьи в том случае, если появились в семье новые члены, имеющие право на данную выплату, что предусматривает возможность изменения денежной компенсации лишь в сторону ее уменьшения, но не увеличения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1 к ФКУ «Военный Комиссариат Республики Северная Осетия-Алания» Минобороны России о признании права на повышение пенсии, возложении обязанности по повышению пенсии по случаю потери кормильца, возложении обязанности по осуществлению перерасчета пенсии с учетом повышения, признании права на перерасчет ежемесячной денежной компенсации, возложении обязанности выплачивать денежную компенсацию с учетом изменения состава семьи и перерасчета денежной компенсации, удовлетворить частично.

Признать за ФИО1 право на повышенный размер пенсии, исходя из увеличения расчетного размера социальной пенсии на 32%.

Обязать ФКУ "Военный комиссариат РСО-Алания" повысить с 8.10.2014г. назначенную Ткаченко Н.О. пенсию по случаю потери кормильца на 32%, т.е. на 1587,15 руб.

Обязать ФКУ "Военный комиссариат РСО-Алания" повысить с 8.10.2014г. назначенную Ткаченко Н.О. по случаю потери кормильца за период с 08.10.2013г. по 07.06.2016г.

Исковые требования о признании за ФИО1 права на перерасчет ежемесячной денежной компенсации, возложении обязанности выплачивать компенсацию с учетом изменения состава семьи и осуществления перерасчета указанной компенсации с 01.10.2014г. по 07.06.2016г., оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РСО-Алания в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Макоева Э.З.