копия
Дело № 2а-1332/2023
УИД 56RS0033-01-2023-001819-44
Решение
Именем Российской Федерации
г. Орск 11 октября 2023 года
Советский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Кучерявенко Т.М.,
при секретаре Мамаевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №15 по Оренбургской области к Серга Н.Ю. о взыскании задолженности по налогам,
установил:
МИФНС России №15 по Оренбургской области обратилась с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование административного иска указано, что Серга Н.Ю. в 2020 году получила в дар объект недвижимого имущества, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>А, <адрес>, кадастровая стоимость на 01.01.2020 – 534997,23 руб. Налоговая база составляет 534997,23 руб., соответственно сумма налога к уплате в бюджет составляет 69 550 руб. В нарушение п. 1 ст. 229 НК РФ, декларация по доходу от полученного в 2020 году в дар имущества не представлена налогоплательщиком в установленный законодательством срок – не позднее 30.04.2021. В ходе камеральной налоговой проверки установлены смягчающие обстоятельства, предусмотренные п. 1 ст. 112 Кодекса, а именно тяжелое материальное положение физического лица (отсутствие дохода в 2020 году), несоразмерность деяния тяжести наказания (отсутствие умысла на совершение правонарушения). Сумма штрафа по ст. 119 = 69550*5%*6 мес.-в=20865:4=5216,25 руб. Сумма штрафа по ст. 122 =69550*20%=13910:4=3477,5 руб. По решению налоговой проверки Серга Н.Ю. привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с указанным решением административному ответчику исчислен налог на доходы физических лиц в размере 69 550 руб., начислены пени за период с 16.07.2021 по 05.03.2022 в размере 4 186,92 руб., исчислен штраф в соответствии с п.1 ст. 119 НК РФ в размере 5 216,50 руб., исчислен штраф в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 3 477,50 руб. 18.11.2022 административным ответчиком оплачена сумма пени в размере 6,88 руб. Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлялось налоговое требование № от 11.05.2022 со сроком уплаты до 22.06.2022. в указанный в требовании срок задолженность не уплачена. Мировым судьей судебного участка №11 13.02.2023 вынесено определение об отмене судебного приказа от 31.08.2022 по делу 2а-198/87/2022. Просила взыскать с Серга Н.Ю. задолженность по налогам в сумме 82 424,04 руб., в том числе:
- налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ за 2020 год в сумме 69 550 руб.;
- пени по налогу на имущество физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ за 2020 год в сумме 4 180,04 руб.;
- штраф по налогу на имущество физических с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ за 2020 год в сумме 3 447,50 руб.;
- штраф за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 НК РФ в сумме 5 216,50 руб.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Серга Н.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Указала, что обязуется оплачивать имеющуюся задолженность в размере 1 000 руб. в месяц, в настоящий момент находится в отпуске по уходом за ребенком и платит по мере возможности. Просила приостановить начисление пени, в подтверждение оплаты представила выписку из личного кабинета налогоплательщика в соответствии с которой, ею произведено пополнение единого налогового счета 15.08.2023 в размере 50 руб. и 04.09.2023 в размере 200 руб.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Суд, исследовав представленные материалы, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в качестве единого налогового платежа до наступления установленного срока.
Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора установлены ст. 44 НК РФ, часть 1 которой предусматривает, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным законодательным актом о налогах и сборах.
Согласно ч. 1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п. 2 ст. 44 Налогового Кодекса РФ).
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ).
Исходя из положений ст. 400 НК РФ, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Согласно положениям ст. 401 НК РФ объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, иные здания, строения, сооружения, помещения.
В соответствии с пунктом 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Исходя из положений подпункта 7 пункта 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков: физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
В соответствии с пунктом 1.2 ст. 88 НК РФ в случае, если налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, не представлена в налоговый орган в установленный срок в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 228, пунктом 1 статьи 229 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка проводится в соответствии с настоящей статьей на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах.
Согласно пункту 6 ст. 214.10 НК РФ налоговая база по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения, определяется в соответствии с настоящим Кодексом с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Сумма налога по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения, исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговым ставкам, установленным статьей 224 настоящего Кодекса, процентная доля налоговой базы.
В целях настоящего пункта при определении налоговой базы доходы налогоплательщика при получении в порядке дарения объекта недвижимого имущества принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащей применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровой стоимости этого объекта, определенной на дату его постановки на государственный кадастровый учет).
В соответствии с пунктом 18.1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, цифровых финансовых активов, цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права, долей, паев, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 324-ФЗ).
Доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).
Как следует из административного искового заявления и материалов дела
Серга Н.Ю. в 2020 году получила в дар объект недвижимого имущества, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>А, <адрес>, кадастровая стоимость на 01.01.2020 – 534997,23 руб. Налоговая база составляет 534997,23 руб., соответственно сумма налога к уплате в бюджет составляет 69 550 руб. Документов, подтверждающих родственные отношения между дарителем и одаряемым административным ответчиком не представлено.
В нарушение п. 1 ст. 229 НК РФ, декларация по доходу от полученного в 2020 году в дар имущества не представлена налогоплательщиком в установленный законодательством срок – не позднее 30.04.2021.
В ходе камеральной налоговой проверки установлены смягчающие обстоятельства, предусмотренные п. 1 ст. 112 Кодекса, а именно тяжелое материальное положение физического лица (отсутствие дохода в 2020 году), несоразмерность деяния тяжести наказания (отсутствие умысла на совершение правонарушения). Сумма штрафа по ст. 119 = 69550*5%*6 мес.-в=20865:4=5216,25 руб. Сумма штрафа по ст. 122 =69550*20%=13910:4=3477,5 руб.
По решению налоговой проверки Серга Н.Ю. привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с указанным решением административному ответчику исчислен налог на доходы физических лиц в размере 69 550 руб., начислены пени за период с 16.07.2021 по 05.03.2022 в размере 4 186,92 руб., исчислен штраф в соответствии с п.1 ст. 119 НК РФ в размере 5 216,50 руб., исчислен штраф в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 3 477,50 руб.
18.11.2022 административным ответчиком оплачена сумма пени в размере 6,88 руб.
Ввиду несвоевременной оплаты налоговым органом в адрес налогоплательщика направлялось налоговое требование № от 11.05.2022 со сроком уплаты до 22.06.2022. в указанный в требовании срок задолженность не уплачена.
Ч.2 ст. 57 НК РФ предусмотрено, что при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п. 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Следовательно, пеня не является мерой ответственности, а относится к одному из способов уплаты налога и представляет собой компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
С учетом положения указанных норм, суд приходит к выводу, что обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пеня подлежит принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо. Поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного. В этой связи приостановление начисления пени законом не предусмотрено.
31.08.2022 мировым судьей судебного участка № 11 Советского района г.Орска Оренбургской области был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности на общую суму в размере 82 430,92 руб. Судебные приказ отменен 13.02.2023, в связи с поступившими возражениями ответчика.
С настоящим административным иском истец обратился 14.08.2023 (согласно штампу Почты России на конверте). Шестимесячный срок для обращения с исковым заявлением истекает 14.08.2023 в соответствии с ч.2 ст. 93 КАС, согласно которой в случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания процессуального срока считается следующий за ним рабочий день.
Административное исковое заявление подано Межрайонной ИФНС России № 15 по Оренбургской области в установленные ст. 48 НК РФ сроки.
Сведений о платежах, не учтенных административным истцом при расчете размера задолженности, суду не предоставлено.
Суд не принимает представленную административным ответчиком выписку из личного кабинета налогоплательщика, поскольку из нее не следует, что скриншот сделан из личного кабинета Серга Н.Ю.
Поскольку действующим законодательством на физических лиц возложена обязанность по уплате налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, учитывая отсутствие доказательств оплаты со стороны ответчика, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и взыскании с Серга Н.Ю. в пользу МИФНС №15 по Оренбургской области задолженности в размере 82 424,04 руб., в том числе:
- налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ за 2020 год в сумме 69 550 руб.;
- пени по налогу на имущество физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ за 2020 год в сумме 4 180,04 руб.;
- штраф по налогу на имущество физических с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ за 2020 год в сумме 3 447,50 руб.;
- штраф за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 НК РФ в сумме 5 216,50 руб.
Согласно ст. 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку административный истец в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в силу п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ в размере 2672,72 руб. за требование имущественного характера.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №15 по Оренбургской области к Серга Н.Ю. о взыскании задолженности по налогам - удовлетворить.
Взыскать с Серга Н.Ю. (ИНН №) в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Оренбургской области задолженность по налогам в сумме 82 424,04 руб., в том числе:
- налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ за 2020 год в сумме 69 550 руб.;
- пени по налогу на имущество физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ за 2020 год в сумме 4 180,04 руб.;
- штраф по налогу на имущество физических с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ за 2020 год в сумме 3 447,50 руб.;
- штраф за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 НК РФ в сумме 5 216,50 руб.
Взыскать с Серга Н.Ю. (ИНН №) в доход государства государственную пошлину в размере 2672,72 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г. Орска Оренбургской области в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25.10.2023.
Судья /подпись/ Т.М. Кучерявенко
Подлинное решение подшито в административном деле № 2а-1332/2023, которое находится в производстве Советского районного суда г.Орска Оренбургской области.