НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Рязани (Рязанская область) от 20.04.2021 № 2А-1443/2021

Административное дело №

УИД №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Рязань 20 апреля 2021 года

Советский районный суд г. Рязани в составе председательствующего судьи Прошкиной Г.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Жаркова Игоря Викторовича к Администрации г. Рязани об оспаривании решения муниципального органа,

УСТАНОВИЛ:

Жарков И.В. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что дд.мм.гггг. он обратился в Администрацию г. Рязани с заявлением о признании его малоимущим в целях принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в удовлетворении которого решением от дд.мм.гггг. ему было отказано. Однако, в настоящее время он постоянно находится на территории г. Рязани в статусе лица без определенного места жительства с последним местом жительства в квартире по адресу: <адрес>, собственник которой потребовал от него прекращения регистрации, и он снялся с регистрационного учета. Он не имеет возможности найти какую-либо работу по состоянию здоровья, а получаемая пенсия не позволяет ему нести какие-либо дополнительные расходы, в том числе снять комнату в общежитии или заключить договор о временной регистрации за ежемесячную плату, поэтому он временно проживает в разных жилых и нежилых помещениях. Ссылаясь на данные обстоятельства, просил суд признать незаконным отказ Администрации г. Рязани № от дд.мм.гггг. в признании его малоимущим в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Суд, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, явка которых не является обязательной в силу закона и не признана таковой судом, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и об его отложении не просивших, доказательств уважительности причин своей неявки не представлявших, в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного п. 7 150, гл. 33 КАС РФ, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, обратившийся в суд с таким административным иском, обязан доказать соблюдение трехмесячного срока на обращение в суд и подтвердить сведения о том, что оспариваемым актом нарушены или могут быть нарушены его права, свободы, законные интересы либо возникла реальная угроза их нарушения, в свою очередь, обязанность доказывания законности оспариваемого акта возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ст. ст. 62, 219 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признание судом своевременно оспоренных решения, действия (бездействия), не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, является основанием для вынесения решения об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, и о возложении обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания решения (решений) незаконным, а также в случае установления факта пропуска административным истцом срока на обращение в суд без уважительной причины, судом выносится решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Из материалов дела усматривается, что дд.мм.гггг. Жарков И.В. подал на имя главы муниципального образования г. Рязани заявление, поименованное о признании гражданина малоимущим в целях принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в котором указал, что проживает на территории Рязанской области без определенного места жительства, в Российской Федерации лиц, с которыми у него имелись бы родственные отношения любой степени не имеется, что он не является собственником какого-либо недвижимого или движимого имущества, зарегистрированного каким-либо государственным органом или органом местного самоуправления, в договорных отношениях по поводу социального найма ни в одном субъекте Российской Федерации не состоит, согласен на получение уполномоченным органом по учету любых данных, необходимых для проверки предоставленных им сведений и восполнения отсутствующей информации, приложив к заявлению для его рассмотрения копию паспорта и копию пенсионного удостоверения по инвалидности.

Решение по данному заявлению просил выслать ему на Главпочтамт «до востребования».

дд.мм.гггг. Жаркову И.В. было направлено по почте письмо № от дд.мм.гггг. за подписью и.о. начальника Управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Рязани, в котором приведены положения законодательства в сфере признания граждан малоимущими в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе порядок обращения по данному вопросу, а также разъяснено, что в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в г. Рязани рассмотрение вопроса о признании малоимущим не представляется возможным.

Вопреки заведомо ошибочной позиции стороны административного ответчика обращение Жаркова И.В. в суд с рассматриваемым административным иском в понедельник дд.мм.гггг. (определения суда первой инстанции об оставлении административного искового заявления без движения от дд.мм.гггг. и о возврате административного искового заявления от дд.мм.гггг. были отменены определением суда апелляционной инстанции от дд.мм.гггг. с возвращением материала по административному исковому заявлению в суд первой инстанции для рассмотрения со стадии принятия и определением суда от дд.мм.гггг. административное исковое заявление принято к производству суда) имело место в пределах установленного законом трехмесячного срока, исчисляемого с даты получения Жарковым И.В. по почте ответа, датированного дд.мм.гггг., не ранее дд.мм.гггг. (во всяком случае, движение почтовой корреспонденции между почтовыми отделениями составляет не менее трех дней, а доказательств получения адресатом данной корреспонденции в более ранние сроки материалы дела не содержат).

Давая оценку законности оспариваемого решения (ответа) по существу, суд исходит из следующего.

Конституция Российской Федерации каждому гражданину гарантирует право на жилище, в том числе малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, путем его предоставления бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, одновременно, возлагая на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность для создания условий для осуществления гражданином соответствующих прав (ст. ст. 40, 45).

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим жилищные права является Жилищный кодекс Российской Федерации, которым предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в установленном настоящим Кодексом порядке (ст. 49).

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма предусмотрены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которой указано, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в целях настоящего Кодекса признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В свою очередь, малоимущими гражданами в соответствующих целях являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства. Это в полной мере относится и к установлению ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, условий реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда. Такое законодательное регулирование согласуется и со ст. 40 Конституции Российской Федерации ((определения от 9 апреля 2002 года № 123-О, от 4 марта 2004 года № 80-О, от 5 марта 2009 года № 376-О-П, от 3 ноября 2009 года № 1368-О-О, от 23 марта 2010 года № 331-О-О, от 15 июля 2010 года № 955-О-О, от 25 ноября 2010 года № 1543-О-О, от 12 апреля 2011 года № 551-О-О и др.).

На территории Рязанской области порядок признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда установлен Законом Рязанской области от 11 февраля 2020 года № 2-ОЗ «О реализации на территории Рязанской области отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере предоставления малоимущим гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договора социального найма и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Рязанской области», принятый Постановлением Рязанской областной Думы от 29 января 2020 года № 2-VI РОД (далее по тексту – Закон № 2-ОЗ).

Статья 6 данного Закона гласит, что малоимущими гражданами в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане, лица без гражданства, если предоставление по договорам социального найма жилых помещений предусмотрено международным договором, зарегистрированные по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования Рязанской области, нуждающиеся в жилом помещении, при одновременном наличии следующих условий: среднемесячный доход членов семьи, определенный в соответствии со статьей 2 настоящего Закона, не превышает предельную величину среднемесячного дохода членов семьи; стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, меньше предельной величины стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии со ст. 7 Закона № 2-ОЗ, граждане, претендующие на признание малоимущими, должны представить в орган местного самоуправления по месту своего жительства следующие документы:

1) заявление о признании малоимущим по форме согласно приложению 3 к настоящему Закону;

2) документы, удостоверяющие личность гражданина, претендующего на признание малоимущим, и членов его семьи;

3) документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, судебное решение о признании членом семьи, другие документы);

4) документ (сведения) о регистрации гражданина по месту жительства и о лицах, зарегистрированных по месту жительства гражданина, выданный территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (по инициативе гражданина);

5) документы, содержащие сведения о заработной плате, стипендии, другие документы, содержащие сведения о доходах членов семьи, которые не находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг;

6) документы, содержащие сведения о пенсиях, пособиях, компенсациях, других социальных выплатах членам семьи, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг (по инициативе гражданина);

7) копии налоговых деклараций индивидуальных предпринимателей в соответствии с используемой ими системой налогообложения, заверенные налоговыми органами по месту представления декларации;

8) соглашение (договор) между членами крестьянского (фермерского) хозяйства;

9) выписки из Единого государственного реестра недвижимости, содержащие обобщенные сведения о правах членов семьи на имеющиеся или имевшиеся у них объекты недвижимости (в том числе земельные участки), в случае если права на имеющиеся или имевшиеся у них объекты недвижимости зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (по инициативе гражданина);

10) документы о наличии или отсутствии недвижимого имущества (в том числе земельных участков) у членов семьи, выданные исполнительным органом государственной власти в сфере архивного дела или подведомственным ему учреждением по конкретному адресу, а в случае прибытия членов семьи с территории других субъектов Российской Федерации - исполнительными органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации, учреждениями либо организациями, осуществляющими постоянное хранение указанных документов;

11) документы, подтверждающие возникновение у членов семьи права на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) до дд.мм.гггг. (при их наличии и в случае отсутствия документов, предусмотренных пунктами 9 и 10 настоящей части);

12) документы (сведения) о кадастровой стоимости недвижимого имущества (в том числе земельных участков), находящегося в собственности членов семьи (по инициативе гражданина);

13) документы (сведения) о наличии или отсутствии транспортных средств у членов семьи, выданные органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств (по инициативе гражданина);

14) отчет об оценке транспортного средства (при наличии транспортного средства), находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, составленный в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ;

15) согласие на обработку персональных данных, оформленное в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»;

16) страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования или страховые свидетельства государственного пенсионного страхования либо документы, подтверждающие регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета членов семьи, содержащие сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета (при их наличии, по инициативе гражданина) (ч. 1).Соответствующие документы могут быть представлены гражданином лично или через представителя непосредственно в орган местного самоуправления либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) (ч. 2).

Необходимые документы подлежат представлению гражданином в оригиналах или копиях, заверенных в установленном порядке органами государственной власти или органами местного самоуправления, организациями, выдавшими соответствующий документ, либо удостоверенных нотариально по желанию заявителя. Лицо, принимающее документы в оригиналах, изготавливает копии и заверяет их. В случае представления оригиналов и их незаверенных копий такие копии после проверки соответствия оригиналу заверяются лицом, принявшим документы (ч. 4).

В случае если указанные в п.п. 4, 6, 9, 12, 13, 16 ч. 1 настоящей статьи документы не представлены по инициативе гражданина, орган местного самоуправления запрашивает документы или содержащиеся в них сведения в государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, органах государственных внебюджетных фондов, в распоряжении которых они находятся, в порядке межведомственного информационного взаимодействия (ч. 3).

Постановлением Администрации г. Рязани от дд.мм.гггг. № в редакции от дд.мм.гггг. утвержден «Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подтверждения статуса малоимущих», содержащий аналогичные требования к порядку и форме реализации гражданином соответствующей муниципальной услуги, предоставление которой осуществляет управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани (п.п. 2.2.1, 2.6.1 -2.6.5).

По смыслу данных норм в их системном толковании, порядок и форма обращения гражданина по вопросу признания малоимущим, а также пакет предоставляемых заявлением документов должны соответствовать определенным требованиям.

Не соблюдение порядка и формы обращения по вопросу признания гражданина малоимущим, делает невозможным рассмотрения такого обращения, как заявления об оказании соответствующей муниципальной услуги в порядке, установленном Законом № 2-ОЗ.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на иные обращение в органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Согласно ст. 12 данного Федерального закона, письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

На органе местного самоуправления лежит обязанность обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина и дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (ст. 10 Федерального закона), а гражданин имеет право получить такой ответ по существу поставленных в обращении вопросов (ст. 5 Федерального закона).

В рассматриваемом случае судом установлено, что Жарков И.В. заявление о признании малоимущим в установленном порядке непосредственно в Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Рязани или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, а также по форме согласно приложению 3 к Закону № 2-ОЗ и Административного регламента, не подавал, необходимые документы в копиях, заверенных в установленном порядке органами государственной власти или органами местного самоуправления, организациями, выдавшими соответствующий документ, либо удостоверенных нотариально не представлял, их оригиналы лицу, принимающему документы, для заверения не давал.

При таком положении дела, его заявление от дд.мм.гггг., поименованное о признании гражданина малоимущим, обоснованно рассмотрено как иное обращение (заявление) с дачей в пределах 30-дневного срока, установленного Федеральным законом № 59-ФЗ, письменного ответа на такое обращения.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что решения, поименованного Жарковым И.В., как отказ в признании его малоимущим в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона № 2-ОЗ органом местного самоуправления не принималось.

При этом, ответ администрации г. Рязани, оформленный письмом № от дд.мм.гггг., в части приведения в нем положений законодательства в сфере признания граждан малоимущими в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе относительно порядка обращения по данному вопросу, то есть положений законодательства, непосредственно касающихся поставленного в нем вопроса, является полностью законным, обоснованным и прав административного истца не нарушающим, препятствий в их реализации в установленном законом порядке не создающим.

Однако, ответ администрации в части касающейся указания на то, что в связи с отсутствием у Жаркова И.В. регистрации по месту жительства в г. Рязани делает невозможным рассмотрение вопроса о признании его малоимущим, не основан на законе и неправомерно, преждевременно ограничивает его жилищные права.

Так, перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подтверждения статуса малоимущих», является исчерпывающим.

Согласно п. 2.7 Административного регламента, к таким основаниям относится: непредставление заявителем документа, удостоверяющего его личность; непредставление документов, подтверждающих получение согласия на обработку персональных данных лица или его законного представителя, не являющегося заявителем; несоответствие документов требованиям, установленным п. 2.6.5 Административного регламента.

Причем, само по себе отсутствие в прилагаемом к заявлению, составленном по форме и поданному в установленном порядке, пакете документа (сведений) о регистрации гражданина по месту жительства и о лицах, зарегистрированных по месту жительства гражданина, к таким основаниям также не относится.

Как указывалось выше (ч. 3 ст. 7 Закона №2-ОЗ), предоставление такого документа (сведений) гражданин осуществляет по собственной инициативе, поэтому отсутствие такого документа (сведений) орган местного самоуправления восполняет самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Решение о признании гражданина малоимущим или об отказе в признании гражданина малоимущим принимается по результатам проверки сведений, представленных гражданином и дополнительно истребованных органом местного самоуправления в рамках межведомственного взаимодействия.

В силу положений ст. ст. 8, 9 Закона № 2-ОЗ, п. 2.8.2 Административного регламента, исчерпывающий перечень оснований для принятия решений об отказе в признании гражданина малоимущим, включает в себя: отсутствие предусмотренных ст. 6 Закона условий признания граждан малоимущими (среднемесячный доход членов семьи превышает предельную величину среднемесячного дохода членов семьи, стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, больше предельной величины стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению) и представление гражданами неполных и (или) недостоверных сведений.

Более того, по смыслу данных норм для решения вопроса о признании гражданина малоимущим существенное значение имеет именно проживание заявителя на территории муниципального образования.

В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Статья 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» различает понятия место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно, и место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 24 ноября 1995 года № 14-П указал, что под «местом пребывания» и «местом жительства» подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. При этом «место жительства» может означать как «постоянное проживание», так и «преимущественное проживание» и, согласно закону, не всегда совпадает с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства. Свобода выбора места жительства является конституционным правом гражданина Российской Федерации. Закон лишь возлагает на гражданина обязанность регистрироваться и по месту пребывания, и по месту жительства.

Соответственно, сама по себе регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания, поэтому ее отсутствие также не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», отсутствие прописки либо регистрации, заменившей институт прописки, само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека. Действующее законодательство не исключает возможность признания местом жительства гражданина и иного жилого помещения, занимаемого им на законных основаниях, что в каждом конкретном случае должно устанавливаться на основе различных юридических фактов.

Аналогичные правовые позиции выражены в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 4 апреля 1996 года № 9-П, от 15 января 1998 года № 2-П и от 2 февраля 1998 года № 4-П, от 2 июня 2011 года № 11-П; определения от 5 октября 2000 года № 199-О, от 4 марта 2004 года № 146-О, от 6 октября 2008 года № 619-О-П, от 13 октября 2009 года № 1309-О-О, от 17 ноября 2011 года № 1597-О-О, от 5 июня 2012 года № 1059-О и др.) и Верховного Суда Российской Федерации (Обзор судебной практики №4 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года; определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 марта 2013 года №86-АПГ13-1, от 17 апреля 2013 года № 44-АПГ13-5 и др.).

С учетом изложенного, ответ органа местного самоуправления в части указания на то, что само по себе отсутствие у Жаркова И.В. регистрации по месту жительства делает невозможным рассмотрение вопроса о признании его малоимущим в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как не соответствующий в этой части нормативным правовым актам и нарушающий права, свободы и законные интересы административного истца, подлежит признанию незаконным.

Вместе с тем, из смысла закона следует, что принятие решения о признании гражданина малоимущими в целях принятия на учет, нуждающихся и права на получение жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления, принимаемом в установленном законом порядке.

Определяя при таком положении дела способ восстановления нарушенных прав административного истца, который в установленном законом порядке в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим не обращался, суд ограничивается признанием оспариваемого ответа в соответствующей части незаконным.

Избрание иного способа защиты нарушенного права, в том числе связанного с возложением на административного ответчика какой-либо обязанности, в рамках рассматриваемого спора выходило бы за пределы полномочий суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 293 – 294.1 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Жаркова Игоря Викторовича – удовлетворить частично.

Признать незаконным ответ администрации г. Рязани, оформленный письмом № от дд.мм.гггг., в части указания на то, что отсутствие регистрации по месту жительства делает невозможным рассмотрение вопроса о признании гражданина малоимущим в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В удовлетворении остальной части административного искового заявления Жаркова Игоря Викторовича к Администрации г. Рязани об оспаривании решения муниципального органа – отказать.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, также может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Советский районный суд г. Рязани в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья /копия/