Дело 2а-356/2021 (2а-3974/2020;)
61RS0008-01-2020-007327-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 января 2021 года г. Ростов-на-Дону
Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе судьи Капитанюк О.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 24 по Ростовской области к административному ответчику Окунева Е.Е. о взыскании пени по налогу на добавленную стоимость, единому налогу на вмененный доход, страховым взносам на обязательное медицинское страхование,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС № 24 по Ростовской области (далее - налоговый орган, инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Окунева Е.Е. пени, начисленной на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере 2441.49 руб.;пени, начисленной на недоимку по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в размере 1477.73 руб.; пени, начисленной на недоимку по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года) в размере 136.40 руб.; а всего на общую сумму 4055,62 рублей.
В обоснование заявленных требований, налоговый орган указал, что Окунева Е.Е. в 2012 году прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием ею соответствующего решения. В соответствии с п.1 ст.419 главы 34 НК РФ Окунева Е.Е. должна была внести фиксированный платеж за фактический период деятельности не позднее даты ее прекращения. Требованием от 13.12.2017 № 46465, от 31.01.2019 № 10507, от 27.06.2019 № 54822 должнику было предложено уплатить взносы и пени по уплате страховых взносов за 2018 год. В добровольном порядке указанное требование не исполнено. Размер фиксированного платежа на обязательное пенсионное страхование зависит от того, превышает ли доход полученный ИП (нотариусом адвокатом), 300 000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ). Если доход 300 000 руб. и меньше, то фиксированный платеж на ОПС составляет: 26 545 руб. - за 2018 г., 29 354 руб. - за 2019 г., 32 448 руб. - за 2020 г. Если доход больше 300 000 руб., надо дополнительно уплатить 1,0% от суммы, превышающей 300 000 руб. за год. Фиксированные платежи для ИП на обязательное медицинское страхование составляют (пп. 2 п. 1 ст. 430 НК РФ): 5 840 руб. - за 2018 г., 6 884 руб. - за 2019 г., 8 426 руб. - за 2020 г. В нарушение норм действующего законодательства Окунева Е.Е. не уплатила единый налог на доходы физических лиц, поэтому ей были начислены пени в размере 136,40 рублей.
В соответствии с п. 3 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
По смыслу закона, применение упрощенного порядка по данному основанию не зависит от волеизъявления лица, участвующего в деле.
Поскольку заявленная к взысканию общая сумма задолженности не превышает двадцать тысяч рублей, дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав представленные в суд письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 57Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налоговогокодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги
В п. 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. N 422-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Галимова Э.Г. на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации», к сумме собственно не внесенного в срок налога(недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж-пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Согласно административному исковому заявлению предметом требований является задолженность по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам на ОМС, НДС и ЕНВД. Требование о взыскании недоимки по страховым взносам и налогам не предъявлено.
В силу требований ст. 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17 февраля 2015 г. N 422-О также указал, чтоНалоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). С учетом изложенного, оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
В соответствии с ч.4 ст.229 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Таким образом, с учетом системного толкования названных законоположений, а также правой позиции Конституционного Суда РФ, административный истец, заявляя требования о взыскании пени, обязан представить суду совокупность доказательств, отвечающих требованиям процессуального закона об их относимости и допустимости, в подтверждение таких юридически значимых для рассмотрения подобного спора обстоятельств, как, вид и размер налога (сбора), на который начислена пеня, факты неуплаты такого налога (сбора) и его принудительного взыскания (либо несвоевременной его оплаты) при том, что не истек срок взыскания пени; соблюдение сроков обращения в суд с административным иском, а также проверяемый на правильность расчет заявленных требований.
Вместе с тем, обоснованный расчет пени в материалы дела не представлен, доказательства, подтверждающие возможность взыскания пени в заявленном размере не представлены. Кроме того из содержания административного искового заявления не ясно, по каким основаниям заявлено требование о взыскании с Окунева Е.Е. пеней по налогу на добавленную стоимость и единого налога на вмененный доход.
Налоговым органом представлены требование № 54822 от 27.06.2019 г. об уплате пени со сроком исполнения до 04.09.2019 г., врученное Окунева Е.Е. 09.09.2019 г. (л.д.26), а также таблица с расчетом пени, начисленной на недоимку по страховым взносам, единому налогу на вмененный доход и налогу на добавленную стоимость. Однако суммы недоимки, на которые начислены пени, не указаны, дата начала и дата окончания исчисления пени, количество дней просрочки уплаты налога не известны.
В материалах дела также отсутствуют доказательства принудительного взыскания недоимки по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по единому налогу на вмененный доход за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года, по налогу на добавленную стоимость.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в законную силу 30 января 2018 года, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Как следует из материалов дела, Окунева Е.Е. на основании принятого ею соответствующего решения прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 01.08.2012 года.
В соответствии со ст. 432 НК РФ уплатастраховыхвзносов плательщиками, прекратившим осуществлять деятельность как ИП, осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты внесения записи в ЕГРИП о прекращении предпринимательской деятельности.
Поскольку предъявленная к взысканию сумма недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование имела место по состоянию на 16.08.2012 года, то в силу закона она признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию налоговым органом.
Уплата единого налога на вмененный доход и налога на добавленную стоимость производится налогоплательщиком по итогам налогового периода (квартала) не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода (п.1 ст.346.32, п.1 ст.174 НК РФ).
С учетом того, что Окунева Е.Е. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 01.08.2012 года, она должна была уплатить единый налог на вмененный доход и налог на добавленную стоимость до 25 октября 2012 года.
Согласно п.1 ст.70 НК РФ(в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.11.2010 N 324-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 1 500 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 1 500 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 1 500 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, предельный срок для обращения с заявлением в суд о взыскании задолженности по уплате налогов представляет собой совокупность последовательно взаимосвязанных сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации для совершения налоговым органом контроля, а в целом - на взыскание налогов.
Несвоевременное совершение уполномоченным органом действий по взысканию задолженности не влечет продления совокупного срока для ее принудительного взыскания, который исчисляется объективно в последовательности и продолжительности, установленной законом.
Следовательно, налоговый орган утратил возможность взыскания указанной недоимки.
Поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, то пени по истечении срока взыскания задолженностиединого налога на вмененный доход и налога на добавленную стоимостьне подлежат начислению и не могут быть взысканы.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска МИФНС № 24 по Ростовской области о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, по налогу на добавленную стоимость, по единому налогу на вмененный доход.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Межрайонной ИФНС России № 24 по РО отказать в удовлетворении исковых требований к Окунева Е.Е. о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 2441.49 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в размере 1477.73 руб., пени по единому налогу на вмененный доход в размере 136.40 руб.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: О.В. Капитанюк