НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область) от 02.04.2018 № 2-1260/2018

№2-1260/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 апреля 2018 года г. Ростов-на-Дону

Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Морозова И.В.

при секретаре Разогреевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к УПФР РФ <адрес> об обязании ГУ УПФ РФ в <адрес> рассчитать и назначить выплату пенсии бортпроводнику, как члену экипажа воздушного судна летного состава,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с иском к УПФР РФ <адрес> об обязании рассчитать и назначить выплату пенсии бортпроводнику, члену экипажа воздушного судна летного состава по выгодному варианту, с учетом выслуги лет в гражданской авиации. В обоснование иска указано, что 02.04.2003г. истцу назначена досрочная трудовая пенсия по старости согласно пп. 1 п.1 ст.27 № 173-ФЗ от 17.12.2001г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" на основании Списка , производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденному Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, вместе с тем размер пенсии рассчитан на общих основаниях.

В период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в гражданской авиации в должности бортпроводника, (специальный стаж - в год, общий стаж с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 22 года 1 месяц 16 дней), бортпроводники имели право на государственную пенсию на льготных условиях, женщины - по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев в должности бортпроводника и в льготных размерах согласно Спискам (раздел XXI "Общие профессии") Постановление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 1173. Однако истцу вместо льготного размера пенсии специалисты УПФ РФ <адрес> назначили ничтожно маленький размер пенсии, фактически истец получает социальное пособие.

Законодатель законом закрепил льготный размер пенсии, так как работа бортпроводника, члена экипажа воздушного судна связана с особо вредными и опасными условиями труда. Главной опасностью профессиональной деятельности бортпроводника является риск крушения самолета, а значит прямой риск жизни. Работа может серьезно подорвать здоровье, особо опасные условия труда бортпроводника подвержены указанием МГА ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ N 536/у «Об упорядочении предоставления дополнительных отпусков работникам гражданской авиации за работу в особых условиях труда», Решение ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N АКПИ121305, Конвенции: 115 о защите от радиации 1960г.;148"0 защите работников от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах" 1977 г.

В связи с опасными условиями труда законодатель назначил пенсии за выслугу лет бортпроводникам Постановление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 1412 "О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации». Перечнем должностей летного и летно-испытательного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение N 1), были предусмотрены члены экипажей воздушных судов. Работникам летного и летно-испытательного состава по перечню должностей согласно Приложению N 1: женщинам - при выслуге не менее 20 лет в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет (п. п. 5, 6 Положения) год работы на самолетах при налете в год 500 и более часов засчитывался в выслугу за два года (п. 16 Положения). Законодатель установил пенсию за выслугу лет в гражданской авиации бортпроводникам п. г ст. 63 Закон ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГг. N1480-1 "О пенсионном обеспечении граждан в ФИО4». Цель выслуги лет- освободить таких граждан от необходимости продолжать свою прежнюю работу, в значительной степени компенсировать им утраченный заработок в связи с переходом на другую, как правило, нижеоплачиваемую работу либо с полным прекращением трудовой деятельности.

Истец работала в должности бортпроводника, принимала непосредственное участие в выполнении полетов в качестве члена экипажа воздушного судна летного состава, имела налет 5495 часов 10 мин., что подтверждается свидетельством бортпроводника, зафиксировано записями в летной и трудовой книжки, срок выслуги лет составил более 20 лет ( 5495 часов /20 часов/12 месяцев= 22 года 9 месяцев + 3 года 8 месяцев (отпуск по временной нетрудоспособности и отпуск по уходу за ребенком) =26 лет 5 месяцев, что позволяло специалистам УПФ РФ <адрес> назначить досрочную трудовую пенсию по старости с учетом летного стажа работ за выслугу лет.

Истец указывает, что её неоднократные заявления в устной и письменной форме в УПФ РФ <адрес> по поводу ничтожно маленького размера пенсии были безрезультатны, специалисты утверждали, что расчет пенсии произведен по выгодному варианту. Комиссия УПФ РФ <адрес> 17.09.2014г.№ ОННПП-08- 4691 с целью занижения размера пенсионного обеспечения, отказала ей в праве на исчисление стажа работы по реальному налету часов, посчитав, что бортпроводники не относятся к лётному составу гражданской авиации, а относятся к кабинному экипажу, значит не имеют права на достойное пенсионное обеспечение за выслугу лет в гражданской авиации. Истец считает, что состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа п. 2 ст. 56 Воздушного Кодекса. Согласно требованиям Наставления по производству полетов в гражданской авиации - полет?воздушного судна при неполном составе экипажа запрещается, минимальный состав экипажа из числа лиц летного состава указывается в Руководстве по летной эксплуатации воздушного судна п. 2.3.1.

Истец полагает, что специалисты УПФ <адрес> не выполнили обязанности, не произвели оценку её пенсионных прав в нарушение ст. 30 N 173-Ф3 от 17.12. 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не предложили выгодный вариант расчета пенсии. В следствии чего придали обратную силу закону, ухудшили пенсионное обеспечение, по существу отменили её право, приобретенное в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, что несовместимо ст. ст. ч.1 ст. 1, 2, 18, ч. 1 ст. 54, ч. 2 ст. 55 Конституции РФ», Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-П., Статьей 1 Протокола N 1 и Статьей 13 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод».

На основании изложенного просила обязать Управление Пенсионного фонда РФ <адрес> рассчитать и назначить выплату пенсии бортпроводнику, члену экипажа воздушного судна летного состава по выгодному варианту, с учетом выслуги лет в гражданской авиации.

ФИО3 в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала, просила удовлетворить иск.

Представитель ответчика ФИО7 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании ФИО3, с 02.04.2003г. является получателем досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.27 Закона -Ф3 « О трудовых пенсиях в РФ».

21.04.2014г. ФИО3 обратилась в УПФР в <адрес> с заявлением о перерасчете ранее назначенной пенсии по п.п.13 п.1 ст. 27 Закона -Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» и по ст.79 Закона «О государственных пенсиях в РФ».

Решением комиссии УПФР в <адрес> по реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в перерасчете пенсии в связи со следующим.

Подпунктом 13 пункта 1 статьи 27 Закона -Ф3 предоставлялось право на досрочную пенсию мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации. Аналогичная норма предусмотрена п. 13 ч.1 ст. 30 Закона №400-ФЗ.

Согласно ст. 79 Закона «О государственных пенсиях в РФ» пенсия в связи с работой в летном и летно-испытательном составе устанавливается: мужчинам при выслуге не менее 25 лет, женщинам - не менее 20 лет; при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам при выслуге не менее 20 лет, женщинам - не менее 15 лет. Пенсия в связи с работой по управлению воздушным движением устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов; женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов. Пенсия в связи с работой в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов; женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 20 лет, из них не менее 15 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о праве на досрочную пенсию по данным снованиям, требуется установить, имеет ли лицо, претендующее не пенсию, необходимой продолжительности стаж работы в летном составе гражданской авиации.

Истец в соответствии с трудовой книжкой осуществляла трудовую деятельность в должности бортпроводника.

Согласно п.1 ст.56 Воздушного кодекса РФ экипаж пилотируемого воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). Полет гражданского воздушного судна не разрешается в случае, если состав летного экипажа меньше минимально установленного состава.

Таким образом, в силу прямого указания ВК РФ бортпроводники к летному составу не относятся.

Вопрос о конституционности ст.79 Закона «О государственных пенсиях в РФ» и п.1 ст.56 ВК РФ был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который в определении от 19.03.2009г. указал, что определение перечня должностей работников летного состава гражданской авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (досрочную пенсию по старости), осуществляется Правительством Российской Федерации на основе дифференцированной оценки их профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Подобная дифференциация, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации) (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 340-О-О; от ДД.ММ.ГГГГ N 512-О; от ДД.ММ.ГГГГ N 579-О).

Что касается положения пункта 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации, то разделение экипажа воздушного судна на летный и кабинный не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров, которые в соответствии со статьей 22 Воздушного кодекса ФИО4 относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили. Кроме того, действовавшее в период работы заявителя в должностях бортпроводника и бортоператора законодательство не предусматривало возможность зачета в выслугу лет, дающую право на пенсию работникам летного состава гражданской авиации, периодов работы в должности бортпроводника.

Позиция об отсутствии права на назначение досрочной пенсии по п. 13 ч. 1 ст. 30 Закона №400-ФЗ также изложена в п. 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017).

При этом, не предусматривая для бортпроводников право на досрочную пенсию по данному основанию, законодатель включил должность бортпроводника в подраздел 3 (Гражданская авиация) раздела XXI (Транспорт) Списка 1, утв. Постановлением ФИО1 от 26.01.1991г. , что означает право на досрочную пенсию в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона №400-ФЗ (ранее - пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона №173-ФЗ).

Своим правом на досрочное пенсионное обеспечение истец воспользовалась, получая досрочную пенсию с 2003 года.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются надуманными, не основаны на требованиях пенсионного законодательства и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО3 к УПФР РФ <адрес> об обязании рассчитать и назначить выплату пенсии бортпроводнику, как члену экипажа воздушного судна летного состава по выгодному варианту, с учетом выслуги лет в гражданской авиации – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Советский районный г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 04 апреля 2018 года.

Судья