УИД 61RS0008-01-2020-002098-68
Дело №2а-1880/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 августа 2020 года г. Ростов-на-Дону
Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
судьи Рощиной В.С.,
при секретаре Ивановой Ю.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №24 по Ростовской области к административному ответчику ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная ИФНС России №24 по Ростовской области через законного представителя – начальника ФИО3 обратилась в Советский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением, сославшись на то, что на основании п. 1 ст. 419 НК РФ ФИО1 является плательщиком страховых взносов, был обязан уплатить страховые взносы в полном объеме. Однако должником не выполнены обязательства, он имеет задолженность по оплате недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 4590 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 579,15 руб.; недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 23400 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 2952,49 руб.. В адрес плательщика было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени, которое плательщиком не исполнено. Данное обстоятельство явилось основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Мировым судьей было вынесено определение об отмене судебного приказа. До настоящего времени задолженность по налогам не погашена.
На основании изложенного Межрайонная ИФНС России № по <адрес> просила суд взыскать с ФИО1 недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в размере 4590 руб.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в размере 579,15 руб.; недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ), в размере 23400 руб.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ), в размере 2952,49 руб., а всего в размере 31521,64 руб..
Межрайонная ИФНС России №24 по Ростовской области о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание законный представитель или представитель не явился, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил.
От Межрайонной ИФНС России №24 по Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ в суд поступили пояснения по делу, согласно которым с ДД.ММ.ГГГГ плательщик был зарегистрирован в качестве арбитражного управляющего. Суммы по страховым взносам были начислены за ДД.ММ.ГГГГ год. Требование от ДД.ММ.ГГГГ№ было направлено согласно реестру ДД.ММ.ГГГГ. в добровольном порядке указанное требование не исполнено, что и явилось основанием для обращения в суд. До настоящего времени задолженность по налогам не погашена. Льготы по страховым взносам для инвалидов 1 группы НК РФ не предусмотрены. На основании изложенного Межрайонная ИФНС России № по <адрес> просила суд взыскать указанные в административном исковом заявлении требования на общую сумму в размере 31521,64 руб..
Суд, совещаясь на месте, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица на основании ст. 289 КАС РФ.
В судебное заседания явился административный ответчик ФИО1, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований по доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление. Согласно возражениям требования от ДД.ММ.ГГГГ№ он не получал. Им было направлено заявление об освобождении от уплаты страховых взносов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с присвоением ему 1 группы инвалидности, но ответ до настоящего времени о принятом решении ему не поступил. Ответ об имеющихся у него льготах, как инвалида 1 группы, а также имеющего на иждивении несовершеннолетнего ребенка ему не представлен. Кроме этого, он не осуществляет деятельность в качестве арбитражного управляющего с ДД.ММ.ГГГГ года. Фактически его деятельность в качестве арбитражного управляющего не осуществлялась с ДД.ММ.ГГГГ года по момент исключения его из числа членов СРО АУ «Лига» (ДД.ММ.ГГГГ). На основании изложенного просил суд в удовлетворении административного иска отказать.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав доводы административного ответчика суд пришел к следующему.
Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в том числе выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Частью 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-О-О, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление налогового органа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
На основании п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела, срок исполнения требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ№ был установлен - до ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая изложенное, настоящее административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций могло быть подано в мировой суд до ДД.ММ.ГГГГ.
При этом определение мирового судьи об отмене судебного приказа было вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
Настоящее административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций могло быть подано в районный суд до ДД.ММ.ГГГГ.
В районный суд с административным исковым заявлением налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, административный истец с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций обратился к мировому судье, а также с административным исковым заявлением - в районный суд с соблюдением установленного п. 2, п. 3 ст. 48 НК РФ срока.
Учитывая изложенное, суд рассматривает данное административное исковое заявление по существу.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
С ДД.ММ.ГГГГ вопросы начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование регулируются главой 34 Налогового кодекса РФ.
С учетом пп. 2 п. 1 ст. 419, п. 5 ст. 430 НК РФ ФИО1 в 2017 году как арбитражный управляющий являлся плательщиком страховых взносов.
Согласно п. 5 ст. 432 НК РФ уплата страховых взносов плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
Порядок исчисления сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками (в данном случае ИП) в установленный срок (не позднее 31 декабря текущего календарного года), налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (статья 432 НК РФ).
В соответствии с Письмом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N БС-4-11/4091@ "Об исчислении страховых взносов" сумма страховых взносов, подлежащая уплате индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, составляет: на обязательное пенсионное страхование: - в случае, если величина дохода плательщика не превышает 300 000 руб. за расчетный период в размере, определяемом как - 1 МРОТ (7 500 руб. на 2017 г.) x 26% x 12 мес. = 23400 руб.; размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование за расчетный период определяется как 1 МРОТ (7 500 руб. на 2017 год) x 5,1% x 12 месяцев) = 4590 руб..
Согласно п. 1 ст. 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год.
Учитывая изложенное, арбитражный управляющий ФИО1 обязан был уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ за 2017 год не позднее ДД.ММ.ГГГГ в размере 23400 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с ДД.ММ.ГГГГ за 2017 год не позднее ДД.ММ.ГГГГ в размере 4590 руб..
Однако в установленный срок ФИО1 обязанность по уплате страховых взносов не исполнил.
В связи с неуплатой страховых взносов в срок административным истцом в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ в адрес административного ответчика было выслано требование об уплате страховых взносов, налогов и пени № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано на обязанность уплатить страховые вносы на ОПС за 2017 год в размере 23400 руб., пени по страховым вносам на ОПС в размере 2952,49 руб., страховые вносы на ОМС за 2017 год в размере 4590 руб., пени по страховым вносам на ОМС в размере 579,15 руб., в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Сведения об уплате административным ответчиком взыскиваемой задолженности от лиц, участвующих в деле, в суд не поступили. Доказательств оплаты задолженности ответчик не представил.
Учитывая изложенное, суд, проверив правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы, удовлетворяет заявленные административные исковые требования в части взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в размере 4590 руб.; недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ), в размере 23400 руб..
Что касается пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в размере 579,15 руб.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ), в размере 2952,49 руб., то суд отказывает в ее взыскании по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Как следует из материалов дела, указанное выше требование об уплате налога и пени административному ответчику не направлялось.
Обстоятельств, свидетельствующих об уклонении должника от получения требования об уплате налога и пени, при рассмотрении дела установлено не было. В этой связи нельзя согласиться с выводом налогового органа о начислении пени по страховым взносам, а потому суд отказывает в удовлетворении требований о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в размере 579,15 руб.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ), в размере 2952,49 руб..
Довод административного ответчика о том, что ответ об имеющихся у него льготах, как инвалида 1 группы, а также имеющего на иждивении несовершеннолетнего ребенка, налоговым органом ему не представлен, несостоятелен, поскольку установление административному ответчику инвалидности 1 группы, а также наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка не освобождает от уплаты страховых взносов.
Ссылка административного ответчика на то, что он не осуществляет деятельность в качестве арбитражного управляющего с 2014 года, фактически его деятельность в качестве арбитражного управляющего не осуществлялась с 2016 года по момент исключения его из числа членов СРО АУ «Лига» (ДД.ММ.ГГГГ), также несостоятельна, поскольку в силу пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов являются, в том числе, арбитражные управляющие. При этом административный ответчик указал, что из числа членов СРО АУ «Лига» он был исключен ДД.ММ.ГГГГ. Доказательств обратного в материалы дела им не представлено. Фактическое неосуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего, на которое ссылается административный ответчик, не освобождает от уплаты страховых взносов.
Согласно п. 3 ст. 178 КАС РФ, п. 4 ч. 6 ст. 180 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов, резолютивная часть решения суда должна содержать: указание на распределение судебных расходов.
В соответствии со ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела; размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Учитывая тот факт, что в силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ по данному административному делу Межрайонная ИФНС России №24 по Ростовской области освобождена от уплаты государственной пошлины, суд в силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ взыскивает государственную пошлину, рассчитанную с учетом пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, с административного ответчика в доход местного бюджета в размере 1039,70 руб..
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 95, 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российский Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Межрайонной ИФНС России №24 по Ростовской области к административному ответчику ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам и пени – удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: 344090, <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России №24 по Ростовской области недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в размере 4590 руб.; недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ), в размере 23400 руб., а всего в размере 27990 руб..
В остальной части в удовлетворении административного иска отказать.
Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, <адрес>, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1039,70 руб..
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 14.08.2020.
Судья В.С.Рощина