НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Рязани (Рязанская область) от 02.07.2018 № 2А-1635/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 июля 2018 года г.Рязань

Советский районный суд г.Рязани в составе председательствующего судьи Эктова А.С., рассмотрев дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области к Лукьянову Алексею Петровичу о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и пени

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Межрайонная ИФНС России № 2 по Рязанской области обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что Лукьянов А.П., как собственник объектов, подлежащих налогообложению: квартира по адресу: <адрес>, размер доли - <данные изъяты>, кадастровой стоимостью 1282251 руб.; квартира по адресу: <адрес>, размер доли - <данные изъяты>, кадастровой стоимостью (с учетом налогового вычета) 2156 руб.; земельного участка по адресу: <данные изъяты>, с кадастровым номером №, размер доли - <данные изъяты>, кадастровой стоимостью 153052 руб., является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога. Ссылаясь на то, что 13 октября 2016 года административному ответчику было направлено налоговое уведомление № с указанием расчета суммы налогов, а затем 01 марта 2017 года было выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № с предложением погасить задолженность по налогам за 2015 год, которые были оставлены без удовлетворения, административный истец просил взыскать с Лукьянова А.П. в судебном порядке недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 4416 руб., по земельному налогу за 2015 год в сумме 459 руб. и пени по земельному налогу за период с 02 декабря 2016 года по 26 февраля 2017 года в размере 13 руб. 31 коп., на общую сумму 4888 руб. 31 коп.

В силу п.3 ст.291 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено без проведения судебного заседания в порядке упрощенного (письменного) производства, поскольку указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.

Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст. 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

К таким органам, в том числе относятся налоговые органы, которые наделены правом взыскивать в соответствующем порядке недоимку по налогам и сборам, а также пени за их неуплату (ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации - далее по тексту НК РФ).

В судебном заседании установлено, что Лукьянов А.П. в 2015 году являлся собственником объектов недвижимости, подлежащих налогообложению - квартиры по адресу: <адрес>, размер доли - <данные изъяты>, кадастровой стоимостью 1282251 руб.; квартиры по адресу: <адрес>, размер доли - <данные изъяты>, кадастровой стоимостью (с учетом налогового вычета) 1286950 руб.; земельного участка по адресу: <данные изъяты>, с кадастровым номером №, размер доли - <данные изъяты>, кадастровой стоимостью 153052 руб.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе сведениями, предоставленными в налоговый орган органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, государственную регистрацию транспортных, в порядке ст. 85 НК РФ, а также документами, полученными в порядке межведомственного взаимодействия.

Статья 57 Конституции РФ, ст. 3 НК РФ гласят, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Налогоплательщиками признаются все физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (ст. ст. 400, 401 НК РФ).

Так, Законом Российской Федерации от 09 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее по тексту - Закон «О налоге на имущество физических лиц»), налоговой базой налога на имущество физических лиц признавалось инвентаризационная стоимость имущества, определяемая бюро технической инвентаризации и предоставленная в налоговые органы до 01 марта 2013 года, с учетом коэффициента-дефлятора.

С января 2015 года в НК РФ введена новая глава «Налог на имущество физических лиц», и Закон «О налогах на имущество физических лиц» признан утратившим силу.

По общему правилу, установленному ст.ст. 401, 402, 403, 408 НК РФ, налогом на имущество физических лиц облагаются, в том числе иное строение (помещение), налоговая база для которых определяется исходя из кадастровой стоимости, а расчет налога осуществляется путем умножения налоговой базы на налоговую ставку.

На первом этапе после введения в регионе уплаты налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости, новое законодательство предусмотрело особый порядок исчисления налога (п.п. 8-9 ст. 408 НК РФ), при котором сумма налога за первые четыре налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения по формуле: Н=(Н1-Н2) х К + Н2, где: Н - итоговая сумма налога к уплате, Н1 - налог, исчисленный исходя из кадастровой стоимости объекта, Н2 - налог, исчисленный за 2014 год исходя из инвентаризационной стоимости, К - коэффициент к налоговому периоду (за 2015 год - 0,2).

Если иное не предусмотрено законом, кадастровая стоимость объекта имущества определяется на начало налогового периода, и ее изменение в течение данного периода при определении налоговой базы не учитывается (ст. 403 НК РФ).

Кроме того, в соответствии со ст.ст. 388, 389 НК РФ, организации и физические лица, обладающие земельными участками, расположенными в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, налогоплательщиками земельного налога, признаются плательщиками земельного налога.

Налоговая база для земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения на основании ст. 389 НК РФ.

Для налогоплательщика, являющегося физическим лицом, налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, представленных органами, осуществляющими кадастровый учёт, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч.4 ст.392 НК РФ). Налоговым периодом для уплаты земельного налога признаётся календарный год (ст.393 НК РФ).

Земельный налог на территории г. Рязани, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога устанавливаются «Положением о земельном налоге», утвержденным решением Рязанского городского Совета от 24 ноября 2005 года №, и составляет в нашем случае 0,3 % от кадастровой стоимости участка.

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком и прекращается со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (ст.ст. 44, 45 НК РФ).

В случае просрочки уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщику физическому лицу также подлежит начислению к уплате пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня его уплаты, если иное не предусмотрено законом, 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ст. 75 НК РФ).

Исходя из вышеизложенного, Лукьянов А.П. признается плательщиком земельного налога за 2015 год за земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в размере 153052 руб. = 153052 руб. (кадастровая стоимость) х 0,3% (налоговая ставка) х 1\1 (размер доли) х 12/12 (количество месяцев владения).

Также Лукьянов А.П. признается плательщиком налога на имущество физических лиц за 2015 год за квартиру по адресу: <адрес> в размере 2260 руб. = (Н1 - налог, исчисленный в общем порядке: 3846 руб. 75 коп. (1282251 руб. х 1 (доля) х 0,3 % (налоговая ставка) х 12/12 (количество месяцев владения) -) - Н2 - налог за 2014 год: 1864 руб.) х 0,2 (коэффициент к налоговому периоду) + Н2 - налог за 2014 год: 1864 руб.) и квартиру по адресу: <адрес>, 397 в размере 2156 руб. = (Н1 - налог, исчисленный в общем порядке: 3860 руб. 85 коп. (1286950 руб. х 1 (доля) х 0,3 % (налоговая ставка) х 12/12 (количество месяцев владения) -) - Н2 - налог за 2014 год: 1729 руб.) х 0,2 (коэффициент к налоговому периоду) + Н2 - налог за 2014 год: 1729 руб.)

По общему правилу налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ).

Вместе с тем, обязанность по исчислению налога на имущество и земельного налога в отношении налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, возлагается на налоговый орган.

Во исполнение своей обязанности налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление, а в случае его неисполнения либо ненадлежащего исполнения направляет налогоплательщику в течение 3-х месяцев со дня выявления недоимки требование об уплате налога и пеней, подлежащего исполнению в течение 8-ми дней с даты его получения (ст.ст. 45, 52, 69, 70 НК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений).

Из материалов дела усматривается, что налоговым органом в адрес налогоплательщика Лукьянова А.П. 13 октября 2016 года направлялось налоговое уведомление № от 29 сентября 2016 года на уплату указанных налогов в срок до 01 декабря 2016 года и поскольку уведомление было оставлено без удовлетворения, 01 марта 2017 года налоговым органом было выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа №, в котором предложено погасить задолженность в срок до 16 мая 2017 года.

Арифметическая правильность расчета пени за неуплату земельного налога за период с 02 декабря 2016 года по 26 февраля 2017 год (13 руб. 31 коп. = 459 руб. (недоимка) х 0,00033333 (ставка пени - 1/300 х 10 х 1/100) х 87 (дней)) проверена судом и административным ответчиком в установленном законом порядке не оспорена.

Пени в вышеуказанном размере были включены в установленном законом порядке в требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, которое в этой части также осталось без исполнения.

Анализируя установленные обстоятельства, подтверждённые исследованными доказательствами, учитывая, что налоговым органом были соблюдены порядок и сроки взыскания налога, в том числе сроки обращения в суд с рассматриваемым иском, суд приходит к выводу о том, что заявленный административный иск Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области к Лукьянову А.П. является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объёме.

В силу того, что административный истец был освобожден от уплаты госпошлины, она в размере 400 руб., в соответствии со ст. 114 КАС РФ, тоже подлежит взысканию с административного ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.172-180, 228, 295-298 Кодекса административных судопроизводств Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области к Лукьянову Алексею Петровичу о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и пени удовлетворить.

Взыскать с Лукьянова Алексея Петровича в местный бюджет задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере сумме 4416 руб., задолженность по земельному налогу за 2015 год в сумме 459 руб. и пени по земельному налогу за период с 02.12.2016г. по 26.02.2017г. в размере 13 руб. 31 коп., на общую сумму 4888 руб. 31 коп.

Взыскать с Лукьянова Алексея Петровича государственную пошлину в размере 400 руб. в доход федерального бюджета.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Советский районный суд г.Рязани в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья