НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия) от 18.11.2013 № 2-3895/2013

Дело №...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 ноября 2013 года г.Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Тумуровой А.А., при секретаре судебного заседания Барнаковой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нимаева Р.Д. к ФГБУ «ФКП Росреестра», Управлению Росреестра по РБ о признании государственного кадастрового учета земельного участка недействительным, возложении обязанности отозвать из налогового органа сведения и представить сведения о виде разрешенного земельного участка – для строительства индивидуальных жилых домов,

установил:

Нимаев Р.Д. обратился в суд с иском к ФГБУ «ФКП Росреестра» (далее – Кадастровая палата) о признании недействительным кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 03:24:021933:37, осуществленного 18.04.2005 года, возложении обязанности отозвать из налоговой инспекции имеющиеся сведения и представить сведения о виде разрешенного использования – для строительства индивидуальных жилых домов.

В обоснование иска указано, что 18.04.2005 года осуществлен кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: г.Улан-Удэ ул.... присвоен кадастровый номер 03:24:021933:37, при этом вид разрешенного использования указан – для строительства объекта социальной сферы. Кадастровый учет осуществлен на основании решения Комитета по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ от 04.04.2005 года, проекта границ и описания земельного участка, подготовленного ООО «Геолайн». При этом предусмотренные ст.19 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» документы представлены не были. Таким образом, кадастровый учет осуществлен без предусмотренных законом оснований, поэтому является недействительным. Сведения о кадастровом учете земельного участка переданы в налоговую инспекцию, на основании чего с истца взыскан налог на землю как за участок для строительства объекта социальной сферы. Согласно п.2 ст.7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Участок находится в зоне застройки одноэтажных домов. Градостроительным регламентом зоны застройки индивидуальными жилыми домами (зона Ж-1) основным видом разрешенного использования являются объекты индивидуального жилищного строительства.

Определением суда по ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление Росреестра по РБ.

В судебном заседании истец Нимаев О.Д. просил иск удовлетворить, по доводам, изложенным в заявлении, пояснив, что государственный кадастровый учет земельного участка в апреле 2005 года является недействительным, т.к. был осуществлен незаконно, в отсутствие предусмотренных п.2 ст.19 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» оснований. Для проведения государственного кадастрового учета земельного участка должны быть поданы: заявка, правоустанавливающий документ на земельный участок и документ о межевании земельного участка. Между тем, заявка от 14.04.2005 года была представлена ненадлежащим лицом, т.к. заявителем является КУИ в лице представителя по доверенности Максарова. Однако подпись на заявке совершена не Максаровым, что видно из представленной доверенности, выданной КУИ в лице Гендуновой. Обращение ненадлежащего лица является основанием для отказа в государственной кадастровом учете. Правоустанавливающие документы представлены не были, доказательств того, что земля является муниципальной не имеется. Документы о межевании также представлены не были. Кадастровая палата должна на основании документов о межевании составить описание, что выполнено не было. Описание составило ООО «ГеоЛайн», где заказчиком указан Максаров. Данное описание не отвечает предъявляемым требованиям, составлено небрежно, его сложно понять, разобраться. Исполнителем значится Мокрова без указания должности. Согласно Требованиям, утвержденным Росземкадастром 02.10.2002 N П/327, должен быть документ об описании границ земельного участка. Границы земельного участка установлены не были. Все три подписи: заказчика, лица, представившего заявку, и исполнителя, выполнены одной рукой. Подпись должностного лица юридического лица печатью организации заверена. С принятием Правил землепользования и застройки 25.03.2008 года, изменяющих вид разрешенного использования земельного участка, Кадастровая палата должна была внести изменения в содержащиеся в кадастре недвижимости сведения, указав вид разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства». Для кадастрового учета имеет значение не заявление правообладателя, а Градостроительный регламент. Данные нарушения привели к тому, что налоговой инспекцией было произведено начисление налога на землю за 2010 год в размере ... руб., за 2011 года в размере ... руб., Цыденовой А.А. был исчислен налог на землю в размере ... руб. В целях восстановления нарушенных прав истца и Цыденовой А.А. Кадастровая палата должна отозвать из налогового органа сведения и представить сведения о разрешенном использовании – «для индивидуального жилищного строительства», при этом необходимо указать, что сведения внесены 25.03.2008 года, т.е. со дня принятия нормативно-правового акта, изменяющего вид разрешенного использования земельного участка.

Представитель ответчика Кадастровой палаты по доверенности Каратуев К.В. возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что земельный участок был поставлен на кадастровый учет согласно представленным документам: заявки и Описания земельных участков. Данные документы были представлены в надлежащей форме, Описание земельного участка соответствовало Требованиям, утвержденным Приказом Росземкадастра от 02.10.2002 года №П/327. На заявке проставлена не подпись заявителя, а должностного лица, принимающего заявку. Кадастровый учет был осуществлен в соответствии с требованиями закона. Сведения, указанные в Описании земельного участка подготовлены с учетом норм действующего законодательства, на Описании имеется подпись и печать заказчика кадастровых работ – ИП Максарова Б.Б. На основании заявления от 18.12.2012 года органом кадастрового учета внесены изменения о виде разрешенного земельного участка. Датой изменения кадастровых сведений об объекте недвижимости является дата принятия соответствующего решения уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены на основании утвержденной Постановлением Правительства РБ кадастровой стоимости.

Представитель ответчика Управления Росреестра по РБ Хандархаева Т.Н. в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Согласно письменному отзыву с исковыми требованиями не согласилась, указав, что для осуществления кадастрового учета были представлены все необходимые документы, в том числе решение Комитета по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ об утверждении проекта границ и Описание земельного участка. Утверждение проекта границ земельного участка является этапом проведения работ по формированию земельного участка, предшествующим постановке земельного участка на кадастровый учет. Согласно п.4 Приказа Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327 описание земельных участков представляет собой документ, оформляемый на основании материалов межевания и (или) иной землеустроительной документации о формировании вновь образуемых (образовании новых) земельных участков или уточнения сведений о ранее учтенных земельных участках. При оформлении Описаний используется градостроительная и иная документация, содержащая необходимые для государственного кадастрового учета земельных участков, сведения. Таким образом, для осуществления кадастрового учета земельного участка были представлены все документы, необходимые в соответствии с действовавшим законодательством. Вид разрешенного использования был установлен на основании представленных документов – решения КУиЗ г.Улан-Удэ, описания земельного участка. Кадастровая стоимость с учетом вида разрешенного использования составила 21113799,99 руб. По состоянию на 01.01.2012 года кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 10865700 руб. С учетом измененного вида разрешенного использования кадастровая стоимость составила 3665800 руб. С утверждением решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 года Правил землепользования и застройки городского округа "город Улан-Удэ" ранее установленный вид разрешенного использования земельного участка «для строительства объекта социальной сферы» сохранился. В соответствии со ст.22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в целях осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования в орган кадастрового учета необходимо представить соответствующее заявление и копию документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка. При этом в силу п.2 ст.7 ЗК РФ и ч.4 ст.37 Градостроительного кодекса РФ вид разрешенного использования выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Таким образом, при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки правообладатель земельного участка может выбрать вид разрешенного использования. Изменение ранее установленного вида разрешенного использования и приведение его в соответствие с градостроительным регламентом носит заявительный характер и осуществляется путем внесения изменений в государственный кадастр недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости. Поскольку в настоящее время собственником участка является ЗАО «Байкалжилстрой» заявленные требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Представитель третьего лица Межрайонной ИФНС № 2 России по РБ Иванова Т.С. пояснила, что земельные участки признаются объектом налогообложения, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющего налоговым периодом. Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.10.2005 года №266-32 на территории г.Улан-Удэ установлен и введен в действие земельный налог. Управлением Росреестра по РБ представлены сведения о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 03:24:21933:37: с 13.01.2010 года по 22.02.2011 года право собственности было зарегистрировано за Нимаевым Р.Д. с разрешенным видом использования – «для строительства объекта социальной сферы». Кадастровая стоимость за налоговые периоды 2010, 2011 годы составила 21113800 руб., соответственно земельный налог за 2010 год был исчислен в сумме ... руб. за 2011 года – ... руб. За период с 22.02.2011 года за 2011 год был начислен земельный налог новому собственнику Цыденовой А.А. в размере ... руб. 03.06.2013 года в налоговый орган поступило письмо Кадастровой палаты, согласно которому был изменен вид разрешенного использования земельного участка на – «Объекты индивидуального жилищного строительства». Таким образом, налоговым органом правильно исчислен земельный налог за 2010 и 2011 годы, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, действовавшей в спорные периоды.

Третье лицо Цыденова А.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом по последнему известному месту жительства. Руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель третьего лица ЗАО «Байкалжилстрой» по доверенности Бадмаева Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Ранее возражала против признания кадастрового учета земельного участка недействительным, поскольку это приведет к нарушению прав собственника.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что 18.04.2005 года в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о земельном участке, расположенном по адресу: г.Улан-Удэ ул.... с видом разрешенного использования – для строительства объекта социальной сферы. Объекту недвижимости присвоен кадастровый номер 03:24:021933:37.

В период с 13.01.2010 года по 22.02.2011 года правообладателем земельного участка являлся истец Нимаев Р.Д., в период с 22.02.2011 года по 19.05.2013 года Цыденова А.А., с 20.05.2013 года и по настоящее время – ЗАО «Байкалжилстрой».

В соответствии с ч.2 ст.17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в редакции, действующей на момент постановки земельного участка на кадастровый учет) сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий.

Согласно частям 2 и 3 ст.19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее – Федеральный закон) для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. Указанные в пункте 2 настоящей статьи документы должны быть надлежащим образом оформлены.

Приказом Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327 утверждены Требования к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, согласно которым документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, а также для внесения в государственный земельный кадастр уточненных сведений о ранее учтенных земельных участках и (или) сведений о сформированных частях земельных участков оформляются в виде Описаний земельных участков.

Пунктом 6 предусмотрено, что Описание должно содержать сведения о местоположении, площади, категории земель и разрешенном использовании земельных участков, а также описание границ земельных участков и их отдельных частей.

Из материалов дела следует, что в целях кадастрового учета земельного участка в Управление Роснедвижимости по РБ (правопреемником которого является Управление Росреестра по РБ) 14.04.2005 года были представлены следующие документы: заявка о постановке на кадастровый учет Комитета по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ, доверенность, выданная Комитетом по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ, Максарову Б.Б., Описание земельного участка, подготовленное ООО «ГеоЛайн».

Описание земельного участка по форме и содержанию соответствовало предъявляемым требованиям, включало в себя чертеж земельного участка; описание границ; сведения о земельном участке, приложение.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оснований для отказа в проведении государственного кадастрового учета земельного участка не имелось, поскольку с заявкой обратилось надлежащее лицо – Комитет по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ в лице представителя по доверенности Максарова Б.Б. с представлением надлежащим образом оформленным документом о межевании земельного участка - Описания земельного участка.

При этом для проведения учета не требовалось представления правоустанавливающего документа на земельный участок, т.к. право собственности муниципального образования городское поселение Улан-Удэ возникает в силу прямого указания закона.

В соответствии с п.14 ч.2 ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся такие дополнительные сведения об объекте недвижимости как разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.

Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Изменение сведений о виде разрешенного использования в силу ч.2 указанной статьи по общему правилу осуществляется на основании заявления о кадастровом учете и необходимых документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа "город Улан-Удэ", утвержденных решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 N 817-82, для зоны застройки индивидуальными жилыми домами (зона Ж-1) установлен основной вид разрешенного использования – объекты индивидуального жилищного строительства, а также вспомогательные виды разрешенного использования: дошкольные объекты, общеобразовательные и внешкольные объекты, объекты здравоохранения без стационара, объекты социального обслуживания населения, объекты розничной торговли, объекты питания и др.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 03:24:021933:37 находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (зона Ж-1).

В обоснование заявленных требований истец указывает, что принятие органом местного самоуправления данных Правил землепользования и застройки является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

В силу ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случае, в частности, принятия ими решений об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Из смысла данной статьи следует, что такое решение должно быть принято в отношении конкретного земельного участка.

Между тем, указанные Правила землепользования и застройки в силу ч.1 ст.2 определяют порядок использования земель городского округа «город Улан-Удэ» в соответствии с зонированием его территорий, поэтому не могут быть признаны документом, при получении которого орган кадастрового учета обязан был внести изменения о виде разрешенного использования земельного участка, ранее принадлежавшего истцу.

Согласно ч.1 ст.37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

В силу ч.4 указанной статьи основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

В соответствии с абз.2 ч.2 ст.7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

На основании изложенного, поскольку Правилами землепользования и застройки установлены как основной вид разрешенного использования, так и вспомогательные и условно разрешенные, орган кадастрового учета не вправе был произвольно осуществить учет изменений сведений о виде разрешенного использования земельного участка. Право выбора по своему усмотрению, без получения дополнительных разрешений и согласований установленных видов основного или вспомогательного разрешенного использования ч.4 ст.37 Градостроительного кодекса РФ предоставлено только правообладателям земельных участков.

Судом установлено, что правообладателем Цыденовой А.А. было реализовано право изменить вид разрешенного использования, на основании заявления 28.12.2012 года был осуществлен учет изменений объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером 03:24:021933:37.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для признания государственного кадастрового учета недействительным с возложением на Кадастровую палату обязанности предоставить в налоговый орган сведений о виде разрешенного использования недвижимого имущества.

В настоящее время собственником земельного участка является ЗАО «Байкалжилстрой», что также исключает возможность удовлетворения исковых требований, поскольку внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о недвижимом имуществе, подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Нимаева Р.Д, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.

Судья: А.А. Тумурова