РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 марта 2020 года г.о. Самара Советский районный суд г. Самары в составе: судьи Никитиной С.Н., при секретаре судебного заседания Беляевой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-780/20 по административному исковому заявлению ФИО1 к заведующей сектором Управления по Советскому району ГКУ Самарской области «ГУСЗН Самарского округа»ФИО2, ГКУ Самарской области «Главному управлению социальной защиты населения Самарского округа» о признании незаконными действий, отмене распоряжения, восстановлении прав, об обязании назначить доплату к пенсии, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратился в суд с административным иском к заведующей сектором Управления по Советскому району ГКУ Самарской области «ГУСЗН Самарского округа»ФИО2, ГКУ Самарской области «Главному управлению социальной защиты населения Самарского округа»о признании незаконными действий в части требования документов, подтверждающих факт смерти (гибели) обоих родителей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ или одного изних – до начала Великой отечественной войны, а другого – в указанный период в назначении доплаты к пенсии, как лицу, ставшему круглым сиротой в годы Великой Отечественной войны, проживающему на территории Самарской области, об отмене распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, о восстановлении прав, об обязании назначить доплату к пенсии, как лицу, ставшему круглым сиротой в годы Великой Отечественной войны, об обязании назначить доплатук пенсии, как лицу, ставшему круглым сиротой в годы Великой Отечественной войны за весь период действия Постановления Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№ с учетом п.3.3, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Управления по Советскому району г.Самара ФИО1 было отказано в назначении доплаты к пенсии как лицу, ставшему круглым сиротой в годы Великой Отечественной войны, в связи с отсутствием полного пакета документов. Согласно уведомлению об отказе в назначении доплаты к пенсии от ДД.ММ.ГГГГ в качестве должностного лица указана заведующая сектором Управления ФИО2 Основанием для отказа в назначении доплаты к пенсии указано то обстоятельство, что ФИО1 не были предоставлены документы, подтверждающие факт смерти (гибели) обоих родителей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ или одного из них – до начала Великой Отечественной войны, а другого – в указанный период, в назначении доплаты к пенсии как лицу, ставшему круглым сиротой в годы Великой Отечественной войны, проживающему на территории <адрес>. ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ, о чем в книге записей актов гражданского состояния о рождении Заельцовскимрайбюро ЗАГС ДД.ММ.ГГГГ произведена соответствующая запись за №, что подтверждается свидетельством о рождении №. Согласно данного свидетельства о рождении в графе мать указан прочерк. Поскольку на момент регистрации и выписки основного документа свидетельства о рождении ФИО1 был документально признан сиротой, у него нет ни отца, ни матери, то все сопутствующие документы, указанные в пункте 2 Приложения к Постановлению, регламентирующие обстоятельства приема, регистрации и записи ребенка в государственном учреждении, должны храниться не на руках малолетнего ребенка, а в ЗАГСе. С момента регистрации ФИО1 стал опекаемым ребенком и находился на полном гособеспечении в «Доме ребенка». Через 3 года ФИО1 перевели в дошкольный детский <адрес>. Через 3 года ФИО1 перевели в дошкольный детский <адрес>. Естественно в это время никаких документов у малолетнего ребенка не могло быть. Далее ФИО1 по возрасту перевели в школьный детский <адрес>. У 7-летнего ребенка не было никаких документов, в детском доме его никто не навещал, какие-либо родственники не приезжали, из чего следует об их отсутствии, в результате чего, иных дополнительных документов так и не появилось. При таких обстоятельствах, действия заведующей сектором Управления по <адрес> ФИО2 следует признать незаконными, поскольку имея в наличии документы, из которых следует, что ФИО1 круглый сирота, должностное лицо было не вправе требовать какие-либо дополнительные документы о рождении и смерти родителей, а также отказывать в назначении доплаты к пенсии на этом основании.Более того, согласно свидетельства о рождении ФИО1 родился в ДД.ММ.ГГГГ году, из чего следует, что родители ФИО1 в период Великой Отечественной войны, длящейся до ДД.ММ.ГГГГ не были установлены, а социальный статус ФИО1 подтверждает, что именно в этот период он стал круглым сиротой, в графе родителей стоит прочерк. Таким образом, ФИО1 имеет статус сироты от рождения. При таких обстоятельствах, действия заведующей ФИО2 следует признать незаконными. Какие-либо дополнительные документы о рождении либо смерти родителей, при наличии прочерка в свидетельстве о рождении должностное лицо требовать не вправе. Административный истецФИО1 поддержал свои требования, пояснил, чтоявляется сиротой, родителей не знал, где они и от кого он родился,он не знает. Представитель административного ответчика ГКУ Самарской области «Главному управлению социальной защиты населения Самарского округа» по доверенности ФИО4 с иском не согласился, пояснил, что ФИО2 не может являться надлежащим административным ответчиком, в иске к ней следует отказать, так как она не обладала никогда правом принятия решения и подписи. Решение об отказе подписалав силу своих полномочий начальник отдела контроля и реализации социальных гарантий ФИО5, ФИО2 только исполнитель, видимо она сидела на приеме и принимала заявление от ФИО1 Кроме того, в настоящее время ФИО2 не работает. Надлежащим ответчиком по данному делу является Главное управление, интересы которого он представляет. Главное управление иск не признает, так как ФИО1 документы о гибели или смерти родителей именно в годы войны не представил. Судьба его родителей неизвестна и можно только предполагать, что они погибли, а может быть они остались живы, умерли после войны илиФИО1 был потерян, брошен родителями, предполагать можно разные варианты. Прочерк в графе родителей в свидетельстве о рождении подтверждает лишь тот факт, что данные о родителях ФИО1 при регистрации записи о его рождении неизвестны. Доплата не может быть назначена по предположению, должен быть любой документ, подтверждающий факт гибели или смерти родителей именно в годы войны. Свидетельство о рождении ФИО1 является документом, подтверждающим лишь факт его рождения в период войны, судьба родителей неизвестна.Документом о смерти или гибели в годы войны родителей может быть любой документ, в том числе решение суда об установлении юридического факта гибели родителей в период войны.Граждане, оформляющие данную доплату к пенсии несут всё, что у них есть, любые документы, главное, чтобы они подтверждали, что родители погибли или умерли не после окончания войны, а в её период.Главное управление может назначить доплату к пенсии ФИО1 в случае вынесения решения суда, но на чем оно будет основано и чем подтверждено, никаких документов кроме свидетельства о рождении ФИО1, подтверждающего, что он родился в годы войны, не имеется. На основании только одного документа доплата не назначается, случаев удовлетворения заявления и назначения доплаты к пенсии лишь по одному свидетельству о рождении в практике Управления не имеется. Выслушав участников процесса, изучив письменные доказательства по делу и оценив их с совокупности в соответствии с требованиями ст.ст. 60, 61 и 84 КАС РФ, судприходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления. В соответствии с ч.2 ст.1 КАС РФсуды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий ( бездействия ) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия ( бездействия ) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия ) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия ) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Частью 9 ст.226 КАС РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия ( бездействия ) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие ); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия ( бездействия ) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия ( бездействия ), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия ( бездействия ) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11 ст.226 КАС РФ). Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО3 обратился с заявлением к руководителю ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» Управления Советского района (далее - ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» Управления по Советскому району)об установлении ему ежемесячной доплаты к пенсии на основании постановления Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О социальной поддержке лиц, ставших круглыми сиротами в годы Великой Отечественной войны», проживающих на территории Самарской области» (л.д.30). К заявлению приложил копию паспорта, свидетельства о рождении, страхового свидетельства, пенсионного удостоверения. Согласно свидетельства о рождении ФИО1 № он родился ДД.ММ.ГГГГ, в графах«мать, отец» стоит прочерк (л.д.33). Распоряжением ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» Управления по Советскому району от ДД.ММ.ГГГГФИО3 отказано в назначении доплаты к пенсии (л.д.29). Распоряжение подписано начальником отделаГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» Управления по Советскому району ФИО5 на основании приказа ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ей полномочий (л.д.25).Причина отказа: отсутствие полного пакета документов, необходимых для назначения доплаты к пенсии как лицу, ставшему круглым сиротой в годы Великой отечественной войны. Проживающему на территории Самарской области. На адрес ФИО1 было направлено уведомление об отказе в назначении доплаты к пенсии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28). Согласно пунктов 1.1., 1.2. Приложения № Постановления Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N № "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие социальной защиты населения в Самарской области" на ДД.ММ.ГГГГ годы"(далее – Приложение) настоящий Порядок устанавливает условия назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, ставшим круглыми сиротами в годы Великой Отечественной войны, проживающим на территории Самарской области (далее - доплата).Доплата устанавливается неработающим пенсионерам, родившимся в ДД.ММ.ГГГГ году и позже, документально подтвердившим факт потери обоих родителей в годы Великой Отечественной войны или потери одного из родителей до начала Великой Отечественной войны, а другого - во время войны. Согласно главы 2 указанного Приложения для назначения доплаты лица, указанные в пункте 1.2 настоящего Порядка, самостоятельно или через законных представителей (при наличии документов, подтверждающих их полномочия) представляют в уполномоченные органы заявление (с указанием почтового адреса получателя доплаты или реквизитов счета, открытого получателем доплаты в кредитной организации), к которому прилагаются следующие документы: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; свидетельство о рождении; документы, подтверждающие факт смерти (гибели) обоих родителей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ или одного из них - до начала Великой Отечественной войны, а другого - в указанный период; трудовая книжка с отметкой об увольнении или иные документы, свидетельствующие о том, что заявитель не работает; пенсионное удостоверение. Данный перечень документов является исчерпывающим. Документы, подтверждающие факт смерти (гибели) обоих родителей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 не представил. Кроме того, оформление доплаты к пенсии носит заявительный характер, она не может бытьназначена ранее срока обращения гражданина, то естьза весь период действия Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, как просит ФИО1 С заявлением о назначении доплаты к пенсии ФИО1 обратился ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п.3.1. Приложения рассмотрение заявления о назначении доплаты осуществляется уполномоченным органом в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.Согласно пункта 3.2. Приложения доплата устанавливается на период получения пенсии.При таких обстоятельствах, требование ФИО1 об обязании назначить доплату к пенсии, как лицу, ставшему круглым сиротой в годы Великой Отечественной войны за весь период действия Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ с учетом п.3.3является необоснованным и в его удовлетворении следует отказать. Также следует отказать в удовлетворении требований ФИО1 о признаниидействий должностного лица ФИО2 незаконными, учитывая, что должностное лицо ФИО2 не была уполномочена подписывать оспариваемое распоряжение, как было установлено,распоряжение подписано иным должностным лицом - ФИО5 При рассмотрении данного дела суд приходит к выводу, что обжалуемое распоряжение ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» Управления по Советскому району от 20.12.2019 года является законным и обоснованным, доводыФИО1 основаны на неверном толковании материального закона и не влияют на законность оспариваемых действийдолжностных лиц ГКУ Самарской области «Главного управления социальной защиты населения Самарского округа», суд принимает доводы представителя административного ответчика о том, что ФИО3 документы о гибели или смерти родителей именно в годы войны не представил, судьба его родителей неизвестна и можно только предполагать, что они погибли;наличие прочерка в графах«мать», «отец» в свидетельстве о рождении ФИО1 подтверждает лишь тот факт, что данные о родителях ФИО1 при регистрации записи о его рождении были неизвестны; доплата кпенсии в соответствии с Приложением № Постановления Правительства Самарской области от 23.07.2014 N 418 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие социальной защиты населения в Самарской области" на ДД.ММ.ГГГГ годы"не может быть назначена по предположению о том, чтооба родителя ФИО1 могли погибнуть в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ч.2 ст. 227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Поскольку оспариваемое распоряжение является правомерным и согласуется с Приложением № Постановления Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N 418 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие социальной защиты населения в Самарской области" на ДД.ММ.ГГГГ годы", права ФИО1 оспариваемым распоряжением не нарушены, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 в полном объеме.При этом, ФИО1 не лишен возможности установить факт гибели или смерти его родителей в период войны в судебном порядке и после этого вновь обратиться в ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» Управления по Советскому району с заявлением о предоставлении ему доплаты к пенсии по этим же основаниям с приложением документа, подтверждающего факт гибели или смерти его родителей в период войны. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 218 КАС РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к заведующей сектором Управления по Советскому району ГКУ Самарской области «ГУСЗН Самарского округа»ФИО2, ГКУ Самарской области «Главному управлению социальной защиты населения Самарского округа» о признании незаконными действий в части требования документов, подтверждающих факт смерти (гибели) обоих родителей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ или одного из них – до начала Великой отечественной войны, а другого – в указанный период в назначении доплаты к пенсии, как лицу, ставшему круглым сиротой в годы Великой Отечественной войны, проживающему на территории Самарской области, об отмене распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, о восстановлении прав, об обязании назначить доплату к пенсии, как лицу, ставшему круглым сиротой в годы Великой Отечественной войны, об обязании назначить доплату к пенсии, как лицу, ставшему круглым сиротой в годы Великой Отечественной войны за весь период действия Постановления Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№ с учетом п.3.3 – отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г.Самара в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 23.03.2020 года. Судья: |