НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Рязани (Рязанская область) от 21.08.2018 № 2А-1926/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Рязань 21 августа 2018 года

Советский районный суд г.Рязани в составе председательствующего судьи Никишиной Н.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства в помещении суда административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области к Киселеву Игорю Васильевичу о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 2 по Рязанской области обратилась в суд с административным иском к Киселеву И.В. о взыскании налога на имущество физических лиц, мотивируя тем, что административный ответчик на основании сведений, предоставляемых Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области является плательщиком налога на имущество физических лиц за 2015 год по следующим объектам налогообложения: квартира по адресу: <адрес>, иное строение, помещение по адресу: <адрес> квартира по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которых с учетом налогового вычета, согласно ст.403 НК РФ, по состоянию на 2015 год составляла соответственно 291950 руб., 3984263 руб. и 736355 руб. Общая сумма налога на данное имущество по сроку уплаты до 01.12.2016 г. составляет 10 131 руб. из расчета налога по каждому виду вышеуказанного имущества: 435 руб., 7686 руб. и 2010 руб. соответственно. Киселеву И.В. были своевременно направлены: налоговое уведомление № от 13.09.2016 года и требование об уплате налога № от 27.02.2017 года по почте. Однако, налог до настоящего времени не уплачен, в связи с чем по обращению налоговой инспекции мировым судьей судебного участка № объединенного судебного участка Советского района г. Рязани был вынесен судебный приказ о взыскании указанной суммы налога, однако 25.12.2017 года данный судебный приказ был отменен определением того же мирового судьи. В связи с чем просила взыскать с Киселева И.В. задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 10 131 рублей в доход бюджета города Рязани.

В судебное заседание стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились, от административного истца поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие в порядке упрощенного судопроизводства, причина неявки административного ответчика суду не известна.

Суд, руководствуясь положениями ч.7 ст.150 КАС РФ, посчитал возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства).

Исследовав и оценив письменные материалы дела в полном объеме, суд приходит к следующему.

В силу ч.3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

В соответствии ч.1 ст.408 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 408 НК РФ).

Согласно ч.1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно п.1 ст.19 НК РФ, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Статьей 57 Конституции РФ, п.п.1 п.1 ст.23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Налогоплательщиками признаются все физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (ст. ст. 400, 401 НК РФ).

В соответствии со ст.15 Налогового кодекса РФ в систему налогов и сборов в РФ входят местные налоги, одним из которых является налог на имущество физических лиц. Условия и порядок начисления и уплаты налога на имущество физических лиц, субъекты и объекты налогообложения, ставки налога до 01.01.2015 г. были установлены Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 г. № 2003-1 с последующими изменениями и дополнениями.

В соответствии со ст.ст.1, 2 указанного Закона плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения (жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение или сооружение).

Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, при этом указанные органы могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения (ст.3 Закона).

Согласно ч.ч.1,2 ст.5 Закона от 09.12.1991 г. №2003-1, исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами на основании данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01.03.2013 г. с учетом коэффициента-дефлятора.

С января 2015 года в Налоговый Кодекс РФ введена новая глава «Налог на имущество физических лиц», и Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц» признан утратившим силу.

По общему правилу, установленному ст.ст. 401, 402, 403, 408 Налогового Кодекса РФ, налогом на имущество физических лиц облагаются, в том числе квартира, иное строение (помещение), налоговая база для которых определяется исходя из кадастровой стоимости, а расчет налога осуществляется путем умножения налоговой базы на налоговую ставку.

В соответствии с п.1 ст.403 Налогового Кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

При этом налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома (ч.3 ст.403 НК РФ).

Пунктами 1, 2 статьи 406 НК РФ установлено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи. В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих: 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат и 0, 5 % в отношении прочих объектов налогообложения.

Налоговые ставки, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (ч.3 ст.406 НК РФ).

На первом этапе после введения в регионе уплаты налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости, новое законодательство предусмотрело особый порядок исчисления налога (п.п. 8-9 ст. 408 НК РФ), при котором сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется по формуле: Н=(Н1-Н2) х К + Н2, где: Н - итоговая сумма налога к уплате, Н1 - налог, исчисленный исходя из кадастровой стоимости объекта, Н2 - налог, исчисленный за 2014 год исходя из инвентаризационной стоимости, К - понижающий коэффициент к налоговому периоду (за 2015 год - 0,2).

В судебном заседании установлено, что Киселев И.В. в 2015 году являлся единоличным собственником объектов недвижимости, подлежащих налогообложению - квартиры № площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровой стоимостью на 2015 год 4 862 821,85 руб. и нежилого помещения <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровой стоимостью на 2015 год 291 950,25 руб., расположенных по адресу: <адрес>, дата регистрации владений : - 12.04.2012 года, и с 09.12.1994 года - <адрес>, расположенной по адресу и <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровой стоимостью 1 984 415, 72 руб.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе сведениями, предоставленными в налоговый орган органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в порядке ст. 85 НК РФ, а также документами, полученными в порядке межведомственного взаимодействия.

Исходя из вышеизложенного, административный ответчик являлся плательщиком земельного налога в 2015 году за принадлежащие ему на праве собственности жилые и нежилое помещения.

Налоговым органом Киселеву И.В. исчислен налог на имущество физических лиц за 2015 г.:

за объект налогообложения, расположенный по адресу: <адрес>, Н48 в размере 435 руб. (из расчета 291950 руб. - налоговая база за 2015 г. исходя из кадастровой стоимости объекта) х 1/1 (доля) х 0,5% (ставка налога) х 12/12 (количество месяцев владения) = 1459 руб. - 179 руб. (налог, исчисленный за 2014 год) х 0,2 (коэффициент, применяемый к налоговому периоду) + 179 руб. = 435 руб.;

- за объект налогообложения, расположенный по адресу: <адрес> размере 7 686 руб. (из расчета: 3 984 263 руб. - налоговая база за 2015 г. исходя из кадастровой стоимости объекта с учетом налогового вычета) х 1/1 (доля) х 0,3% (ставка налога) х 12/12 (количество месяцев владения) = 11 953 руб. - 6 619 руб. (налог, исчисленный за 2014 год) х 0,2 (коэффициент, применяемый к налоговому периоду) + 6 619 руб. = 7 686 руб.

- за объект налогообложения, расположенный по адресу: <адрес> размере 2 010 руб. (из расчета: 736 355 руб. - налоговая база за 2015 г. исходя из кадастровой стоимости объекта с учетом налогового вычета) х 1/1 (доля) х 0,3% (ставка налога) х 12/12 (количество месяцев владения) = 2 209 руб. - 2 209 руб. (налог, исчисленный за 2014 год) х 0,2 (коэффициент, применяемый к налоговому периоду) + 1 960 руб. = 2 010 руб.

Итого, задолженность по налогу составляет 10 131 руб. (435 руб. + 7 686 руб.+2 010 руб.).

Арифметическая правильность представленного административным истцом расчета данного налога судом проверена и административным ответчиком не оспорена.

По общему правилу налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ).

Вместе с тем, обязанность по исчислению налога на имущество и земельного налога в отношении налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, возлагается на налоговый орган.

Во исполнение своей обязанности налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление, а в случае его неисполнения либо ненадлежащего исполнения направляет налогоплательщику в течение 3-х месяцев со дня выявления недоимки требование об уплате налога и пеней, подлежащего исполнению в течение 8-ми дней с даты его получения (ст.ст. 45, 52, 69, 70 НК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений).

Из материалов дела усматривается, что налоговым органом в адрес налогоплательщика Киселева И.В. 23 сентября 2016 года направлялось налоговое уведомление № от 13 сентября 2016 года на уплату указанных налогов в срок до 01 декабря 2016 года и поскольку налог не был уплачен, 01 марта 2017 года налоговым органом было выставлено требование от 27 февраля 2017 года об уплате налога, сбора, пени, штрафа №, в котором предложено погасить задолженность в срок до 16 мая 2017 года.

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком и прекращается со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (ст.ст. 44, 45 НК РФ).

До настоящего времени административный ответчик требование об уплате налогов в добровольном порядке не исполнил, доказательств обратного им суду не представлено, сведений о том, что административный ответчик имеет какие - либо льготы по уплате налога в материалах дела также не имеется.

31 августа 2017 года мировым судьей судебного участка № объединенного судебного участка Советского районного суда г. Рязани был вынесен судебный приказ о взыскании с Киселева И.В. задолженности по налогу на имущество физических лиц на основании заявления МИФНС России № 2 по Рязанской области. По заявлению Киселева И.В. судебный приказ был отменен 25.12.2017 г. определением того же мирового судьи судебного участка от 25.12.2017 г.

В соответствии с ч.2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Согласно ч.2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Исходя из положений ч.2 ст. 48 и ч.3 ст.48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, а в случае вынесения судом определения об отмене судебного приказа - не позднее шести месяцев со дня вынесения такого определения - путем подачи иска.

19.06.2018 года, в пределах шестимесячного срока, установленного ст. 48 НК РФ, административный истец обратился с настоящим административным иском в суд по почте, что подтверждается отметкой на почтовом конверте.

Анализируя установленные обстоятельства, подтверждённые исследованными доказательствами, учитывая, что налоговым органом были соблюдены порядок и сроки взыскания налога, в том числе сроки обращения в суд с рассматриваемым иском, суд приходит к выводу о том, что заявленный административный иск Межрайонной ИФНС России № по Рязанской области к Киселеву И.В. является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объёме.

Поэтому с Киселева И.В. должен быть взыскан налог в размере 10 131 руб.

В силу того, что административный истец был освобожден от уплаты госпошлины, она в размере 405 руб. 24 коп., в соответствии со ст. 114 КАС РФ, тоже подлежит взысканию с административного ответчика в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 286, 291-294, 150 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области к Киселеву Игорю Васильевичу о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц - удовлетворить.

Взыскать с Киселева Игоря Васильевича задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 10 131 рубля в доход бюджета города Рязани, обязав перечислить их на расчетный счет № ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области, БИК 046126001, получатель УФК по Рязанской области (Межрайонная ИФНС России № 2 по Рязанской области), ИНН 6234000014, КПП 623401001, ОКТМО 61701000, КБК 182 106 01020 041 000 110 - налог на имущество.

Взыскать с Киселева Игоря Васильевича государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 405 рублей 24 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья