НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Самары (Самарская область) от 13.09.2018 № 2А-2455/18

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

13 сентября 2018 года г. Самара

Судья Советского районного суда г.Самары Навроцкая Н.А.,

при секретаре судебного заседания Шайдуллиной А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2455/18 по административному исковому заявлению ИФНС по Советскому району г.Самары к Тумановой ФИО1 о взыскании задолженности, налога на доходы физических лиц, штрафа и пени,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по Советскому району г. Самара обратилась в суд с административным иском к Тумановой О.А. о взыскании задолженности, налога на доходы физических лиц, штрафа и пени, указывая, что на налоговом учёте в ИФНС России по Советскому району г. Самары состоит в качестве налогоплательщика Туманова О.А., ИНН . Тумановой О.А. представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2016 год, на основании которой в отношении налогоплательщика проведена камеральная налоговая проверка, результаты которой отражены в акте выездной налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Рассмотрев акт выездной налоговой проверки, налоговый орган вынес решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, в котором решил привлечь Туманову О.А. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Всего налогоплательщику по результатам проверки начислено 231 192,42 рублей, в том числе: налог на доходы физических лиц за 2016 год в размере 221 000 руб.; штраф за неуплату сумм налога на доходы физических лиц за 2016 г. по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 5 525 руб.; пени по ст.75 НК РФ в размере 4 927,42. По декларации 3-НДФЛ за 2016 год налогоплательщиком заявлен имущественный налоговый вычет в сумме 2000000 руб. Доход, полученный Тумановой О.А. в 2016 году сложился из средств, полученных от работодателя в сумме <данные изъяты>., в том числе <данные изъяты>. единовременная субсидия на приобретение жилого помещения. В справке 2-НДФЛ за 2016 г., приложенной налогоплательщиком к декларации по форме 3-НДФЛ за 2016 год, отражены суммы: налога, исчисленного с дохода налогоплательщика - <данные изъяты>.; налога удержанного и перечисленного - <данные изъяты> руб.; налога, не удержанного налоговым агентом за 2016 год в сумме - <данные изъяты> руб. Туманова О.А. ДД.ММ.ГГГГ ззарегистрировала право собственности на квартиру <адрес>, согласно договору купли-продажи за указанную квартиру уплачено <данные изъяты> руб.: часть оплаты в сумме <данные изъяты> руб. произведена из собственных средств, а оставшиеся <данные изъяты> руб. оплачиваются за счет единовременной субсидии, полученной от работодателя. Туманова О.А. в нарушение п. 5 ст. 220 НК РФ включила в сумму фактически произведенных расходов на приобретение квартиры полученные за счет единовременной субсидии в сумме <данные изъяты> руб. Имущественный налоговый вычет в сумме расходов на приобретение квартиры, произведенных за счет средств субсидии, не предоставляется. Туманова О.А. необоснованно завысила сумму имущественного налогового вычета на <данные изъяты> руб., то есть в нарушение п.1 ст.209 НК РФ, п.1 и п.3 ст. 210 НК РФ налогоплательщиком занижена налогооблагаемая база по НДФЛ за 2016 год на сумму <данные изъяты>. По данным проверки доначислен налог в сумме <данные изъяты> рублей, срок уплаты 15.07.2017г. Имущественный налоговый вычет в сумме расходов на обретение квартиры, произведенных за счет средств субсидии, не предоставляется. В связи с наличием переплаты, которая образовалась по налогу на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> руб., сумма налога к взысканию составила <данные изъяты> руб. Налоговым органом в отношении должника выставлено Требование от ДД.ММ.ГГГГ., в котором сообщалось о наличии у него задолженности и установлен срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по Советскому району г. Самары обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении должника Тумановой О.А. в мировой суд судебного участка № 53 Советского судебного района г. Самары Самарской области. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Советского судебного района г. Самары Самарской области был вынесен судебный приказ , который ДД.ММ.ГГГГ отменен определением об отмене судебного приказа на основании заявления должника. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила. Просит суд взыскать с Тумановой ФИО1, ИНН , в доход бюджета задолженность на общую сумму 231 192,42 рублей, в том числе налог на доходы физических лиц за 2016г. в сумме 220740 руб., штраф за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 2016г. по ч.1 ст. 122 НК РФ в сумме 5525 руб.; пени по ст. 75 НК РФ в размере 4927,45 руб.

Представитель административного истца в судебном заседании по доверенности Агеева В.В. административные исковые требования поддержала.

Ответчик Туманова О.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного искового заявления по доводам, изложенным в возражениях на иск.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, в удовлетворении просила отказать по основаниям изложенным в возражениях на иск.

Выслушав явившихся, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Статьями 57 Конституции РФ, 3 НК РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ одним из основных начал законодательства о налогах и сборах является положение о том, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

Согласно п. 1 ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно статье 13 Налогового кодекса Российской Федерации одним из федеральных налогов является налог на доходы физических лиц.

В силу п.1 ст. 207 НК РФ Туманова О.А. является плательщиком налога на доходы физических лиц, состоит на налоговом учете в ИФНС России по Советскому району г. Самара в качестве налогоплательщика

Судом установлено, что Туманова О.А. в 2016 г. состояла в трудовых отношениях с УПФР в Куйбышевском районе г.о. Самара (межрайонное).

В соответствии с «Порядком и условиями предоставления работникам Пенсионного фонда РФ, его территориальных органов и подведомственных учреждений единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в 2015г.», утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.06.2015г. № 191п, Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 23.12.2015г. № 516, приказами ГУ – Отделения Пенсионного фонда РФ по Самарской области от 23.12.2015г. № 742, от 30.12.2015г. № 752 « О предоставлении единовременной субсидии» Тумановой О.А. были предоставлены денежные средства для приобретения однокомнатной квартиры в размере <данные изъяты> руб., которые были перечислены на расчетный счет продавца.

За счет средств субсидии и собственных средств в размере <данные изъяты> руб по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Туманова О.А. приобрела в собственность двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей стоимостью <данные изъяты> руб.

02.05.2017 г в ИФНС по Советскому району г. Самара от Тумановой О.А. поступила налоговая декларация по форме 3- НДФЛ за 2016 год.

Актом налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ выявлено нарушение: Туманова О.А. в нарушение п.5 ст. 220 НК РФ включила в сумму фактически произведенных расходов на приобретение квартиры средства полученные за счет единовременной субсидии в сумме <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>). Таким образом имущественный налоговый вычет в сумме расходов на приобретение квартиры, произведенных за счет средств субсидии, не предоставляется. Туманова О.А. необоснованно завысила сумму имущественного налогового вычета на <данные изъяты> руб. В нарушение п.1 ст.209 НК РФ, п.1 и п.3 ст. 210 НК РФ налогоплательщиком занижена налогооблагаемая база по НДФЛ за 2016 год на сумму <данные изъяты>. По данным проверки доначислен налог в сумме <данные изъяты> руб.

Решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.09.2017г. ИФНС России по Советскому району г. Самары Тумановой О.А. начислены: сумма неуплаченного налога на доходы физических лиц за 2016 в размере <данные изъяты> руб., пени - <данные изъяты> руб., штраф -<данные изъяты> руб.

Налогоплательщику выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ. со сроком уплаты 30.11.2017г., которое в добровольном порядке исполнено не было.

Судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ. о взыскании с Тумановой О.А. налога, пени и штрафа отменен 12.03.2018г определением мирового судьи судебного участка № 53 Советского судебного района г. Самара Самарской области в связи с поступлением возражений должника.

ИФНС России по Советскому району г. Самара обратилась в суд с административным иском к Тумановой О.А. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2016 в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб., штрафа в размере <данные изъяты> руб., всего <данные изъяты> руб.

Объектом налогообложения в силу положений ст. 209 НК РФ по налогу на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиком.

В соответствии с п. 36 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: суммы выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Статьей 220 НК РФ предусмотрено право плательщиков налога на доходы физических лиц на получение имущественного налогового вычета при совершении сделок купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.

Смысл имущественного налогового вычета состоит в предоставлении физическим лицам налоговой льготы, заключающейся в уменьшении налоговой базы на величину фактически произведенных расходов на строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них. По общему правилу источник получения расходуемых на указанные цели денежные средства значения не имеет. В тоже время предусмотрены и определенные исключения.

Согласно п. 5 ст. 220 НК РФ имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подп. 3 и 4 п. 1 данной статьи, не предоставляются в части расходов налогоплательщика на приобретение на территории Российской Федерации квартиры, покрываемых за счет средств работодателей или иных лиц, а также за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Налоговый орган вынося решение в отношении Тумановой О.А. исходтл из того, что Туманова О.А. не имеет права на имущественный налоговый вычет в части указанной субсидии.

Согласно ст.10 Бюджетного кодекса РФ к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.

В силу положений ст.11 Бюджетного кодекса РФ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета. При формировании бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации является консолидированным.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет: страховых взносов; средств федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц; средств выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной пенсии; средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата; иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (ст. 17 Федерального закона N8 167-ФЗ).

С учетом того, что бюджет ПФР формируется из разных источников, в том числе из средств федерального бюджета, юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего административного дела является установление природы происхождения предоставленной ПФР административному ответчику субсидии на приобретение жилья, а именно за счет средств федерального бюджета либо иных средств была предоставлена данная субсидия.

Согласно п.2 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: 2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граедан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Федеральным законом от 01.12.2014 N 385-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановые период 2016 и 2017 годов» Фонду было предоставлено право в 2015 году и в плановый период 2016 и 2017 годов осуществлять направление средств на предоставление в порядке и на условиях, устанавливаемых Фондом, работникам Фонда и его территориальных органов единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных приложениями 4 и 5 к данному федеральному закону (часть 4 статьи 6).

Постановлением Правления ПФР от 01.06.2015 N 191п утвержден Порядок и условия предоставления работникам ПФР, его территориальных органов единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в 2015 году (далее - Порядок), согласно пункту 22, 23 которого утверждение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на предоставление и использование единовременных субсидий осуществляется в соответствии с установленным порядком организации работы по составлению и ведению бюджетной росписи расходов ПФР на обеспечение деятельности Фонда и его территориальных органов и бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства ПФР. Решение о предоставлении работнику единовременной субсидии оформляется распоряжением Правления ПФР и Информационного центра персонифицированного учета с указанием размера единовременной субсидии.

Приказом Минфина России от 01.07.2013 №65н утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, разделу расходам бюджетов в сфере социальной политики установлен код 1000, подразделу социальное обеспечение населения -1003, Пенсионный Фонд как главный администратор бюджета бюджетной системы РФ имеет код - 392.

Код ЦСР (целевая статья расходов) 0015500, наименование: аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов, соответствует коду ЦСР 73 7 3594, направление расходов 3594, подпрограмма 7, государственная программа 73 - единовременная социальная выплата для приобретения и строительства жилого помещения в рамках социальных выплат по непрограммным направлениям деятельности органов управления государственных внебюджетных фондов РФ, согласно Письма Минфина России «Сопоставительная таблица целевых статей расходов для составления проекта федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2014 и на плановый период 2015 и 2016 годов к целевым статьям, применяемым в 2013 году».

Из ходатайства о предоставлении единовременной субсидии ОПФР от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Отделение просит выделить денежные средства по смете расходов на содержание органов Фонда на 2015 г. по коду бюджетной классификации 392 10 03 73 3594 322 в сумме <данные изъяты> на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения начальнику государственного учреждения УПФР в Куйбышевском районе г. Самары Тумановой О.А.

23.12.2015 г. приказом № 742 ГУ ОПФ РФ по Самарской области утверждены изменения в бюджетную роспись расходов ГУ Отделения ПФР по Самаркой области и лимиты бюджетные обязательства на обеспечение деятельности Отделения и территориальных органов подведомственных Отделению и бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства Отделения, на 2015 г. и плановый период 2016 и 2017 гг, утвержденные приказом по Отделению от 18.12.2014 г. № 772 в соответствии с постановлением Правления ПФР от 17.12.2014 № 508п.

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ ГУ ОПФР по Самарской области, имеющегося в материалах дела, следует, что Отделение управление казначейства Отделения в срок до 07.04.2016г. обязано перечислить с лицевого счета для учета операций со средствами, поступившими во временное распоряжение Отделения, предназначенных на предоставление единовременной субсидии на приобретение жилого помещения Тумановой ФИО1 на расчетный счет продавца ФИО2

Из приказа ГУ ОПФР по Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что денежные средства в сумме ДД.ММ.ГГГГ руб., предоставляются Тумановой О.А. за счет средств бюджетного ассигнования и лимитов бюджетных обязательств на субсидии гражданам на приобретение готового жилья, то есть являются средствами федерального бюджета.

Исходя из приведенных выше норм, установленных обстоятельств, анализа кода бюджета, по которому была произведена выплата, следует вывод о том, что выплаченная ПФР Тумановой О.А. субсидия на приобретение жилья, по своей природе является одной из мер государственной поддержки в области социальной политики и предоставлена за счет средств федерального бюджета.

Учитывая изложенное, предоставленная Тумановой О.А. выплата относится к предусмотренным п. 36 ст. 217 НК РФ необлагаемым налогом на доходы физических лиц суммам выплат на приобретение и (или) строительство жилья, предоставленным за счет средств федерального бюджета, в связи с чем оснований для взыскания с административного ответчика недоимки по налогу, пеней и штрафа, у суда не имеется, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ИФНС по Советскому району г.Самары к Тумановой ФИО1 о взыскании задолженности, налога на доходы физических лиц, штрафа и пени - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательном виде изготовлено 18.09.2018 года.

Судья: /подпись/ Н.А. Навроцкая

Копия верна

Судья

Секретарь