2-783/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июня 2017 года г. Орёл
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Макаровой О.В.,
при секретаре Гриневой Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Советского районного суда г. Орла гражданское дело по исковому заявлению прокурора Свердловского района Орловской области в интересах Российской Федерации к Иконниковой И.В. о взыскании материального ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Свердловского района Орловской области обратился в интересах Российской Федерации в суд с иском к Иконниковой И.В. о взыскании материального ущерба.
В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка. В ходе проверки установлено, что действиями ответчика Иконниковой И.В. Российской Федерации в лице Департамента сельского хозяйства Орловской области причинен материальный ущерб. Целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года» (впоследствии - до 2013 года), предполагала финансирование за счет государства мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на селе. Основные цели программы «Социальное развитие села до 2010 года» заключаются в повышении престижности проживания в сельской местности; повышении уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности; создании условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширении рынка труда в сельской местности и обеспечении его привлекательности. В качестве одной из приоритетных направлений Программы является жилищное строительство в сельской местности, улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе. Из материалов дела следует, что 14.02.2005г. ИконниковаИ.В. обратилась в администрацию Свердловского района Орловской области с
заявлением о включении ее в реестр получения Свидетельства о предоставлении средств федерального бюджета (субсидии), бюджетов субъекта Российской Федерации и иных внебюджетных источников для строительства (приобретения) жилого помещения в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года». Согласно заявлению Иконникова И.В. планировала улучшить жилищные условия путем строительства индивидуального жилого дома в д. <...>. На момент подачи заявления Иконникова И.В. имела в собственности жилой дом площадью 46 кв. м и постоянно проживала по данному адресу. 10.12.2000г. постановлением главы Котовской сельской администрации Иконниковой И.В. разрешено строительство жилого дома на ее приусадебном участке в д. <...>. 15.12.2003г. Администрацией Свердловского района Орловской области выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома и застройку земельного участка в д. <...>. Департаментом сельского хозяйства Орловской области Иконниковой И.В. предоставлена государственная поддержка на строительство жилья в сельской местности в 2003-2004 годах. Сумма субсидии составила 146 426 рубля. Согласно акту приемки законченного строительства объекта от 26.05.2004, Иконникова И.В. построила жилой дом в д. <...>. Между тем, в ходе проверки установлено, что Иконникова И.В. на территории Котовского сельского поселения <...> жилой дом не строила, построила жилой дом по <...> в <...>. Из объяснения Иконниковой И.В. следует, что она участвовала в программе «Социальное развитие села». Под строительство ей был выделен земельный участок на территории Котовского сельского поселения, где она ранее проживала, в настоящее время это <...>. По данному факту проведена проверка, по результатам которой в возбуждении уголовного дела в отношении Иконниковой И.В. по <данные изъяты> отказано в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности. Денежные средства, выделенные Иконниковой И.В. в рамках программы «Социальное развитие села до 2010 года», являются расходными обязательствами Российской Федерации. Таким образом, действиями ответчика Иконниковой И.В. Российской Федерации в лице Департамента сельского хозяйства Орловской области причинен ущерб на сумму <данные изъяты> рубля. Истец просил суд взыскать с Иконниковой И.В. сумму
полученной субсидии в размере <данные изъяты> рубля в доход федерального бюджета.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство финансов РФ, Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России).
В судебном заседании зам. прокурора Свердловского района Орловской области Демина С.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, просила суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Ответчица Иконникова И.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ее интересы в суде представляет по доверенности Куренкова Е.В.
В судебном заседании представитель ответчика Иконниковой И.В. по доверенности Куренкова Е.В. доводы искового заявления не признала, просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях. Заявила суду о пропуске срока исковой давности для обращения истца в суд с данным иском.
Представители третьего лица Департамента сельского хозяйства Орловской области по доверенностям Михалин Д.А., Косачев Н.Н. поддержали исковые требования в полном объеме, просили суд удовлетворить заявленные требования.
Представители третьих лиц Администрации Свердловского района Орловской области, Минсельхоз России, Министерства финансов РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представители Министерства финансов РФ, Минсельхоз России направили в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что 14.02.2005г. Иконникова И.В. обратилась в администрацию Свердловского района Орловской области с
заявлением о включении ее в реестр получения Свидетельства о предоставлении средств федерального бюджета (субсидии), бюджетов субъекта Российской Федерации и иных внебюджетных источников для строительства (приобретения) жилого помещения в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года».
Согласно заявлению Иконникова И.В. планировала улучшить жилищные условия путем строительства индивидуального жилого дома в д. <...>.
На момент подачи заявления Иконникова И.В. имела в собственности жилой дом площадью 46 кв. м и постоянно проживала по данному адресу.
10.12.2000г. постановлением главы Котовской сельской администрации Иконниковой И.В. разрешено строительство жилого дома на ее приусадебном участке в д. <...>.
15.12.2003г. Администрацией Свердловского района Орловской области выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома и застройку земельного участка в д. <...>.
Департаментом сельского хозяйства Орловской области Иконниковой И.В. предоставлена государственная поддержка на строительство жилья в сельской местности в 2003-2004 годах.
Сумма субсидии составила <данные изъяты> рубля.
Согласно акту приемки законченного строительства объекта от 26.05.2004, Иконникова И.В. построила жилой дом в д. <...>.
В ходе проверки установлено, что Иконникова И.В. на территории Котовского сельского поселения Свердловского района Орловской области жилой дом не строила, построила жилой дом по <...> в <...>.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с ч. 1 ст. 1064 вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. ст. 307, 309, 310 Гражданского кодекса РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности; обязательства возникают из договора. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года» (впоследствии - до 2013 года), предполагала финансирование за счет государства мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на селе.
Основные цели программы «Социальное развитие села до 2010 года» заключаются в повышении престижности проживания в сельской местности; повышении уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности; создании условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширении рынка труда в сельской местности и обеспечении его привлекательности. В качестве одной из приоритетных направлений Программы является жилищное строительство в сельской местности, улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.
В соответствии с п. п. 6, 23, 25 Постановления Правительства РФ от 03.12.2002 №858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года» гражданин, которому предоставляется социальная выплата вправе ее использовать на создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристройку жилого помещения к имеющемуся жилому дому в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома; построенное получателем социальной выплаты жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан, жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве; органы местного самоуправления вправе выполнять функции по реализации мероприятий, связанных с предоставлением социальных выплат, на основании соглашений, заключенных с органами исполнительной власти.
Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока для обращения в суд.
Статьей 195 ГК РФ установлено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу пункта 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начиналось со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Также пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 г. № 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2001 г. № 18, «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», также действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, разъяснялось, что в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение.
Пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 ГПК РФ, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
При этом, дата проведения той или иной проверки для определения начала течения срока исковой давности сама по себе правового значения не имеет.
Согласно пункту 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из приведенных выше норм действующего законодательства следует, что течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной собственности начинается со дня, когда государство в лице-уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав.
Таким образом, действующее гражданское законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, по длительное время не предпринимало действий к его защите, либо с момента, когда лицо в силу осуществления им профессиональной деятельности или объективных обстоятельств, должно было узнать о таком нарушении права.
Срок исковой давности исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, независимо от того, обратилось ли за судебной защитой само это лицо либо в его интересах лица, в силу закона наделенные таким правом.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что срок исковой давности по требованиям прокурора подлежит исчислению с момента, когда любое заинтересованное лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Согласно Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ №858 от 03.12.2002 года государственными заказчиками данной программы является, в том числе, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Разделом IV. Финансовое и ресурсное обеспечение Программы предусмотрено, что контроль за целевым использованием средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, осуществляется государственными заказчиками Программы, то есть Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в лице Департамента сельского хозяйства Орловской области.
Добросовестность участников гражданских правоотношений презюмируется законом (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом, государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, которое в соответствии с разделом IV «Организация управления реализации программы и контроля за ходом ее выполнения», ежегодно с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготавливает и до 1 февраля каждого года представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклад о ходе реализации Программы за прошедший год.
Следовательно, до 01.02.2011 года указанные мероприятия по контролю расходования федеральных средств в рамках данной программы до 2010 года должны были быть выполнены соответствующим органом, на который возложена данная обязанность.
С иском в суд прокурор обратился 15.03.2017 года, то есть спустя семь лет после окончания действия данной программы и 14 лет с момента подписания акта приемки жилого дома в эксплуатацию.
Таким образом, прокурор, как лицо, осуществляющее надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, пропустил срок исковой давности.
На основании изложенного, суд полагает, что срок исковой давности истек, и это обстоятельство в силу статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в иске.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Свердловского района Орловской области в интересах Российской Федерации к Иконниковой И.В. о взыскании материального ущерба оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Председательствующий: