НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Орла (Орловская область) от 13.12.2016 № 2А-2566/16

Дело № 2а-2566/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 декабря 2016 года город Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Самойловой Ю.С.,

при секретаре Федяевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное исковое заявление Кушелева И.Е., Панкова В.В., Сорокиной О.А., Васильевой М.В., Ставцевой А.М. к администрации г. Орла, Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области, Муниципальному казенному учреждению «Управление коммунального хозяйства г. Орла», Правительству Орловской области, Орловскому городскому совету народных депутатов об оспаривании бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Кушелев И.Е., Панков В.В., Сорокина О.А., Васильева М.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Орла, Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области об оспаривании бездействия.

В обоснование требований указав, что в нарушение требований законодательства в городе Орле ряд объектов культурного наследия, далее (ОКН), находится в недопустимом с точки зрения требований к их содержанию и использованию состоянии при бездействии госоргана охраны в части исполнение полномочий по государственному надзору и систематическому наблюдению.

Так, в доме № 36 на ул. Карачевской выбиты окна 1 этажа, из-за чего проход внутрь здания открыт, из дома выносятся детали интерьера, выломаны полы, происходили поджоги здания изнутри, одна квартира полностью выгорела, окна 2 этажа постоянно раскрыты настежь, дом сыреет, вымерзает. Территория дома завалена мусором, металлический забор, огораживающий участок, уничтожен. В д. № 13 по ул. 2-й Посадской частично снята кровля, из-за чего деревянное здание подвергается систематическому заливу атмосферными осадками. В ОКН регионального значения по адресу ул. Октябрьская, д.1 имеются серьёзные повреждения перекрытия, из-за которых конструкции памятника подвергаются неблагоприятному воздействию атмосферных осадков. На ОКН регионального значения по адресу ул. Салтыкова-Щедрина, д.5 после пожара не проведены противоаварийные и консервационные работы. Соседние памятники - дома № 7 и 9 содержатся в ненадлежащем состоянии, подвергаются утратам элементы интерьеров. Памятник регионального значения, «дом Лобанова», стоит с открытыми окнами, выбитыми стёклами, выломанными оконными рамами и дверьми, вскрытыми полами. Дом внутри завален мусором. Памятник регионального значения - часовня Христорождественского женского монастыря в Транспортном переулке заброшена, разрушается.

Несмотря на это, собственник не провёл противоаварийных работ, а госорган не принимает никаких мер понуждения к их проведению в рамках госнадзора и систематического наблюдения.

Указанное бездействие собственника и госоргана нарушают права граждан РФ, установленные Международной декларацией прав человека, ст. 27, Международной хартией по консервации и реставрации памятников, ст. 7, Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия, ст.ст. 4, 5, 6, Конституцией РФ, ст.ст. 42 и 44. пунктами 1 и 2 ст. 7 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия».

Просят суд признать незаконным, нарушающим права граждан РФ, несоблюдение собственником - администрацией города Орла требований к содержанию объектов культурного наследия по адресам: г. Орёл, ул. Карачевская, д.36, ул.2-я Посадская, д. 13, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 5, д. 7, д. 9, ул. Октябрьская, д.1, ул.Старо-Московская, д.55, Транспортный пер., без номера, у полотна железной дороги, в створе ул. 3-й Курской.

Признать незаконным, нарушающим права бездействие
Управления по государственной охране объектов культурного наследия
Орловской области по осуществлению государственного надзора и
систематического наблюдения за исполнением обязательных требований к содержанию указанных памятников.

Обязать Администрацию г. Орла привести данные объекты в надлежащее противопожарное и санитарное состояние.

Обязать Администрацию г. Орла безотлагательно провести памятниках противоаварийные и консервационные работы в установленном законом порядке.

В ходе рассмотрения дела административные истцы неоднократно уточняли требования, просят признать незаконным, нарушающим их права граждан РФ, несоблюдение собственником - администрацией города Орла требований к содержанию объектов культурного наследия по адресам: г. Орёл, ул. Карачевская, д. 36, ул.2-я Посадская, д.13, ул. Салтыкова-Щедрина, д.5, д.7, д.9, ул. Октябрьская, д.1, ул.Старо-Московская, д.55, Транспортный пер., без номера, у полотна железной дороги, в створе ул. 3-й Курской.

Признать незаконным, нарушающим их права бездействие - ненадлежащее исполнение полномочий Управления по государственной охране объектов культурного наследия Орловское области по осуществлению государственного надзора и систематического наблюдения за исполнением обязательные требований к содержанию указанных памятников, выраженное в отсутствии исчерпывающих мер по пресечению и устранению выявленных нарушений, неиспользовании всего комплекса установленных законом полномочий госоргана, не достижении целей, не выполнении задач государственной охраны памятников.

Обязать Администрацию г. Орла организовать инженерно-техническое обследование указанных зданий в строгом соответствии с
требованиями ГОСТ Р-55567/2013 и ГОСТ 31937-2011.

Обязать Администрацию г. Орла безотлагательно привести данные объекты в надлежащее противопожарное, санитарное и техническое состояние, в том числе: удалить из объектов все виды бытовых и строительных отходов, трупы животных, нечистоты; произвести комплексную дезинфекцию, обеззараживание, санитарную обработку помещений; закрыть оконные и дверные проёмы, перекрыть доступ посторонних лиц во внутренние помещения объектов; восстановить перекрытия и кровлю зданий в местах повреждений, исключить попадание атмосферных осадков во внутренние помещения, обеспечить нормальный температурно-влажностный режим и вентиляцию внутренних помещений; обеспечить необходимые меры противопожарной защиты зданий.

Обязать Администрацию г. Орла безотлагательно, до проведения полномасштабных работ по сохранению, осуществить на этих памятниках весь комплекс необходимых противоаварийных и консервационных работ в установленном законом порядке.

Обязать Администрацию г. Орла и МКУ «УКХ г.Орла» установить режим мониторинга технического, санитарного, противопожарного состояния данных объектов.

Обязать Управление по государственной охране объектов культурного наследия разработать и реализовать государственную региональную программу охраны объектов культурного наследия в соответствии с п.2 ст.6 Закона Орловской области №1637-ОЗ.

Обязать Управление по государственной охране объектов культурного наследия установить порядок и форму выдачи задания на мероприятия по контролю за состоянием и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия и сформировать соответствующие задания по каждому объекту немедленно.

Обязать Правительство Орловской области утвердить региональную государственную программу охраны наследия в соответствии со ст.12 Федерального закона №73-ФЗ, п.2 ст.5 Закона Орловской области №1637-ОЗ, включив в нее все указанные в иске объекты.

Обязать Правительство Орловской области установить порядок организации и осуществления регионального государственного надзора в соответствии с п.17 ст. 5 Закона Орловской области №1637-ОЗ.

Обязать Орловский городской совет народных депутатов безотлагательно внести изменения в бюджет г.Орла, обеспечив выделение необходимых денежных средств на исполнение вышеуказанных мероприятий по приведению состояния и содержания указанных объектов в соответствии с законом.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечены МКУ «УКХ г. Орла», Правительство Орловской области, Орловский городской совет народных депутатов, в качестве заинтересованных лиц Местная религиозная организация «Православный приход Богоявленского собора г. Орла Орловской области Орловской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), МУП «Управление капитального строительства г. Орла».

В судебном заседании административные истцы Кушелев И.Е., Панков В.В., Васильева М.В., Сорокина О.А. уточненные требования поддержали в полном объеме.

Административный истец Ставцева А.М. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель административного ответчика администрации г.Орла Фомушкина Е.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что бездействие администрации г.Орла отсутствует. В связи с чем, просила суд отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель административного ответчика МКУ «УКХ г.Орла» в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель административных ответчиков Управления культуры и архивного дела Орловской области, Правительства Орловской области Гайдуков Р.М. требования административных истцом полагал необоснованными, просил отказать в удовлетворении уточненных требований в полном объеме.

Представитель административного ответчика Орловского городского совета народных депутатов Прохоров М.А. полагал, что заявленные требования основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, ввиду чего просил суд отказать в удовлетворении административного иска.

Представитель заинтересованного лица МКУ «УКС г.Орла» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Местной религиозной организации «Православный приход Богоявленского собора г. Орла Орловской области Орловской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Борисов Е.А. просил суд отказать в удовлетворении требований в части, касающейся «Бывшей Троице-Васильевской церковно-приходской школы (башня и прилегающая к ней стена), 1895 г., расположенной по адресу: г. Орел, ул. 2-ая Посадская, д. 13, поскольку в настоящее время осуществляется процедура передачи указанного здания в собственность прихода.

Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» указано, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять, в том числе, и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В силу ч.1 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Как следует из ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В силу ст. 9.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения; обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», под государственным надзором за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (далее - государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и физическими лицами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, в том числе выдача обязательных для исполнения предписаний об отмене решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятых с нарушением настоящего Федерального закона, или о внесении в них изменений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами своей деятельности (далее - систематическое наблюдение).

Соответствующие полномочия также закреплены в Положении об Управлении государственной охране объектов культурного наследия Орловской области, утвержденном постановлением Правительства Орловской области от 21 октября 2015 №475.

При этом, согласно указу Губернатора Орловской области от 22 ноября 2014 г. № 448 «О структуре исполнительных органов государственной власти Орловской области», Управление по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области является правопреемником Управления культуры и архивного дела Орловской области в сфере сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия.

В силу п. 9 ст. 16.1 вышеназванного Федерального Закона, собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия обязан выполнять определенные пунктами 1-3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия.

Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия.

В соответствии с ч.1 ст.40 вышеуказанного закона, сохранение объекта культурного наследия в целях настоящего Федерального закона - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

Статья 48 ФЗ N 73-ФЗ гласит, что собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального Закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

В судебном заседании установлено, что Приказом Управления культуры и Архивного дела Орловской области от ДД.ММ.ГГ№*** утвержден План проверок на ДД.ММ.ГГ год.

Приказом Управления культуры и Архивного дела Орловской области от ДД.ММ.ГГ№*** утвержден План проверок на ДД.ММ.ГГ год.

Дома №5,7,9, расположенные на ул. Салтыкова-Щедрина на основании постановления Орловского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ№*** являются объектами культурного наследия регионального значения, вид - памятник архитектуры.

В соответствии с Приказом Управления культуры и архивного дела Орловской области от ДД.ММ.ГГ№*** «О проведении плановой выездной проверки объектов культурного наследия регионального значения, расположенных по адресам: г. Орел, ул. Салтыкова-Щедрина, дома 5,7,9», проведена внеплановая выездная проверка.

ДД.ММ.ГГ за №*** Управление культуры и архивного дела Орловской области в адрес Управления муниципального имущества и землепользования администрации города направлено письмо о необходимости ежегодного предоставления отчета о выполнении требований охранных обязательств.

ДД.ММ.ГГ за №*** Управление культуры и Архивного дела Орловской области в адрес МКУ «УКХ города Орла» направлено письмо о необходимости ежегодного предоставления отчета о выполнении требований охранных обязательств.

ДД.ММ.ГГ за №*** Управление муры и Архивного дела Орловской области информировало МКУ «УКХ города Орла» о необходимости собственникам (пользователям) заключить охранные обязательства.

ДД.ММ.ГГ за №*** Управление культуры и Архивного Орловской области информировало Общественный Совет по сохранению историко-культурного и природного наследия Орловской области о направлении требования в администрацию города Орла по обеспечению сохранности указанного объекта культурного наследия.

ДД.ММ.ГГ за №*** Управление культуры и Архивного дела Орловской области проинформировало ГУ МЧС России по Орловской области об определении примерной стоимости выполнения проектных и ремонтно-реставрационных работ в результате пожара.

ДД.ММ.ГГ за №*** Управление культуры и Архивного дела Орловской области в адрес УМВД России по городу Орлу подготовлено и направлено заявление о проведении проверки и принятии решения о привлечении виновных лиц к ответственности по факту уничтожения (повреждения) объекта культурного наследия.

ДД.ММ.ГГ Управление культуры и Архивного дела Орловской области направило в адрес «МКУ города Орла» охранное обязательство на указанный объект.

Жилой дом № 7 по ул. Салтыкова-Щедрина значится в Едином реестре муниципального имущества с долей муниципальной собственности 100 % и находится в оперативном управлении МКУ УКХ г. Орла.

В настоящее время осуществляется регистрация перехода права собственности Администрации г.Орла на дома №5,9 по ул.Салтыкова-Щедрина г.Орла.

Объект культурного наследия «Дом жилой», XIX в., расположенный по адресу: г. Орел, ул. Карачевская, д. 36, на основании постановления Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГ№*** является объектом культурного наследия регионального значения, вид - памятник архитектуры, находится в оперативном управлении МКУ УКХ г. Орла.

В соответствии с Приказом Управления культуры и Архивного дела Орловской области от ДД.ММ.ГГ№*** «О проведении плановой выездной проверки объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой» XIX век, ДД.ММ.ГГ проведена плановая проверка, по результатам которой был составлен акт проверки №*** от ДД.ММ.ГГ.

Приказом Управления культуры и Архивного дела Орловской области от ДД.ММ.ГГ№*** утверждено проведение внеплановой выездной проверки объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой» XIX век, ДД.ММ.ГГ проведена проверка, по результатам которой был составлен акт проверки №*** от ДД.ММ.ГГ.

По результатам мероприятий, осуществленных в рамках исполнения надзорных функций были осуществлены следующие действия.

ДД.ММ.ГГ за №*** Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области в адрес ГУ МЧС России по Орловской области подготовлен и направлен запрос.

ДД.ММ.ГГ за №*** Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области в адрес УМВД России по городу Орлу подготовлено и направлено заявление о проведении проверки и принятии решения о привлечении виновных лиц к ответственности по факту уничтожения (повреждения) объекта культурного наследия.

ДД.ММ.ГГ за №*** Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области в адрес заместителя прокурора Заводского района города Орла был направлен ответ о проведенных мероприятиях в рамках осуществления контроля.

ДД.ММ.ГГ за №*** Управление культуры и Архивного дела Орловской области информировало Управление муниципального имущества и землепользования администрации города Орла о необходимости в установленные законом сроки предоставлять уведомления о выполнении требований охранных обязательств.

ДД.ММ.ГГ за №*** Управление культуры и Архивного дела Орловской области информировало МКУ «УКХ города Орла» о необходимости в установленные законом сроки предоставлять уведомления о выполнении требований охранных обязательств.

ДД.ММ.ГГ за №*** Управление культуры и Архивного дела Орловской области информировало МКУ «УКХ города Орла» о необходимости собственникам (пользователям) заключить охранные обязательства.

Объект культурного наследия «Дом Лобанова В.И., в котором останавливался писатель Тургенев И.С.», 1879-1881 гг., расположенный по адресу: г. Орел, ул.Старо-Московская, д. 55, на основания решения малого Совета Орловского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ№*** является объектом культурного наследия регионального значения, вид – памятник истории.

Указанный дом значится в Едином реестре муниципального
имущества с долей муниципальной собственности 100 % и находится в
оперативном управлении МКУ УКХ г. Орла.

Вышеуказанные дома расселены в рамках реализации областной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Орловской области из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 гг.», утвержденной постановлением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГ№***.

Для ограничения доступа в жилые помещения и сохранности данных домов МКУ УКХ г. Орла произвело обследование и составило соответствующую смету.

Объект культурного наследия «Бывшая Троице-Васильевская церковно-приходская школа (башня и прилегающая к ней стена), 1895 г., расположенный по адресу: г. Орел, ул. 2-ая Посадская, д. 13 на основании решения малого Совета Орловского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ№*** является объектом культурного наследия регионального значения, вид - памятник архитектуры. Относятся к архитектурному ансамблю бывшего
Введенского женского монастыря и являются объектами культурного наследия региональной категории охраны.

В соответствии с Приказом, Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области от ДД.ММ.ГГ№*** «О проведении плановой выездной проверки объекта культурного наследия регионального значения «Бывшая Троице-Васильевская Церковно-приходская школа» 1895 год, ДД.ММ.ГГ проведена плановая проверка, по результатам которой был составлен акт проверки №*** от ДД.ММ.ГГ

В соответствии с Приказом, Управлением культуры и Архивного дела Орловской области от ДД.ММ.ГГ№*** «О проведении внеплановой выездной проверки объекта культурного наследия регионального значения «Бывшая Троице-Васильевская церковно-приходская школа» 1895 год ДД.ММ.ГГ проведена внеплановая проверка, по результатам которой был составлен акт проверки №*** от ДД.ММ.ГГ.

По результатам проверки ДД.ММ.ГГ за №*** в адрес Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла было вынесено предписание об устранении нарушений требований сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с Приказом, Управление культуры и архивного дела Орловской области от ДД.ММ.ГГ№*** «О проведении Внеплановой выездной проверки объекта культурного наследия регионального значения «Бывшая Троице-Васильевская церковно-приходская школа» 1895 год - ДД.ММ.ГГ проведена внеплановая проверка, по результатам которой был составлен акт проверки № б/н от ДД.ММ.ГГ.

ДД.ММ.ГГ за №*** Управлением культуры и Архивного дела Орловской области было направлено задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в адрес Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла.

В настоящее время осуществляется государственная регистрация права собственности на данный объект Местной религиозной организацией «Православный приход Богоявленского собора г. Орла Орловской области Орловской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Объект культурного наследия часовня Христорождественского монастыря, расположенная по адресу: г. Орел, пер. Транспортный без номера (у полотна железной дороги в начале ул. 3-Курской).

Данный объект культурного наследия в Едином реестре муниципального имущества не значится и в оперативное управление МКУ «УКХ г. Орла» не закреплен.

Объект культурного наследия «Дом жилой» (Дом Лизы Калитиной), XIX в., расположенный по адресу: г. Орел, ул. Октябрьская, д. 1, на основании постановления Орловского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ№***, является объектом культурного наследия регионального значения, вид - памятник архитектуры.

ДД.ММ.ГГ между МКУ «УКХ города Орла» и ООО Частное охранное предприятие «<данные изъяты>» заключен договор №***, в соответствии с которым, в течение срока действия договора исполнитель осуществляет пропускной режим и круглосуточную охрану здания, сооружений, территории, а также материальных ценностей, находящихся на охраняемом объекте, принадлежащих заказчику по адресу: Октябрьская, д.1 в г.Орле своими силами с 1-го числа с 08 час. 00 мин. до 08 час. 00 мин. следующего дня. Действие договора пролонгировано.

ДД.ММ.ГГ между МУП «УКХ города Орла» и ООО Частное охранное предприятие «<данные изъяты>» заключен муниципальный контракт №***, согласно которому охранное предприятие обязано осуществлять охрану памятника культуры и истории «Дом Лизы Калитиной».

Согласно постановления администрации г.Орла от ДД.ММ.ГГ№*** выполнение функций заказчика по объекту «Проведение ремонтно-реставрационных работ памятника истории и культуры «Дом Лизы Калитиной», г.Орел возложено на МКУ «УКС города Орла».

ДД.ММ.ГГ за №*** Управление культуры и
архивного дела Орловской области направляло в адрес МКУ «УКС города Орла» письмо по вопросу проведения работ по сохранению объектов культурного наследия.

ДД.ММ.ГГ за №*** Управлением культуры и Архивного дела Орловской области было рассмотрено обращение Попечительского Совета по возрождению Дворянского гнезда, с указанием на неоднократность направления уведомлений о необходимости строгого соблюдения перечня программных мероприятий и сроков реализации в адрес Орловского городского Совета народных депутатов и администрации муниципального образования «Город Орел».

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО17, ФИО18, ФИО19 подтвердили ненадлежащее строительно-техническое состояние рассматриваемых объектов культурного наследия, расположенных на территории г.Орла.

Согласно Уставу МУП «УКХ г.Орла» учредителем данного учреждения является муниципальное образование «город Орел».

Функции и полномочии учредителя осуществляет администрация г.Орла в лице управления городского хозяйства администрации города Орла.

Собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «город Орел».

Функции и полномочия собственника имущества осуществляет администрация города Орла в лице управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла.

Статья 13 Федерального Закона № ФЗ-73 определяет источники финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия. Источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, внебюджетные поступления, местные бюджеты.

Финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия за счет средств, получаемых от использования находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и (или) выявленных объектов культурного наследия, осуществляется в порядке, определенном законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Части 4 и 5 вышеназванной статьи гласят, что субъекты Российской Федерации вправе за счет средств своих бюджетов принимать участие в финансировании мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе за счет средств своих бюджетов оказывать финансовую поддержку мероприятий по сохранению находящихся в собственности религиозных организаций объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и выявленных объектов культурного наследия религиозного назначения.

В соответствии с Постановлением Главы Муниципального образования «город Орел» - мэра г. Орла от ДД.ММ.ГГ№*** на «МКУ УКХ г. Орла» возложены полномочия выступать наймодателем от имени собственника муниципального жилого фонда г. Орла на заключение, изменение, расторжение в соответствии с действующим законодательством договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Орла.Таким образом, весь муниципальный жилой фонд, находящийся в собственности администрации г. Орла передан в оперативное управление МКУ УКХ г. Орла.

В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского Кодекса РФ (далее ПС РФ) право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

Статья 296 ГК РФ определяет право оперативного управления, а именно: учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Имущество, принадлежащее государственному или муниципальному учреждению либо казенному предприятию на праве оперативного управления, ремонтируется за счет такого учреждения (предприятия), хотя закон предусматривает, что финансирует расходы собственник.

Учреждения и казенные предприятия владеют и пользуются имуществом, закрепленным за ними на праве оперативного управления. Эти организации с согласия собственника в установленных пределах распоряжаются имуществом в соответствии с его назначением и целями своей деятельности (если иное не предусмотрено законом).

Вместе с тем, материалами дела установлено, что бюджет г. Орла является дефицитным, расходы значительно превышают его доходы.

Начиная с 2009 г., бюджет г. Орла ежегодно утверждается с максимальным дефицитом, допустимым Бюджетным Кодексом Российской Федерации, основным источником финансирования которого являются банковские кредиты. Несмотря на это доходы бюджета и источники финансирования кредита бюджета не обеспечивают в полном объеме потребность в финансовых ресурсах для выполнения расходных полномочий, закрепленных Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Недостаток средств на 2016 год составляет порядка 700 000 000 руб.

При этом, бюджет г. Орла не является дотационным, поскольку Муниципальное образование «Город Орел» не является получателем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Орловской области.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, о том, что ответчиками Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области, Администрацией г.Орла, МКУ «УКХ г. Орла» предприняты все зависящие от них меры по организации мероприятий по сохранению, использованию и государственной охране рассматриваемых объектов истории и культуры, но в связи с недостаточностью средств единовременно указанные мероприятия провести невозможно.

Доводы о бездействии административного ответчика Правительства Орловской области суд также находит необоснованными ввиду следующего.

Постановлением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГ№*** утвержден Порядок организации и осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, включенных в реестр выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Орловской области.

В соответствии с пунктом 2 данного Порядка уполномоченным органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим региональный государственный надзор, является Управление по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области.

Таким образом, нарушение норм действующего законодательства, в том числе незаконное бездействие Правительства Орловской области, отсутствует.

Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Таким образом, разработка, выбор и включение в программу соответствующих объектов культурного наследия является правом уполномоченного органа, который учитывает конкретные обстоятельства по каждому объекту, а также финансовые возможности бюджета.

Орловским городским Советом народных депутатов принято Решение от ДД.ММ.ГГ№***-ГС "О Положении "О сохранении, использовании и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в муниципальной собственности города Орла, охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории города Орла", которое регулирует отношения в сфере сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального образования "Город Орел", охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории города Орла, в том числе распределение полномочий между органами местного самоуправления.

Согласно части 12 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных, налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

Согласно статьи 24 Устава города Орла, к полномочиям администрации относится разработка местного бюджета и организация его исполнения, а так же в рамках предусмотренного в местном бюджете финансирования администрация города Орла разрабатывает и утверждает планы и программы по решению отдельных вопросов местного значения.

Орловский городской Совет народных депутатов согласно своих полномочий и в соответствии со статьей 14 Устава города Орла утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении.

Таким образом, Орловский городской Совет народных депутатов не в праве самостоятельно внести изменения в местный бюджет, предусматривающие осуществление расходов средств местного бюджета, ввиду чего требования к данному ответчику являются необоснованными.

В связи с чем, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

руководствуясь ст.ст. 226-227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Кушелева И.Е., Панкова В.В., Сорокиной О.А., Васильевой М.В., Ставцевой А.М. к администрации г. Орла, Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области, Муниципальному казенному учреждению «Управление коммунального хозяйства г. Орла», Правительству Орловской области, Орловскому городскому совету народных депутатов об оспаривании бездействия – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения, который будет изготовлен в течение пяти дней.

Судья Ю.С. Самойлова