№ 12-1138/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 декабря 2015 года г. Уфа РБ
Судья Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан Оленичева Е.А.,
с участием Г.Ф.Ф..,
представителя ...Т.Н.Н., действующей по доверенности от < дата >,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника ...Г.Ф.Ф.Г.Ф.Ф. на постановление руководителя ...... от < дата > об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя ...... от < дата > начальник ...Г.Ф.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.10 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей, по тем основаниям, что в ходе проведенной в соответствии с приказом ... от < дата >... по обращению Военной прокуратуры ...... от < дата > выездной плановой проверки правомерности использования средств федерального бюджета, выделенных в < дата > году на оплату труда (премий, поощрений, пособий, компенсаций, других выплат и доплат) в ... за период с < дата > по < дата > установлен факт принятия Управлением в < дата > году бюджетных обязательств сверх лимитов бюджетных обязательств по коду КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» (...) на сумму ... рубля.
Не согласившись с данным постановлением, начальник ...Г.Ф.Ф. обратился с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить, указав в обоснование, что постановлениями руководителя ...... и ... от < дата > он привлечен к административной ответственности по ст.15.15.10 в виде штрафа в размере ... рублей каждым. В < дата > году согласно бюджетной смете и расходных расписаний лимиты бюджетных обязательств по коду КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» утверждены и доведены вышестоящим органом Главному управлению в сумме ... рублей, по коду КОСГУ 211 «Заработная плата» утверждены и доведены Управлению в сумме ... рублей. При этом, согласно разделу 1.2 Отчета о состоянии лицевого счета бюджетных средств ... на < дата > органом Федерального казначейства принято к учету обязательств по коду КОСГУ 213 на сумму ... рублей, а по коду КОСГУ 211 - ... рублей. Согласно разделу 2 того же Отчета органом Федерального казначейства поставлено на учет бюджетных обязательств по коду КОСГУ 213 - ... рублей, по коду КОСГУ 211 - ... рублей, те есть никакого превышения органом Федерального казначейства не учтено и не отражено в отчете, поскольку принятия сверхлимитных обязательств Главным управлением не совершено. Ссылки должностного лица на отражение отличающихся от указанных выше сумм в отчете главного управления о принятых бюджетных обязательствах в < дата > году по ОКУД 0503128 по коду КОГСУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» в < дата > году в сумме ... рубля и по коду КОСГУ: 211» Заработная плата» (...) на сумму ... рублей, как доказательств принятия сверхлимитных обязательств, является неосновательной, поскольку данный отчет является внутренним финансовым документом, отражающим факты финансовой деятельности Главного управления: отражение кредиторской и дебиторской задолженности, но не фактического принятия сверхлимитных обязательств, которые принимаются совершенно иным способом. Кроме того, данная кредиторская задолженность перечислена в Пенсионный фонд ... платежным поручением от < дата >.... в сумме ... рубля, а также выплачена и перечислена сотрудникам платежными поручениями от < дата >..., < дата >.... Отражение в бухгалтерской отчетности сумм начислений по заработной плате сотрудникам, образующих кредиторскую задолженность, не может являться нарушением п.3 ст.219, абз.3 ст.162 Бюджетного кодекса РФ. указанные добросовестные действия не повлекли нарушения законных интересов государства, граждан и общества.
Г.Ф.Ф. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, суду пояснил, что в акте ... от < дата > внеплановой выездной проверки в ... в абзаце 1 стр.10 указано, что «по коду КОСГУ 212 «Прочие выплаты» (...) по состоянию на < дата > значится задолженность в сумме ... рублей (денежная компенсация взамен положенных по норме снабжения предметов вещевого имущества трем сотрудникам - ... рублей). Указанные выплаты предусмотрены действующим законодательством». Однако в отличии от других отраженных в бухгалтерской отчетности задолженностей, настоящая задолженность проверяющим органом как нарушение норм ст.162, ч.3 ст.219 БК РФ, т.е. как факт принятия бюджетных обязательств больше доведенных лимитов бюджетных обязательств Главным управлением не расценена. Вместе с тем, задолженность по коду КОСГУ - 212 «прочие выплаты» в сумме ... рублей Главным управлением также как и задолженность по двум указанным в акте кодам КОГСУ 211 и 213 отражена как факт хозяйственной операции. Не отражение данной информации было бы расценено как скрытие кредиторской задолженности и искажение бухгалтерской отчетности, т.е. финансовым нарушением. Кроме того, он не является должностным лицом ..., уполномоченным на ведение закупок от имени заказчика, на исполнение обязанностей работодателя, в отношении начисления заработной платы или на принятие решений по перечислению соответствующих отчислений в Пенсионный фонд ..., Фонд социального страхования ..., Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и не может влиять на объемы принятых ... лимитных обязательств. В связи с чем, считает, что он не является субъектом административного нарушения.
Представитель ...Т.Н.Н. в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, в удовлетворении жалобы просила отказать. Суду пояснила, что Согласно п. 3 Инструкции ... бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах связанных с осуществлением указанных операций. Нормами Инструкции ... обусловлено отражение (начисление) бюджетных обязательств по оплате установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, принятии получателем бюджетных средств в пределах утвержденных на соответствующий период лимитов бюджетных обязательств в момент возникновения обязанности определить налоговую базу (произвести расчет) и уплатить указанный платеж (налог, сбор). Проверка проведена по вопросам, изложенным в обращении Военной прокуратуры ...... от < дата >. (правомерность использования средств федерального бюджета, выделенных в < дата > году на оплату труда (премий, поощрений, пособий, компенсаций, других выплат и доплат)). Соответственно проведение анализа исполнения бюджета и финансового результата деятельности ... является для административного органа - ... одним из способов проверки полноты и правильности отражения совершения финансовых и хозяйственных операций в бюджетном учете и в бюджетной отчетности, указанных в обращении. Согласно бюджетной смете и расходных расписаний лимиты бюджетных обязательств по коду КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» утверждены и доведены управлению в сумме ... рублей. Согласно Отчета о принятых бюджетных обязательствах по ОКУД 0503128 Управлением в < дата > году принято бюджетных обязательств сверх выделенных лимитов по коду КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» в < дата > года в сумме ... рубля. По состоянию на < дата >. по счету 303 «Расчеты по платежам в бюджеты» значится кредиторская задолженность в сумме ... рубля (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, начисленные на выплату страховой части трудовой пенсии за ... месяц), что подтверждается данными, отраженными в балансе (ф.0503130), сведениях с дебиторской и кредиторской задолженности (ф.0503169). Данная задолженность перечислена в ПФ ... платежным поручением от < дата >. ... в сумме ... рубля. При полном освоении лимитов бюджетных обязательств на оплату труда на ... год образовалась кредиторская задолженность по коду КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» в сумме ... рубля, и отражены в графе 8 «Принято денежных обязательств» Отчета о принятых бюджетных обязательствах как денежные обязательства (форма по ОКУД ...) по состоянию на < дата >. Исходя из вышеизложенного, принятие бюджетных обязательств заключалось в принятии начальником ... страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на сумму ... рубля, превышающую доведенные лимиты, в результате чего и образовалась кредиторская задолженность (расходное обязательство), принятая к учету. Довод Г.Ф.Ф. о том, что органом Федерального казначейства превышения лимитов не учтено и не отражено в отчете, и что именно отчет о состоянии лицевого счета является допустимым и относимым доказательством не превышения ... лимитов бюджетных обязательств не соответствует нормам права. ... проводилась независимая выездная проверка и при подведении итогов этой проверки действующим законодательством на надзорный орган не возложена обязанность руководствоваться результатами иных проверок. Принятием бюджетного обязательства считается не факт проведения оплаты через Казначейство, как считает Г.Ф.Ф. Согласно п. 2 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает первоначально принятие бюджетных обязательств, затем подтверждение денежных обязательств, затем санкционирование оплаты денежных обязательств и в последнюю очередь подтверждение исполнения денежных обязательств. В соответствии с п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Орган Федерального казначейства учитывает бюджетное обязательство отдельно в сумме принятого денежного обязательства, в том числе по обязательствам связанным с обеспечением выполнения функций казенных учреждений (за исключением бюджетных обязательств по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг, аренде). Получатель бюджетных средств самостоятельно предоставляет бюджетные обязательства в орган федерального казначейства для учета и оплаты их в установленном порядке.Таким образом, у органа федерального казначейства информация о принятых обязательствах появляется только в момент, когда сам получатель бюджетных средств предоставит необходимые документы в орган федерального казначейства. В Бюджетном кодексе РФ (далее - БК РФ) не содержится перечня исключительных случаев, в которых получатель бюджетных средств любого из уровней бюджетной системы РФ, принимая бюджетные обязательства сверх доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, не нарушает при этом порядок принятия бюджетных обязательств. Г.Ф.Ф. в своей жалобе акцентирует внимание на том, что получателем бюджетных средств может являться исключительно юридическое лицо - .... Согласно нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации - это действительно так. Однако субъектом административного правонарушения по ст. 15.15.10 КоАП РФ является только должностное лицо получателя бюджетных средств. В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Начальник ...Г.Ф.Ф. в соответствии со своими должностными обязанностями осуществляет общее руководство деятельностью управления, принимает меры по повышению и улучшению эффективности финансово-экономической работы; обеспечивает составление перспективных и текущих финансовых планов и бюджетов денежных средств, доведением показателей утвержденной сметы бюджетов и вытекающих из нее заданий, лимитов и нормативов до структурных подразделений, обеспечением контроля за их выполнением. Несет в установленном законодательством порядке ответственность. Таким образом, именно Г.Ф.Ф. является должностным лицом ..., на которое возложен контроль за расходованием бюджетных средств, общее руководство деятельностью управления. Доводы Г.Ф.Ф. о том, что он дважды привлечен к административной ответственности за одно и тоже правонарушение, считает также необоснованным, поскольку принятие бюджетных обязательств сверх лимитов бюджетных обязательств Г.Ф.Ф. допущено по двум разным кодам КОСГУ, в связи с чем, имеется два самостоятельных правонарушения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе, об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, иными документами.
В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; расходные обязательства обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
В соответствии с ч.5 ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования впределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящих Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
В соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обладает, следующими бюджетными полномочиями, в том числе: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
Согласно п. 2 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает первоначально принятие бюджетных обязательств, затем подтверждение денежных обязательств, затем санкционирование оплаты денежных обязательств и в последнюю очередь подтверждение исполнения денежных обязательств.
В силу ч.3 ст.219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Статья 15.15.10 КоАП РФ предусматривает ответственность за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных отношений. С объективной стороны рассматриваемое административное правонарушение характеризуется совершением виновным лицом действий по принятию бюджетных обязательств с нарушением установленных законом размеров в виде превышения бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств. С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной (небрежностью) или умышленной формами вины.В качестве субъектов административной ответственности по статье 15.15.10 КоАП РФ, могут выступать только должностные лица.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной в соответствии с приказом ... от < дата >... по обращению Военной прокуратуры ...... от < дата > выездной плановой проверки правомерности использования средств федерального бюджета, выделенных в < дата > году на оплату труда (премий, поощрений, пособий, компенсаций, других выплат и доплат) в ... за период с < дата > по < дата > установлен факт принятия Управлением в < дата > году бюджетных обязательств сверх лимитов бюджетных обязательств по коду КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» (...) на сумму ... рубля.
Согласно бюджетной смете и расходных расписаний лимиты бюджетных обязательств по коду КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» утверждены и доведены управлению в сумме ... рублей. Согласно Отчета о принятых бюджетных обязательствах по ОКУД 0503128 Управлением в ... году принято бюджетных обязательств сверх выделенных лимитов по коду КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» в ... года в сумме ... рубля.
По состоянию на < дата >. по счету 303 «Расчеты по платежам в бюджеты» значится кредиторская задолженность в сумме ... рубля (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, начисленные на выплату страховой части трудовой пенсии за декабрь месяц), что подтверждается данными, отраженными в балансе (ф.0503130), сведениях с дебиторской и кредиторской задолженности (ф.0503169).
Данная задолженность перечислена в ПФ ... платежным поручением от < дата >. ... в сумме ... рубля.
Таким образом, при полном освоении лимитов бюджетных обязательств на оплату труда на ... год образовалась кредиторская задолженность по коду КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» в сумме ... рубля, и отражены в графе 8 «Принято денежных обязательств» Отчета о принятых бюджетных обязательствах как денежные обязательства (форма по ОКУД ...) по состоянию на < дата >.
В соответствии с положением пункта 310 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом МФ РФ о < дата >... операции по санкционированию обязательств участника бюджетного процесса, обязательств бюджетного, автономного учреждения, принятых в текущем финансовом году, формируются с учетом принятых и неисполненных учреждением обязательств.
В данном случае факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела.
В соответствии с разделом 2 должностной инструкции начальника ..., утвержденной < дата >, Г.Ф.Ф.., осуществляет общее руководство деятельностью управления, принимает меры по повышению и улучшению эффективности финансово-экономической работы; обеспечивает составление перспективных и текущих финансовых планов и бюджетов денежных средств, доведением показателей утвержденной сметы бюджетов и вытекающих из нее заданий, лимитов и нормативов до структурных подразделений, обеспечением контроля за их выполнением, а также несет в установленном законодательством порядке ответственность.
Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом РФ об административных правонарушениях, квалификация является правильной, постановление надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям, установленным КоАП РФ.
Административное наказание назначено Г.Ф.Ф. в пределах санкции ст. 15.15.10 КоАП РФ, с соблюдением общих правил назначения наказания физическому лицу, установленных ст. ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
Доводы Г.Ф.Ф. о том, что не доказан факт совершения им данного административного правонарушенияявляется несостоятельным, поскольку опровергается исследованными доказательствами.
Суд, оценивая доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считает, что постановление ... от < дата >, вынесенное руководителя ... по делу об административном правонарушении в отношении ...Г.Ф.Ф.Г.Ф.Ф. является законным и обоснованным. Следовательно, оно подлежит оставлению без изменений, а жалоба Г.Ф.Ф. без удовлетворения.
Руководствуясь ст.30.1-30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление руководителя ...... от < дата > по делу об административном правонарушении в отношении ...Г.Ф.Ф.Г.Ф.Ф. о привлечении к административной ответственности по ст.15.15.10 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу ...Г.Ф.Ф. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Советский районный суд г.Уфы.
Судья Е.А.Оленичева