НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Орска (Оренбургская область) от 29.10.2018 № 2-1677/18

Дело 2-1677/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Орск 29 октября 2018 года

Советский районный суд г. Орска Оренбургской области

в составе председательствующего судьи Шидловского А.А.,

при секретарях Филипповой О.М. и Плотниковой Ю.С.,

с участием представителей истца – старшего помощника прокурора Советского района г. Орска Оренбургской области Майданенко В.Н., заместителя прокурора Советского района г. Орска Оренбургской области Каипова Р.Р.,

ответчиков Лисичко С.М. и Лисичко Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г. Орска Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Лисичко С.М. о понуждении выполнить требования законодательства о пожарной безопасности, об охране окружающей среды и о лесопользовании,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г. Орска Оренбургской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к ИП Лисичко С.М. и Лисичко Р.С. о понуждении выполнить требования законодательства о пожарной безопасности, об охране окружающей среды и о лесопользовании. В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка деятельности ИП Лисичко С.М. Установлено, что ИП Лисичко С.М. осуществляет деятельность по эксплуатации зданий, строений, сооружений лесопилки и склада пиломатериалов и кругляка на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, по договору аренды с собственником Лисичко Р.С., со сроком действия до 31.12.2018. В ходе проверки установлено, что исполнение законодательства об охране окружающей среды, о пожарной безопасности, о лесопользовании ИП Лисичко С.М. осуществляется ненадлежащим образом. Просит суд обязать ИП Лисичко С.М. устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды, о пожарной безопасности и о лесопользовании на лесопилке, а также складе пиломатериалов и кругляка, расположенных по адресу: <адрес>, а именно: провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, а также разработать проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в срок до 01.01.2019; разработать и направить на согласование (утверждение) в Управление Росприроднадзора Оренбургской области нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в срок до 01.01.2019; направить заявление, содержащее сведения о заявителе (наименование юридического лица, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, юридический и почтовый адрес, телефон, государственный регистрационный номер записи регистрации Заявителя, подтверждающий факт внесения сведений о Заявителе в единый государственный реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)), реквизиты документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, опись представляемых материалов, сведения о местонахождении отдельных производственных площадок, с приложением следующих документов: утвержденных в установленном порядке и действующих нормативов ПДВ и ВСВ для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям, утвержденного в установленном порядке плана снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ, а также информацию о выполнении завершенных этапов указанного плана, в срок до 01.12.2018; направить в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области плату за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками за 2017 год, в срок до 01.12.2018; разработать и согласовать с Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий, в срок до 01.01.2019; направить в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области заявку на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в срок до 01.01.2019; на постоянной основе организовать проведение проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; направление движения к пожарному гидранту, который является источником противопожарного водоснабжения обозначить указателем с четко нанесенными цифрами расстояния до его месторасположения, в срок до 01.12.2018; в местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок обеспечить наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны, в срок до 01.12.2018; под навесом, где расположен станок для обработки древесины на постоянной основе не допускать эксплуатацию электропровода с видимыми нарушениями изоляции; территорию лесопилки и склада оборудовать пожарными щитами, в срок до 01.12.2018; на территории склада по хранению лесных материалов места, отведенные под штабели очистить от грунта от горючего мусора и отходов, в срок до 01.12.2018; на территории склада по хранению лесных материалов на постоянной основе не допускать работы, не связанные с хранением лесных материалов; на постоянной основе обеспечить периодичность осмотра и проверок огнетушителей с их учетом в журнале произвольной формы; на постоянной основе вводить в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней следующую документированную информацию, - об индивидуальных предпринимателях (фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность), совершивших сделки с древесиной, о декларациях о сделках с древесиной (номер и дата подачи декларации о сделках с древесиной, наименование лица, подавшего такую декларацию, фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; объем, видовой (породный) и сортиментный состав древесины, а также наименование лица, в собственность которого отчуждается древесина, фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя), о фактическом объеме полученной древесины, о маркировке древесины.

Определением суда от 29.10.2018 производство в отношении Лисичко Р.С. о понуждении выполнить требования законодательства об охране окружающей среды, о пожарной безопасности и о лесопользовании прекращено, ввиду частичного отказа прокурора от иска.

В судебном заседании старший помощник прокурора Советского района г. Орска Оренбургской области Майданенко В.Н. исковые требования в отношении ИП Лисичко С.М. поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. Не возражал, чтобы суд предоставил ИП Лисичко С.М. общий срок для устранения выявленных нарушений законодательства до 01.07.2019.

Ответчик ИП Лисичко С.М. в последнее судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещена надлежащим образом. Судом вынесено определение о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Суд, выслушав участников разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что основным видом деятельности ИП Лисичко С.М. является розничная торговля пиломатериалами, распиловка и строгание древесины.

В соответствии с договором аренды нежилого помещения от 01.03.2018, заключенным между Лисичко Р.С. и ИП Лисичко С.М., последняя принимает в безвозмездное срочное пользование по целевому назначению земельный участок, расположенный по адресу <адрес>. Срок последнего договора аренды земельного участка устанавливается с 01.03.2018 по 31.12.2018, то есть актуален на дату рассмотрения дела судом.

Как следует из материалов дела, истцом в соответствии с заданием прокуратуры области от 21.03.2018 , в период времени с 16.07.2018 по 16.08.2018 и с 19.07.2018 по 19.08.2018 проведена проверка законодательства об охране окружающей среды, о пожарной безопасности и о лесопользовании в деятельности ИП Лисичко С.М. по адресу: <адрес>.

В ходе проверки установлено, что ИП Лисичко С.М. не исполняет требования законодательства об охране окружающей среды, нарушения таких требований подтверждаются актом проверки от 24.07.2018. ИП Лисичко С.М. не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, не разработан проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что является нарушением ст. 22 и ст.30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 04.05.1999, согласно которых лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Также ИП Лисичко С.М. не обеспечена разработка и установление Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, что является нарушением ст.ст. 12 и 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 04.05.1999, а также ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 согласно которых в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Одновременно ИП Лисичко С.М. не разработаны и согласованы с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий, что является нарушением ст.ст. 19,30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 04.05.1999, а также п. 9 Постановления Правительства Оренбургской области «Об организации работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Оренбургской области» № 263-п от 27.03.2012, согласно которых при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов, в период действия предупреждений о возможном опасном росте концентраций вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе в периоды НМУ обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

ИП Лисичко С.М. не получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником в МПР по Оренбургской области, что является нарушением ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002, а также ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 04.05.1999, согласно которых выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Пункт 10 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного Приказом Минприроды России N 650 от 25.07.2011, определяет, что для получения разрешения на выбросы хозяйствующий субъект представляет в территориальный орган Росприроднадзора заявление, содержащее сведения о Заявителе (наименование юридического лица, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, юридический и почтовый адрес, телефон, государственный регистрационный номер записи регистрации Заявителя, подтверждающий факт внесения сведений о Заявителе в единый государственный реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)), реквизиты документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, опись представляемых материалов, сведения о местонахождении отдельных производственных площадок, с приложением следующих документов: утвержденных в установленном порядке и действующих нормативов ПДВ и ВСВ для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям, утвержденного в установленном порядке плана снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ (в случае если при установлении нормативов ПДВ установлено, что их достижение заявителем не обеспечивается), а также информацию о выполнении завершенных этапов указанного плана.

ИП Лисичко С.М. не обеспечено внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками за 2017 год, что является нарушением ст.ст. 16, 16.1 и 16.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002, а также ст. 28 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 04.05.1999, согласно которых за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством РФ. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий, а также иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.

Согласно Определения Конституционного суда РФ N 284-O от 10.12.2002, платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят компенсационный характер и взимаются за предоставление субъектам (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям) хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы загрязняющих веществ.

ИП Лисичко С.М. не подана заявка на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в орган исполнительной власти, что является нарушением ст. 69.2 ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которой объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Письмом Росприроднадзора "О постановке объектов негативного воздействия на государственный учет" N РН-04-03-27/2839 от 14.02.2018, разъясняется, что объектом негативного воздействия является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков. Согласно ст. 4.2 Закона N 7-ФЗ объекты НВОС в зависимости от уровня негативного воздействия подразделяются на I, II, III и IV категории. Критерии определения категории объекта НВОС утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 (далее - Критерии). Постановка объектов, не соответствующих Критериям, на государственный учет действующим законодательством не предусмотрена. В соответствии со ст. 1 Закона стационарным источником загрязнения окружающей среды является источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды; передвижным источником загрязнения окружающей среды - транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником загрязнения окружающей среды. Учитывая вышеизложенное, в случае осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю необходимо поставить эксплуатируемые объекты негативного воздействия на государственный учет, разработать нормативы ПДВ и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Статьями 15, 16 и 30 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что в целях предупреждения вреда, который может быть причинен окружающей среде, здоровью и генетическому фонду человека, стандартами на новые технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, которые могут оказать вредное воздействие на атмосферный воздух, устанавливаются требования охраны атмосферного воздуха. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов, осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения, осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Таким образом, ИП Лисичко С.М. нарушаются права и интересы лиц, проживающих в г. Орске на возможное возмещение вреда их жизни и здоровья. Кроме того, ответчиком не соблюдаются публично-правовые обязанности, которые возложены на субъекты предпринимательской деятельности законодательством.

Также в ходе проверки ИП Лисичко С.М. ненадлежащим образом осуществляет исполнение законодательства о пожарной безопасности.

Как следует из акта проверки от 27.07.2018, проведенной прокуратурой района с участием ОНД и ПР по г. Орску и г. Новотроицку УМЧС по Оренбургской области земельных участков, зданий, строений, сооружений лесопилки, а также склада пиломатериалов и кругляка, расположенных по адресу: <адрес>, находящихся в пользовании ИП Лисичко С.М., ответчиком допущены многочисленные нарушения законодательства.

Прокурорского проверкой установлено, следующие нарушения закона: не организовано проведение проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов (основание: п. 55 ППР в РФ); направление движения к пожарному гидранту, который является источником противопожарного водоснабжения, не обозначено указателем с четко нанесенными цифрами расстояния до его месторасположения (основание: п. 55 ППР в РФ); в местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок руководитель организации не обеспечил наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (основание: п. 6 ППР в РФ); под навесом, где расположен станок для обработки древесины допускается эксплуатация электропровода с видимыми нарушениями изоляции (основание: пп. «в» п. 42 ППР в РФ); территория организации, не оборудована пожарными щитами (основание: п. 481 ППР в РФ); на территории склада по хранению лесных материалов места, отведенные под штабели, не очищены до грунта от горючего мусора и отходов (основание: пп. «а» п. 360 ППР в РФ); на территории склада по хранению лесных материалов допускаются работы, не связанные с хранением лесных материалов (основание: пп. «б» п. 360 ППР в РФ); руководитель организации не обеспечил периодичность осмотра и проверок огнетушителей с их учетом в журнале произвольной формы (основание: п. 478 ППР в РФ).

Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 «О противопожарном режиме» (далее, - ППР в РФ) определяет, что правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994, ст. 25 Закона Оренбургской области «О пожарной безопасности в Оренбургской области» № 1673/276-III-ОЗ от 23.12.2004, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994, руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).

Ответственность ИП Лисичко С.М. за соблюдение требований пожарной безопасности на рассматриваемом объекте установлена п. 2.3.2 договора аренды с Лисичко Р.С. от 01.03.2018, действующего на дату рассмотрения дела судом.

В силу ч. 1 ст. 260 ГК РФ, лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Таким образом, в нарушение требований законодательства о пожарной безопасности ИП Лисичко С.М. нарушаются права и интересы лиц, проживающих в г. Орске, а также работников лесопилки на обеспечение безопасности жизни и здоровья.

В ходе проверки выявлено, что ИП Лисичко С.М. ненадлежащим образом осуществляет исполнение законодательства о лесопользовании об охране лесов.

В соответствии с актом проверки Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 24.07.2018 товарно-накладной документации ИП Лисичко С.М., а также сведений данных ЕГАИС (лес), установлены следующие нарушения закона: с нарушением срока (07.05.2018) ввела информацию в ЕГАИС по сделке на ** куб. м. круглого леса по договору от 06.03.2018, что является нарушением ст.50.5 Гл.2.2 Лесного кодекса РФ; задекларирован договор от 20.06.2018 на ** куб. м. круглого леса (сосны) позже транспортировки на два дня, что является нарушением статьи 50.5 главы 2.2 Лесного Кодекса РФ; не вводила информацию в ЕГАИС (лес) о фактическом объеме полученной древесины, что в соответствии с п.13 ст. 50.6 Гл 2.3 Лесного кодекса РФ, что является нарушением п. 9 пп.9 ст.50.6 Гл 2.3 Лесного кодекса РФ.

Статья 50.6 Лесного кодекса РФ определяет, что единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней является федеральной информационной системой. Правообладателем информации является Российская Федерация, от имени которой правомочия правообладателя информации осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Заказчиком и оператором единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней является уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Непредставление или несвоевременное представление юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями информации, указанной в части 9 настоящей статьи, либо представление заведомо ложной информации влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 50.5 Лесного кодекса РФ, а также п. 5 Правил представления информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 года N 1301 определяют, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, совершившие сделки с древесиной, в том числе в целях ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации, представляют оператору предусмотренной статьей 50.6 настоящего Кодекса единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Декларация о сделках с древесиной представляется в течение пяти рабочих дней со дня заключения, изменения или прекращения действия договора на отчуждение древесины, в том числе на вывоз из Российской Федерации, но не позднее одного дня до транспортировки древесины. В декларацию о сделках с древесиной вносятся изменения о фактическом объеме транспортировки древесины в течение действия договора, на основании которого указанная декларация была подана, но не реже одного раза в месяц. Информация, представляемая в систему учета древесины, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного представить указанную информацию.

Статья 50.6 Лесного кодекса РФ определяет, что в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней содержится документированная информация: о юридических лицах (наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, сведения о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика), об индивидуальных предпринимателях (сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика), осуществляющих заготовку древесины, о договорах аренды лесных участков (наименования сторон договора аренды лесного участка, их организационно-правовая форма, место нахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; местоположение арендуемого лесного участка, дата заключения и номер этого договора, срок его действия, объем подлежащей заготовке древесины в соответствии с этим договором), о договорах купли-продажи лесных насаждений (наименования сторон договора купли-продажи лесных насаждений, их организационно-правовая форма, место нахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; местоположение лесных насаждений, объем подлежащей заготовке древесины в соответствии с этим договором, дата заключения и номер этого договора, срок его действия), о контрактах, указанных в части 5 статьи 19 настоящего Кодекса (наименования сторон контракта, их организационно-правовая форма, место нахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; местоположение лесных насаждений, объем подлежащей заготовке древесины в соответствии с этим контрактом, дата заключения и номер этого контракта, срок его действия), о праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками (дата и номер документа о предоставлении права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками; в отношении лица, предоставляющего данное право, наименование и место нахождения; в отношении лица, которому такое право предоставляется, наименование, организационно-правовая форма, место нахождения; местоположение предоставляемого лесного участка, объем подлежащей заготовке древесины), о лесных декларациях (наименование лица, подавшего лесную декларацию, его место нахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; номер и дата договора аренды или иного документа, в соответствии с которыми подается лесная декларация, объем подлежащей заготовке древесины в соответствии с лесной декларацией; местоположение лесных участков), об отчетах об использовании лесов (наименование лица, представившего отчет об использовании лесов, организационно-правовая форма, место нахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; номер и дата договора аренды, иного документа, на основании которых представляется отчет об использовании лесов, объем, видовой (породный) и сортиментный состав древесины, местоположение лесных участков), о юридических лицах (наименование, организационно-правовая форма, место нахождения), об индивидуальных предпринимателях (фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность), совершивших сделки с древесиной, о декларациях о сделках с древесиной (номер и дата подачи декларации о сделках с древесиной, наименование лица, подавшего такую декларацию, организационно-правовая форма, место нахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; объем, видовой (породный) и сортиментный состав древесины, а также наименование лица, в собственность которого отчуждается древесина, организационно-правовая форма, место нахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя), о фактическом объеме полученной древесины, о маркировке древесины.

Часть вторая Перечня размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования открытой информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней, утвержденного Распоряжением Правительства РФ N 2320-р от 19.11.2014, определяет, что в информацию о сделках с древесиной входит наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, совершивших сделку с древесиной, объем древесины, в отношении которой совершена сделка, дата подачи декларации о сделке с древесиной.

Таким образом, в нарушение требований законодательства об охране окружающей среды, о пожарной безопасности и о лесопользовании ИП Лисичко С.М. нарушаются права и интересы лиц, проживающих в г. Орске на обеспечение экологической и пожарной безопасности жизни и здоровья, а также в несоблюдении публично-правовых обязанностей, которые возложены на субъекта предпринимательской деятельности законодательством.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Ответчиком ИП Лисичко С.М. суду не представлено доказательств надлежащего исполнения требований законодательства об охране окружающей среды, о пожарной безопасности и о лесопользовании.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Советского района г. Орска Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к ИП Лисичко С.М. о понуждении выполнить требования законодательства об охране окружающей среды, о пожарной безопасности и о лесопользовании подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Суд, с учетом мнения представителя, исходя из принципов рациональности, считает необходимым обязать ответчика ИП Лисичко С.М. совершить все перечисленные в иске действия в срок до 01.07.2019.

Поскольку при подаче искового заявления прокурор освобожден от оплаты государственной пошлины, в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ с ответчика ИП Лисичко С.М. в силу ст. 98 и ст. 103 ГПК РФ, надлежит взыскать в доход бюджета МО г. Орск государственную пошлину в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Советского района г. Орска Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Лисичко С.М. о понуждении выполнить требования законодательства об охране окружающей среды, о пожарной безопасности и о лесопользовании - удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Лисичко С.М. в срок до 01.07.2019 устранить выявленные нарушения законодательства об охране окружающей среды, о пожарной безопасности и о лесопользовании, а именно:

- провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, а также разработать проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- разработать и направить на согласование (утверждение) в Управление Росприроднадзора Оренбургской области нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- направить заявление, содержащее сведения о Заявителе (наименование юридического лица, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, юридический и почтовый адрес, телефон, государственный регистрационный номер записи регистрации Заявителя, подтверждающий факт внесения сведений о Заявителе в единый государственный реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)), реквизиты документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, опись представляемых материалов, сведения о местонахождении отдельных производственных площадок, с приложением следующих документов: утвержденных в установленном порядке и действующих нормативов ПДВ и ВСВ для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям, утвержденного в установленном порядке плана снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ, а также информацию о выполнении завершенных этапов указанного плана;

- направить в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области плату за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками за 2017 год;

- разработать и согласовать с Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий;

- направить в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области заявку на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

- на постоянной основе организовать проведение проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов;

- направление движения к пожарному гидранту, который является источником противопожарного водоснабжения обозначить указателем с четко нанесенными цифрами расстояния до его месторасположения;

- в местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок обеспечить наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны;

- под навесом, где расположен станок для обработки древесины на постоянной основе не допускать эксплуатацию электропровода с видимыми нарушениями изоляции;

- территорию лесопилки и склада оборудовать пожарными щитами;

- на территории склада по хранению лесных материалов места, отведенные под штабели очистить от грунта от горючего мусора и отходов;

- на территории склада по хранению лесных материалов на постоянной основе не допускать работы, не связанные с хранением лесных материалов;

- на постоянной основе обеспечить периодичность осмотра и проверок огнетушителей с их учетом в журнале произвольной формы;

- на постоянной основе вводить в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней следующую документированную информацию, - об индивидуальных предпринимателях (фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность), совершивших сделки с древесиной, о декларациях о сделках с древесиной (номер и дата подачи декларации о сделках с древесиной, наименование лица, подавшего такую декларацию, фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; объем, видовой (породный) и сортиментный состав древесины, а также наименование лица, в собственность которого отчуждается древесина, фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя), о фактическом объеме полученной древесины, о маркировке древесины.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Лисичко С.М. в местный бюджет государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г. Орска в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья А.А. Шидловский

Мотивированное решение изготовлено 02.11.2018.