НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан) от 18.07.2022 № 12-559/2022

№12-559/2022

УИД 03RS0015-01-2022-001065-10

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

18 июля 2022 г. г.Уфа

Судья Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан Шакирьянова А.Г.,

с участием защитников ООО «Газпром нефтехим Салават» Дюльдина Д.Ю., (действующего на основании доверенности от 29.12.2021),

Буркова О.Н., (действующего на основании доверенности от 30.05.2022);

Представителей Южно–Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Р.) – Скотникова К.В., Кириллова Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Газпром нефтехим Салават» на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РБ и ..., заместителя начальника межрегионального отдела государственного экологического надзора по ...-Уральского межрегионального Управления Р. Ф. Л.И. ...-А/ДВ-ЛИ от < дата > по делу об административном правонарушении предусмотренным ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РБ и ..., заместителя начальника межрегионального отдела государственного экологического надзора по ...-Уральского межрегионального Управления Р. Ф. Л.И. ...-А/ДВ-ЛИ от < дата > ООО «Газпром нефтехим Салават» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Должностным лицом, вынесшим постановление по настоящему делу, < дата > в порядке ст.29.13 КоАП РФ Обществу внесено представление N 1-А\ДВ-ЛИ об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением и представлением, защитник ООО «Газпром нефтехим Салават» обратился в суд с жалобой, в которой просит об отмене обжалуемого постановления и представления, прекращении производства по делу.

В обосновании жалобы указано, что должностным лицом административного органа не были исследованы должным образом обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, в связи с чем не учтены сведения, которые указывают на отсутствие события правонарушения. при внесении платы за НВОС за источники выбросов загрязняющих веществ установки производства водорода ООО «Газпром нефтехим Салават» не считало работу установки без разрешительной документации сверхлимитным воздействием на окружающую среду в виду отсутствия порядка расчета. Такая позиция связана с невозможностью получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух для установки производства водорода до момента проведения инвентаризации стационарных источников ввиду пробелов в законодательстве, связанных с невозможностью получения разрешения на выбросы, поскольку п.6 Постановления Правительства РФ от < дата >... предусмотрено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица, индивидуального предпринимателя в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух указанных юридического лица, индивидуального предпринимателя или их отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам. Кроме того п.12.1Администраивного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (утв. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от < дата >...) предусмотрено, что для установления нормативов допустимых выбросов и выдачи разрешения на выбросы Заявитель представляет заявление об установлении нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме согласно приложению 1 к Регламенту, а также документы, одним из которых является являются данные инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух – в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности, либо данные проектной документации – в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности. Согласно позиции Р. для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух для вводимых в эксплуатацию объектов негативного воздействия на окружающую среду необходимо проведение корректировки инвентаризации с учетом всех действующих источников объекта НВОС. Между тем, из вышеприведенных нормативных правовых актов следует, что разработка и утверждение нормативов предельно – допустимых выбросов загрязняющих веществ, необходимых для последующего получения разрешения на выбросы, должны осуществляться на основании данных инвентаризации действующих объектов хозяйственной деятельности и проектной документации по вводимым в эксплуатацию объектом хозяйственной деятельности, что и было выполнено Обществом, были разработаны проекты нормативов предельно – допустимых выбросов загрязняющих веществ объектов негативного воздействия на окружающую среду; получено санитарно – эпидемиологическое заключение; в адрес Р. направлено письмо о предоставлении разъяснения по способу получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух для вводимой в эксплуатацию установки, о рассмотрении ранее направленного заявления об установлении ПДВ и заявления на выдачу разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух и установлении ПДВ, но несмотря на это Р. отказал Обществу в выдаче разрешения на выбросы для Установки производства водорода, что послужило в дальнейшем основанием для незаконного привлечения заявителя к административной ответственности.

Защитники ООО «Газпром нефтехим Салават» Дюльдин Д.Ю., Бурков О.Н. в судебном заседании доводы жалобы подержали в полном объеме, просили их удовлетворить, по мотивам указанным в жалобе, постановление отменить, производство по делу прекратить.

Представители Южно–Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Р.) просили оставить обжалуемое постановление в силе, как законное и обоснованное, поскольку факт совершения правонарушения ООО «Газпром нефтехим Салават» считает доказанным.

Иные участники процесса не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены заранее и надлежащим образом.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от < дата > № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» сведения о прохождении дел в суде (назначено к слушаю с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, с учетом особенностей соответствующего судопроизводства) находятся в открытом доступе в сети Интернет.

Считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц по делу.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив жалобу, выслушав участников процесса, судья приходит к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст.26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определены в Федеральном законе от < дата > N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", из которого следует, что обязательным условием при осуществлении хозяйственной деятельности является ее соответствие требованиям в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст.8.41 КоАП РФ (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности) невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ст.1 Федерального закона от < дата > N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее также - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Пунктом 1 ст.16 Федерального закона от < дата > N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от < дата > N 7-ФЗ) определено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе, за такие его виды как хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее по тексту цитируемого закона - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению (п.1 ст.16.1 Федерального закона от < дата > N 7-ФЗ).

Положениями ст.16.4 Федерального закона от < дата > N 7-ФЗ (ред. от < дата >) "Об охране окружающей среды" установлено, что плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном ст.16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Постановлением Правительства РФ от < дата > N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" утверждены "Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Правила).

Указанными Правилами осуществление контроля за исчислением платы возложено на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.

В соответствии с п. 37 Правил контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Предметом контроля за исчислением платы являются правильность исчисления, полнота и своевременность внесения платы, обязанность по внесению которой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и настоящими Правилами возложена на лицо, обязанное вносить плату; контроль за исчислением платы осуществляется посредством осуществления мероприятий по проверке полноты и правильности заполнения декларации о плате и соблюдения сроков ее представления (далее - проверка декларации о плате), своевременности внесения платы (п. 38 Правил).

Согласно п.8 ст.15 Закона N 96-ФЗ действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ООО «Газпром нефтехим Салават» к административной ответственности на основании названной выше нормы послужили содержащиеся в обжалуемых актах выводы о том, что ООО «Газпром нефтехим Салават» не обеспечило внесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, образованной при расчете платы за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ по источникам «Установки производства водорода».

В обжалуемом постановлении указано, что в разделе 1 – расчета суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год (...) отображены сведения о фактическом выбросе загрязняющих веществ от источников выбросов ..., ..., ..., ... «Установки производства водорода». При этом согласно декларации о плате за выбросы вредных, загрязняющих веществ в атмосферный воздух по объекту «Производственная территория ООО «Газпром нефтехим Салават» (код объекта НВОС – ...П) не рассчитана плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ по источникам «Установки производства водорода» (..., ..., ..., ...) с коэффициентом КПР = 100, поскольку вышеперечисленные источники выбросов загрязняющих веществ в разрешениях от < дата >..., от < дата >....2015 отсутствуют.

При этом Инспектором Р. сделана ссылка на п. 4.12 Приказа Минприроды России от < дата >... «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившим силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии РФ» в столбце 12 Раздела 1 Декларации в строках указывается коэффициент, применяемый для объектов I категории и для объектов II категории к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешительными документами, равный 100.

Представитель Р. в судебном заседании указал, что в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ учитывается, как сверхлимитная плата за загрязнение окружающей природной среды исчисляется с учетом повышающего коэффициента КПР =100. Таким образом, возможность возложения на природопользователя обязанности применять повышающий коэффициент возникает в случае, если у такого пользователя отсутствует документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Как видно из представленных материалов дела, заместителем генерального директора ООО «Газпром нефтехим Салават» на имя ИО руководителя Южно – уральского межрегионального Управления Р. Б. Р.А. подано заявление (вх.1270-РД от < дата >) на выдачу разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух для установки производства водорода ООО «Газпром нефтехим Салават», в котором Общество просит выдать разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух для установки производства водорода, той же датой Обществом подано заявление об установлении предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух для установки производства водорода ООО «Газпром нефтехим Салават».

< дата > Обществу ИО руководителем Южно – уральского межрегионального Управления Р. Б. Р.А. дан ответ, о том, что государственная услуга по установлению предельно допустимых выбросов осуществляется только для объекта первой категории НВОС. Установление предельно допустимых выбросов для отдельных частей объекта первой категории НВОС, в том числе на период строительства ввода в эксплуатацию, действующим законодательством не предусмотрено.

< дата > заместителем директора Общества на имя ИО руководителя Южно – уральского межрегионального Управления Р. Б. Р.А. в ответ на возврат заявления об установлении нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух для установки производства водорода без рассмотрения сообщено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к объектам I и II категорий, до < дата >, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов. При этом, согласно ч. 1.1 ст. 11 указанного Федерального закона с < дата > и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 данной статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи. Отмечено, что в настоящее время переоформление действующей разрешительной документации, а также, оформление новой разрешительной документации до момента получения комплексного экологического разрешения (в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух) осуществляется в соответствии с перечисленными в письме нормативными актами, которыми не предусмотрена возможность оформления разрешительной документации для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с п. 6 Положения предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица, индивидуального предпринимателя в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух указанных юридического лица, индивидуального предпринимателя или их отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам. Указано, что в соответствии с п.- 1.1 Административного регламента ... количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, устанавливаются по каждой отдельной производственной территории (для территориально обособленного подразделения в соответствии с его ОКАТО с обобщением в целом по хозяйствующему субъекту) индивидуального предпринимателя и юридического лица, подлежащего федеральному государственному экологическому надзору. С учетом положений ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ, в настоящее время допускается оформление разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух для производственных территорий в пределах координат угловых точек объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и поставленного на государственный учет в качестве объекта I категории. С учетом изложенного оформление разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух для новых производственных территорий в пределах координат угловых точек объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и поставленного на государственный учет в качестве объекта I категории, осуществляется на основании проектной документации объектов капитального строительства. ООО «Газпром нефтехим Салават» просит рассмотреть заявление об установлении нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух от < дата > вх....-РД, заявление на выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 25,06,2020 зх....-РД и установить нормативы, а также выдать разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для установки производства водорода.

< дата > Обществу ИО руководителем Южно – уральского межрегионального Управления Р. Б. Р.А. дан ответ, о том, что приказом Минприроды России от < дата >... «Об утверждении порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных веществ в атмосферный воздух корректировки ее данных, документирования и хранение таких данных полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» утвержден порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки. В связи с тем, что указанная установка связана с объектом НВОС технологически, получение отдельного разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух на установку внутри объекта НВОС законодательством не предусмотрено, соответственно в указанном случае необходимо провести корректировку инвентаризации с учетом всех действующих источников выбросов объекта НВОС. Кроме того, указано, что после актуализации учетных сведений об объекте НВОС первой категории, содержащихся в государственном реестре, необходимо получить новое разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.

Таким образом, в рассмотрении заявления на выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для установки производства водорода ООО «Газпром нефтехим Салават» было отказано.

Как указано выше, Постановлением Правительства РФ от < дата > N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" утверждены "Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Правила).

Согласно п.9 указанных правил Платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля: а) для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ; б) в отношении каждого класса опасности отходов.

В соответствии с п.12 (1) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, получившие до < дата > разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду при исчислении платы в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, в пределах установленных лимитов на размещение отходов используют формулы, указанные в пунктах 17, 18 и 18(1) настоящих Правил. Такие лица при осуществлении выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы загрязняющих веществ, лимитов на сбросы загрязняющих веществ при исчислении платы используют формулу, указанную в пункте 19 настоящих Правил. При превышении установленных нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на выбросы загрязняющих веществ и лимитов на сбросы загрязняющих веществ (включая аварийные выбросы и сбросы), лимитов на размещение отходов производства и потребления, а также при отсутствии разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их разрешение, такие лица при исчислении платы используют формулы, указанные в пунктах 18(2), 20 и 21 настоящих Правил.

Согласно п.21 (1) Правил при отсутствии комплексных экологических разрешений, выданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, при непредставления лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ а также в случае, предусмотренном пунктом 12(1) настоящих Правил (Пср), рассчитывается по формуле, где для лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах третей категории, коэффициент Кср с < дата > применяется равным 25.

С < дата > вступили в силу положения Федерального закона от < дата >... – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ», которым в Федеральный закон от < дата >... –ФЗ «Об охране окружающей среды» внесены изменения в части нормирования в области охраны окружающей среды, включая технологическое нормирование исходя их технологических показателей НДТ.

Согласно п.1.1 ст. 11 Закона ... –ФЗ с < дата > и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи. Разрешениями устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых выбросов), нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых сбросов) для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов устанавливаются лимиты на выбросы загрязняющих веществ и лимиты на сбросы загрязняющих веществ (далее - лимиты на выбросы и сбросы), действующие в период реализации планов снижения выбросов загрязняющих веществ и планов снижения сбросов загрязняющих веществ (далее - планы снижения выбросов и сбросов), с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Как следует из положения п. 5 ст. 16.3 Федерального закона ... – ФЗ при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду коэффициент 100 применяется за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.

Согласно п. 21 Правил КПР – коэффициент равный 100 применяется к ставкам платы за выбросы или сбросы соответствующего загрязняющего вещества за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, установленных комплексным экологическим разрешением для объектов I категории, а также за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории.

Действующим законодательством не урегулирован вопрос применения коэффициента в случае отсутствия разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Согласно приложенных к материалам дела платежных поручений ООО «Газпром нефтехим Салават» произведена плата за негативное воздействие на окружающую среду < дата >.

< дата > государственным инспектором Кирилловым Д.В. в отношении ООО «Газпром нефтехим Салават» составлен протокол об административном правонарушении ...-А\ДВ по ст. 8.41 КоАП РФ.

Согласно действующего законодательства, протокол об административном правонарушении должен отвечать требованиям, предусмотренным ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ.

Согласно п.4 ч.1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

В соответствии с ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Из содержания и смысла положений ст. 25.1 КоАП РФ следует, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знать, в чем оно обвиняется, какие его действия (бездействия) образуют объективную сторону административного правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность, Указанным правом корреспондирует предусмотренная ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ обязанность должностного лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении, объявить привлекаемому к административной ответственности лицу, в чем он обвиняется, в чем выражается допущенное им нарушение.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от < дата >... "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившим, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

Существенными недостатками протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ.

Согласно п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от < дата > N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в том случае, когда протокол об административном правонарушении или другие материалы оформлены неправильно, необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.

Согласно ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Указанные положения законодательства получили развитие в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от < дата > N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

В силу ч.ч. 1,2,3 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Из протокола ...-А\ДВ от < дата > об административном правонарушении в отношении ООО «Газпром нефтехим Салават» АУЗ РСП по ст. 8.41 КоАП РФ усматривается, что в разделе 1 – расчета суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год (...) отображены сведения о фактическом выбросе загрязняющих веществ от источников выбросов ..., ..., ..., ... «Установки производства водорода». При этом согласно декларации о плате за выбросы вредных, загрязняющих веществ в атмосферный воздух по объекту «Производственная территория ООО «Газпром нефтехим Салават» (код объекта НВОС – ...П) не рассчитана плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ по источникам «Установки производства водорода» (..., ..., ..., ...) с коэффициентом КПР = 100, поскольку вышеперечисленные источники выбросов загрязняющих веществ в разрешениях от < дата >..., от < дата >....2015 отсутствуют.

Однако в протокол государственного инспектора Р.Кириллова Д.В. от < дата > не содержит указания на то, в чем конкретно выразилось допущенное Обществом нарушение, какое именно из требований положения установленного законодательством нарушило юридическое лицо, каким нормативно – правовым актом такой порядок установлен, кем принят.

Кроме того, из представленных документов видно, что Общество в установленные сроки исчислило и внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду, рассчитав его по мнению Общества в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника.

Однако должностными лицами Р. при привлечении Общества к административной ответственности не установлен конкретный размер платы за негативное воздействие на окружающую среду от объектов, указанных в протоколе об административном правонарушении, при этом, в оспариваемом постановлении и в протоколе об административном правонарушении не отражено, какие именно суммы за негативное воздействие на окружающую среду подлежали внесению именно при отсутствии разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, но фактически не внесены, поскольку инспектором Р. сделана ссылка на п. 4.12 Приказа Минприроды России от < дата >... «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившим силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии РФ» в столбце 12 Раздела 1 Декларации в строках указывается коэффициент, применяемый для объектов I категории и для объектов II категории к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешительными документами, равный 100, таким образом протокол не содержит указание на сведения, относящиеся к событию правонарушения.

В соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наступление административной ответственности. Объективная сторона правонарушения, выражается в бездействии, выразившемся в неперечислении установленной платы в виде конкретной суммы в обусловленный срок.

Довод представителя Р. о том, что предприятие должно рассчитывать сумму с коэффициентом Кпр =100, однако какую конкретную сумму должно оплатить Общество и на коком основании, пояснить не может, является не состоятельным, поскольку привлекаемое лицо вправе знать объем предъявленного обвинения, а обязанность должностного лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении, объявить привлекаемому к административной ответственности лицу, в чем он обвиняется, в чем выражается допущенное им нарушение.

Согласно п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалоб на постановления по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При изложенных данных постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РБ и ..., заместителя начальника межрегионального отдела государственного экологического надзора по ...-Уральского межрегионального Управления Р. Ф. Л.И. ...-А/ДВ-ЛИ от < дата > состоявшееся в отношении ООО «Газпром нефтехим Салават» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, нельзя признать принятыми с соблюдением требований ст.24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом, в связи с чем названный акт подлежит отмене.

В соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения составляет 1 год.

В силу п.6 ч.1 ст.24.5 поименованного Кодекса производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Обстоятельства, послужившие основанием для составления в отношении ООО «Газпром нефтехим Салават» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ, имели место < дата >, в связи с чем, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, по данному делу в настоящее время истек производство по настоящему делу в силу положений п.6 ч.1 ст.24.5 названного Кодекса подлежит прекращению, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Статьей 29.13 КоАП РФ определено, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий (часть 1). Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление (часть 2).

Нормы указанной статьи и главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривают порядка отдельного обжалования представления по делу об административном правонарушении, неразрывно связанного с конкретным делом об административном правонарушении, оно не может быть предметом самостоятельного обжалования.

Предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением в порядке, предусмотренном главой 30 названного Кодекса.

Согласно представлению об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от < дата > N 1-А\ДВ-ЛИ, в нем отражены обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении и постановлении должностного лица о назначении наказания.

Отмена постановления о привлечении к административной ответственности влечет, в том числе, отмену выданного на основании такого постановления представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л А:

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РБ и ..., заместителя начальника межрегионального отдела государственного экологического надзора по ...-Уральского межрегионального Управления Р. Ф. Л.И. ...-А/ДВ-ЛИ от < дата >, которым ООО «Газпром нефтехим Салават» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения ...-А\ДВ-ЛИ от < дата > - отменить.

Производство по данному делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Советский районный суд ... Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.Г. Шакирьянова