НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия) от 09.11.2016 № 2-4794/2016

Гр.дело ...

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

09 ноября 2016года г.Улан-Удэ

Судья Советского районного суда гор.Улан-Удэ Цыбикдоржиева Т.В.,

при секретаре Цыденовой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» к Мотошкину С.М. о взыскании суммы ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» (ГКУ РБ «УКС ПРБ») просит взыскать с Мотошкина С.М. материальный ущерб в сумме 998662,72руб

Определением суда привлечены третьими лицами Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия и Министерство финансов Республики Бурятия.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Алексеев Г.О., поддержал исковые требования и суду пояснил, что по результатам проведенной проверки учреждению предписано возместить в республиканский бюджет денежные средства. Так, нормативными и локальными актами установлено, что стимулирующие выплаты - премии за счет экономии по фонду оплаты труда в пределах выделенных бюджетных ассигнований на оплату труда по результатам работы за квартал, год осуществляются в соответствии с приказами Минстроя РБ. В нарушение указанных требований, в отсутствие приказов учредителя, начальником учреждения Мотошкиным С.М. неправомерно изданы приказы о премировании себя лично и работников на общую сумму 998662,72руб. В связи с чем, просит иск удовлетворить.

Ответчик Мотошкин С.М. исковые требования не признал и суду пояснил, что выплата премий за счет средств от экономии по фонду оплаты труда в пределах выделенных Минстроем РБ лимитов бюджетных обязательств является правомерной, поскольку в трудовом договоре содержится условие, что премия выплачивается в соответствии с Положением об оплате труда учреждения. Положением об оплате труда работников ПСУ РБ «УКС ПРБ», утвержденного приказом учреждения от ДД.ММ.ГГГГ... (п.5.5) предусмотрена премиальная выплата всем работникам за счет экономии по фонду оплаты труда. Также на выплату было получено волеизъявление министра строительства и модернизации Ф.М.Трифонова о возможности распределения премиального фонда. Действующим законодательством не определен порядок расчета премии за счет средств от экономии по фонду оплаты труда, поэтому размер и порядок ее выдачи определяются и устанавливаются учреждением самостоятельно, путем принятия локального нормативного акта. Пунктами 4.7. и 4.8. Положения об оплате труда работников, утвержденного приказом Минстроя РБ от 29.01.2013 №037-015, предусмотрено, что «при наличии экономии по фонду оплаты труда в пределах выделенных бюджетных ассигнований на оплату труда по результатам работы за квартал и год могут быть произведены единовременные выплаты работникам... в соответствии с локальным нормативным актом» и не соотносится с фондом стимулирования. В связи с чем, считает выводы проверяющего органа неправомерными, а требования истца незаконными. Просит в иске отказать.

Третьи лица Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия и Министерство финансов Республики Бурятия в суд не явились, извещены, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив представленные документы, выслушав стороны, суд приходит к следующему.

Статья 242 Трудового кодекса РФ предусматривает, что полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.

В соответствии с частью первой статьи 277 Трудового кодекса РФ руководитель организации (в том числе бывший) несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.

Под прямым действительным ущербом согласно части второй статьи 238 Трудового кодекса РФ понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Судом установлено, что в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик Мотошкин С.М. занимал должность начальника ГКУ РБ «УКС ПРБ».

Актом внеплановой выездной проверки Минфина РБ от 20.10.2015года установлено, что в нарушение статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 145, 191 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 13 Положения об установлении систем оплаты труда работников республиканских государственных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ..., пунктов 5.4, 5.5 Положения об оплате труда работников ГКУ «УКС ПРБ», утвержденного Приказом Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия 4 (далее- Минстрой РБ) от ДД.ММ.ГГГГ..., начальник ГКУ «УКС ПРБ» Мотошкин С.М. при отсутствии приказов Минстроя РБ, на основании пункта 4.7 раздела 4 Положения об оплате труда работников ГКУ «УКС ПРБ» (за счет экономии по фонду оплаты труда по результатам работы за квартал и год) своими приказами неправомерно премировал себя, а также части работников учреждения на общую сумму 998 662,72 руб.

Так, Мотошкин неправомерно премировал себя по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 270 000,0 руб. (приказ от ДД.ММ.ГГГГ...-к), за второе полугодие 2014 в сумме 256 914,60 руб. (приказ от ДД.ММ.ГГГГ...-к); по результатам работы за первый квартал 2015 в сумме 144 743,28 руб. (приказ от ДД.ММ.ГГГГ...-к), за май 2015 в сумме 67 371,64 руб. (приказ от ДД.ММ.ГГГГ...-к), за июнь 2015 в сумме 47 371,64 руб. (приказ от ДД.ММ.ГГГГ...-к);

Также Мотошкин своими приказами неправомерно премировал своих заместителей, главного инженера, главного бухгалтера на общую сумму 212 261,56 руб. по результатам работы за июнь 2015 главного инженера С. в сумме 33 897,31 руб., заместителя начальника Х в сумме 153 099,88 руб., главного бухгалтера И в сумме 25 264,37 руб. (приказ от ДД.ММ.ГГГГ...-к).

Предписанием Министерства финансов РБ от ДД.ММ.ГГГГ учреждению подлежит возместить в республиканский бюджет денежные средства в общей сумме 1515145,07 руб.

ГКУ РБ «УКС ПРБ» обратилось в суд с заявлением о признании данного предписания недействительным. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований отказано.

Проверяя доводы сторон, суд пришел к следующему.

Статьей 70 Бюджетного кодекса РФ определено, что обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает, в том числе оплату труда работников казенных учреждений, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 145 Трудового кодекса РФ условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных учреждений определяются трудовыми договорами в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

Условия оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов организаций устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.

Статьей 191 Трудового кодекса РФ определено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

В соответствии с п.8 Положения об установлении систем оплаты труда работников республиканских государственных учреждений, утв. Постановления Правительства РБ от 26.12.2007 N 438, (действовавшем в спорный период) заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностных окладов, компенсационных и стимулирующих выплат.

Таким образом, иные выплаты у руководителя ГКУ РБ «УКС ПРБ» в спорный период не предусмотрены.

Исполнительный орган государственной власти Республики Бурятия, в ведении которого находится учреждение, может устанавливать руководителю учреждения стимулирующие выплаты. Для формирования фонда стимулирования исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия может быть централизовано до 5 процентов фонда оплаты труда, выделяемого учреждению из республиканского бюджета на очередной финансовый год. Размеры стимулирующих выплат определяются по результатам деятельности учреждения. (п.13 Положения об установлении систем оплаты труда работников республиканских государственных учреждений)

При этом, согласно п.2 Постановления Правительства РБ от 26.12.2007 N 438 конкретные сроки и порядок введения новых систем оплаты труда устанавливаются министерствами Республики Бурятия - в отношении учреждений, находящихся в ведении республиканских служб и республиканских агентств, подведомственных соответствующим министерствам, а также в отношении учреждений, подведомственных министерствам непосредственно.

Действовавшим до 11 мая 2015года приказом Министерства строительства и модернизации ЖКХ РБ от 29.01.2013года № 037-015 было утверждено Положения об оплате труда работников государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия".

Согласно п. 5.5 Раздела 5 «Условия оплаты труда руководителя, заместителя руководителя, главного инженера и главного бухгалтера Управления» данного положения следует, что фонд стимулирования руководителя, заместителей руководителя, главного инженера, главного бухгалтера учреждения (далее - фонд стимулирования) формируется в размере 0,63% от фонда оплаты труда работников учреждения по следующей формуле: ФОТстим = ФОТо x 0,63% / 100%; тыс. руб., где: ФОТстим - фонд стимулирования, тыс. руб.; ФОТо - годовой фонд оплаты труда учреждения, тыс. руб. Распределение фонда стимулирования осуществляется в соответствии с приказом Министерства ежегодно. Средства из фонда стимулирования не выплачиваются в случае неисполнения обязательств технического заказчика, установленных соглашениями о порядке финансирования объектов капитального строительства, заключенными между Министерством и учреждением.

Аналогичное положение было предусмотрено и в п.6.5 Положения оплате труда работников государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия", утв. Приказом ГКУ РБ «УКС ПРБ» ... от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, установлено положение о том, что стимулирующие выплаты руководителя, главного инженера и главного бухгалтера ГКУ РБ «УКС ПРБ» выплачиваются только при наличии приказа Минстроя РБ.

В рассматриваемых приказах о премировании работников имеется ссылка на п. 4.7 Положения об оплате труда работников ГКУ РБ «УКС ПРБ», утв. приказом Министерства строительства и модернизации ЖКХ РБ от ДД.ММ.ГГГГ..., согласно которого при наличии экономии по фонду оплаты труда в пределах выделенных бюджетных ассигнований на оплату труда, а также средств от иной приносящей доход деятельности, направляемых Управлением на оплату труда, по результатам работы за квартал и год могут быть произведены единовременные выплаты работникам. Приказом руководителя Управления работникам устанавливаются указанные выплаты стимулирующего характера.

Однако анализ Положения об оплате труда работников ГКУ РБ «УКС ПРБ», утв. приказом Министерства строительства и модернизации ЖКХ РБ от ДД.ММ.ГГГГ..., принимая во внимание выделение отдельного раздела 5 «Условия оплаты труда руководителя, заместителя руководителя, главного инженера и главного бухгалтера Управления» соответственно регламентирующего условия оплаты труда руководителя, заместителя руководителя, главного инженера и главного бухгалтера Управления, позволяет суду прийти к выводу о том, что стимулирующие выплаты руководителя, главного инженера и главного бухгалтера ГКУ РБ «УКС ПРБ» даже из средств экономии по фонду оплаты труда выплачиваются только при наличии приказа Минстроя РБ.

В связи с изложенным, судом не принимается довод ответчика о том, что законодательством не определен порядок расчета премии за счет средств от экономии по фонду оплаты труда.

В связи с чем, ответчик не был вправе издавать приказы от ДД.ММ.ГГГГ...-к, от ДД.ММ.ГГГГ...-к, от ДД.ММ.ГГГГ...-к о своем премировании.

ДД.ММ.ГГГГ Приказом Министерства строительства и модернизации ЖКК РБ от ... утверждено Положение об оплате труда государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия".

При этом, в новом Положении об оплате труда работников ГКУ РБ «УКС ПРБ» отсутствуют положения аналогичные ранее действовавшему п. 4.7 Положения об оплате труда работников ГКУ РБ «УКС ПРБ», согласно которого при наличии экономии по фонду оплаты труда в пределах выделенных бюджетных ассигнований на оплату труда, а также средств от иной приносящей доход деятельности, направляемых Управлением на оплату труда, по результатам работы за квартал и год могут быть произведены единовременные выплаты работникам. Приказом руководителя Управления работникам устанавливаются указанные выплаты стимулирующего характера.

Также в новом Положении об оплате труда работников ГКУ РБ «УКС ПРБ» в п.5.5 Раздела 5 «Условия оплаты труда руководителя, заместителя руководителя, главного инженера и главного бухгалтера Управления» определено, что распределение фонда стимулирования осуществляется в соответствии с приказом Министерства ежегодно.

В связи с чем, с ДД.ММ.ГГГГ стимулирующие выплаты руководителей, главного инженера и главного бухгалтера ГКУ РБ «УКС ПРБ» из средств экономии по фонду оплаты труда также выплачиваются только при наличии приказа Минстроя РБ.

Довод ответчика о том, что применение с ДД.ММ.ГГГГ Положения об оплате труда работников ГКУ РБ «УКС ПРБ», утв. приказом Министерства строительства и модернизации ЖКХ РБ от ДД.ММ.ГГГГ..., было невозможно, поскольку требовалось предварительное уведомление работников об изменений условий договора, установленного гл.12 Трудового кодекса РФ, судом не принимается.

Так, ст. 74 Трудового кодекса РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Однако то обстоятельство, что в новом Положении об оплате труда исключены положения аналогичные ранее действовавшему п. 4.7 Положения об оплате труда работников ГКУ РБ «УКС ПРБ», само по себе не требует предварительного уведомления работников для его применения, поскольку не относиться к определенным сторонами условиям трудового договора.

В связи с чем, ответчик не был вправе издавать приказы от ДД.ММ.ГГГГ...-к и от ДД.ММ.ГГГГ...-к о премировании себя и своего заместителя руководителя, главного инженера и главного бухгалтера Управления.

На основании изложенного, суд соглашается с доводами стороны истца о том, что ответчик Мотошкин С.М. при отсутствии приказов Минстроя РБ своими приказами неправомерно премировал себя, а также заместителя руководителя, главного инженера и главного бухгалтера на общую сумму 998 662,72 руб.

Наличие согласования Минстроя РБ о выплате данных премий не может быть принято судом как соблюдение требований Положений об оплате труда при отсутствии надлежаще оформленных приказов. Наличие «визы» на письме не свидетельствует о правомерности произведенных выплат.

Иные доводы не имеют юридического значения для дела.

В связи с вышесказанным, требования истца подлежат полному удовлетворению.

В силу ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика государственную пошлину пропорционально размеру удовлетворенной сумме, а именно в размере 13 186,63руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» удовлетворить.

Взыскать с Мотошкина С.М. в пользу ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» материальный ущерб в размере 998 662 рубля 72 копейки.

Взыскать с Мотошкина С.М. государственную пошлину в доход государства в сумме 13 186 рублей 63 копейки.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяцапутем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд гор.Улан-Удэ.

Судья п\п Т.В.Цыбикдоржиева

6