НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия) от 06.02.2013 № 2-212/2013

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

06 февраля 2013г. Дело ...

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Бадмаевой Д.Н.

при секретаре Бушкановой Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Слипенчука М.В. об оспаривании решения МРИ ФНС России №2 по РБ от 14.09.2012г. ..., решения Управления ФНС России по РБ от ДД.ММ.ГГГГ... в части отказа в предоставлении социального налогового вычета и исчисления налога на доходы физических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Слипенчук М.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения МРИ ФНС России №2 по РБ от 14.09.2012г. ..., решения Управления ФНС России по РБ от ДД.ММ.ГГГГ... в части отказа в предоставлении социального налогового вычета и исчисления налога на доходы физических лиц, в обоснование своих требований, ссылаясь на следующее. Межрайонной инспекцией ФНС России № 2 по Республике Бурятия в отношении истца проведена камеральная налоговая проверка (акт камеральной налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ...), по результатам которой вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ... об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Этим же решением Слипенчуку М.В. отказано в предоставлении социального налогового вычета за 2009г. в размере 4 948 000 рублей;исчислен налог на доходы физических лиц, подлежащий уплате в бюджет за 2009г. в размере 643 240 рублей. Решением от ДД.ММ.ГГГГ... вышестоящий налоговый орган оставил решение ИФНС №2 без изменения, апелляционную жалобу налогоплательщика без удовлетворения.Требованием ... от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС ... по Республике Бурятия налогоплательщику было предложено уплатить налог на доходы физических лиц за 2009 год в сумме 589 628 рублей (643 240 рублей - 53 612 рублей).Налог им уплачен 13.11.2012г., что подтверждается платежным поручением ... от 13.11.2012г. Также по требованию налогового органа Слипенчуком уплачена пеня по налогу на доходы физических лиц за 2009 год в сумме 19329,99руб., что подтверждается платежным поручением ... от 15.11.2012г. По мнению истца, вышеназванными решениями налоговых органов нарушены его права на социальный налоговый вычет, предусмотренный п.п.1 п.1 ст.219 Налогового кодекса РФ.С его стороны налоговому органу были предоставлены все необходимые для этого документы: уточненная налоговая декларация за 2009г., договор ... от 18 июня 2009г. между Комитетом по культуре Ленинградской области и Санкт-Петербургским общественным фондом «Театральный остров» по подготовке и проведению детского театрального фестиваля «Лето-сказка» за счет средств областного бюджета Ленинградской области (пункты 2.5, 3.1 предусматривают финансирование из областного бюджета), платежное поручение № ... от 4 августа 2009г. о перечислении бюджетных средств в размере 100 000 рублей, подтверждающие частичное финансирование организации культуры из средств областного бюджета Ленинградской области в 2009 году, устав Санкт-Петербургского общественного фонда «Театральный остров», договор пожертвования от 12 ноября 2009г. между Слипенчуком М.В. и Санкт-Петербургским общественным фондом «Театральный остров», платежное поручение ... от 20 ноября 2009г. о перечислении пожертвования в сумме 4 948 000 рублей.Комитет по культуре Ленинградской области в своем письме от 26 ноября 2012 г. ... подтвердил, что организация культуры - Санкт-Петербургский общественный фонд «Театральный остров» получала финансирование из областного бюджета Ленинградской области в 2009 году; в рамках региональной целевой программы «Культура Ленинградской области на 2008-2010 годы» проводилось мероприятие - «Театральный фестиваль «Лето-сказка» в Выборгском районе Ленинградской области, на реализацию вышеуказанного мероприятия из областного бюджета Ленинградской области было выделено 100 000 рублей Санкт-Петербургскому общественному фонду«Театральный остров», перечисленные 04.08.2009г., согласно договору ... от 18.06.2009г. платежным поручением ....Просит признать недействительными вышеуказанные решения налоговых органов в части отказа в предоставлении социального налогового вычета за 2009г. в размере 4 948 000руб.; исчисления налога на доходы физических лиц, подлежащего уплате в бюджет за 2009г. в размере 643 240руб;.обязать Межрайонную инспекцию ФНС России №2 по Республике Бурятия предоставить социальный налоговый вычет за 2009г. в размере 4 948 000 руб. ивозвратить уплаченные налог на доходы физических лиц в размере 589 628руб. и пеню в размере 19329,99руб.; взыскать с Межрайонную инспекцию ФНС России №2 по Республике Бурятия судебные расходы в сумме 12 850руб., в том числе, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200руб. и издержки, связанные с рассмотрением дела, в сумме 12 650руб.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Цыбикжапов Б.Н. заявленные требования, а также доводы, содержащиеся в заявлении и представленных к нему дополнениях, поддержал в полном объеме. По мнению представителя, его доверитель Слипенчук М.В., как налогоплательщик, заявивший социальный налоговый вычет в соответствии со ст.219 НК РФ, предоставивший документы, подтверждающие выделение фонду «Театральный остров» финансирования из бюджета в рамках региональной Целевой программы «Культура Ленинградской области на 2008-2010 годы», имеет полное право на предоставление ему социального налогового вычета по осуществленному им пожертвованию. Исходя из тех видов деятельности, которые изложены в его Уставе, Фонд «Театральный остров» не является организацией культуры, данный факт на стадии камеральной проверки и стадии апелляционного рассмотрения от 29.10.2012г. никто не оспаривал. Статья 219 НК РФ в редакции, действовавшей в 2009 году, не предусматривала, что юридическое лицо должно быть получателем бюджетных средств в смысле ст.6 Бюджетного кодекса РФ, в этой статье не было сказано ни о полном, ни о частичном финансировании из бюджета.Факт получения Фондом средств из бюджета Ленинградской области подтвержден не только платежным поручением, но и письмом Комитета по культуре Ленинградской области от 26.11.2012г. Просил удовлетворить требования Слипенчука М.В.

Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России №2 по РБ Иванова Т.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании в удовлетворении заявления Слипенчука М.В. просила отказать, ссылаясь на необоснованность его требований по доводам, изложенным в письменном отзыве и дополнении к нему. По мнению представителя, налогоплательщиком неправомерно заявлен вычет по сумме благотворительной помощи, перечисленной Санкт-Петербургскому общественному фонду ""Театральный остров", в размере 4 948 000руб. Указанный Фонд не относится к физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям, а также к религиозным организациям. Данный фонд является организацией культуры. Следовательно, налогоплательщик при заявлении социального вычета по суммам благотворительной помощи, перечисленным таким организациям, должен представить документы, подтверждающие полное или частичное их финансирование из соответствующих бюджетов.В Уставе вышеуказанной организации в перечне источников формирования имущества и иных активов Фонда не предусмотрено финансирование из средств соответствующих бюджетов.Иных доказательств частичного или полного финансирования общественного фонда "Театральный остров" из средств соответствующих бюджетов налогоплательщиком не представлено.Между фондом " Театральный остров " и Комитетом по культуре Ленинградской области 28.04.2011г. был заключен договор № 34, в соответствии с которым Комитет по культуре Ленинградской области («Заказчик») поручает, а Санкт-Петербургский общественный фонд «Театральный остров» («Исполнитель») принимает на себя обязательства по подготовке и проведению спектаклей в рамках общеобластного мероприятия: детский театральный фестиваль «Лето-сказка» в Приозерском районе Ленинградской области. Данный договор является по существу договором возмездного оказания услуг. Оплата по договору была произведена платежными поручениями ... от ДД.ММ.ГГГГ... от 28.07.2011г. Считает, что перечисление Комитетом по культуре Ленинградской области Фонду денежных средств по договору не является выделением бюджетных ассигнований, а подтверждают перечисление средств в рамках гражданско-правовых отношений. Кроме того, общественный культурный Фонд относится к добровольным, самоуправляемым общественным объединениям, поэтому, согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, получателем бюджетных средств не является.

Представитель ответчика Управления ФНС России по РБ Слепнев Д.А., представивший в подтверждение своих полномочий соответствующую доверенность, также возражал против заявленных требований, мотивируя тем, что доказательства выделения бюджетных средств непосредственно Санкт-Петербургскому общественному фонду «Театральный остров» налогоплательщиком не представлены. Перечисленные Комитетом по культуре Ленинградской области на расчетный счет Санкт-Петербургского общественного фонда «Театральный остров» денежные средства являлись оплатой за выполненные работы (оказанные услуги) и использовались Фондом для осуществления уставной деятельности. В данном случае получателем бюджетного финансирования является сам Комитет по культуре Ленинградской области. Данные денежные средства не выдавались Фонду «Театральный остров» согласно бюджетной смете, Фонд не вел бюджетный учет, не формировал и не представлял бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему распорядителю.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, налогоплательщиком Слипенчуком М.В. 22.03.2012г. в Межрайонную ИФНС России №2 по Республике Бурятия представлена уточненная налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ с суммой налога к уплате в размере 8461643руб. В листе К2 декларации заявлен социальный налоговый вычет в сумме 10375430руб., перечисленной на благотворительные цели, из которых: 4948000руб.-Санкт-Петербургскому общественному фонду "Театральный остров", 1000000руб.-Спасо-Преображенскому мужскому Епархиальному монастырю Владимирской Епархии Русской Православной Церкви, 4427430руб. – Церкви Святого Михаила Архангела в Каннах.

По результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) Слипенчука М.В., ... представленной 22.03..2012г. в Межрайонную ИФНС России №2 по Республике Бурятия за 2009 год, регистрационный номер налоговой декларации ..., составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ... и вынесено решение инспекции от 14.09.2012г. ..., которым Слипенчуку М.В. отказано впривлечении к налоговой ответственности, а также в предоставлении социального налогового вычета за 2009г. в размере 4 948 000 рублей;исчислен налог на доходы физических лиц, подлежащий уплате в бюджет за 2009г. в размере 643 240 рублей; в соответствии с п.п.1 п.1 ст.219 НК РФ вычет по суммам, перечисленным на благотворительные цели вышеназванным религиозным организациям, в размере 5427430руб. признан заявленным правомерно.

Основанием для отказа в предоставлении социального налогового вычета за 2009г. по сумме, перечисленной на благотворительные цели Санкт-Петербургскому общественному фонду "Театральный остров", явились выводы налогового органа о том, что налогоплательщик не подтвердил наличие права на социальный налоговый вычет, поскольку не представил доказательств частичного или полного финансирования общественного фонда "Театральный остров" из средств соответствующих бюджетов.

Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия от 29.10.2012г. ... решение Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Бурятия в оспариваемой части оставлено без изменения, апелляционная жалоба Слипенчука М.В. – без удовлетворения.

Полагая, что решение инспекций принято с нарушением требований законодательства о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы, Слипенчук М.В. обратился в суд с настоящим заявлением. По мнению налогоплательщика, он правомерно применил социальный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц в сумме 4 948 000 рублей по денежным средствам, перечисленным в качестве благотворительной помощи Санкт-Петербургскому общественному фонду "Театральный остров", поскольку статья 219 Налогового кодекса Российской Федерации не связывает право на социальный налоговый вычет с периодом, в котором имело место финансирование соответствующей организации из бюджета.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

По правилам подп. 1 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального Закона от 18.07.2011г. №235-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности"), налогоплательщик имеет на получение социальных налоговых вычетов в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, -в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде.

Из приведенных норм следует, что налогоплательщик вправе заявить социальный налоговый вычет только в том случае, если организация, получившая благотворительную помощь, частично или полностью финансируется из средств соответствующих бюджетов.

Исследовав представленные сторонами доказательства, в частности, Устав Санкт-Петербургского общественного фонда "Театральный остров (л.л.д.133-142), договор пожертвования от 12.11.2009г. (л.л.д.109,110), платежное поручение №12 от 20.11.2009г. о перечислении Слипенчуком М.В. Санкт-Петербургского общественного фонда «Театральный остров» денежных средств в качестве благотворительной помощи в сумме 4948000,00руб. (л.д.108), договор ... от 18.06.2009г., заключенный между Комитетом по культуре Ленинградской области (Заказчик) и Санкт-Петербургским общественным фондом "Театральный остров» (Исполнитель) по подготовке и проведению общеобластного мероприятия –детского театрального фестиваля «Лето-сказка» в Выборгском районе Ленинградской области (л.л.д.112-114), Акт выполненных работ от 30.06.2009г. по договору ... от 18.06.2009г. (л.д.117), платежное поручение ... от 04.08.2009г. о перечислении Комитетом по культуре Ленинградской области по окончании выполненных по Акту от 30.06.2009г. работ исполнителю Санкт-Петербургскому общественному фонду «Театральный остров» денежных средств в размере 100000руб. (л.д.103), письмо исполнительного директора Санкт-Петербургского общественного фонда «Театральный остров» Кутыркина В.Ю. без даты (л.д.160), письмо Комитета по культуре Ленинградской области от 26.11.2012 ... (л.д.41), суд приходит к выводу о том, что фактически бюджетное финансирование Санкт-Петербургского общественного фонда «Театральный остров» в 2009 году не осуществлялось и не осуществляется.

Доводы представителя истца о том, что закон в действующей в 2009г. редакции не предусматривал полное либо частичное финансирование из бюджета организаций – получателей благотворительных пожертвований, основываются на ином толковании положений действующего законодательства, и не могут служить основанием для отмены обжалуемых решений налоговых органов, поскольку не опровергают правильности выводов должностных лиц, вынесших их.

Постановлением Правительства РФ №609 от 26.06.1995г. утверждено Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства, определяющее основы хозяйственной деятельности и финансирования некоммерческих организаций культуры и искусства (далее именуются - организации культуры), к числу которых относятся иные организации, основная деятельность которых направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению (п.1).

Пунктами 19,20 Положения определено, что финансовые средства организации культуры образуются за счет: бюджетных ассигнований и других поступлений от учредителя; доходов от платных форм культурной деятельности; платежей за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами; добровольных пожертвований, субсидий, средств, полученных по завещаниям; кредитов банков и иных кредитных учреждений, других доходов и поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Размеры бюджетного финансирования организации культуры рассчитываются исходя из нормативов, определенных в установленном порядке, а при отсутствии таких нормативов - на основе общих принципов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Между тем, согласно Уставу Санкт-Петербургского общественного фонда «Театральный остров», Фонд является добровольным, самоуправляемым общественным объединением, созданным в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов, в целях формирования имущества и использования данного имущества на культурные и иные общественно-полезные цели. Целью Фонда является формирование имущества на основе добровольных взносов и пожертвований учредителей и участников Фонда и иных лиц, предпринимательской деятельности Фонда и созданных им хозяйственных обществ, других не запрещенных законом поступлений и направление его на цели сохранения и преумножения творческого потенциала учреждений культуры и искусства, в том числе театральных учреждений, сохранения и развития его творческих традиций, увеличения возможностей развития театрального искусства и культуры, а также содействия созданию условий долгосрочной финансовой стабильности учреждений культуры и обеспечения надлежащей социально-правовой защиты его работников. Учредителями Фонда являются физические лица - граждане Российской Федерации, принявшие решение о создании Фонда. Пунктом 7.2 Устава Фонда предусмотрено, что источниками формирования имущества Фонда являются:взносы учредителей фонда при его учреждении;целевые взносы учредителей;поступления от оказания услуг, выполнения работ;добровольные взносы и пожертвования граждан и организаций;доходы от предпринимательской деятельности;доходы, получаемые от использования собственности фонда;дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; другие источники, не запрещенные законодательством поступления.

Таким образом, Фонд, исходя из уставных целей, являясь организацией культуры, не имеет бюджетного финансирования.

Исходя из буквального толкования вышеприведенной нормы налогового законодательства следует, что обязательным условием для получения социального налогового вычета для налогоплательщика, перечислившего денежную помощь на благотворительные цели, является перечисление таких средств поименованным в этой налоговой норме организациям, финансируемым частично или полностью из средств соответствующих бюджетов.

Согласно ст.69, п.2 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. Субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями (в том числе в виде имущественного взноса в государственные корпорации и государственные компании), могут быть предусмотрены в федеральном законе о федеральном бюджете, в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете.Порядок определения объема и предоставления таких субсидий устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией, а также федеральными законами, предусматривающими создание государственных корпораций и государственных компаний.

Стороной истца не представлено доказательств, подтверждающих, что некоммерческая организация - Санкт-Петербургский общественный фонд «Театральный остров», которой были перечислены денежные средства на благотворительные цели, финансируется частично или полностью из средств соответствующих бюджетов. Платежное поручение о перечислении Фонду средств из бюджета Ленинградской области, письмо Комитета по культуре Ленинградской области от 26.11.2012г., на которые ссылается сторона истца, в силу вышеизложенного к числу надлежащих доказательств нельзя отнести.

В этой связи, отказ Межрайонной ИФНС России №2 по РБ от 14.09.2012г. Слипенчуку М.В. в предоставлении социального налогового вычета за 2009г. в размере 4 948 000 рублей и решение в части исчисления налога на доходы физических лиц, подлежащего уплате в бюджет за 2009г., а также решение вышестоящей налоговой инстанции, суд находит законными и обоснованными, принятыми в соответствии с предоставленными указанным органам полномочиями. Следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований суд не находит, потому в иске должно быть отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Слипенчука М.В. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд гор.Улан-Удэ.

Судья Д.Н. Бадмаева