НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Орска (Оренбургская область) от 23.11.2020 № 2А-1424/20

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Орск Оренбургской области 23 ноября 2020 года

Советский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе

председательствующего судьи Никитиной Н.Н.,

при секретаре Корнелюк Е.Ю.,

с участием представителя административного истца ИФНС России по г. Орску Оренбургской области – Курмангалеева Т.А.,

административного ответчика Уразгалиева С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Орску Оренбургской области к Уразгалиеву Сергазы Мендыгалиевичу о взыскании задолженности по налогу на имущество за 2015 год, пене по налогу на имущество, по земельному налогу за 2015-2016 годы, пене по земельному налогу, по транспортному налогу за 2015 год, пене по транспортному налогу,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по г. Орску Оренбургской области обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указала, что Уразгалиев С.М. является плательщиком транспортного налога, поскольку в период с 12.12.2012 по 31.12.2015 у него в собственности имелся легковой автомобиль <данные изъяты> Кроме того, Уразгалиев С.М. является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога, так как в период с 05.12.2005 по 12.04.2016 у него в собственности имелся жилой дом по адресу <адрес>, также жилой дом по адресу <адрес> земельный участок по указанному адресу. Уразгалиеву С.М. направлено налоговое уведомление № 145488224 от 18.10.2016, согласно которому ему начислен транспортный налог за 2015 год в сумме 1652 рубля, земельный налог за 2015 год в сумме 146 рублей и налог на имущество за 2015 год в общей сумме 138 рублей. Срок уплаты установлен до 01.12.2016. Уразгалиеву С.М. направлено налоговое уведомление № 36905306 от 23.08.2017, согласно которому ему начислен транспортный налог за 2016 год в сумме 173 рубля, земельный налог за 2014-2015 годы в сумме 519 рублей и налог на имущество за 2014, 2016 годы в общей сумме 177 рублей. Срок уплаты установлен до 01.12.2017. В связи с неоплатой налогов ответчику направлялись требования № 4570, № 9592, № 50088, № 10265, № 28103 об оплате недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество и земельному налогам за 2015-2016 г, а также начисленной пени, которые административным ответчиком не были исполнены. 02.06.2020 мировым судьей судебного участка № 9 Советского района г. Орска вынесен судебный приказ о взыскании задолженности, который отменен 03.07.2020 в связи с возражениями ответчика. До настоящего времени административный ответчик задолженность по налогам и пене в полном объеме не оплатил, в связи с чем, налоговая инспекция просит взыскать с Уразгалиева С.М. задолженность по имущественным налогам в сумме 2280,34 рублей, из которых: 104 рубля – задолженность по налогу на имущество за 2015 год; 9,29 рублей – задолженность по пене по налогу на имущество, 270,07 рублей – задолженность по земельному налогу за 2015-2016 годы, 35,74 рублей – задолженность по пене по земельному налогу, 1652 рубля – задолженность по транспортному налогу за 2015 год, 209,42 рублей – задолженность по пене по транспортному налогу.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал исковые требования в полном объеме. Подтвердил, что Уразгалиев С.М. обращался с заявлением о предоставлении налоговых льгот 19.12.2014 года и 20.09.2019 года ввиду установления инвалидности. Вместе с тем, поскольку в 2015 году ответчик с подобным заявлением не обращался, ему были предъявлены налоговые требования.

В судебном заседании административный ответчик Уразгалиев С.М. административные исковые требования не признал. Суду пояснил, что в связи с несчастным случаем, произошедшем с ним на производстве, в период с 01.09.2014 до 01.03.2015 ему была установлена вторая группа инвалидности. О данном факте он уведомил налоговую инспекцию. В период с 06.03.2015 по 01.03.2016 ему была установлена третья группа инвалидности. С 01.03.2016 установлена третья группа инвалидности пожизненно. За 2014 год ему была предоставлена налоговая льгота. Указывает, что не уведомил истца о продлении инвалидности в 2015-2016 годах ввиду того, что подсчитал достаточным ранее поданное заявление о предоставление налоговой льготы. Просил в иске отказать.

Суд, выслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 103-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрен порядок обращения с заявлением о вынесении судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций.

Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со ст. 6 Закона Оренбургской области от 16.11.2002 № 322/66-III-ОЗ (ред. Закона Оренбургской области от 02.11.2010 №4009/920-IV-ОЗ) «О транспортном налоге» для автомобилей легковые с мощностью двигателя:

- до 100 л.с. включительно налоговая ставка установлена в размере «0 рублей с каждой лошадиной силы»

- свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно «15 рублей с каждой лошадиной силы»

- свыше 150 л.с. до 200 л.с.с (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно «50 рублей с каждой силы»

- свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно «75 рублей с каждой лошадиной силы»

- свыше 250 л.с. (свыше 183, кВт) 150 рублей с каждой лошадиной силы».

Налоговая ставка на имущество физических лиц установлена решением Орского городского Совета депутатов от 26.10.2016 «О внесении изменений в решение Орского городского Совета депутатов от 05.11.2014 № 52-562 «О налоге на имущество физических лиц» и составляет:

- Ставка 0,1 % от кадастровой стоимости объектов недвижимости: домов, квартир, комнат и иных помещений жилого типа; незавершенных построек, планируемых для использования в качестве жилья; гаражей; единых недвижимых комплексов, содержащих хотя бы 1 жилое помещение; машино-мест; хозяйственных строений с площадью, не превышающей 50 м2, расположенных на земельных участках для ИЖС, ЛПХ, садоводства дачного хозяйства и огородничества;

- Ставка 2 % от кадастровой стоимости объектов: недвижимого имущества с кадастровой стоимостью свыше 300 млн. руб; нежилых помещений – офисов, административных и коммерческих заведений (магазинов, объектов общепита и бытового обслуживания);

- Ставка 0,5 % от кадастровой стоимости для всех остальных строений.

В целях налогообложения полная кадастровая стоимость объекта жилой недвижимости уменьшается на стоимость определенного количества квадратных метров в зависимости от вида жилой недвижимости по жилому дому – 50 кв.м.

Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно разделу II Решения Орского городского совета депутатов № 570 от 29.06.2005 г. (в ред. Решения Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 29.04.2013 № 34-559) налоговые ставки устанавливаются в зависимости от кадастровой стоимости в следующем размере: 03 % в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондам и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства; предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 1,5 % для прочих земельных участков.

Пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Согласно положениям ст. 9 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2002 г. N 322/66-III-ОЗ "О транспортном налоге" от уплаты транспортного налога освобождаются, в том числе, инвалиды всех категорий.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 407 НК РФ право на налоговую льготу по налогу на имущество физических лиц имеют инвалиды 1 и 2 групп.

Согласно ч. 5 ст. 391 НК РФ налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся, в том числе, к инвалидам I и II групп инвалидности.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 6 статьи 407 Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений сторон, предусмотрено, что физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Таким образом, предоставление права на налоговую льготу на момент возникновения спорных правоотношений носило заявительный характер.

Из материалов дела следует, что Уразгалиеву С.М. на праве собственности принадлежит имущество, признаваемое объектом налогообложения:

– транспортное средство: легковой автомобиль <данные изъяты>,

- жилой дом по адресу <адрес> земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый .

- в период с 05.12.2005 по 12.04.2016 у Уразгалиева С.М. в собственности имелся жилой дом по адресу <адрес>.

Уразгалиеву С.М. направлено налоговое уведомление № 145488224 от 18.10.2016, согласно которому ему начислен транспортный налог за 2015 год в сумме 1652 рубля, земельный налог за 2015 год в сумме 146 рублей и налог на имущество за 2015 год в общей сумме 138 рублей. Срок уплаты установлен до 01.12.2016.

Уразгалиеву С.М. направлено налоговое уведомление № 36905306 от 23.08.2017, согласно которому ему начислен транспортный налог за 2016 год в сумме 173 рубля, земельный налог за 2014-2015 года в сумме 519 рублей и налог на имущество за 2014, 2016 годы в общей сумме 177 рублей. Срок уплаты установлен до 01.12.2017.

В связи с неуплатой налогов в установленный срок Уразгалиеву С.М. направлено требование № 4570 от 08.02.2017 об уплате в срок до 21.03.2017 недоимки по налогам в сумме 1905 рублей за 2015 год и пени в размере 43,19 рубля.

Уразгалиеву С.М. направлено требование № 9592 от 12.02.2018 об уплате в срок до 16.03.2018 недоимки по налогам за 2016 год в размере 685 руб. и пени в общей сумме 12,91 руб.

Уразгалиеву С.М. направлены требования № 50088 от 22.06.2018 об уплате в срок до 31.07.2018 недоимки по налогам за 2016 год в размере 34 руб. и пени в сумме 458,49 и 1,71 руб.

Уразгалиеву С.М. направлено требование № 28103 от 10.07.2019 об уплате в срок до 01.11.2019 пени в сумме 228,92 рублей.

02.06.2020 мировым судьей судебного участка № 9 Советского района г. Орска вынесен судебный приказ о взыскании задолженности, который отменен 03.07.2020 в связи с возражениями ответчика.

До настоящего времени задолженность по налогам и пене Уразгалиевым С.М. не оплачена.

По заявлению Уразгалиева С.М., поданному в налоговую инспекцию 19.12.2014, налоговым органом ему предоставлена льгота по транспортному налогу и налогу на имущество на период установления инвалидности 2 группы - с 01.09.2014 до 01.03.2015.

Согласно справке об инвалидности Уразгалиеву С.М. в период с 06.03.2015 по 01.03.2016 и с 01.03.2016 была установлена 3 группа инвалидности.

Вместе с тем, ответчик с заявлением о предоставлении ему налоговой льготы в период с 02.03.2015 до 01.03.2016 в налоговый орган не обращался, документы, подтверждающие право на льготы в указном периоде, не предоставил. По сведениям ИФНС России по г. Орску ответчик 20.09.2019 предоставил в налоговый орган документы, подтверждающие право на налоговые льготы с 01.03.2016.

Таким образом судом установлено, что административный ответчик не воспользовался правом на налоговые льготы в период с 02.03.2015 до 01.03.2016, предоставление которых носило заявительный характер.

Доводы административного ответчика о том, что он не обратился в налоговый орган в 2015-2016 годах ввиду того, что посчитал достаточным ранее поданное в 2014 году заявление о предоставление налоговой льготы, являются необоснованными и противоречащими налоговому законодательству, действовавшему на момент возникновения спорных правоотношений.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца в полном объеме.

Расчет сумм исчисленных налогов и пени проверен судом, не оспорен ответчиком, является обоснованным, произведен с учетом периода льготы, подтвержденной ответчиком документально.

В соответствии со ст. 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Поскольку административный истец в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в силу п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ в размере 400 руб. за требование имущественного характера. Ответчик не относится к категории лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Орску Оренбургской области к Уразгалиеву Сергазы Мендыгалиевичу о взыскании задолженности по налогу на имущество за 2015 год, пене по налогу на имущество, по земельному налогу за 2015-2016 годы, пене по земельному налогу, по транспортному налогу за 2015 год, пене по транспортному налогу удовлетворить.

Взыскать с Уразгалиева Сергазы Мендыгалиевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Орску Оренбургской области задолженность по налогу на имущество за 2015 год, пене по налогу на имущество, по земельному налогу за 2015-2016 годы, пене по земельному налогу, по транспортному налогу за 2015 год, пене по транспортному налогу, в общей сумме 2280,34 рублей, из которых:

- 104 рубля – задолженность по налогу на имущество за 2015 год,

- 9,29 рублей – задолженность по пене по налогу на имущество,

- 270, 07 рублей - задолженность по земельному налогу за 2015-2016 годы,

- 35,74 рублей - задолженность по пене по земельному налогу,

- 1652 рубля - задолженность по транспортному налогу за 2015 год,

- 209,24 рублей - задолженность по пене по транспортному налогу.

Взыскать с Уразгалиева С.М. в доход государства государственную пошлину в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г. Орска Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25.11.2020.

Судья подпись Н.Н. Никитина

<данные изъяты>