НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область) от 25.07.2022 № 2А-3176/2022

УИД 61RS0008-01-2022-003991-47

№ 2а-3176/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июля 2022 года г. Ростов-на-Дону

Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе судьи Рощиной В.С., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №24 по Ростовской области к административному ответчику ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Межрайонная ИФНС России №24 по Ростовской области обратилась в Советский районный суд г.Ростова-на-Дону с административным исковым заявлением, сославшись на то, что ФИО1, ИНН имеет задолженность по оплатепенипо страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 в размере 26,79 руб.;задолженность по оплате пенипо страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 г. в размере 88,84 руб., на общую сумму 115,63 рубля.

Должник Чаев Д.И. в качестве индивидуального предпринимателя, 20.12.2020 прекратил деятельность в связи с принятием им соответствующего решения.

В адрес плательщика было направлено требование от 04.02.2021 № 4430 об уплатенедоимки и пенипо страховым взносам, которое плательщиком не исполнено. Данное обстоятельство явилось основанием для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

22.06.2021 г. мировым судьей судебного участка №5 Советского судебного района г.Ростова-на-Дону был вынесен судебный приказ № 5-2а-2186/21 о взыскании с Чаева Д.И. задолженности по обязательным платежам на общую сумму 35603,75 рублей, а также государственной пошлины в доход государства.

04.04.2022 мировой судья судебного участка №5 Советского судебного района г.Ростова-на-Дону вынес определение об отмене судебного приказа.

20.04.2022 г. Чаев Д.И. оплатил задолженность по страховым взносам на ОПС в размере 27265,97 руб. и по страховым взносам на ОПС в размере 8222,15 руб.

Задолженность по оплате пени по страховым взносам на ОПС и ОМС в размере 115,63 рубля Чаевым Д.И. оплачена не была.

На основании изложенного Межрайонная ИФНС России № 24 по Ростовской области просила суд взыскать с ФИО1 ИНН задолженность по оплатепенипо страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 в размере 26,79 руб.;задолженность по оплате пенипо страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 г. в размере 88,84 руб., на общую сумму 115,63 рубля.

В соответствии с ч. 1 ст.292 КАС РФв порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуютсятолькодоказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований).

Исследовав доказательства в письменной форме, суд пришел к следующему.

Согласно ч. 6 ст.289 КАС РФпри рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в том числе выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Частью 2 ст.286 КАС РФадминистративное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Определении Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 №479-О-О, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление налогового органа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст.48 НК РФрассмотрение дел о взыскании налога, сбора,пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора,пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Как следует из материалов дела, 22.06.2021 г. мировым судьей судебного участка № 5 Советского судебного района г.Ростова-на-Дону был вынесен судебный приказовзыскании с Чаева Д.И. задолженности.

Определением мирового судьи судебного участка №5 Советского судебного района г.Ростова-на-Дону от 04.04.2022 г. судебный приказ от 22.06.2021 г. отменен, в связи с поступившими на него возражениями Чаева Д.И.

В суд с настоящим иском административный истец обратился 01.06.2022 г., то есть в установленный законодательством срок, а потому суд рассматривает данное административное исковое заявление по существу.

В силу ст.57Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п.1 ст.30 НК РФналоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.

В соответствии с п. 1 ст.45 НК РФналогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Как следует из иска, в установленный срок Чаев Д.И. обязанность по уплатестраховых взносов не исполнил.

В связи с неуплатой страховых взносов в срок административным истцом в соответствии со ст.69,70 НК РФв адрес административного ответчика было выслано требование об уплате недоимки и пени от 04.02.2021 № 4430.

В силу ст.57 НК РФпри уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачиваетпенив порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.

Согласно п.1 ст.72 НК РФпениявляются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии со ст.75 НК РФпенейпризнается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.Пеняначисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.Пеняза каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставкапенипринимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.Пениуплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Таким образом, обязанность по уплатепенейс учетом положений вышеуказанных законоположений, является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.Пениподлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взысканияпенейнедопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4 ст.289 КАС РФ).

Административным истцом в подтверждение заявленного требования в материалы дела не представлено доказательств начисления взыскиваемойпени, а именно не представлено доказательств принудительного взыскания недоимки по страховым взносам либо оплаты самих страховых взносов с нарушением установленного законом срока, что исключает возможность взыскания с административного ответчика заявленныхпеней, как не подтвержденных в установленном законом порядке.

Таким образом, административный истец не доказал обстоятельства для взысканияпени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 в размере 26,79 руб.; пенипо страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 г. в размере 88,84 руб.

Согласно п.3 ст.178 КАС РФ, п.4 ч. 6 ст.180 КАС РФприпринятиирешения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов, резолютивная часть решения суда должна содержать: указание на распределение судебных расходов.

В соответствии со ст.103 КАС РФсудебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела; размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Учитывая тот факт, что в силу пп. 19 п. 1 ст.333.36 НК РФпо данному административному делу Межрайонная ИФНС России №24 по Ростовской области освобождена от уплаты государственной пошлины, суд в силу ч. 2 ст.114 КАС РФпо настоящему делу не решает вопрос о распределении государственной пошлины.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 95, 175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российский Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России №24 по Ростовской области к административному ответчику ФИО1, ИНН о взыскании пенипо страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 в размере 26,79 руб.; пенипо страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 г. в размере 88,84 руб., на общую сумму 115,63 рубля- отказать.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Судья В.С. Рощина