Административное дело № 2а-1379/2023
УИД № 62RS0004-01-2023-000465-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Рязань 18 июля 2023 года
Советский районный суд г. Рязани в составе председательствующего судьи Марковой А.С.,
при секретаре Вакориной М.В.,
с участием представителя административного истца Железняковой З.А.,
представителя административного ответчика МИФНС России № 3 по Рязанской области Барановой Л.А.,
представителя административного ответчика УФНС России по Рязанской области Басовой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Назаркина Кирилла Владимировича к МИФНС России № 3 по Рязанской области, УФНС России по Рязанской области о признании незаконным решения органа и возложении обязанности по перерасчету земельного налога,
УСТАНОВИЛ:
Назаркин К.В. обратился в суд с административным иском к МИФНС России № 3 по Рязанской области о признании незаконным решения органа и возложении обязанности по перерасчету земельного налога.
В обоснование заявленных требований административный истец Назаркин К.В. указал, что на момент начисления спорного земельного налога в 2021 году являлся собственником земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> с кадастровыми номерами: <...>
Налоговым уведомлением № от дд.мм.гггг. Межрайонной ИФНС России №3 по Рязанской области ему был начислен земельный налог. При этом к земельным участкам с кадастровыми номерами <...> неправомерно применен повышающий коэффициент 2. Не согласившись с указанным налоговым уведомлением и размером начисленного налога, административный истец обратился в налоговый орган с заявлением о перерасчете земельного налога. Письмом Межрайонной ИФНС России №3 по Рязанской области № от дд.мм.гггг. Назаркину К.В. было отказано в перерасчете земельного налога. Не согласившись с данным письмом Назаркин К.В. обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы России по Рязанской области. Решением № от дд.мм.гггг. УФНС по Рязанской области жалоба Назаркина К.В. оставлена без удовлетворения. При этом в соответствии с налоговым уведомлением от дд.мм.гггг.№ в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:29:0110017:450 Инспекцией был произведен перерасчет земельного налога.
Административный истец полагает незаконными действия должностных лиц Межрайонной ИФНС России №3 по Рязанской области по начислению ему земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами № за 2021 год с применением при расчете повышающего коэффициента «2» поскольку на указанных земельных участках находятся жилые дома, право собственности на которые зарегистрированы. Спорные земельные участки фактически используются для размещения и обслуживания жилых домов, выращивания плодовых, ягодных, овощных культур, и не используются для целей, связанных с жилищным строительством, тогда как порядок применения повышающего коэффициента зависит от цели использования земельного участка.
Указанные земельные участки расположены в территориальной зоне "Ж5 - Зона общественно-жилой застройки", в которой в соответствии с п. 1.5.1. Правил землепользования и застройки в городе Рязани не предусмотрены виды разрешенного использования исходных земельных участков: <...>, а именно "для индивидуального жилищного строительства", "обслуживание индивидуального жилого дома", "ведение личного подсобного хозяйства", "жилые здания разных типов, для объектов жилой застройки", в связи с чем административный истец Назаркин К.В. не имел возможности указать какой-либо из ранее установленных видов разрешенного использования одного из исходных земельных участков и был вынужден выбрать другой вид разрешенного использования.
Просит суд признать недействительным налоговое уведомление № от дд.мм.гггг. Межрайонной ИФНС России №3 по Рязанской области по земельному налогу за 2021 год о расчете земельного налога на земельные участки с кадастровыми номерами №, в части применения для расчета налога повышающего коэффициента 2. Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России №3 по Рязанской области устранить нарушения прав и законных интересов административного истца и произвести пересчет земельного налога за 2021 год в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № за 2021 год без применения повышающего коэффициента 2.
Определением суда к участию в административном деле в качестве административного соответчика привлечено УФНС России по Рязанской области.
Административный истец Назаркин К.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца Железнякова З.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика МИФНС России № 3 по Рязанской области Баранова Л.А. возражала против удовлетворения административного искового заявления по изложенным в письменных возражениях основаниям.
Представитель административного ответчика УФНС России по Рязанской области Басова Я.А. возражала против удовлетворения административного искового заявления по изложенным в письменных возражениях основаниям.
Суд на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие надлежащим образом извещенного административного истца.
Выслушав представителя административного истца, представителей административных ответчиков, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право гражданина на обращение в суд с требованием об оспаривании решений, действий органа местного самоуправления, если гражданин полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу части 2 статьи 227 названного Кодекса суд удовлетворяет вышеуказанное требование гражданина, если признает, что оспариваемые решения, действия органа местного самоуправления не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии таких обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении административного иска (пункт 2).
Согласно п.п. 1, 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Начисление земельного налога (далее – налог) физическим лицам производится налоговыми органами на основании сведений, поступающих из органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие налогооблагаемыми земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено Кодексом.
Расчет налога осуществляется налоговыми органами на основании ставок налога, налоговой базы, сведений о принадлежности объекта налогообложения и иных сведений, полученных налоговыми органами, а также представленной заинтересованными лицами информации о налоговых льготах.
В силу п. 4 ст. 397 Кодекса налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от дд.мм.гггг. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) является сводом достоверных сведений об учтенном в соответствии с Законом № 218-ФЗ недвижимом имуществе.
Управлением Росреестра по Рязанской области в налоговый орган в рамках ст. 85 НК РФ направляются сведения о собственниках объектов недвижимого имущества, о кадастровой стоимости и сроках владения.
В судебном заседании установлено, что Назаркин Кирилл Владимирович на момент начисления спорного земельного налога в 2021 году являлся собственником земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> с кадастровыми номерами: № (период владения 5 месяцев); № (период владения 2 месяца); № (период владения 5 месяцев).
На указанных земельных участках находятся жилые дома, право собственности на которые зарегистрированы за заявителем в Управлении Росреестра по Рязанской области.
На земельном участке с кадастровым номером №, категория земель-земли населенных пунктов, разрешенное использование - жилые здания разных типов. Для объектов жилой застройки, находится жилой дом (кадастровый номер объекта №, адрес: <адрес>).
На земельных участках с кадастровыми номерами №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - многоэтажная жилая застройка, находятся жилые дома с кадастровыми номерами: № (адрес: <адрес>); № (адрес: <адрес>); № (адрес: <адрес>).
При этом, земельные участки с кадастровыми номерами № образованы в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами №
Представитель административного истца в судебных заседаниях поясняла, что в целях применения повышающего коэффициента имеют значение следующие обстоятельства: субъект права цель приобретения земельного участка; период владения земельным участком; наличие либо отсутствие государственной регистрации прав на построенный на земельном участке объект недвижимости, в связи с чем повышающий коэффициент на основании и. 15 ст. 396 НК РФ не применяется в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) физическими лицами (физическим лицам) для личных целей.
При этом в данном случае не имеет правового значения вид разрешенного использования земельного участка, поскольку все виды разрешенного использования, предусмотренные для данной градостроительной зоны, связанные с размещением на них жилых домов содержат слова "Строительство". Правовое значение имеет цель приобретения, а именно приобретен ли земельный участок для собственных нужд либо для строительства в коммерческих целях (либо реализации земельных участков).
Рассматривая данные доводы административного истца суд исходит из следующего.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № образован дд.мм.гггг. путем перераспределения ранее имевшихся у Назаркина К.В. в собственности земельных участков с кадастровыми номерами № с видом разрешенного использования: жилые здания разных типов, для объектов жилой застройки. На земельном участке находится жилой дом с кадастровым номером №
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № был образован дд.мм.гггг. путем перераспределения ранее имевшихся в собственности земельных участков с кадастровыми номерами № с видом разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка. На земельном участке находятся жилые дома с кадастровыми номерами №
Согласно решению о разделе земельного участка с кадастровым номером № от дд.мм.гггг., земельный участок с кадастровым номером 62:29:0110017:693 был образован дд.мм.гггг. путем раздела ранее имевшегося в собственности участка земли населенных пунктов с видом разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка.
Исходя из вышеизложенного, вид разрешенного использования земельных участков связан с жилищным строительством.
В соответствии с пунктом 15 статьи 396 Кодекса в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трех лет начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего три года с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Таким образом, условием для применения при исчислении земельного налога коэффициентов, предусмотренных пунктами 15 и 16 статьи 396 Кодекса, является государственная регистрация права собственности на земельный участок с видом разрешенного использования, предусматривающим жилищное строительство (индивидуальное жилищное строительство). При этом применение указанных коэффициентов прекращается в случае государственной регистрации права на построенный объект недвижимости, для строительства которого приобретался (предоставлялся) в собственность физическими и юридическими лицами соответствующий земельный участок.
Согласно Свидетельствам о государственной регистрации права собственности на жилые дома с кадастровыми номерами №, права собственности и общей долевой собственности зарегистрированы в период 2012 – 2014 годов, в связи с чем, построенными объектами недвижимости на земельных участках с кадастровыми номерами № они не являются.
Таким образом, доводы административного истца Назаркина К.В. о том, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № отсутствуют основания применения повышающего коэффициента подлежат отклонению, поскольку условием для применения при исчислении земельного налога коэффициента 2 является государственная регистрация права на земельный участок с видом разрешенного использования для жилищного строительства и прекращается в случае государственной регистрации права на построенный объект недвижимости.
Доводы административного истца Назаркина К.В. о том, что он был вынужден выбрать виды разрешенного использования «многоэтажная жилая застройка, жилые здания разных типов», так как виды использования "для индивидуального жилищного строительства", "обслуживание индивидуального жилого дома", "ведение личного подсобного хозяйства", "жилые здания разных типов, для объектов жилой застройки" не установлены Правилами землепользования и застройки в городе Рязани в качестве разрешенных видов использования для территориальной зоны " Ж5 - Зона общественно-жилой застройки", в которой расположены спорные земельные участки, суд признает несостоятельным ввиду следующего.
Согласно письму Росреестра от 01.12.2020 № 13-00433/20 "Об указании в межевом плане вида разрешенного использования земельного участка" вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям Единого государственного реестра недвижимости, о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
В таких случаях сведения о выбранных или установленных видах (виде) разрешенного использования указываются в межевом плане на основании: - градостроительного регламента и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границ территориальной зоны или в случае отсутствия такого реестрового номера ее индивидуального обозначения (например, вид, тип, номер, индекс), при этом в разделе «Заключение кадастрового инженера» приводится обоснование указания в данном реквизите такого (основного и при наличии вспомогательного) вида (видов) разрешенного использования; - разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (копия такого разрешения включается в состав приложения межевого плана); - акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в том числе решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения об утверждении проекта межевания территории (копия акта включается в состав Приложения, за исключением случая, если сведения о проекте межевания территории внесены в ЕГРН).
Также подлежат отклонению доводы административного истца о том, что в пределах спорных земельных участков деятельность по осуществлению жилищного строительства до настоящего момента не ведется поскольку пункт 15 статьи 396 Налогового кодекса не содержит каких-либо особенностей для исчисления налога в зависимости от того ведется строительство на спорном участке или нет.
Таким образом, районный суд приходит к выводу, что в соответствии с п. 15 ст. 396 НК РФ и сведениями, полученными из Росреестра, налоговым органом административному истцу Назаркину К.В. обоснованно начислен земельный налог за 2021 год в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №
Как указано выше, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, возможно при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица и реального нарушения при этом прав заявителя.
Совокупности условий для удовлетворения требований административного истца судом не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Назаркина Кирилла Владимировича к МИФНС России № 3 по Рязанской области, УФНС России по Рязанской области о признании незаконным решения органа и возложении обязанности по перерасчету земельного налога– оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Советский районный суд г. Рязани в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья А.С. Маркова
Мотивированное решение изготовлено 28.07.2023 г.
Судья. подпись. А.С. Маркова