№ 2а-1392/2018
Мотивированное решение составлено 23.04.2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 апреля 2018 года г. Улан-Удэ
Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Богомазовой Е.А., при секретаре Грудиёвой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора Муйского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, содержащейся в сети Интернет, запрещенной на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в интересах неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации в суд, Прокурор Муйского района Республики Бурятия просит признать запрещенной к распространению в Российской Федерации информацию о способах организации незаконной миграции через заключение фиктивных браков с иностранными гражданами или лицами без гражданства для получения регистрации на территории Российской Федерации и (или) гражданства России в упрощённом порядке, а также предложения о заключении фиктивных браков, размещенную по адресам: ...; копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателей страниц сайтов в сети «Интернет» в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Заявленные требования мотивированы тем, что указанная информация о фиктивных браках способствует легализации незаконного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, дает право получению гражданства РФ в упрощенном порядке. Вместе с тем, за организацию незаконной миграции, то есть организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации установлена уголовная ответственность статьей 322.1 Уголовного кодекса РФ. В силу части 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Одновременно статьей 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 1124-1 «О средствах массовой информации» определено, что не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний. При таких обстоятельствах, учитывая, что информация, распространенная в сети Интернет, содержит сведения о способах организации незаконной миграции через заключение фиктивных браков с иностранными гражданами или лицами без гражданства для получения регистрации на территории Российской Федерации и (или) гражданства России в упрощённом порядке, а также предложения о заключении фиктивных браков, вышеуказанный информационный материал, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт. Создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Хаджаева Ю.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) по доверенности Моглоева А.А. предоставила письменные объяснения, показав, что принятое по делу решение суда будет ими исполнено в установленном законом порядке.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 2 ФЗ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее ФЗ № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В силу ч. 1 ст. 10 ФЗ № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Муйского района Республики Бурятия по заданию прокуратуры республики проведена проверка исполнения законодательства в сфере миграции.
По результатам мониторинга сети «Интернет» на предмет наличия сайтов и групп, содержащих информацию о способах организации незаконной миграции через заключение фиктивных браков с иностранными гражданами или лицами без гражданства для получения регистрации на территории Российской Федерации и (или) гражданства России в упрощённом порядке, а также предложениях о заключении фиктивных браков установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайтах по адресам: ... размещены статьи о способах организации незаконной миграции через заключение фиктивных браков с иностранными гражданами или лицами без гражданства для получения регистрации на территории Российской Федерации и (или) гражданства России в упрощённом порядке, а также предложения о заключении фиктивных браков.
Согласно статье 27 Семейного кодекса РФ недействительным признается брак, заключенный с нарушением условий, предусмотренных статьями 12-14 и пунктом 3 статьи 15 Семейного кодекса РФ, а также в случае заключения фиктивного брака, то есть если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.
Федеральным законом от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» определен порядок приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. В соответствии с пунктом «б» части 2 статьи 14 указанного федерального закона, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, если указанные граждане и лица состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 6 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину, состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации.
Таким образом, фиктивная регистрация брака способствует легализации незаконного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, дает право на получение гражданства РФ в упрощенном порядке.
Между тем, за организацию незаконной миграции, то есть организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации установлена уголовная ответственность статьей 322.1 Уголовного кодекса РФ.
В силу части 6 статьи 10 ФЗ № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Одновременно статьей 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 1124-1 «О средствах массовой информации» определено, что не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Согласно ответа МВД по РБ от 30.03.2018 г. установить владельцев сайтов силами Отд МВД России по Муйскому району не представляется возможным.
Между тем, судом установлено, что посещение указанных выше сайтов свободно для всех без исключения граждан, сайты не содержат ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц. Содержание указанных интернет - сайтов предоставляет неограниченному кругу лиц возможность ознакомиться со способами организации незаконной миграции через заключение фиктивных браков с иностранными гражданами или лицами без гражданства для получения регистрации на территории Российской Федерации и (или) гражданства России в упрощённом порядке, а также предложениями о заключении фиктивных браков.
Таким образом, размещенная информация находится в свободном доступе, доступ к ней имеет неопределенный круг лиц, проживающих на территории Российской Федерации, в том числе на территории Муйского района Республики Бурятия.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере миграции, наносит вред нравственности граждан.
При таких обстоятельствах, требование прокурора о признании запрещенной к распространению в Российской Федерации информации о способах организации незаконной миграции через заключение фиктивных браков с иностранными гражданами или лицами без гражданства для получения регистрации на территории Российской Федерации и (или) гражданства России в упрощённом порядке, а также предложения о заключении фиктивных браков, размещенной по адресам: ..., подлежит удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 ФЗ № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
Из частей 3, 10 статьи 15.1 названного закона следует, что создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет».
Как предусмотрено пунктом 2 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 г. № 1101 (далее - Правила), создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Подпунктом «б» пункта 5 Правил, предусмотрено, что основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
В силу пункта 9 Правил Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись.
С учетом изложенного, поскольку информация, содержащаяся на сайтах: ... подлежит признанию запрещенной к распространению в Российской Федерации, на основании изложенных норм закона решение суда подлежит направлению в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для внесения сведений в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать запрещенной к распространению в Российской Федерации информацию о способах организации незаконной миграции через заключение фиктивных браков с иностранными гражданами или лицами без гражданства для получения регистрации на территории Российской Федерации и (или) гражданства России в упрощённом порядке, а также предложения о заключении фиктивных браков, размещенную по адресам: ...
Решение направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателей страниц сайтов в сети «Интернет» в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца в Советский районный суд г.Улан-Удэ.
Судья Е.А. Богомазова