Дело №2-564/2019
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«13» марта 2019 года город Тамбов
Советский районный суд г.Тамбова в составе:
председательствующего судьи Макарова А.В.,
при секретаре Артамоновой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Тамбовского гарнизона полковника юстиции В.А.. (в защиту интересов Российской Федерации) к ЗАО «Сигнал» в лице конкурсного управляющего ФИО1 и Министерству обороны Российской Федерации об обязании передачи изделия и иной секретной документации,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Тамбовского гарнизона полковник юстиции В.А.. (в защиту интересов Российской Федерации) обратился в суд с иском к ЗАО «Сигнал» в лице конкурсного управляющего ФИО1 и Министерству обороны Российской Федерации об обязании передачи изделия и иную секретную документацию, указав в иске, что военной прокуратурой Тамбовского гарнизона проведена проверка исполнения должными лицами требований законодательства в сфере государственного оборонного закона в части исполнения научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ
02.08.2003г. между войсковой частью 52686 (в настоящее время 87406) и ЗАО «Сигнал» заключен государственный контракт на опытно - конструкторские работы по разработке двух образцов военных изделий
Всего ЗАО «Сигнал» в ходе исполнения научно - исследовательских и опытно - конструкторских мероприятий выполнило по изготовлению изделий на сумму рублей, которые полностью оплачены Минобороной РФ.
Пунктом 13 государственного контракта от предусмотрены условия прекращения опытно - конструкторских работ.
. решением начальника разведки - заместителя начальника Главного штаба Сухопутных войск по разведке, в связи с нецелесообразностью дальнейшей разработки изделий, опытно - конструкторские работы по разработке двух образцов военных изделий и исполнение вышеуказанного государственного прекращены (контракт расторгнут, предъявлены претензии). С этого времени изготовленные 2 изделия находятся на хранении в ЗАО «Сигнал» по адресу: .
В соответствии с п.15 государственного контракта от , оставшееся после прекращения работ по контракту специальное оборудование и другие изделия, приобретенные или изготовленные в процессе выполнения контракта, являются собственностью заказчика, то есть Минобороны России. Они должны быть поставлены исполнителем на бухгалтерский учет. Решение по использованию данного имущества принимает заказчик.
Согласно п.п. 12 и 16.2 контракта, до принятия решения по использованию имущества НИОКР исполнитель обеспечивает охрану интеллектуальной собственности, созданной по настоящему контракту. Конкурсная и иная документация разработанная исполнителем передается заказчику.
Право на получение патента на изобретение, промышленный образец, свидетельство на полезную модель, исключительное право на использование программы для электронно - вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также право на использование иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных в работе по настоящему контракту, принадлежит Минобороны России.
По сообщению конкурсного управляющего ЗАО «Сигнал» ФИО1, в отношении данного общества введена процедура банкротства, силы и средства для хранения и сбережения изделий у общества отсутствуют. ЗАО «Сигнал» мер к передаче изделий Минобороны России не принято, документы от Минобороны России и ЗАО «Сигнал» по возврату изделий не поступали. Конкурсная и иная документация, разработанная при реализации указанного контракта, находится в ЗАО «Сигнал» и ОАО »
В июне 2017 года в целях осуществления контроля за сохранностью материальных ценностей опытного образца ОКР «на территории автосборочного цеха ЗАО «Сигнал», расположенного по адресу: , выявлен факт отсутствия двух дизельных электрогенераторов модели «
30.10.2017г. военной прокуратурой Тамбовского гарнизона сообщение о преступлении для проведения проверки и принятия процессуального решения в порядке ст.144-145 УПК РФ, направлено по подследственности в ОМВД России по , где ему присвоен КУСП .
ОМВД России по вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по п.5 ч.1 ст.24 УПК РФ, в связи с отсутствием заявления от потерпевшего. Таким образом заказчик и исполнитель меры для сохранности изделий, постановки их на бухгалтерский учет Минобороны России, проведения инвентаризации, предотвращения утраты и происшествий, не принимают, о чем свидетельствует результаты доследственных проверок об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное в связи с отсутствием соответствующего заявления потерпевшего.
В ходе прокурорской проверки командирам войсковых частей 52686 и 87406 в порядке ст.4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» направлены информации для принятия мер по устранению нарушений закона. Из поступивших ответов, то есть войсковая часть 52686 реорганизована и отдельные функции переданы войсковой части 87406, которая ведет безрезультатную переписку с должностными лицами Минобороны России по определению перечня мероприятий в отношении изделий. При этом самостоятельно установленные законом вышеуказанные обязанности не исполняет. На основании изложенного истец просит обязать ЗАО «Сигнал» в трех месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу передать представителям Министерство обороны Российской Федерации изделия, конкурсную и иную документацию, разработанную в рамках контракта, обязать Министерство обороны Российской Федерации в трех месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу выполнить свои обязательства по возврату (приему) изделий, конкурсной и иной документации, разработанной в рамках контракта, от исполнителя государственного контракта.
Представитель истца, старший помощник военного прокурора Тамбовского гарнизона подполковник юстиции (по доверенности) ФИО2, исковые требования поддержал в полном объеме, не возражал против рассмотрения настоящего гражданского дела в порядке заочного судопроизводства.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования, относительно предмета спора - 1958 военного представительства МО РФ (по доверенностям) ФИО3 и ФИО4, не возражали против удовлетворения заявленных исковых требований, в том числе и не были против рассмотрения настоящего гражданского дела в порядке заочного судопроизводства.
Ответчики ЗАО «Сигнал» в лице конкурсного управляющего ФИО1 и Министерство обороны РФ в судебное заседание своих представителей не направили, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна. Возражений на иск в суд со стороны ответчиков не предоставлено.
Суд, с учетом согласия представителя истца и представителей третьего лица, на основаниист. 233 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав представителей истца и третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с требованиями ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с требованиями ст.ст.26 и 27 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст.16 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10.11.2007 года №1495, военнослужащие обязаны строго соблюдать Конституцию, законы Российской Федерации и требования общевоинских уставов.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации (ВС РФ) - государственная военная организация, составляющая основу обороны России. При этом в соответствии с ч. 12 ст. 1 того же закона имущество ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, а ст. 11 данного закона определяет, что Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций.
В соответствии с п.4 ст.214 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование, распоряжение.
Согласно ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, то есть на МО РФ возложено бремя содержания изделия.
Поскольку оборона и безопасность относятся к сфере исключительного ведения Российской Федерации (статья 71 Конституции Российской Федерации) любое противоправное посягательство на интересы, в том числе и имущественные, Вооруженных сил РФ, других федеральных органов исполнительной власти, на которые возложено осуществление выше указанных функций, безусловно, должно расцениваться как направленное против Российской Федерации.
Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что военной прокуратурой Тамбовского гарнизона проведена проверка исполнения должными лицами требований законодательства в сфере государственного оборонного закона в части исполнения научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ . между войсковой частью 52686 (в настоящее время 87406) и ЗАО «Сигнал» заключен государственный контракт на опытно - конструкторские работы по разработке двух образцов военных изделий (). Всего ЗАО «Сигнал» в ходе исполнения научно - исследовательских и опытно - конструкторских мероприятий выполнило по изготовлению изделий на сумму рублей, которые полностью оплачены Минобороной РФ.
Согласно пункта 1 Государственного контракта на выполнение опытно - конструкторской работы «. , заказчиком является Войсковая часть , в лице командира войсковой части ЛНП (действующего на основании доверенности от ., а исполнителем является ЗАО «Сигнал» в лице генерального директора ШФШ (действующего на основании Устава предприятия).
В соответствии с п.5 Контракта, работа выполняется исполнителем в полном соответствии с ТТЗ, утвержденным командиром войсковой части 52686 и ГОСТ РФ 15.203-2001, основанием является Постановление Правительства Российской Федерации от (п.6 Контракта).
Пунктом 13 государственного контракта от предусмотрены условия прекращения опытно - конструкторских работ, а именно если в процессе выполнения работы исполнитель выяснит нецелесообразность дальнейшего проведения работы, то он вправе приостановить ее, поставив об этом в известность заказчика и Военное представительство МО РФ (далее - ВПМО) в трехдневный срок, после приостановления. В этом случае стороны обязаны в 30 - ти дневный срок рассмотреть вопрос о целесообразности продолжения работы, и при необходимости, выйти с ходатайством в соответствующие организации о прекращении работы.
. решением начальника разведки - заместителя в связи с нецелесообразностью дальнейшей разработки изделий, опытно - конструкторские работы по разработке двух образцов военных изделий и исполнение вышеуказанного государственного прекращены (контракт расторгнут, предъявлены претензии).
С этого времени изготовленные 2 изделия находятся на хранении в ЗАО «Сигнал» по адресу: .
В соответствии с пунктом 15 Государственного контракта от , научно - техническая продукция (включая отчетную научно - техническую, конструкторскую и иную документацию, объекты интеллектуальной собственности, специальное и экспериментальное оборудование, макеты, модели, опытные образцы и другие материальные ценности) созданная по настоящему контракту, является собственностью заказчика. Оставшееся после окончания или прекращения работ по контракту специальное оборудование для научных (экспериментальных) работ, экспериментальные образцы, макеты, модели и другие изделия, приобретенные или изготовленные в процессе выполнения контракта, являются собственностью заказчика, то есть Минобороны России. Они должны быть поставлены исполнителем на бухгалтерский учет по данной теме, о чем письменно извещается заказчик в течение 30 дней после окончания этапа. Решение по использованию данного имущества принимает заказчик.
Согласно п.п. 12 и 16.2 контракта, до принятия решения по использованию имущества НИОКР исполнитель обеспечивает охрану интеллектуальной собственности, созданной по настоящему контракту. Конкурсная и иная документация разработанная исполнителем передается заказчику. Право на получение патента на изобретение, промышленный образец, свидетельство на полезную модель, исключительное право на использование программы для электронно - вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также право на использование иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных в работе по настоящему контракту, принадлежит Минобороны России, от имени которого выступает заказчик (через войсковую часть 51135).
Цена работы по настоящему контракту составляет рублей (п.23 Контракта).
В соответствии с Приложением к Государственному контракту от , Уточненной ведомости исполнения опытно - конструкторской работы ОКР - этап 1- разработка эскизного проекта: ОНТД: перечень макетов по согласованному решению, срок изготовления - этап 2- разработка технического проекта - ОНТД: перечень макетов -по согласованному решению, срок исполнения 2 квартал - этап 3- разработка рабочей конструкторской документации для изготовления опытного образца: РКД, срок исполнения - этап 4- изготовление опытного образца, проведение предварительных испытаний и предъявление на государственные испытания: - опытный образец; -РКД, срок исполнения - этап 5 - проведение государственных испытаний опытного образца: - опытный образец, РКД, срок исполнения .; - этап 6 - утверждение рабочей конструкторской документации для организации промышленного производства изделий , срок исполнения
Дополнительным соглашением от к Государственному контракту от ., содержание Государственного контракта изменено в части: Заголовок Контракта изложить в следующей редакции Министерство обороны РФ, именуемое в дальнейшем Заказчик, в лице ВрИД командира войсковой части 87406 МАБ, действующего на основании доверенности, выданной Заместителем Министра обороны РФ /Д-1 от , с одной стороны и ЗАО «Сигнал», именуемого в дальнейшем исполнитель, действующий на основании Устава предприятия, в лице генерального директора ЗАО «Сигнал» ШФШ; в п.11 Контракта изложить следующей редакции: «Срок действия контракта устанавливается с По .».
Дополнительным соглашением от к Государственному контракту от ., содержание Государственного контракта изменено в части: п.2.1 - раздел 5 «Цена работы и порядок расчетов» п.22 изложить в следующей редакции : Вид цены контракта: лимитная (предельная); п.23 изложить в следующей редакции: лимитная цена (предельное значение стоимости) работы по настоящему контракту в соответствии с протоколом согласования лимитной цены от , установлена в сумме рублей.
Дополнительным соглашением от к Государственному контракту от ., п.1 - срок выполнения работ по этапу 4 установлен года; п.2 - стоимость работ, подлежащих выполнению по 4 этапу, установлена в сумме п.3 - лимит финансирования по данному этапу в году, устанавливается в сумме Финансирование работ в части настоящего дополнительного соглашения, осуществляется за счет средств федерального бюджета (не подлежит обложению НДС; п.4 - выплата авансов производится в размере процентов от стоимости ведущих этапов ОКР, предельная сумма аванса, подлежащая выплате в текущем году, не может превышать лимита финансирования, установленного для данного этапа в году. Срок погашения переходящего аванса устанавливается в соответствии с календарным планом выполнения
Дополнительным соглашением от к Государственному контракту от , содержание Государственного контракта изменено в части: п.2 - срок исполнения 4 этапа «изготовление опытного образца, проведение предварительных испытаний и предъявление на государственные испытания» в уточненной ведомости исполнения изложить в редакции: срок исполнения 5 этапа «проведение государственных испытаний опытного образца» в уточненной ведомости исполнения изложить в редакции: срок исполнения 6 этапа «утверждение рабочей конструкторской документации для организации промышленного производства изделий » в уточненной ведомости исполнения изложить в редакции:
На основании сообщения ЗАО «Сигнал» от , Решением Арбитражного суда от ЗАО «Сигнал» признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открытого конкурсное производство, исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложено на ФИО1. Определением Арбитражного суда от конкурсным управляющим ЗАО «Сигнал» утвержден ФИО1 (Выписка из ЕГРЮЛ ЗАО «Сигнал»).
По сообщению конкурсного управляющего ЗАО «Сигнал» ФИО1, в связи с тем, что в отношении данного общества введена процедура банкротства, силы и средства для хранения и сбережения изделий у общества отсутствуют.
ЗАО «Сигнал» мер к передаче изделий Минобороны России не принято, документы от Минобороны России и ЗАО «Сигнал» по возврату изделий не поступали. Конкурсная и иная документация, разработанная при реализации указанного контракта, находится в ЗАО «Сигнал» и ОАО «
в целях осуществления контроля за сохранностью материальных ценностей опытного образца ОКР на территории автосборочного цеха ЗАО «Сигнал», расположенного по адресу: , выявлен факт отсутствия двух дизельных электрогенераторов модели «(сообщение начальника отдела 1958 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации от за номером ).
военной прокуратурой Тамбовского гарнизона, сообщение о преступлении для проведения проверки и принятия процессуального решения в порядке ст.144-145 УПК РФ, направлено по подследственности в ОМВД России по Тамбовскому району, где ему присвоен КУСП .
ОМВД России по Тамбовскому району вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по п.5 ч.1 ст.24 УПК РФ, в связи с отсутствием заявления от потерпевшего.
Согласно объяснению конкурсного управляющего ЗАО «Сигнал» ФИО1 (взятого в ходе проведения проверки зам. прокурора от ), указано, что ЗАО «Сигнал» принадлежит оборудование и материалы, расположенные по адресу: с.. Данное оборудование в аренде ООО не находится. ООО «хотели выкупить данное оборудование, в связи с чем между конкурсным управляющим ЗАО «Сигнал» ФИО1 и ООО «был заключен договор от на покупку оборудования: станок долбежный, станок токарно - винторезный, станок - токарный и др. оборудование. Цена контракта руб.. Однако ООО в установленный договором срок денежные средства ЗАО «Сигнал» не перечислило, в связи с чем оборудование до настоящего времени, принадлежит ЗАО «Сигнал». Во время действия договора ООО » использовали данное оборудование. Военная техника в количестве 4 един находится на территории ЗАО «Сигнал» по адресу: . За длительное время собственник данной техники не установлен, также данная техника на балансе ЗАО «Сигнал» не состоит.
Согласно сообщения Минобороны России от , Приказами Министра обороны Российской Федерации от (признан утратившим силу приказом Министерства обороны Российской Федерации от дсп), заместителя Министра обороны Российской Федерации от дсп, номенклатура разрабатывающего в ОКР изделия, закреплена за Главным управлением Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, которое является довольствующим органом.
Согласно сообщения начальника службы - уполномоченный 106 службы уполномоченного по качеству вооружения и военной техники (региональной) Управления военных представительств Мвоенное представительство МО РФ осуществляет контроль качества и приемку военной продукции на ЗАО «Сигнал» в соответствии с Перечнем организаций промышленности, за которыми закреплены военные представительства МО РФ, утвержденным начальником Управления военных представительств МО РФ.
В ходе прокурорской проверки командирам войсковых частей 52686 и 87406 в порядке ст.4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» направлены информации для принятия мер по устранению нарушений закона. Из поступивших ответов, то есть войсковая часть 52686 реорганизована и отдельные функции переданы войсковой части 87406, которая ведет безрезультатную переписку с должностными лицами Минобороны России по определению перечня мероприятий в отношении изделий. При этом самостоятельно установленные законом вышеуказанные обязанности не исполняет.
В рамках Государственного контракта от на опытно - конструкторские работы по разработке двух образцов военных изделий ЗАО «Сигнал» перечислены федеральные денежные средства на общую сумму руб. Разработанные на федеральные денежные средства изделия до настоящего времени в ведение Минобороны России не переданы, на бухгалтерский учет и охраняемую территорию в какую - либо воинскую часть не поставлены. При наличии фактов утраты отдельных агрегатов изделий, имеются основания полагать о фактах бездействия должностных лиц ЗАО «Сигнал» и Минобороны России, причинение в связи с этим ущерба государству и предпосылок к утрате интеллектуальной собственности Минобороны России.
Суд принимая во внимание вышеуказанные нормы права и обстоятельства дела, приходит к выводу, что исковое заявление Военного прокурора Тамбовского гарнизона полковника юстиции ИВАв защиту интересов Российской Федерации) к ЗАО «Сигнал» в лице конкурсного управляющего ФИО1, Министерству обороны Российской Федерации об обязании передачи изделия и иную секретную документацию, является обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Военного прокурора Тамбовского гарнизона полковника юстиции ИВА (в защиту интересов Российской Федерации) - удовлетворить.
Обязать ЗАО «Сигнал» (дата регистрации ) в трех месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу передать представителям Министерство обороны Российской Федерации изделия, конкурсную и иную документацию, разработанную в рамках контракта.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации в трех месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу выполнить свои обязательства по возврату (приему) изделий, конкурсной и иной документации, разработанной в рамках контракта, от исполнителя государственного контракта.
Ответчик вправе подать в суд, вынесший заочное решение, заявление об отмене данного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение суда также может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, через Советский районный суд города Тамбова.
Судья: А.В. Макаров