57RS0023-01-2022-003962-21
Дело № 2а-3376/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июля 2022 года город Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Бардиной Е.Е.,
при секретаре Орловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Орлу к ФИО1 о взыскании обязательных платежей,
установил:
инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Орлу (далее также – налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании обязательных платежей.
В обоснование заявленных требований указано, что за административным ответчиком числится задолженность по имущественному и земельному налогам.
В связи с этим налоговым органом в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление на уплату налога на имущество и земельного налога за 2015-2020 г.г.
Поскольку исчисленная налоговым органом сумма налогов добровольно административным ответчиком не уплачена, налоговый орган направил административному ответчику требование об уплате налогов, которое также не было исполнено.
В связи с этим налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, но вынесенный судебный приказ был отменен мировым судьей в связи с поступившими от административного ответчика возражениями относительно его исполнения.
На основании изложенного, просит суд взыскать с ФИО1 задолженность по уплате обязательных платежей в размере 2 228 руб. 47 коп., из которых: недоимка по налогу на имущество за 2015 г. в размере 24 руб.; пени за несвоевременность уплаты налога на имущество за 2016 г. за период с 04 декабря 2018 г. по 13 декабря 2018 г. в размере 6 коп.; недоимка по налогу на имущество за 2016 г. в размере 49 руб.; пени за несвоевременность уплаты налога на имущество за 2016 г. за период с 04 декабря 2018 г. по 13 декабря 2018 г. в размере 12 коп.; недоимка по налогу на имущество за 2017 г. в размере 92 руб.; недоимка по налогу на имущество за 2018 г. в размере 136 руб.; пени за несвоевременность уплаты налога на имущество за 2018 г. за период с 03 декабря 2019 г. по 25 июня 2020 г. в размере 5 руб. 54 коп.; недоимка по земельному налогу за 2020 г. в размере 1 916 руб.; пени за несвоевременность уплаты земельного налога за 2020 г. за период с 02 декабря 2021г. по 13 декабря 2021 г. в размере 5 руб. 75 коп.
Представители административного истца по доверенности ФИО2 (после перерыва не явилась) и ФИО3 исковые требования поддержала полностью, по основаниям указанным в иске.
Административный ответчик ФИО1, возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям указанным в письменном отзыве на административный иск.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Указанное право применительно к задолженности по уплате налогов и пеней принадлежит налоговым органам (статья 31 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»).
Налогоплательщиками на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (ст. 400 НК РФ).
Подпунктом 5 п. 1 ст. 401 НК РФ в перечень объектов налогообложения включены здание, строение, сооружение, помещение.
В силу статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Из статьи 405 НК РФ следует, что налоговым периодом по имущественному налогу признается календарный год.
В силу статьи 409 НК РФ налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно статье 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Из статьи 389 НК РФ следует, что объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Из статьи 393 НК РФ следует, что налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
В силу статьи 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
На территории Лавровского сельского поселения Орловского района Орловской области налоговые ставки по земельному налогу установлены Постановлением Лавровского сельского Совета народных депутатов от 08 июля 2011 г., согласно которого установлена налоговая ставка по земельному налогу на земельные участки сельскохозяйственного назначения в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии со статьей 396 НК РФ сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В силу статьи 58 НК РФ налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление об уплате налога, которое должно быть исполнено налогоплательщиком в течение одного месяца, если иной срок не указан в налоговом уведомлении.
В случае неуплаты налогоплательщиком суммы налога налоговый орган вправе в силу статьи 69 НК РФ направить налогоплательщику требование об уплате налога, которое должно быть исполнено налогоплательщиком в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В статье 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов. В порядке искового производства такое заявление может быть подано налоговым органом не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 в период с 26 мая 2015 г. до 09 декабря 2019 г. являлась собственником квартиры по адресу: , с кадастровым номером №***; с ДД.ММ.ГГ по настоящее время административному ответчику принадлежит квартира по адресу: кадастровым номером №***; также налогоплательщику принадлежит земельный участок по адресу: .
ДД.ММ.ГГ административному ответчику направлено налоговое уведомление №*** от ДД.ММ.ГГ на уплату земельного налога за 2017 г. на сумму 840 руб. и имущественного налога за 2015 – 2017 г.г. в сумме 165 руб.
ДД.ММ.ГГ административному ответчику направлено налоговое уведомление №*** от ДД.ММ.ГГ на уплату земельного налога за 2018 г. и имущественного налога за 2018 г. в сумме 136 руб.
ДД.ММ.ГГ административному ответчику направлено налоговое уведомление №*** от ДД.ММ.ГГ на уплату земельного налога за 2020 г. в сумме 1 916 руб.
В связи с тем, что административным ответчиком сумма налога полностью уплачена не была, ему по почте направлены:
требование об уплате налога и пени №*** по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в котором предложено до ДД.ММ.ГГ уплатить налог на имущество за 2017 г. в размере 165 руб. и пени за несвоевременную уплату данного налога в сумме 41 коп.;
требование об уплате налога и пени №*** по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в котором предложено до ДД.ММ.ГГ уплатить налог на имущество за 2018 г. в размере 135 руб. и пени за несвоевременную уплату данного налога в сумме 5 руб. 54 коп.;
требование об уплате налога и пени №*** по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в котором предложено до ДД.ММ.ГГ уплатить налог на имущество за 2020 г. в размере 1916 руб. и пени за несвоевременную уплату данного налога в сумме 5 руб. 75 коп.
Поскольку требования об уплате налога также не было исполнено, административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 1 Советского района г. Орла с заявлением о вынесении судебного приказа, однако определением от ДД.ММ.ГГ вынесенный в отношении административного ответчика судебный приказ от ДД.ММ.ГГ отменен ввиду наличия у административного ответчика возражений относительно его исполнения.
В связи с этим административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд учитывает, что в силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Кроме этого, выше указывалось, что статьей 48 НК РФ предусмотрен порядок обращения налогового органа в суд с исковым заявлением о взыскании неуплаченных налогов, пеней и штрафов, в том числе с установлением соответствующих сроков.
В частности, согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
В силу абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Поскольку общая сумма налогов, заявленная ко взысканию, не превысила 3 000 руб., срок исполнения самого раннего требования об уплате налога был установлен до 15.01.2019 г., с учетом положений абз. 2 п. 2 ст. 48 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговый орган имел право в рассматриваемом случае обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа в течение 6 месяцев с даты истечения трехлетнего срока, установленного в самом раннем требовании об уплате налога (с 15 января до 15 июля 2022 года).
В данном случае судебный приказ выдан налоговому органу 17 февраля 2022 г.
В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Проанализировав указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии у административного ответчика невыполненной обязанности по уплате обязательных платежей, а также пени в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога.
Процедура взыскания задолженности административным истцом соблюдена.
Вопреки доводам ФИО1 налоговое уведомление, требование об уплате налога, заявление о вынесении судебного приказа, административное исковое заявление вынесены, направлены и поданы в установленные законом сроки.
Согласно справкам об отправке (доставке) почтовых отправлений с сайта «Федеральной почтовой службы», направленные в адрес ФИО1 налоговые уведомления и требования отправлены обратно отправителю (инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Орлу) в связи с истечением срока хранения.
Ответственность за неполучение юридически значимой корреспонденции лежит на получателе корреспонденции, данная позиция отражена в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации», согласно которому, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, из-за чего она была возвращена по истечении срока хранения.
Статьей 395 НК РФ установлен перечень категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога. Такая категория налогоплательщиков, как инвалиды 2 группы, в данный перечень не включена.
В соответствии с пунктом 2 статьи 387 НК РФ представительным органам муниципальных образований предоставлено право самостоятельно устанавливать дополнительные налоговые льготы по земельному налогу, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Категории граждан, имеющих право на льготы по земельному налогу, определены постановлением Лавровского сельского Совета народных депутатов от 08 июля 2011 г. «Об установлении налога на землю», которым к числу лиц, имеющих льготы по уплате земельного налога инвалиды 2 группы, также отнесены не были.
С учетом изложенного суд считает возможным удовлетворить заявленные административные исковые требования в полном объеме.
Из части 3 статьи 178 КАС РФ следует, что при принятии решения суд разрешает в том числе вопрос о распределении судебных расходов.
В соответствии со статьей 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
При этом согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 КАС РФ.
Административный истец при подаче административного искового заявления государственную пошлину не уплачивал, поскольку в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ освобожден от ее уплаты.
Между тем с учетом удовлетворенных административных исковых требований с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб. В связи с этим суд считает возможным ее взыскать с административного ответчика в доход муниципального образования «Город Орел».
На основании изложенного и руководствуясь статьями 226-227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Орлу к ФИО1 о взыскании обязательных платежей, удовлетворить.
Взыскать ФИО1, , проживающей по адресу: пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Орлу задолженность по уплате обязательных платежей в размере 2 228 руб. 47 коп., из которых: недоимка по налогу на имущество за 2015 г. в размере 24 руб.; пени за несвоевременность уплаты налога на имущество за 2016 г. за период с 04 декабря 2018 г. по 13 декабря 2018 г. в размере 6 коп.; недоимка по налогу на имущество за 2016 г. в размере 49 руб.; пени за несвоевременность уплаты налога на имущество за 2016 г. за период с 04 декабря 2018 г. по 13 декабря 2018 г. в размере 12 коп.; недоимка по налогу на имущество за 2017 г. в размере 92 руб.; недоимка по налогу на имущество за 2018 г. в размере 136 руб.; пени за несвоевременность уплаты налога на имущество за 2018 г. за период с 03 декабря 2019 г. по 25 июня 2020 г. в размере 5 руб. 54 коп.; недоимка по земельному налогу за 2020 г. в размере 1 916 руб.; пени за несвоевременность уплаты земельного налога за 2020 г. за период с 02 декабря 2021г. по 13 декабря 2021 г. в размере 5 руб. 75 коп.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения, с которым можно ознакомиться 28 июля 2022 г.
Судья Е.Е. Бардина
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГ