НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Орла (Орловская область) от 16.11.2020 № 2-734/20

Дело №2-734/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2020 года город Орел

Советский районный суд города Орла в составе:

председательствующего судьи Самойловой Ю.С.,

при секретаре Федяевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Трефиловой Н.А. к Муниципальному образованию «Город Орёл» в лице Управления городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла о взыскании выкупной цены жилого помещения,

установил:

Трефилова Н.А. обратилась в суд с иском к Муниципальному образованию «Город Орёл» в лице Управления городского хозяйства и транспорта администрации <...> о взыскании выкупной цены жилого помещения.

В обоснование исковых требований указав, что истец является собственником квартиры, общей площадью 24,9 кв.м., расположенной по адресу: <...>. Жилой дом № <...> расположен на земельном участке: категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для объектов жилой застройки, с кадастровым номером №*** общей площадью 2 268 кв.м.

На основании заключения межведомственной комиссии № 940 от 02.09.2016 года жилой дом <...> был признан аварийным и подлежащим реконструкции. Пунктом 3 Постановления администрации г. Орла № 5626 от 08.12.2016 года «О признании многоквартирного дома <...> аварийным и подлежащим сносу и о дальнейшем использовании помещений дома» Управлению городского хозяйства и транспорта администрации города Орла в срок до 08.02.2017 г. поручено направить заказными письмами с почтовым уведомлением о вручении собственникам помещений жилого дома <...> требование о реконструкции дома в срок до 01.01.2022 г. В соответствии с пунктом 5 вышеуказанного Постановления Управлению городского хозяйства и транспорта администрации города Орла, Управлению муниципального имущества и землепользования администрации города Орла, в срок до 30.12.2022 года поручено организовать переселение граждан из дома <...> в соответствии с действующим законодательством.

29 апреля 2019 года администрацией города Орла было принято постановление № 1802 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «Город Орёл» на 2019 - 2025 голы». В соответствии с п. 1 данного постановления утверждена ведомственная муниципальная адресная программа «Муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «Город Орел» на 2019-2025 годы» согласно приложению.

Просит суд взыскать с ответчика в пользу Трефиловой Н.А. 1594796 руб. в качестве выкупной цены квартиры, находящейся по адресу: <...>, обшей площадью 24.9 кв.м. с учетом в ее составе стоимости доли истца в общем имуществе жилого дома, рыночной стоимости доли истца в праве общей долевой собственности на земельный участок; 99 300 руб. в качестве убытков, связанных с выкупом и изъятием жилого помещения; 183 712 руб. в качестве компенсации за не произведенный капитальный ремонт; 300 руб. в качестве государственной пошлины.

Истец Трефилова Н.А. в судебное заседание не явилась, о дате и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представители истца по доверенности Мурашов С.В., Савенков В.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ранее представили суду уточнение исковых требований, в котором просили суд взыскать с ответчика в пользу истца выкупную стоимость жилого помещения, находящегося по адресу: <...>, обшей площадью 24.9 кв.м. в размере 1173841 руб., с учетом доли в праве общей долевой собственности на земельный участок; убытки, связанные с выкупом и изъятием жилого помещения в размере 110667 руб., компенсацию за не произведенный капитальный ремонт в размере 401413 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Представитель ответчика Управления городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, Кухтинова А.Н., Фонд содействия реформированию ЖКХ, Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, администрация г.Орла в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при признании дома аварийным и подлежащим сносу определен статьей 32 Жилищного кодекса РФ.

Порядок определения выкупной цены жилого помещения установлен частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ. При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен дом (ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса РФ).

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное жилое помещение (ч. 2 ст. 37 Жилищного кодекса РФ).

Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме на основании пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, пп. з п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», выкупная цена изымаемого жилого помещения включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Статьей 24 Устава города Орла установлено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, является полномочиями администрации города Орла.

В соответствии с частью 4 статьи 37 Правил землепользования и застройки городского округа «Город Орел» решение об изъятии земельных участков и иных объектов недвижимости, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, принимается администрацией города Орла.

В судебном заседании установлено, что истец на основании договора купли-продажи от 25.04.2013 г. является собственником квартиры, общей площадью 24,9 кв.м., расположенной по адресу: <...>.

Жилой дом <...> расположен на земельном участке: категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для объектов жилой застройки, с кадастровым номером №***, общей площадью 2 268 кв.м.

На основании заключения межведомственной комиссии № 940 от 02.09.2016 года жилой дом <...> был признан аварийным и подлежащим реконструкции.

Пунктом 3 Постановления администрации г. Орла № 5626 от 08.12.2016 года «О признании многоквартирного дома <...> аварийным и подлежащим сносу и о дальнейшем использовании помещений дома» Управлению городского хозяйства и транспорта администрации города Орла в срок до 08.02.2017 г. поручено направить заказными письмами с почтовым уведомлением о вручении собственникам помещений жилого дома <...> требование о реконструкции дома в срок до 01.01.2022 г.

В соответствии с пунктом 5 вышеуказанного Постановления Управлению городского хозяйства и транспорта администрации города Орла, Управлению муниципального имущества и землепользования администрации города Орла, в срок до 30.12.2022 года поручено организовать переселение граждан из дома <...> в соответствии с действующим законодательством.

29 апреля 2019 года администрацией города Орла было принято постановление № 1802 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «Город Орёл» на 2019 - 2025 голы».

В соответствии с п. 1 данного постановления утверждена ведомственная муниципальная адресная программа «Муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «Город Орел» на 2019-2025 годы» согласно приложению.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.

Истец в целях определения стоимости выкупной цены представил расчет, с которым ответчик не согласился.

В связи с наличием у сторон разногласий относительно определения рыночной стоимости жилого помещения, судом была назначена судебная товароведческая экспертиза, производство которой поручено ООО «Независимая оценка».

Согласно заключению эксперта ООО «Независимая оценка» от 22.09.2020 №129 рыночная стоимость объекта недвижимости с учетом стоимости доли земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <...>, составила 1173841 руб., убытки, связанные с выкупом и изъятием жилого помещения составили 110667 руб., компенсация за не произведенный капитальный ремонт составила 401413 руб.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Заключение эксперта, исходя из требований, предусмотренных статьей 86 Гражданского процессуального кодекса РФ, должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

При вынесении решения и определении стоимости объекта - квартиры, с долей земельного участка, подлежащей возмещению в пользу истца, а также убытков, суд принимает за основу заключение ООО «Независимая оценка» от 22.09.2020 №129. Суд полагает, что данное заключение отвечает требованиям допустимого и относимого доказательства. Данное заключение было постановлено экспертом в соответствии с определением о назначении по делу судебной товароведческой экспертизы, имеет исследовательскую часть, эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, компетенция эксперта у суда не вызывает сомнений, выводы эксперта являются однозначными и носят утвердительный характер.

Доказательств, опровергающих выводы эксперта ООО «Независимая оценка», суду сторонами, согласно ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено.

Из экспертного заключения ООО «Независимая оценка» следует, что в качестве объектов-аналогов использованы экспертом, при проведении оценки, объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам, и сделана корректировка с учетом этажности, года постройки и иных параметров объектов-аналогов.

Таким образом, при изъятии жилого помещения, а вместе с ним и доли в праве на земельный участок, истец имеет возможность на выплаченные в качестве выкупной цены денежные средства приобрести аналогичное жилое помещение, а вместе с ним и долю в праве на земельный участок, не понеся за приобретение права каких-либо дополнительных расходов. Следовательно, при изъятии жилого помещения лицо посредством выплаты выкупной цены получает полный эквивалент взамен своего имущества, что отвечает принципу соблюдения баланса интересов участников спорных правоотношений.

Во исполнение требований Постановления Правительства Орловской области от 29 марта 2019 г. № 176 «Об утверждении областной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Орловской области, из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы» Постановлением администрации г. Орла от 29 апреля 2019 г. № 1802 утверждена ведомственная целевая программа «Муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «Город Орел» на 2019 - 2025 годы».

Из данной муниципальной адресной программы следует, что главным распорядителем бюджетных средств по ней выступает управление городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла.

Из части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию.

Согласно положению об управлении городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла, утвержденному Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 3 февраля 2016 г. № 6/0081-ГС, данное управление является структурным подразделением администрации города Орла, оно обладает правами юридического лица в форме муниципального казенного учреждения, имеет самостоятельный баланс, расчетные счета в банках, может быть истцом, ответчиком и третьим лицом в суде (пункты 1.1, 1.4 и 1.6 Положения).

В силу пункта 2.3 этого Положения к задачам управления городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла относятся в том числе организация переселения граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с действующим законодательством, а также организация капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, содержания и капитального ремонта муниципального жилищного фонда.

Учитывая изложенное, суд считает надлежащим ответчиком по делу Управление городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Трефиловой Н.А. и взыскании с ответчика в ее пользу выкупной стоимости жилого помещения, находящегося по адресу: <...>, общей площадью 24,9 кв.м. в размере 1173841 руб., с учетом доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <...>, убытков, связанных с выкупом и изъятием жилого помещения в размере 110667 руб., компенсации за не произведенный капитальный ремонт в размере 401413 руб.

Суд также полагает необходимым прекратить право собственности истца на указанную выше квартиру, признав право собственности на данное жилое помещение за муниципальным образованием «Город Орел».

Оценивая доводы представителя ответчика о вмешательстве суда в компетенцию органов местного самоуправления, отсутствии доказательств тому, что проживание в жилом доме <...> создает угрозу жизни и здоровью истца, суд отмечает следующее.

Разрешение настоящего спора сводится, по сути, к установлению баланса между правами и законными интересами граждан и принципом самостоятельности органов местного самоуправления.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статьей 20 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый имеет право на жизнь.

Согласно п. 1 ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье принадлежат гражданину от рождения, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Жилищное законодательство исходит из необходимости обеспечить безопасность жилища. Используя доступные праву средства, оно должно способствовать тому, чтобы жилье находилось в состоянии, не угрожающем жизни и здоровью граждан. Если жилое помещение оказалось в таком состоянии, что проживать в нем небезопасно, то оно не должно использоваться в качестве жилья.

Исходя из ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают контроль за соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам (п. 6 ст. 2 ЖК РФ), за соблюдением установленных требований при жилищном строительстве (п. 7 ст. 2 ЖК РФ). Жилищное законодательство признает жилым помещением только помещение, которое отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам (ст. 15 ЖК РФ).

Как следует из заключения общества с ограниченной ответственностью ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ИСТОК» о техническом состоянии основных строительных конструкций и конструктивных элементов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, от 26.04.2019, заключения Орловской городской межведомственной комиссии № 940 от 02.09.2016 года, материалов инвентарного дела на многоквартирный жилой дом, физический износ основных и ограждающих конструкций здания, систем инженерного оборудования несет угрозу жизни и здоровья проживающих в нем граждан, год постройки – до 1917, сведения о последнем капитальном ремонте датированы 1954 годом, при этом, дом имеет деревянные перекрытия, дощатые перегородки, печное отопление.

Как следует из письменного отзыва Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, плановый срок расселения многоквартирного жилого дома – до 31 августа 2025 года.

Таким образом, суд приходит к выводу, что дальнейшее проживание в доме, который признан аварийным, может создавать угрозу жизни и здоровью жильцов. Поскольку соглашения о предоставлении другого жилого помещения взамен подлежащего сносу между сторонами не достигнуто, истец вправе требовать выплаты выкупной цены.

На основании ч.1 ст.88 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ст.94 Гражданского процессуального кодекса РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; другие признанные судом необходимыми расходы.

В силу ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

По делу назначена судебная товароведческая экспертиза, стоимость которой составила 15000 руб. Поскольку экспертиза до настоящего времени не оплачена, указанные судебные расходы подлежат взысканию с Управления городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла в пользу ООО «Независимая оценка» в размере 15000 руб.

Истцом понесены расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб., которые подлежат взысканию с Управления городского хозяйства и транспорта администрации г.Орла в полном объеме.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Трефиловой Н.А. к Муниципальному образованию «Город Орёл» в лице Управления городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла о взыскании выкупной цены жилого помещения – удовлетворить.

Взыскать с Управления городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла в пользу Трефиловой Н.А. выкупную стоимость жилого помещения, находящегося по адресу: <...>, общей площадью 24,9 кв.м. в размере 1173841 руб., с учетом доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <...>; убытки, связанные с выкупом и изъятием жилого помещения в размере 110667 руб., компенсацию за не произведенный капитальный ремонт в размере 401413 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Прекратить право собственности Трефиловой Н.А. на квартиру и долю в праве общей собственности на земельный участок, расположенные по адресу: <...>.

Признать право собственности муниципального образования «Город Орел» на квартиру и долю в праве общей собственности на земельный участок, расположенные по адресу: <...>.

Взыскать с Управления городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла в пользу общества с ограниченной ответственностью «Независимая оценка» стоимость судебной экспертизы в размере 15000 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения, с которым стороны могут ознакомиться 17.11.2020 г.

Председательствующий: Ю.С.Самойлова